…Само воплощение зла, на первый взгляд, выглядит отталкивающе. Но чем больше изучаешь личность Дьявола, тем привлекательней он становится. В начале творения с Люцифером связывалось всё неприятное, отталкивающее, затем всё злое, аморальное, дурное. Он — воплощение ненависти, разрушения и смерти, а значит — враг всего живого, враг Создателя, Бога. Но Дьявол — это вселенский бунтарь, единственное независимое существо в империи тирана, противовес единообразию, диссонанс в космической гармонии, исключение из правила, особое в общем, непредвиденная песчинка, ломающая ход тонкого механизма; он — стремление к индивидуальности, жажда оригинальности, которая не даёт спокойной жизни оруженосцам бога, являющихся сторонниками единой тактики боевых действий; он ниспровергает монотонность, пронизывающую все пространственные сферы, где каждый атом в благочестивом почтении и бессознательной добродетельности раболепно следует раз и навсегда установленным курсом.
Пол Карус, "История Дьявола и Идеи Зла"
Движущей идеологией блэк-метала является Сатанизм, как общепринято называть это религиозное течение. Но что собой представляет этот амый Сатанизм на практике? В Норвегии Сатанизм — это поджоги церквей, жестокость и насилие, но такое определение усвоила только одна "отдельно взятая" страна. Сатанизм, как и его антипод — христианство, для разных людей означает целую мириаду вещей. Не существует единого мнения о том, что такое «Сатанизм», музыканты, играющие блэк- метал, сходятся во мнении, что это "противоположность христианству". С самого начала блэк-метал движения в его недрах существовало несколько более или менее чётких направлений "Сатанизма".
Некоторые представители блэк-метал, и самый видный из них — Варг Викернес, отказывают Сатанизму в значимости, рассматривая его как подготовительную ступень для неофитов, которые позже обратятся к корням, к религиозности предков. Другие вообще никогда не были замечены в дьяволопоклонничестве, и их творчество Сатанизм не затронул никоим образом. Ивар Бьорнсон из норвежской «викинг-группы» Enslaved (Порабощённый) считает: "мы не имеем никакого отношения как к Сатанизму, так и к христианству. Это нас не интересует. Мы слушали в своё время много групп, которые назывались «Сатанинскими», но нас интересовала собственно музыка." Enslaved ассоциируется с блэк-метал, хотя тексты их песен, их подход, неразрывно связаны с эрой викингов, с её культурой, но никак не с Сатанизмом. Их неотступное следование исключительно нордической иконографии ещё более недвусмысленно, чем даже у такого одиозного проекта как Burzum.
Другие, напротив, полагают, что Сатанизм и блэк-метал неразрывно связаны между собой, и целый ряд ведущих команд пытались сформулировать своё мировозззрение, отправной точкой которого служил сей постулат. Но в общем-то, «Сатанизм» большинства блэк-метал групп ограничивался и ограничивается помпезной бутафорией шоу, в "лучших традициях" Venom, комичными потугами принять «злое» выражение лица во время фотосессии и беспочвенными, не подкреплёнными доказательствами заявлениями в прессе. Металлион:
Я не думаю, что Сатанизм играл какую-ту серьёзную роль в жизни большинства команд — это скорее заигрывание с оккультными символами и общей текстовой концепцией. Полагаю, что крайне немногие блэк- метал музыканты всерьез знакомы с Черной Магией. Безусловно, такие есть, но они этого не афишируют. Я встречал людей из блэк-метал кругов, которые регулярно посещали всяческие ритуалы, но это совсем необязательно были музыканты.
Схожие мысли касательно надуманного «Сатанизма» в блэк-метале озвучивает и развивает М.В. Даолот из уважаемой греческой блэк-метал группы Necromantia:
Большинство команд напускало на себя вид «Сатанистов» с единственной целью — казаться шокирующими, отталкивающими: секс, Сатана и насилие хорошо продаются. Таких групп и по сей день до хрена, но есть и такие музыканты, для которых Сатанизм стал образом жизни, и, что самое важное — эти музыканты играют в ведущих командах. Поэтому народ "из низших лиг" стали копировать их музыку, их мысли, вне зависимости от того, верят ли они в то, о чём поют, или нет. Как следствие, Сатанизм обрёл более интеллектуальный профиль. На сегодняшний день ситуация в корне не изменилась — музыкантов, всерьёз интересующихся Чёрными Ремёслами немного, но они играют в наиболее крупных командах, и с этим надо считаться.
