Историей культуры и идеологическими движениями в Белоруссии в XVI — XVII вв. занимался (в основном в последние годы жизни) В. И. Пичета. В середине 20-х годов вышел в свет сборник статей, посвященных 400-летию белорусского книгопечатания67. В. И. Пичета написал для этого сборника большую историографическую статью «Зсопшапа» и статью о белорусском Возрождении. В первой работе содержится обстоятельный анализ всех публикаций с 70-х годов XVIII в. до 20-х годов XX в., в которых рассматриваются те или иные вб-просы, связанные с деятельностью Ф. Скорины. Среди этих работ — статьи и монографии русских, украинских, белорусских, польских, чешских авторов. В. И. Пичета впервые охарактеризовал все работы, в которых говорится о белорусском первопечатнике. В. И. Пичета выделяет в изучении деятельности Скорины два этапа. Первый — с 70-х годов XVIII в. до конца 80-х годов XX в.; второй— с выхода в свет в 1888 г. монографического исследования П. В. Владимирова. В, И. Пичета справедливо считает, что эта работа, правильно осветив многие вопросы жизни и деятельности Скорины, положила вместе с тем начало поискам новых материалов для дальнейшего изучения как биографии, так и творчества, взглядов выдающегося деятеля белорусской культуры XVI в. Излагая взгляды различных авторов на творческую деятельность Скорины, В. И. Пичета дает им оценку и высказывает собственное мнение. Так, В. И. Пичета отрицает мнение ряда авторов (И. Добровскнй, О. Новицкий, С. Линде и др.) о принадлежности Скорины к протестантам. Историк присоединяется к тем исследователям, которые считают белорусского первопечатника православным не только по происхождению, но и по убеждениям.
Спорным считал В. И. Пичета вопрос об источниках перевода библии Скориной. Отвергая утверждение тех авторов, которые называли единственным источником перевода латинский текст, не считая достаточно обоснованным мнение, по'которому наряду с Вульгатой использованы чешская библия 1506 г. и древнеславянский текст, историк пришел к выводу о необходимости дальнейших исследований этого вопроса.
Решительно отвергает В. И. Пичета утверждение ряда авторов, что кйиги Скорины напечатаны на польском языке. Попытки других определить язык изданий как •«литовско-русский» или считать его «искусственной смесью» из разных языков он считает совершенно необоснованными. В, И. Пичета присоединяется к той группе исследователей, Которые относят язык книг Скорины к белорусскому языку XVI в.
Внсоко оценивает В. И. Пичета монографию П. В. Владимирова, обобщившего весь накопившийся материал о Скорине и впервые давшего Научное представление о деятеле белорусской культуры. Подчеркивая правильность подхода Владимирова к оценке деятельности Скорины как закономерному итогу исторического развития Белоруссии, историк вместе с тем считает, что намерение автора монографии связать деятельность первопечатника с эпохой осуществлено недостаточно.
В книге «Псторыя Беларусь (1924 г.) & И. Пичета, называя Скорину гуманистом и связывая его деятельность с городским гуманистическим движением, не выясняет сущности его мировоззрения. Это он сделал позже. Исследованием белорусского и украинского Возрождения В. И. Пичета вплотную занялся в работе «Возрождение Украины—Руси и Белой Руси в XVI — начале XVII в.>. Определив хронологические рамки белорусского Возрождения, в целом совпадающие с такой же эпохой в Русском государстве и на Украине, историк видит различия в причинах, вызвавших это явление. Национально-культурное Возрождение в Русском государстве В. И. Пичета связывает с классовой борьбой, происходившей на базе формирования дворянски-феодальной монархии Ива' на IV. Возрождение в Белоруссии и на Украине он считает городским, буржуазным движением, - возникшим в период экономического подъема. Важным фактором, обусловившим возникновение этого движения и наложившим отпечаток на его характер и направление, он считает начало польской феодально-католической агрессии.
