Рис. 8.26. Всадник соскальзывает в повороте на наружнюю сторону.
«Длина!» Если вы возьмете кусок веревки и положите его на пол волнообразно изогнутым, то он будет заметно короче, чем если бы лежал прямо.
Чем больше вы что-либо растягиваете в длину, тем прямее становится предмет, иначе говоря, каждое отклонение от прямого положения проходит с потерей длины. Следовательно, если вы хотите устранить искривление, то должны вытянуть в длину ваше туловище (рис. 8.24). Яркой демонстрацией может послужить картина свернутого садового шланга, лежащего на газоне: как только включают воду, шланг под ее давлением попытается распрямиться как можно больше. Кому не знакома ситуация, когда при поливании манежа или при замывании копыт лошади шланг выскальзывал из рук и бесконтрольно двигался сам по себе?
Таким же образом реагирует и ваш позвоночник: когда вы как бы выпрямляе-
тесь изнутри наружу, как будто пропускаете внутри тела поток воды от области таза и продвигаете этот поток вверх через весь позвоночник вплоть до затылка, тем самым, вы можете окончательно избавиться от множества искривлений. В выработке ощущения длины в туловище нужно как следует тренироваться. Это нужно чувствовать перед каждым движением, а в верховой езде перед каждым переходом, перед каждым поворотом, — каждый раз и в любое время. Только тогда вы сможете свободно сопровождать верхней частью корпуса каждое движение лошади (рис. 8.25, а—г).
Но если сегментарно остался хотя бы один блок, то вы должны прибегнуть к упражнениям, прокомментированным мной в главе о верхней части корпуса. В этой ситуации особенно полезно сегментарное восстановление ротационной способности.
В процессе верховой езды нужно часто отвлекаться от основного задания. Ведь чем больше замечаешь, что посадка искривляется, тем меньше возможность устранить это. Возникает самый настоящий порочный круг. Здесь очень важна быстрая реакция всадника. Чем быстрее он сопровождает движение лошади, тем меньше он будет сдвигаться вкривь.
Тренировка баланса в направлениях «вперед» и «назад» может помочь улучшить стабильность сторон.
Ощущению центра (середины) нужно обучаться чувственно. Сосредоточьтесь еще раз на центре движения — тазе, и почувствуйте вес своего тела относительно основания посадки. При проведении любой коррекции посадки они должны совпасть. Когда вы поворачиваете, используйте ремешок на седле; при этом правильная загрузка центра площади опоры должна быть неизменно сохранена. Тогда вы сможете сами заметить, сгибаетесь ли вы сначала в тазобедренном суставе или прежде всего в талии. Сгибание корпуса в тазобедренном суставе требует исправления положения таза, а сгибание корпуса в талии — большего выпрямления и ротации позвоночника.
Правда, лошадь тоже может легко заставить всадника сидеть на внешней стороне, чтобы уклониться от правильного «хождения под весом». У некоторых лошадей седло постоянно сползает на одну сторону, и при небрежном уходе седло с одной стороны больше изнашивается. В этом случае прежде всего необходимо, чтобы шорник заново перетянул его. Чтобы не сидеть на внешней стороне седла, нужно хорошо чувствовать баланс верхней части корпуса (рис. 8.26). Иногда бывает полезно как бы натоптать стремя с противоположной стороны. Когда мы на одном из уроков на галопе постоянно сползали на внешнюю сто-
рону, тренер назначил премию в 5 марок тому, у кого на галопе лопнет путлище внутреннего стремени. Конечно, это было преувеличением, но для нас стало очевидно, насколько больше веса, чем нужно, мы нагружали на наружное стремя.
Здесь надо не свешиваться на внутреннюю сторону, а последовательно перемещать вес тела вместе с верхней частью корпуса в требуемом направлении. У лошадей, чьи всадники сидят в седле криво, возникают проблемы с собственной кривизной. Для такой лошади необходима подходящая концепция длины с учетом степени выез-женности и уровня подготовки. Улучшение амплитуды движений в работе на прямой может изменить многое. Что это значит — «и так красиво»? Лошадь в работе должна быть еще прекрасней! Это касается не только мускулатуры, но и ее движений. Кособоко и несбалансированно движущуюся лошадь нельзя назвать красивой, даже если сама по себе она кажется сошедшей с картины.
Концепция длины относится также и к лошади. Вы никогда не сможете направить лошадь по прямой, если не перестанете сгибаться только в одну сторону. Вывод, который делают некоторые всадники, что для преодоления естественной кривизны следует дополнительно гонять лошадь на корде в одну сторону, является ложным. Фатальные последствия будет иметь наказание лошади или грубое осаживание. Чтобы получить «прямую» лошадь, надо стимулировать выработку ощущения длины. В этой ситуации представление резиновой ленты снова приобретает важное значение. Средством выбора является правильное прогибание лошади в глубину, т.е. движение от расслабленной пояницы вперед и вниз. Причем, требовать от лошади выполнения поворотов и сгибаний вы должны посте-
пенно, чтобы она успела натренироваться, и ни в коем случае не научилась бы уклоняться от команд всадника, сопротивляясь его воле.
Соберитесь с силами! Вы можете добиться сбалансированной посадки на лошади. Чувство, которое вы при этом испытаете, окупит все часы кропотливого труда.
8.3. Ригидность
Ригидность (т.е. закрепощенность) лишает всадника возможности выполнять желаемое или требуемое движение. Но верховая езда и есть само движение! Хороший всадник всегда гибко сопровождает движение лошади, является его частью. Каждое «выпадение» из движения означает дисгармонию и одновременно мешает перемещению всадника и лошади. Существует немало причин появления ригидности, а нередко она комбинируется с другими проблемами, такими, как, например, проблема баланса.