Большинство «Сатанинских» блэк-метал групп, обнаруженных нами, не более чем «производные» от более значимых команд, повлиявших на них своих творчеством. Вся идеология первых ограничивается несколькими подхваченными где-то фразами и использованием символики, значение которой они не очень-то понимают. Прибавьте к этому ещё обрывки неких оккультных текстов сомнительного происхождения, а скорее, книги и фильмы ужасов, Прочитанные и просмотренные блэкушниками и вы получите целостное представление о «Сатанизме» подобных групп.
В блэк-метал андеграунде циркулирует масса «просветительского» характера текстов и «фэнзинов», которыми многие музыканты могут восполнить пробелы в своем «дьявольском» образовании. The Nexus австралийский журнал, издающийся Керри Болтоном, — один из таких. Он долгое время вращался в различных дьяволопоклоннических кругах, поэтому составить мнение о том, что представляют из себя блэк-метал музыканты и их поклонники, ему не составляет особого труда.
Просматривая многие Сатанинские журналы, я пришёл к выводу, что очень многие из них (особенно это касается металлических), как впрочем, и многие группы, просто-таки детские. Они рассматривают Сатанизм как средство богохульства вообще, и хуления Христа в частности. Начну с того, что я никогда не мог понять, как можно хулить кого-либо, если ты не веришь в его существование?! Несколько лет назад я читал подобную литературу в большом количестве: сперва я находил её крайне забавной и смеялся долго и громко, но, в конце концов, она мне порядком поднадоела, настолько всё было предсказуемо, и она стала меня раздражать. Молодёжь, ищущая Дьявола, как правило, обращается к «средневековому» направлению Сатанизма и дьяволопоклонничества, просто потому что это направление есть творение рук средств массовой информации и индустрии развлечений!
То, что «средневековое» дьяволопоклонничество и другие примитивные взгляды на Сатанизм широко распространены в империи блэк-метал, не подлежит сомнению. Но из каждого правила есть свои исключения. С этого начинали все без исключения блэк-металл музыканты, но некоторые из них в своем развитии ушли далеко вперед. И как точно подметил Даолот, они же являются и самыми видными личностями в блэк- метал среде. Один из них — Ихсахн, вокалист Emperor, одной из самых популярных, и, наверное, одной из величайших блэк-метал групп. Философия Ихсахна несравненно более серьёзна по сравнению с его товарищами по сцене, и носит на себе явный отпечаток тех основных принципов Сатанизма, которые сформулировал в своей "Сатанинской Библии" Антон Шандор ЛаВей в 1969 году. Ихсахн, в силу того, что в блэк-метал он пришёл практически с самого дня зарождения жанра, знаком с различными Сатанинскими течениями, циркулирующими в его кругу. Ему ведомо и то, какие они претерпели изменения за истекшее десятилетие.
Ихсахн
Что ты представлял из себя, когда впервые соприкоснулся с блэк-метал?
Когда я был помоложе, я был гораздо более экстремальным человеком. Я одевался вызывающе — я думаю, мне было важно показать окружающим, что я не такой, как все, и что у меня есть своя точка зрения. Мой внешний вид был предметом постоянных конфликтов с окружающими, что служило для меня доказательством правоты моей индивидуальности. С годами мои взгляды на жизнь стали более практичными. Самоутверждение в чужих глазах больше не занимало меня, как я перестал афишировать на каждом углу, что я Сатанист. Я давно убедился в последнем и теперь чувствую себя очень комфортно в своих верованиях, поэтому что обо мне думают другие меня не интересует.
Как бы ты описал идеологию раннего норвежского блэк-метал?
На мой взгляд, блэк-метал был более озабочен тем, как принять более «злую» позу, нежели поиском какой-либо сознательной философии Сатанизма. Все считали то, что мы делали, очень серьёзным, но жить в обществе людей с такими идеалами крайне сложно. Трудно быть таким «злым» человеконенавистником, каким представлялся блэкушник со сцены. Но, впрочем, мы все пытались…
В чём привлекательность блэк-метал?
Блэк-метал зарождался как оппозиция обществу, как конфронтация с конформизмом «нормальности», повседневности. Человеку необходимо время от времени будоражить адреналин в крови; но взгляните на сегодняшнюю молодёжь — они все крайне скучны.