В. .И. Пичета считал национально-культурное возрождение в Белоруссии и на Украине единым движением, порожденным общими историческими причинами, общностью политической судьбы обоих народов. Нов Белоруссии оно возникло раньше, еще в начале XVI. в. Зачинателем. Возрождения В; И. Пичета считает белорусского первопечатника Франциска Скорину. В его деятельности он выделяет главным, образом просветительскую сторону, подчеркивая в ней стремление приобщить к просвещению широкие народные массы68. Он называет Скорину родоначальником белорусского литературного языка, основоположником национальной литературы, подчеркивая в его деятельности народную направленность.
Вторым важным явлением в истории феодальной Белоруссии В. И. Пичета считает Реформацию, в изучении которой, по его мнению, необходимо было, прежде всего, объяснить причины и степень распространения ее в белорусских и украинских землях, классовую основу всего движения. В указанной работе В. Иг Пичета выделил демократическое течение Реформации—антитринитаризм, отражавшее идеологию крестьянских и городских плебейских массб9. Другие вопросы этой темы он поставил в качестве исследовательской задачи. Они получили обстоятельное освещение в трудах белорусских историков -и философов в 50—60-е годы.
- В. И. Пичета считает, что реформационнре движение в Белоруссии и на Украине не было глубокими захватило, лишь внешне, главным, образом господствующий класс, •заинтересованный в секуляризации церковных земель. Возникновение национально-культурного движения в Белоруссии В. И. Пичета относил к началу XVI в. и свя* зывал его с деятельностью Скорины. Кульминацию Возрождения он датировал серединой этого столетия. С конца же XVI в., со времени усиления католическога наступления, национально-культурное движение, по мнению г. -историка, становится односторонним, принимает оборор4 яштельные черты и ставит своей главной задачей теоретическую защиту православного вероучения против на-^. -падок католических теологов. Вследствие этого Врзрождение, утверждает В. И, Пичета, вылилось в форму религиозной полемики, причем взгляду полемистов конца в. не выходили за пределы схоластики и были ша-назад по сравнению с гуманистическими идеями,С .ярко выраженными в предисловиях к книгам библии, написанных Скориной 7<*.
В. И. Пичета отмечает большую культурно-просветительную роль православных церковных братств, ставших .центрами городского движения в защиту культуры бе-
^ лорусского и украинского народов в особо тяжелых ' условиях, когда верхушка православного духовенства отошла от борьбы, поставив классовые интересы выше национальных. Он приходит к выводу, что заслуга белорусских и украинских просветителей конца XVI — начала XVII в. состоит в том, что они выступили в защиту веры своего народа, являвшейся в тот период символом народности 71.
Весьма важна мысль, высказанная в этой работе В. И. Пичетой,— о взаимовлиянии культур трех братских народов — русского^ белорусского, украинского. Он подчеркнул, что сознание связи с русским народом, чувство этнической опоры было той огромной силой, которая поддерживала просветителей XVI—начала XVII в. в их борьбе за сохранение своего языка и культуры 72.
К исследованию деятельности и определению места в истории белорусской культуры Ф. Скорины В. Пичета обращается в другой работе, написанной, по всей вероятности, в последний период его научной деятельности,— «Культура Белоруссии в XVI в.». Работа эта не закончена. Она представляет собой комплекс сюжетов из истории развития культуры Белоруссии XVI в., главным образом характеристик известных деятелей культуры и просвещения — Ф. Скорины, Симона Будного, Феодосия Косого, Василия Тяпинского, Артемия. В предпосланном к этим характеристикам общем введении, кратко излагающем основные направления социально-экономического развития Белоруссии в конце XV—XVI в., историк не ставит задачу выяснения предпосылок национально-культурного Возрождения в Белоруссии в XVI в. Это скорее попытка определить наиболее существенные моменты экономической, социальной и политической истории. Вывод, который сделал В. И. Пичета, состоит в том, что Белоруссия и Литва во второй половине XVI в. находились на путях значительного экономического подъема 73. Шел процесс создания всебелорусского рынка, на основе которого завершилась этническая консолидация белорусской народности; в XVI в. завершился процесс формирования белорусского языка п. В этой работе историк также большое внимание уделяет деятельности Ф. Скорины. Четко определяется социальная база, на которой Скорина сформировался как просветитель. В. И.
