Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономическая история городов



Городской тематике посвящена в 20—30-х го­дах небольшая группа публикаций— 5 статей по исто­рии отдельных городов Белоруссии (Новогрудка, Мин­ска, Могилева, Бреста) в XVI—XVII вв. и 4 статьи, осве­щающие некоторые стороны городской жизни — брат­ская организация прасолов в Могилеве, торговля Витеб-"ска, городское самоуправление (Магдебургское право). Авторами этих статей были Т. И. Забелло, Д. И. Дов-гялло, В. Д. Дружчиц, А. В. Бурденко, В.гКраснянский, Т. Степанов.

А. В. Бурденко в работе «Нарыс сацыяяъна-экана'-М1чнага жыцця места Навагрудку у XVI ст.» отмечает скудость источников для освещения связи экономики-го­рода с жизнью всего Литовско-Белорусского (по его терминологии) государства48. Статья начинается с ошь санйя административного положения Новогрудка в XVI в, в качестве столицы Великого княжества Литовского, чтобы подчеркнуть обоснованность такой терминологии, Хозяйственная жизнь города стоит на втором плане. Автор не смог сколько-нибудь обстоятельно осветить хо­зяйственную жизнь города, так как пользовался неболь­шим количеством опубликованных источников. В пред­ставлении автора только та часть населения города, которая подчинялась магистрату как органу самоуправ­ления по Магдебургскому праву, считалась горожанами, а юрисдичане — «чуждым элементом». Ремесленным занятиям уделено крайне мало внимания, торговле —< несколько больше. Однако отсутствие данных привело к выводу о незначительной роли торговли в Новогрудке.

В общих выводах автора отсутствует понимание, зна­чения процесса отделения ремесла от земледелия как ведущего фактора развития города. Занятия жителей города сельским хозяйством Бурдейко воспринял как основание для неверного вывода о том, что Новогрудрк еще не был городом в XVI в.

В статье о Минске XVI—XVIII вв. другой автор — Д. И. Довгялло — ограничился пересказом фактов, содержащихся в опубликованных документах49. Он скон­центрировал свое внимание только на вопросе о преоб­разующей роли торгового капитала.

Т. Степанов в статье о Могилеве причину предостав­ления городу Магдебургского права видит не в покро­вительстве старосты Могилевского, магната Ходкевнчд (как это считал А. Киркор), а в экономическом разви-тии города и борьбе горожан «за свои права и независи­мость» 50.

В истории города автор пытается вскрыть ведущую роль процесса отделения ремесленных и торговых заня­тий от земледелия. Вместе с тем, Т. Степанов верно по­нял своеобразие-феодального города, выразившееся в сохранении значительной роли земледельческих занятий. Отметив своеобразие торговой деятельности горожан, автор выделяет с конца XV в. ведущее значение торгов­ли с Западом, хотя не доказал этого положения фак­тами.

Торговым занятиям" горожан автор придал значение главного экономического фактора в формировании гч^ родского сословия, сложившегося в социальную силу, усилиями которой верховная власть предоставила горо­ду Магдебургское право.

Большой широтой материала, глубиной анализа яв­лений городской жизни отличается статья Т. И. Забелло «Места Берасцейскае у XVI ст.» (Зашск! аддзелу гума-штарных лавук. Працы класа псторьи. Мн.^ 1929, т. 3, кн. 8). Как и Степанов, он главное ; внимание уделяет торговле и в связь с ней ставит другие стороны город­ской жизни. Автор поставил перед собой цель— извлечь всю возможную информацию о городе XVI в. из извест­ных ему опубликованных и архивных источников. Он не только констатирует то или иное явление в жизни горо­да, а пытается использовать данные источников для количественного анализа. Так, он выясняет географию ц торговых связей города, его территорию, численность и состав населения, занятия горожан. Ведущей чертой освещения темы является эволюция городской жизни, выступающая в развитии ремесленного производства,изменении структуры городского населения, повинностей горожан. Такой метод изложения позволил автору рас­крыть ряд важных тенденций в истории Бреста конца XV—XVI в. Так, им подмечена замена натуральных по­боров денежными, появление купца-посредника в ряде ремесел. Присущее автору стремление к поиску тенден­ции развития, определению динамики процессов, кон­центрация вниманий на социально-экономической про­блематике — все это имело первостепенное значение для более глубокого применения марксистско-ленинской ме­тодологии в исторических исследованиях.

В другой группе статей о городах объектом исследо­вания выступает не вся жизнь города, а ее отдельные стороны. Однако эти статьи не отличались ни полнотой документального материала, ни правильностью методо­логии, что часто приводило авторов к надуманным за­ключениям. Так, в братстве могилевских прасолов Д. И. Довгялло видит не производственный цех, не трудовое объединение, а капиталистическую торговую организа­цию51.

Непонимание природы феодального города и условий его развития привело автора к неправильному мнению, будто жившие на частновладельческих юридиках горо­жане являлись для города «паразитическим элемен­том» 52.

Власть войта в городах Белоруссии рассмотрена в работе В. Д. Дружчица 53. Внимание автора сконцентри­ровано на юридических нормах власти и функциях войта. В методике изложения преобладает пересказ документов. Автор в итоге оказался под влиянием формально-юриди­ческого подхода в изложении темы. Заслугой его явля­ется понимание социальных следствий действовавшего принципа назначения войта из среды крупных феодалов. Автор с полным основанием видит в такой практике верховной власти причину приниженного положения горожан вследствие поддержки войтами интересов шлях­ты. Обошел автор вниманием влияние на деятельность магистрата и войта вечевой традиции.

В другой работе В. Д. Дружчица «Мапстрат у бела-русшх местах з Магдэбургсшм правам у XV—XVII ста-леццях» (Затаи аддзелу гумаштарных навук. Працы класа псторьи. Мн., 1929, т. 3, кн. 8) выдвигается прин­ципиально важное положение о влиянии конкретных условий Белоруссии XV—XVII вв. на организацию го­родского самоуправления. Он видит в них Основу орга­низации и деятельности городской власти: «Магдебург-ское право, заимствованное из Западной Европы, — счи­тает он, — не давало готовой формы для организаций городской власти в Белоруссии. Эта власть не просто переносилась и перенималась у немецких или польских городов, а определенным образом вырабатывалась на месте, при активном участии городского населения»84. Непоследовательность конкретно-исторического подхода автора выступает в попытке представить богатую вер­хушку горожан — буржуазией, борьбу горожан с про­изволом властей — как борьбу против данной организа­ции городской власти вообще. Эти факты свидетельству­ют о неверном понимании автором конкретно-истрриче-ских условий того времени.

' Подчеркнув отрицательную роль юридик в развитии города, автор прошел мимо фактов борьбы городов про­тив юридик. Вообще, автор не видел феодального города в динамике, развития экономической и социально-поли­тической жизни.

Городская тема не получила сколько-нибудь замет­ного изучения главным образом из-за отсутствия источ­ников. Но в тех небольших по объему статьях, которые были опубликованы, положено начало научного подхода к освещению процесса урбанизации в специфических условиях феодального способа производства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.