В моём родном городе молодые люди развлекают себя тем, что ездят взад- вперёд по главной улице города, когда у них появляется машина. Больше им делать просто нечего, поэтому среди них существует своеобразное соревнование — кто купит себе машину поновей, стереосистему «покруче». Они просто живут в своих машинах! Те, кто помоложе, и у кого ещё нет машины, сидят на обочине и смотрят как их старшие товарищи проносятся мимо в своих авто. Их жизнь невообразимо скучна, но, по-моему, некоторые хотят получить от жизни несколько больше. Они хотят быть личностями, они стремятся к самовыражению, они не хотят ни на минуту быть похожими на толпу этих бестолковых человеко-животных, бродящих вокруг. Я, кажется, сейчас понял, кто они есть — они просто «человеки». В таком случае, чёрт возьми, я не хочу быть человеком! Эти люди, которых ты каждый день имеешь несчастье наблюдать на улице, наркоманы, плебс, эти голодающие африканские детишки — они все «люди», и мне они не нравятся! Есть такое высказывание: "Человек обречён!" Но, чёрт, я ненавижу поражение, падение! Те, кто думают так же как и я, не хотят иметь ничего общего с такими «человеками», потому что в тебе есть что-то, что делает тебя отличным от стада.
Сатанинская философия изменила весь образ моих мыслей — ты начинаешь думать в обыденной жизни сообразно своей философии, своему мировоззрению. Говорят, что природа Сатанизма и блэк-метал — разрушительна, но я думаю, что она, напротив, весьма созидательна, потому что она концентрирует тебя на себе самом, тебе как "вещи в себе", и на тех, чья судьба тебе небезразлична. Для того, чтобы прийти к такому состоянию, ты должен сломать все прежние постройки для того, чтобы расчистить место для новых впечатлений. Когда ты окунаешься в блэк-метал, тебя с головой накрывают неведомые доселе ощущения, и поначалу тебе трудно разобраться во всём сразу. Не всем суждено остаться в блэк-метал, потому что °н создаёт в твоей жизни множество трудностей, которые приходится преодолевать. И Испытание временем выдерживают далеко не все.
Блэк-метал сцена сильно возмужала, и теперь её члены несколько определились с направлением своих собственных воззрений. Я помню, ещё год назад все были увлечены тем, что выясняли, кто «истинный», а кто — нет. "Истинный блэк-метал", и всё такое. Мы (Emperor) устали от таких разговоров, потому что, ну как знать, кто «истинный», а кто «лживый»? Мы узнаем это в конце, а сейчас это не важно. Слабые вымрут сами по себе.
Что, на твои взгляд, явилось первопричиной появления блэк-метал?
Множество «первопроходцев» блэк-метал, навроде Venom, являли миру очень незатейливую концепцию "человеконенавистничества". Это была очень Сатанинская по своей сути музыка. Другой отправной точкой было «анти-лавеевское» отношение к Сатанизму, которое было общераспространенным внутри нашего круга, потому что взгляды, которые пропагандировал ЛаВей, были очень гуманистическими. Никто из нас не хотел видеть Сатанизм "с человеческим лицом": на наш взгляд, ты сам должен быть дьяволом во плоти.
Люди хотели быть крайне серьёзными — и, скажу я вам, такие вещи надо принимать серьёзно, — но, я думаю, народ не воткнулся во всю фишку, и поэтому они весьма отчаялись. Если ты разочаровался в жизни, если ты сам и твоя жизнь тебе в тягость, то, наверное, ты и не живёшь. По-моему, быть Сатанистом вовсе не означает быть неудачником.
Почему блэк-метал сцена испытывает такое неприятие идей ЛаВея?
Очень многие хотели видеть Сатанизм более экстремальным, поэтому и обратились против ЛаВея. Я могу их понять, потому что для многих, так же, как и для меня, быть Сатанистом значило быть не таким как все. А когда АаВей в своей "Сатанинской библии" говорит, что любая домохозяйка может быть Сатанисткой, я думаю, очень многих шокировало, что их «эксклюзивные» мысли могут быть распределены между кем-то ещё.
Почему, на твой взгляд, блэк-метал является таким экстремальным течением?
По мере становления имиджа блэк-метал течения в Норвегии в нём развивались и экстремистские идеи. Блэк-метал был изначально музыкой Сатанинской, очень злой и мрачной. Христианство было нашим противником. Многие, попадавшие в наши круги, первоначально не были так враждебно настроены по отношению к христианству, но чем больше они погружались в атмосферу блэк-метал, тем сильнее они ненавидели христианство.
