Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Институт педагогики и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук
__________________Симонова Г. И.
Учебно-методический комплекс
Учебной дисциплины
«ЭТНОПЕДАГОГИКА»
Направление подготовки:
Психолого-педагогическое образование
направленность / профиль
«Психология и социальная педагогика»
Киров
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.02 (050400.62) Психолого-педагогическое образование, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22марта 2010 г. № 200.
Учебно-методический комплекс разработан профессором кафедры педагогики, докт. пед. наук О. В. Коршуновой
Рецензент – О. В. Лебедева, докт. пед. наук, профессор, кафедра педагогики ВятГГУ
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры педагогики
Цели и задачи освоения учебной дисциплины «ЭТНОПЕДАГОГИКА»
Цель дисциплины: теоретически подготовить будущих социальных педагогов-психологов к работе по возрождению, укреплению и сохранению прогрессивных народных педагогических традиций, к использованию полученных знаний на практике. Учебный курс этнопедагогики призван содействовать духовно-нравственному воспитанию, росту национального самосознания на основе всечеловеческих ценностей, совершенствованию профессионально-педагогической подготовки студентов для активного участия в последующем развитии всех сфер самобытной национальной культуры. Курс направлен на формирование этнопедагогической и этнопсихологической компетентности будущего социального педагога–психолога как потребности и готовности ориентироваться на этнокультурные ценности, запросы, особенности национального характера детей, сложившиеся в конкретном социуме, стандарты этнокультурных отношений.
Задачи дисциплины:
· овладение основами этнопсихолого-педагогических знаний; выявление объекта и предмета, основных категориях этнопедагогики как междисциплинарной отрасли знаний;
· раскрытие перед студентами: социального назначения этнопедагогики в современном обществе; самобытности педагогических традиций разных народов; факторов возникновения, становления и развития народного воспитания; целей, факторов и средств народного воспитания и обучения;
· формирование умения у будущих социальных педагогов–психологов сопоставлять и оценивать прогрессивные традиции народного воспитания; формирование потребности в изучении психолого-педагогического наследия народов и его развития выдающимися отечественными и зарубежными педагогами прошлого и настоящего; вооружение студентов практическими навыками применения методов и приемов этнопедагогики в образовательном процессе;
· формирование взглядов на народный педагогический опыт как необходимый компонент содержания профессиональной подготовки социального педагога–психолога;
· создание научно-педагогической базы для углубления в будущей профессиональной деятельности преемственной связи с прогрессивными народными традициями воспитания и обучения детей; формирование этнопедагогических и этнопсихологических компетенций – решения психолого-педагогических задач взаимодействия с детьми разных национальностей; развитие собственной национальной идентичности студентов, их этнической толерантности как качеств личности;
· привитие любви к народному творчеству, потребности и готовности творческого использования идей этнопедагогики и этнопсихологии в процессе социализации личности ребенка.
1.2. Место дисциплины в структуре программы бакалавриата по направлению подготовки44.03.02 (050400.62) Психолого-педагогическое образование
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла: дисциплина по выбору. Она основана на знаниях учебных дисциплин базовой части профессионального цикла «Введение в профессиональную деятельность. Общие основы педагогики», «Теория обучения. Педагогические технологии», «Теория и методика воспитания», дисциплин вариативной части профессионального цикла «Социальная психология», «Семьеведение», дисциплин по выбору «Социально–правовая защита детства», «Психолого-педагогическая антропология».
Требования к результатам освоения учебной дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК–1, ОК–8, ОК–15; ОПК–9.