Историческая наука в Белоруссии получила широкие возможности развития только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Образование Белорусской Советской Социалистической Республики явилось величайшим событием в истории белорусского народа. Закрепление исторических завоеваний Великого Октября создало условия для изучения истории Белоруссии.
В развитии советской белорусской историографии отчетливо выступают два периода. .Первый начинается со времени открытия Белрусского государственного университета— первого научного центра в БССР'*=- и до Великой Отечественной войны (1941 г,). Второй период начался в 1945 г. и продолжается в наши дни.
4 Перед историками республики в начале 20-х годов встали огромные задачи: собрать и изучить большое; количество документальных данных, пересмотреть в свете марксистско-ленинской методологии многие положения дореволюционных историков по истории Белоруссии, создать научно обоснованную историю белорусского нарог да. Основные трудности в выполнении этих сложных задач заключались в отсутствии научных кадров. Только С открытием в 1921 г. Белорусского государственного университета и основанием в 1922 г. Института белорусской культуры дело с подготовкой научных кадров, а вместе с тем и с разработкой белорусской истории двинулось вперед.
Для объединения всех научных сил белорусских советских историков для борьбы с буржуазно-националИ' стическимй и шовинистическими извращениями исторической науки и для пропаганды марксистско-ленинской теории и методологии осенью 1927 г, было образовано общество историков-марксистов БССР. В него входили историки — работники научных и высших педагогических учреждений (Инбелкульта, университета, Комвуза) 1. Своей многогранной деятельностью общество способствовало критическому преодолению влияния буржуазной историографии, усвоению историками республики марксистско-ленинской теории.
На основе решений Московской конференции 19 апреля 1928 г. в Белоруссии было созвано совещание научных работников-коммунистов при ЦК КП(б)Б. Совещание вынесло постановление об организации более широкого и массового Общества марксистов, объединявшего не только историков, но и философов, экономистов, филологов. В задачи Общества входило: научная марксистская разработка отдельных теоретических вопросов, связанных с историей и экономикой Белоруссии, борьба с буржуазными, великодержавными и националистическими влияниями и извращениями в науке, общее руководство педагогической работой в высшей и средней школе, содействие в подготовке молодых кадров научных работников, пропаганда и популяризация марксистского метода 2. Деятельность Общества сыграла заметную роль в утверждении марксистской методологии и теории в исторической науке Белоруссии3.
В первые два Десятилетия после победы Великого Октября проходил процесс становления советской исторической науки, основанной на марксистско-ленинской теории. Ее методологические принципы открыли новые возможности научного освещения истории народа. Марксистско-ленинское понимание исторического процесса позволило придать историографии Белоруссии в 20— 30-е годы новую тематическую направленность, отражавшую новое, научное понимание всего исторического развития Белоруссии. Всего с 1918 по 1941 гг. было опубликовано 140 работ по истории Белоруссии эпохи феодализма. Среди них книг и брошюр — 23, статей в научных сборниках и журналах — 102, статей в газетах—16. Основной формой публикаций являлись статьи в сборниках, журналах, небольшие исследования. Это объясняется тем, что новый подход к изучению истории Белоруссии эпохи феодализма требовал привлечения и разработки документальных данных, остававшихся вне внимания прошлой историографии. По тематике эти работы распределяются следующим образом: обзорные работы — 10, из них 6 книг и брошюр; работы по истории сельского хозяйства и крестьянства — 11, из них книг — 3; по истории городов — 11 (все статьи); по истории культуры —57,-из них 4 книги; по политической истории — 13 статей; по источниковедению —12 статей; по историографии—10 работ, из них 2 книги; по истории классовой и освободительной борьбы — 8 работ (из них 2 книги); кроме того, 6 сборников документов. Три статьи посвящены истории церкви. Как видно, преобладали работы по истории аграрных отношений, крестьянства и культуры. История церкви и права потеряла свое ведущее значение. Такая перестройка представления о главном и актуальном в историческом исследовании свидетельствовала о возраставшем влиянии марксистско-ленинского подхода к истории как истории деятельности и борьбы народных масс..
Историографические работы явились показателем роста стремления к переосмыслению историографического наследства; критическому отношению к ошибочному толкованию исторического процесса.
•" Белорусская советская историография ?0—30-х годов в отличие от всей прошлой историографии не ограничилась изучением истории белорусских земель до середины XVI в. Творческий поиск историков республики включал все этапы исследования феодальной эпохи. Были опубликованы работы, освещавшие переходные этапы от одной исторической формации к другой.
Принципиально важным с точки зрения методологии было то, что в это время по-новому предстал сам объект исследования. Это был уже не Северо-Западный край с его неочерченностью исторических и этнических границ, а территория Белорусской Советской Социалистической Республики.
Становление белррусекрй советской исторической науки не могло не испытать ряда трудностей вследствие того, что в первое время заметную роль в ней играли историки дореволюционного поколения, взгляды которых сложились на основе буржуазной историографии. Среди них можно назвать М. К. Любавского, 'МГБ. Довнар-Запольского. В этом отношении очень характерен и показателен доклад М. К. Любавского на первом заседании Белорусского научно-культурного общества в Москве 1(14) июля 1918 г. В нем Любавский с позиций государственной школы заявил, что так как «белорусское племя в большей части изжитого им времени не имело своей собственной государственности», то .его история — «преимущественно история племени и особой разновидности русской культуры»4. Изложение в докладе исходных теоретических представлений о прошлом Белоруссии носит эклектический характер. Летописный период истории оценивается следующим образом: «За своими лесами и болотами кривичи полоцкие и дреговичи жили особно от остального русского населения, знать не хотели его интересов, стремлений»5. Это положение Любавский явно позаимствовал у Довнар-Запольского. Идеалистическое понимание им истории Белоруссии XIV—XVIII вв. проявилось в его оценке этих четырех столетий как периода, в котором главную суть составили «потери исторических вождей и руководителей, то есть князей и разных грамотеев»6. В заключение доклада он высказал важное положение о том, что «только опираясь на братский великорусский народ, в тесном духовном и политическом единении с ним, белорусское племя может утвердить для себя достаточное национальное бытие» 7.
Основателем белорусской советской исторической школы был В. И. Пичета. Он начал свою научно-педагогическую деятельность до революции, напечатав первую научную работу в 1904 г. В. И. Пичета опубликовал около 500 научных работ (монографий, статей, рецензий), среди них около 150 по социально-экономической и поли--тической истории права, истории Белоруссии, историографии, источниковедению, краеведению и культуре.