Мы варились в одном очень тесном котле, и мысли одного мгновенно становились общим достоянием. Атмосфера внутри "Чёрного Круга" была очень «злобной». Многие никогда не смеялись, они всё время были серьёзны до нельзя. Все выглядели очень мрачно. Желание быть серьёзным и мрачным было повсеместным и, я думаю, многие и сейчас придерживаются таких же взглядов.
Может быть, я разочарую многих подобным заявлением, но я далек от таких взглядов на жизнь: я отнюдь не опечаленный по жизни человек. Я люблю развлекаться, смеяться и получать от жизни удовольствие. Да, раньше я принимал все эти вещи всерьёз, но только до некоторой степени. Конечно же, вся окружающая атмосфера оказывает на тебя огромное влияние; ты никогда не станешь смеяться в Хельвете, ты питаешь чувство уважения к известным в "Чёрном Кругу" личностям, поначалу ты выбираешь слова при разговоре с Евронимусом, пока ты близко не познакомишься с ним. Все всегда было очень серьёзно.
Было ли это реакцией на доминирование христианства в Норвегии?
Ну, Норвежская Государственная Церковь не так уж и сильна. По-моему, она, напротив, очень забавна — в ней есть женщины-епископы, женщины-священники… Ха, там есть даже попы-гомосеки! В Норвегии разрешены гомосексуальные браки, а это идёт в прямой разрез с заповедями библии. Норвежская Государственная Церковь довольно либеральная организация.
Или это протест против воспитания в канонах христианской морали?
Мои родители, например, отнюдь не религиозны. Многие думают, что у всех блэкушников было трудное детство, проблемы в семье и т. д., что они слабые личности с ужасным прошлым. Но насколько я знаю, большинство из нашего круга происходит из вполне обеспеченных семей, нерелигиозных, у всех было хорошее детство и добрые родители, которые отнюдь не избивали и не оскорбляли их каждый божий день. Я бы даже сказал, что все происходят из довольно богатых семей.
Почему Евронимус и иже с ним делали такие откровенные заявления в прессе?
Я думаю, в основном, это было продиктовано желанием пробудить в людях страх. Кроме того, я знаком со многими из блэк-метал круга, которые верят в адское пламя и тому подобные вещи, у которых очень примитивное Сатанинское мировоззрение. Я уважаю их мнение.
На тебя сильно повлияла "Сатанинская Библия" Антона Шандора ЛаВея?
Я купил "Сатанинскую Библию", прочёл её и, естественно, был очень воодушевлён прочитанным, потому что это книга, с которой очень легко согласиться. Очень многие найдут в ней выражение своих мыслей. Кроме того, на меня большое впечатление произвела Сатанинская символика, обрядность и т. д., так как в них есть что-то особенное. Ты начинаешь с какой-то отправной точки, затем тебя захватывают новые идеи, новые впечатления… После "Сатанинской Библии" меня увлек блэк-метал и более экстремальная философия. В итоге после шараханий в разные стороны с возрастом ты приходишь к своим собственным выводам, и ты уже ни с кем не соглашаешься. Сейчас никто в среде блэк-метал не разделяет мысли, подобные моим.
На многих ЛаВей действительно оказал колоссальное влияние. Его заслуга состоит хотя бы в том, что он ввёл в обиход слово «Сатанизм»; я не думаю, что до того, как он основал свою Церковь Сатаны, об этом что-то было известно широким массам. Он сделал Сатанизму имя, и теперь люди знают о таком явлении. То же самое и в Норвегии: благодаря нам теперь все знают, что такое блэк-метал и что такое Сатанизм.
А как ты сам представляешь Сатанизм?
"Мой" Сатанизм имеет мало общего с обрядовой стороной, это в большей мере философия — логическое объяснение антихристианского образа жизни. В "Сатанинской Библии" описано как живет большинство людей, как люди воспринимают окружающий их мир, в ней описана вся наша обыденная жизнь в представлении Сатаниста. Если человека ударят по лицу, большинство ответит тем же, и, совсем необязательно для этого быть Сатанистом. Поэтому, я думаю, что Сатанизм есть нечто большее, нежели философия. Кроме того, в нем есть множество эмоциональных моментов. Я стараюсь вложить всего себя, все свои эмоции в мою музыку. Она так же важна для меня, как и моя философия. Это еще и духовная жизнь, и по мере того, как вы узнаёте о ней все больше и больше, она становится насыщеннее.
