Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БЕЛОРУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД



Историческая наука в Белоруссии получила широкие возможности развития только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Об­разование Белорусской Советской Социалистической Рес­публики явилось величайшим событием в истории бело­русского народа. Закрепление исторических завоеваний Великого Октября создало условия для изучения истории Белоруссии.

В развитии советской белорусской историографии отчетливо выступают два периода. .Первый начинается со времени открытия Белрусского государственного уни­верситета— первого научного центра в БССР'*=- и до Великой Отечественной войны (1941 г,). Второй период начался в 1945 г. и продолжается в наши дни.

4 Перед историками республики в начале 20-х годов встали огромные задачи: собрать и изучить большое; ко­личество документальных данных, пересмотреть в свете марксистско-ленинской методологии многие положения дореволюционных историков по истории Белоруссии, со­здать научно обоснованную историю белорусского нарог да. Основные трудности в выполнении этих сложных за­дач заключались в отсутствии научных кадров. Только С открытием в 1921 г. Белорусского государственного уни­верситета и основанием в 1922 г. Института белорусской культуры дело с подготовкой научных кадров, а вместе с тем и с разработкой белорусской истории двинулось вперед.

Для объединения всех научных сил белорусских со­ветских историков для борьбы с буржуазно-националИ' стическимй и шовинистическими извращениями истори­ческой науки и для пропаганды марксистско-ленинской теории и методологии осенью 1927 г, было образовано общество историков-марксистов БССР. В него входили историки — работники научных и высших педагогических учреждений (Инбелкульта, университета, Комвуза) 1. Своей многогранной деятельностью общество способст­вовало критическому преодолению влияния буржуазной историографии, усвоению историками республики мар­ксистско-ленинской теории.

На основе решений Московской конференции 19 апре­ля 1928 г. в Белоруссии было созвано совещание научных работников-коммунистов при ЦК КП(б)Б. Со­вещание вынесло постановление об организации более широкого и массового Общества марксистов, объединяв­шего не только историков, но и философов, экономистов, филологов. В задачи Общества входило: научная марк­систская разработка отдельных теоретических вопросов, связанных с историей и экономикой Белоруссии, борьба с буржуазными, великодержавными и националистиче­скими влияниями и извращениями в науке, общее руко­водство педагогической работой в высшей и средней школе, содействие в подготовке молодых кадров научных работников, пропаганда и популяризация марксистского метода 2. Деятельность Общества сыграла заметную роль в утверждении марксистской методологии и теории в исторической науке Белоруссии3.

В первые два Десятилетия после победы Великого Ок­тября проходил процесс становления советской историче­ской науки, основанной на марксистско-ленинской тео­рии. Ее методологические принципы открыли новые воз­можности научного освещения истории народа. Марк­систско-ленинское понимание исторического процесса позволило придать историографии Белоруссии в 20— 30-е годы новую тематическую направленность, отра­жавшую новое, научное понимание всего исторического развития Белоруссии. Всего с 1918 по 1941 гг. было опуб­ликовано 140 работ по истории Белоруссии эпохи фео­дализма. Среди них книг и брошюр — 23, статей в науч­ных сборниках и журналах — 102, статей в газетах—16. Основной формой публикаций являлись статьи в сбор­никах, журналах, небольшие исследования. Это объяс­няется тем, что новый подход к изучению истории Белоруссии эпохи феодализма требовал привлечения и разработки документальных данных, остававшихся вне внимания прошлой историографии. По тематике эти ра­боты распределяются следующим образом: обзорные работы — 10, из них 6 книг и брошюр; работы по исто­рии сельского хозяйства и крестьянства — 11, из них книг — 3; по истории городов — 11 (все статьи); по исто­рии культуры —57,-из них 4 книги; по политической истории — 13 статей; по источниковедению —12 статей; по историографии—10 работ, из них 2 книги; по исто­рии классовой и освободительной борьбы — 8 работ (из них 2 книги); кроме того, 6 сборников документов. Три статьи посвящены истории церкви. Как видно, преобла­дали работы по истории аграрных отношений, крестьян­ства и культуры. История церкви и права потеряла свое ведущее значение. Такая перестройка представления о главном и актуальном в историческом исследовании сви­детельствовала о возраставшем влиянии марксистско-ленинского подхода к истории как истории деятельности и борьбы народных масс..

Историографические работы явились показателем ро­ста стремления к переосмыслению историографического наследства; критическому отношению к ошибочному тол­кованию исторического процесса.

•" Белорусская советская историография ?0—30-х годов в отличие от всей прошлой историографии не ограничи­лась изучением истории белорусских земель до середины XVI в. Творческий поиск историков республики включал все этапы исследования феодальной эпохи. Были опуб­ликованы работы, освещавшие переходные этапы от од­ной исторической формации к другой.

Принципиально важным с точки зрения методологии было то, что в это время по-новому предстал сам объект исследования. Это был уже не Северо-Западный край с его неочерченностью исторических и этнических границ, а территория Белорусской Советской Социалистической Республики.

Становление белррусекрй советской исторической науки не могло не испытать ряда трудностей вследствие того, что в первое время заметную роль в ней играли историки дореволюционного поколения, взгляды которых сложились на основе буржуазной историографии. Среди них можно назвать М. К. Любавского, 'МГБ. Довнар-Запольского. В этом отношении очень характерен и показателен доклад М. К. Любавского на первом заседа­нии Белорусского научно-культурного общества в Москве 1(14) июля 1918 г. В нем Любавский с позиций государ­ственной школы заявил, что так как «белорусское племя в большей части изжитого им времени не имело своей собственной государственности», то .его история — «пре­имущественно история племени и особой разновидности русской культуры»4. Изложение в докладе исходных теоретических представлений о прошлом Белоруссии но­сит эклектический характер. Летописный период истории оценивается следующим образом: «За своими лесами и болотами кривичи полоцкие и дреговичи жили особно от остального русского населения, знать не хотели его инте­ресов, стремлений»5. Это положение Любавский явно позаимствовал у Довнар-Запольского. Идеалистическое понимание им истории Белоруссии XIV—XVIII вв. про­явилось в его оценке этих четырех столетий как периода, в котором главную суть составили «потери исторических вождей и руководителей, то есть князей и разных гра­мотеев»6. В заключение доклада он высказал важное положение о том, что «только опираясь на братский ве­ликорусский народ, в тесном духовном и политическом единении с ним, белорусское племя может утвердить для себя достаточное национальное бытие» 7.

Основателем белорусской советской исторической школы был В. И. Пичета. Он начал свою научно-педаго­гическую деятельность до революции, напечатав первую научную работу в 1904 г. В. И. Пичета опубликовал око­ло 500 научных работ (монографий, статей, рецензий), среди них около 150 по социально-экономической и поли--тической истории права, истории Белоруссии, историо­графии, источниковедению, краеведению и культуре.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.