Пичета подчеркивает, что Скорина — величайший представитель гуманистического просветительского движения, возникшего в городах Белоруссии в XVI в.75 Биографические сведения, приведенные в книге П. В. Владимирова, В. И. Пичета дополняет данными, опубликованными в конце XIX в. и в 1917 г.76 Отметив историческую роль Скорины как основоположника белорусского литературного языка, В". И. Пичета подчеркивает более важную, по его мнению, миссию первопечатника — просветительскую 77.
В. И. Пичета был первым, кто обратил внимание на содержание предисловий, написанных Скориной к изданным им библейским книгам, и высказал мнение, что в этих предисловиях отражается сущность мировоззрения гуманиста-просветителя78. Историка привлекает патриотизм, рационализм, реализм, гуманизм Скорины, его глубокая любовь к Родине, своему народу, служению которому он посвятил свою жизнь.
Особенно привлекают В. И. Пичету морально-этические я правовые идеи Скорины, приводящие к выводу о необходимости установления единого для всех гражданского права, основанного на принципе «равная свобода всех, общее имение всех». По мнению В. И. Пичеты, «идеальное право Скорины— своего рода утопический социализм, образцом которого является организация жизни в первых христианских общинах» 7Э.
В. И. Пичета исследовал деятельность Симона Будного и его роль в развитии белорусской культуры. Надо сказать* что до Пичеты деятельность Будного не получила освещения в советской историографии; отдельные высказывания о нем (Н. А. Янчук, А. Савич) ограничи-, вались констатацией факта издания им Катехизиса на белорусском языке и представлением его как антитрини-тариста. Следует отметить, что оценка С. Будного В. И. Пичетой претерпела заметную эволюцию. В работе «Белорусское Возрождение» историк квалифицировал Будного как продолжателя традиций Скорины, выдающегося представителя белорусского гуманизма80. В другой работе, написанной, видимо, в 40-х годах, историк не находит между Скориной и Будным никакой преемственности, считая их цели прямо противоположными: Скори-на боролся за сохранение белорусского языка и культуры, Будный же, по его мнению,, под предлогом распространения протестантизма стремился оторвать белорусский народ от религиозных традиций, содействуя этим его денационализации81, Пичета относил Будного к деятелям польской культуры и просвещения. Он считал, что Будный стремился примирить догматические основы антитринитаризма с существовавшем социально-политическим строем, оправдывал феодальное землевладение и крепостничество, освящал феодальные захватнические войны, своей деятельностью он удовлетворял религиозные потребности польской шляхты и способствовал обращению белорусского народа в протестантизм82. Такая трактовка деятельности С. Будного вытекает из той общей оценки протестантизма и его роли в белорусских землях, которую дал историк. Он исходит из тезиса о том, что Реформация в Белоруссии не получила значительного распространения и привлекла лишь часть феодальной знати, вылившись в форму умеренного кальвинизма.
Шляхетские круги православного вероисповедания стояли в стороне от протестантского движения, на народные массы Белоруссии (крестьян и горожан) оно не оказало, по его мнению, никакого влияния8^, Протестантизм в Литве и Белоруссии расценивается В. И. Пичетой как .орудие в руках магнатов для идеологического наступления на своих подданных — белорусское православное крестьянство. Поэтому, по его утверждению, протестант^ ство было опасным для белорусского народа, способство' вало потере им своей национальной самобытности. Историк считает, что полонизация, осуществлявшаяся деятелями протестантизма, предшествовала полонизации, которую проводила католическая церковь с конца XVI в.84
Продолжателем дела Скорины В. И. Пичета считает Василия Тяпинского, который перевел на белорусский язык и напечатал на собственные средства Евангелие.
Отмечая патриотизм В. Тяпинского, выразившийся в заботе о просвещении народа, В. И. Пичета подчеркивает утопичность пути осуществления этой цели—привлечения к просветительской деятельности светских феодалов. Считая Тяпинского умеренным антитринитарием, Пичета не связывает его протестантизм с враждебными для национально-культурного развития белорусского народа целями 85.
Несмотря 'на некоторую предвзятость оценок деятельности отдельных представителей культуры Белоруссии XV — начала XVII в., В. И. Пичета дал направляющую линию для последующих исследований в области общественно-политического и культурного развития белорусских земель в эпоху феодализма.