Может ли обычный «среднестатистический» человек следовать Сатанинской философии?
Лично я не считаю себя «нормальным» человеком. Нет, далеко не каждый может быть Сатанистом. ЛаВей проделал большую работу, заинтересовав множество людей идеей антихристианства и дьяволопоклонничества. Я даже думаю, что на самом деле он гораздо более серьёзно и глубже относится к этому аспекту Сатаны, чем в своих книгах. Для того, чтобы воплотить на холсте своё видение дьявольского царства, необходимо иметь очень сильное воображение, очень много думать об этом, чтобы нарисовать подобные картины.
Ты согласен с ЛаВеем, что "Сатанистами не становятся, Сатанистами рождаются"?
Я становился Сатанистом постепенно, но, мне кажется, что я не смог бы стать кем-то другим. Даже если бы я воспитывался в другой обстановке, я всё равно бы стал Сатанистом. Я не смог бы быть никем иным. Для меня Сатанизм очень важен; он изменил весь образ моих мыслей, всю мою жизнь.
Иногда, правда, из-за него мне приходится нелегко: будучи Сатанистом можно нажить уйму неприятностей. Но я никогда не променяю его ни на что другое. Иногда мне кажется, что неплохо быть менее известным — я живу в маленьком городке, где все про меня всё знают. Ко мне постоянно прикованы взгляды, даже когда я одеваюсь не очень вызывающе — просто меня все знают. Даже на моей работе ко мне относятся крайне скептически, и подчас думаешь, что было бы легче, если бы тебя никто не знал. Но Сатанизм, повторюсь, для меня очень важен, и я не могу отречься от него из-за того, только лишь из-за того, что у меня возникают постоянные проблемы.
* * *
Другая группа, выделяющаяся своими взглядами среди "братьев по саунду", это Ulver. Музыку Ulver довольно-таки трудно охарактеризовать — даже несмотря на то, что она, безусловно, имеет сильные блэк-металлические корни. Один из их альбомов, например, — Kveldssanger ("Вечерние песни") — полностью акустический. Как результат — коллекция очаровывающих песен в этаком барочном стиле, нечто среднее между традиционным северным фольклором и классической музыкой. В то же время Ulver выпускает агрессивные, ослепительные «блэковые» альбомы. И ещё Ulver принято считать ярко выраженной Сатанинской группой.
Ulver
Вы относите себя по музыкальным и идеологическим критериям к метал?
Эрик: Ulver есть порождение блэк-метал сцены, и все наши альбомы, за исключением Kveldssanger, безусловно можно классифицировать как блэк-метал. Все наши высказывания, тематика наших песен, также, безусловно, несут на себе отпечаток ауры блэк-метал. Но, принимая во внимание, что за все эти годы Ulver очень вырос, в музыкальном, текстовом, и идеологическом плане, то можно сказать, что униформа блэк-метал становится нам очень тесной.
А, с другой стороны, что лежит за идеологией блэк-метал? Первоисточник блэк-метал — это Venom: иконы идиотизма хэви-метал — напившаяся пива, "ниже среднего" уровня толпа. Сущность блэк-метал есть культура хэви-метал, а отнюдь не Сатанинская философия.
Просто взгляните на нашу аудиторию: средний поклонник блэк-метал, покупающий наши пластинки, есть самый настоящий стереотип неудачника, ничтожество, взлелеянное в детстве, вечный двоечник в школе, живущий за счет общества, ищущий компенсацию своему "комплексу Митрофанушки" участием в банде изгоев, обративших свою ненависть против общества, которое низвергло их на самые низшие ступени своей иерархии. И эти общественные альтруисты, отправной точкой которых является хэви-метал, как культурологическая и умозрительная концепция, претендуют на то, Чтобы называться «элитой» общества! Ха! Как это трогательно!
Гарм: В некотором смысле я до сих пор питаю тёплые чувства к блэк-метал, как к жанру, определившим мои музыкальные пристрастия и отношение к Чёрным Ремёслам. Но с тех пор я сильно повзрослел и сегодня не вижу себе места в этом движении, потому что адепты блэк-метал проповедуют ошибочную и ограниченную жизненную концепцию. Я же ищу в жизни совершенства, а его можно достичь только будучи непредубеждённым к различным мировоззрениям. А это подразумевает что мои интересы простираются далеко за рамки вышеупомянутого жанра.
