исключает глаза — один из важнейших органов чувств — из общего процесса восприятия (рис. 8.33).
Для правильного восприятия большое значение имеет то, что всадник держит голову свободно, его взгляд должен быть устремлен поверх ушей лошади в направлении движения. Это очевидно при езде по открытой местности, когда всадник должен замечать встречающиеся на пути неровности почвы. В конкуре взгляд всадника устремляется к следующему препятствию, чтобы правильно оценить дистанцию. Но и в выездке нужно смотреть по сторонам, иначе как можно правильно ориентироваться на четырехугольнике выездкового манежа? В процессе верховой езды очень важно позитивное мышление, человек должен действовать мотивированно. Задание всегда должно казаться выполнимым, никогда нельзя думать о плохом конце.
Если же мысли всадника будут идти в негативном направлении, то очевидно, Лео (кличка лошади) не останется ничего другого, как задрать голову вверх (рис. 8.34). Такие мысли фатальны, от них необходимо непременно избавиться и сосредоточиться на позитивном. В приведенном выше примере всадник мог бы подумать: «В следующий раз я заставлю работать наружную ногу лучше» или «в следующий раз лучше выполню внутреннее постановление».
Забивать себе голову, думая о многих вещах одновременно, и блокировать себя демотивирующими мыслями — вот типичная ситуация, когда голова мешает правильно ездить верхом (рис. 8.35). Сюда же относится и так называемый эффект демонстрации. Когда всадник хочет особенно хорошо продемонстрировать выполнение какого-либо элемента, то, как правило, ему это не удается. Слишком
сильное желание может заблокировать голову таким образом, что восприятие не сможет больше функционировать в реальной ситуации; например, при демонстрации перемены ноги на галопе, лошадь будет галопировать в недостаточной степени сбалансированно и собранно, и всаднику не удастся продемонстрировать желаемый элемент.
И, наконец, нельзя недооценивать внутреннее состояние человека. Садясь на лошадь, мы «забираем с собой» всю нашу эмоциональность. Внутреннее душевное состояние определяет наше мышление и движение в целом. Бывают дни, когда чувствуешь, что способен на невозможное, когда для тебя не существует преград и ездишь верхом так, что лучше и желать нельзя. В другие же дни все идет вкривь и вкось. В такие моменты лучше бы совсем не садиться на лошадь.
Важную роль играют отношения между тренером и учеником. Есть тренеры, которые могут привести ученика к достижению максимального для него результата. Мой тренер постоянно поправляет меня до тех пор, пока не отворачивается, бормоча себе под нос: «Лучше не бывает». Так он дает мне понять, что на это занятие он установил свои требования на верхнем пределе. Для меня это является настолько сильной поддержкой, что я делаю над собой усилие и добиваюсь успеха в таких ситуациях, в которых одна непременно потерпела бы поражение. Иногда в процессе подобных занятий удается достичь таких результатов, каких никогда от себя не ожидал. Но мне знаком и обратный «сюжет». Один инструктор как-то презрительно бросил в мой адрес, что я не могу правильно собрать лошадь. С тех пор мне достаточно было лишь увидеть его в дверях манежа, как
моя лошадь задирала нос вверх; от правильного сбора не оставалось и следа.
Важную роль играет не только учебная ситуация, но и вся окружающая обстановка в целом. Иногда в манеже царит сконцентрированная рабочая атмосфера и ездить в такие дни одно удовольствие. Но хватит и одного возмутителя спокойствия, чтобы вся гармония исчезла.
Я советую каждому всаднику прислушиваться к своим ощущениям и желаю развить в себе умение чувствовать лошадь, так как именно это является условием достижения гармонии и согласия между всадником и лошадью.