С того времени, как я попал в блэк-метал круги, в них наблюдается отвратительная тенденция к деградации, и я должен с прискорбием отметить, что большинство тех, кто сейчас определяет лицо этого течения, есть просто горстка алкоголиков-неудачников, в сущности обывателей, не имеющих чёткого представления о том, куда движется жанр. Для них блэк-метал — просто самый лёгкий и простой способ быть посвящёнными в "неформальное молодёжное объединение", необычное и эксцентричное. На сегодняшний день блэк-метал служит всего-навсего опорой в индивидуалистической слабости невежественным и неуверенным в себе молодым людям: в нём они чувствуют себя уютно и комфортно. Неужели это не занимательно?!
Нужно ли бороться с христианством в Норвегии?
Эрик: Христианство есть ничто иное, как проявление инстинктов стада, и, поэтому, сражаться с ним — всё равно, что сражаться с природой самого общества. Ибо пока на свете существуют организованные сообщества людей, будет существовать и водораздел между безмозглыми массами и одухотворёнными личностями.
Христианская религия может увять и отмереть, но ей на смену тут же придет другая философия, пестующая стадные симптомы. Природа толпы заключается в том, чтобы быть шестерёнками в машине общества, а не в том, чтобы следовать идеалам элиты, и тот факт, что стадо следует философии, заигрывающей с его слабостями, с одной стороны вызывает отвращение у эстетов, но с другой, позволяет функционировать общественному организму.
Сатанист наблюдает за обществом со стороны. Для него мир — это сцена, на которой он волен по своему усмотрению быть либо зрителем, либо актёром. Он может смотреть со стороны, смеяться, плакать, вздыхать и аплодировать — в зависимости от эффекта, который на него произвела сцена, или же сам броситься в гущу событии чтобы поразвлечься, но его природа — это природа зрителя, художника. Он не сильно заинтересован в изменении общественных укладов, ибо его связь с обществом минимальна.
Мой ответ таков: нет, битва с драконом христианства не прельщает меня. Каким образом христианство вторгается в мою жизнь? Оно наполняет меня отвращением. Но я не испытываю позывов сыграть роль мессии, учащего слепцов жизни.
Гарм: Активно преследовать христианство во имя торжества Сатанизма просто нелогично, потому что это не несёт последнему никакой выгоды. Христосики устанавливают законы для слабых и ничтожных; и главными параграфами в них являются смирение, покорность, чувство вины, сострадание и расплата за чужие грехи. Извлечь преимущества из всей этой лохани глупости для того, кто играет в команде Дьявола, крайне необременительно. То, что они проповедуют такую дегенеративную мораль, офаждает их, за несколькими несущественными исключениями, от возможности разжечь пламя свободного духовного огня в сердцах их адептов. Вместо этого они дурацкими приемами пытаются уговаривать их: "Ребята, задумайтесь на тем и над этим!" Ха-ха!
Холодный расчёт и скрупулёзность, присущие уму еретика, несут в себе бесконечные возможности в таком обществе, и он может в своём жестоком эгоистичном экстазе упиваться наслаждением. Если обозреть картину в подобном ракурсе, то христосики предстают мазохистами, а он — садистом с хлыстом в руках. А если бы он отправился обращать людей в свою веру, то его мир выглядел бы уже совсем иначе, и он бы уже не мог касаться звёзд, не тревожа их. Так что, на мой взгляд, сражение не имеет смысла.
Самый подходящий пример тщетности подобных устремлений мы имеем в случае с Варгом Викернесом, этим мучеником и нео-викингом. Пророк своего собственного «эго», который, как ни парадоксально, очень похож на Иисуса в своих идеалах, ныне вынужденный нести свой крест за стенами озлобленности. Я очень уважаю этого человека за его убеждения и смелость, но никак не за чувство реальности. Картина сотни воинствующих «Сатанистов», свято верящих в то, что они могут начать крестовый поход на христианство под духовными хоругвями хэви-метала, видится мне достойной сожаления. Я предпочитаю оппонировать христианству, укрепляясь в своём знании, а не тратя понапрасну мою жизнь в иллюзорных мечтах о мире, живущим по законам прави в согласии с природой. В наш век человеческий разум так сильно усложнился по сравнению с минувшими эпохами, что я осознаю невозможность вернуть нашу судьбу к тем формациям. Человек приобрёл контроль, причем контроль временный, над силами природы посредством современных технических средств, но очень скоро это ввергнет нас в забвение — и стоящая за этой эволюцией не знающая покоя сила несёт на себе печать триумфа Сатаны.
Подводя итог сказанному, я не вижу смысла «сражаться» с христианством, но я верю, что оно само уничтожит себя, причем быстрее, чем мог бы мечтать любой поджигатель церквей. В конце концов, мы живём в конце второго тысячелетия, и большинство людей достаточно образовано, чтобы учуять запах дохлой рыбы.
Взгляд со стороны
Норвежский блэк-метал в некотором роде уникален: из всех жанров музыки, когда-либо открыто называвших себя «Сатанинскими» он оказался наиболее действенным, а точнее, побуждающим к действию. Пытаясь понять Философские и спиритуалистические черты, присущие этому сугубо скандинавскому музыкальному течению, мы побеседовали с двумя сторонними наблюдателями, чьи комментарии касательно блэк-метал представляются нам Довольно вдумчивыми и далеко выходят за рамки шаблонных крикливых заголовков жёлтой прессы. Оба интервьюируемых нами респондента постоянно сотрудничают с норвежской искусствоведческой газетой Morgenbladet.
Симен Мидгьорд — магистр гуманитарных наук, писатель и внештатный автор вышеупомянутого издания. Кроме того, Мидгьорд является основателем норвежского отделения Ordo Templi Orientis оккультного общества последователей Элистера Краули, которое он открыл в Осло в 1984 году. Он "отошёл от дел" в 1993-м. Мидгьорд любезно разрешил авторам привести в этой книге его статью о Сатанизме норвежского блэк-метал, опубликованную в Morgenbladet, которую вы найдете в Приложении III. Пожалуй, это самое доскональное исследование вопроса, когда-либо публиковавшееся в норвежской печати.
Ряд блэк-метал команд отдают дань уважения Краули в своем творчестве, а некоторые музыканты искали контактов с О.Г.О. в период 1992-93 гг. А еще ближе сердцам блэкушников Мидгьорд стал, когда опубликовал интервью с Ихсахном в Morgenbladet. Во время наших бесед с ним Мидгьорд развил интересную теорию, проводящую параллель между "средневековым Сатанизмом" норвежского блэк-метал начала 90-х с серией «сенсационных» статей о деятельности О.Т.О. и Сатанизме, заполнивших страницы норвежской прессы в 1990-91 гг. Продвигаясь в своих исследованиях, мы обнаружили, что и другие исследователи, помимо Мидгьорда, пришли к схожим выводам о возможной связи между газетным бумом и последовавшими вскоре заявлениями блэк-металлистов.
Вслед за интервью с Сименом Мидгьордом мы публикуем беседу с Полем Матиесеном, убеждённым христианином, ведущим теологическую рубрику в Morgenbladet. Нетрудно было предположить, что реакция официальной норвежской церкви на поджоги и нападки со стороны блэк-металлистов была негативной, но по сути она свелась к гневным речам о "шокирующем всплеске Сатанизма среди молодёжи". Матиесен, как лицо неофициальное, может позволить себе критиковать подобную примитивную риторику, и его глубокие, неочевидные выводы могут удивить даже ревностного дьяволопоклонника.
Симен Мидгьорд
Есть ли, на Ваш взгляд, какая-либо связь между блэк-метал и Сатанизмом?
Что касается Сатанизма и блэк-метал, то я не вижу особой связи между ними и "ообщечеловеческими ценностями", я не вижу в них преемственности. Весь этот «Сатанизм» среди подростков начался несколько лет спустя после того, как Dagbladet (одно из крупнейших норвежских «жёлтых» изданий) внезапно «нашла» "Сатанистов" в О.Т.О. Они писали о каких-то жертвоприношениях, каннибализме и ещё какую-ту ветхозаветную чушь.
Они, кажется, развязали "охоту на ведьм" в отношении О.Т.О.?
Да. Все их обвинения были абсолютно беспочвенными. Эта кампания была направлена не только против О.Т.О., но и против ими же выдуманных Сатанистов. Кашу заварил один полицейский по имени Коббхауг где-то в 90-м или 91-м гг.
Эта кампания была вызвана паникой среди христианских фундаменталистов?
Да, и в этом кроется первоисточник молодёжного Сатанизма в Норвегии — эти ребята просто не видят вокруг никакой другой идеологии, кроме христианства. Они, должно быть, слышали кое-что о Сатанизме от ЛаВея; слышал, что его книга, "Сатанинская Библия" очень неплохо продавалась в Осло. Сейчас продавать её запрещено — из-за "дела «Графа». На мой взгляд, это довольно-таки детский поступок, потому что Варг отстаивает прямо противоположные идеи, нежели те, что в своей книге проводит ЛаВей. Сатанизм по ЛаВею и есть настоящий Сатанизм — своеобразный гуманизм под чёрной маской. Такого рода Сатанисты стоят за индивидуальную свободу религиозного выбора, они пытаются сохранить религиозность в своей жизни. Я не вижу в этом ничего «порочного» или "злого".
Существовал ли в Норвегии Сатанизм до того, как началась кампания против О.Т.О.?
Тот тип Сатанизма, который исповедует Викернес, сильно отдаёт волной пропаганды, развернувшейся в прессе за несколько лет до того, как Гришнак получил "всенародную известность", так что я думаю, что эта волна захлестнула и его, как, впрочем, и всю блэк-метал тусовку.
Так всё же, существует ли в Норвегии Сатанинская традиция?
В некотором роде, безусловно, да. Первое упоминание, связанное с Сатанизмом в Норвегии относится к 1890 году, и связано с такими личностями, как Дагни Юэль и Пшибишевский, а также к клике, образовавшейся вокруг художника Эдуарда Мюнха и Августа Стриндберга (шведский драматург и писатель). Я думаю, в западной части Скандинавии существовали маленькие группы, практиковавшие некую форму Сатанизма, по крайней мере, в Дании наверняка. То, что они исповедовали, было разновидностью Сатанизма, не имевшей ничего общего с этой "пропагандой".
Чем занимался круг людей, сплотившихся вокруг Мюнха?
Они служили чёрные мессы, состоявшие в основном, конечно же, из сексуальных оргий. Это были крайности, поэтому я не думаю, что Мюнх принимал в этом непосредственное участие. Но Дагни Юэль принимала, это точно, — она была очень видной персоналией норвежского декаданса. Символической традиции же присуща более утончённая, если хотите, более цивилизованная форма Сатанизма.
А не могли бы вы назвать более современные прецеденты Сатанизма в Европе?
В Германии Сатанизм есть "вещь в себе" — вслед за О.Т.О, в ФРГ появились люди, которых не в полной мере можно назвать Сатанистами, но чем-то отдаленно напоминающие Сатанистов, — я имею в виду эти общества, практиковавшие человеческие жертвоприношения. Они были даже не Сатанистами, а скорее, полувоенизированными языческими общинами.
Про блэк-металлистов можно сказать, что они действовали в том же ключе…
Существует большая разница между насаждением мизантропических идей и их претворением в жизнь. Очень существенная разница. Я думаю, что Ихсахну из Emperor такие идеи приходятся по душе, но он никогда не пойдёт поджигать церковь или убивать кого-нибудь. Он не раз заявлял о своем неприятии подобных форм антихристианства. В разговоре со мной он говорил, что поддержал бы поджог церкви, если бы это была новая, уродливая церковь, но не древняя. Он не осуждает поджигателей, но он считает, что это примитивно.
Был ли Ихсахн в числе тех блэк-метал музыкантов, кто искали контактов с О.Т.О.?
Нет, не был. Но он относится к числу тех людей, которых бы я очень хотел видеть в нашей организации.
А таких как Бард «Фауст» Эйтун вы приняли бы в свои ряды?
Согласно нашим правилам убийца не может быть членом О.Т.О.
Ну, а если бы он обратился к вам до того, как совершил убийство?
Мне кажется, он как-то написал нам письмо, очень примитивное, кстати. Всего пару строк, что-то вроде: "Мне 18 лет, и я интересуюсь Сатанизмом", или что-то вроде того.
То есть деятельностью О.Т.О. интересовались блэк-металлеры, прельщённые образом, который создали вам газетчики?
Точно. Именно поэтому.
Но в то, что писали в газетах, как-то очень с трудом верится…
Да, и "компетентные органы" тоже не верили в это. Высшие полицейские чины в Осло были настолько шокированы тем, о чём писали газеты, что у них не было ни тени сомнения относительно этой болтовни.
Вам пришлось столкнуться с полицией?
Нет… Вернее, тогда нет. Пришлось два года спустя, после всех этих поджогов. Полицейские пришли ко мне домой, точнее, во двор — я не впустил их в дом, когда увидел, что это полиция. Они приходили и к некоторым моим друзьям — с тем же успехом. Я неукоснительно придерживаюсь своего принципа — я никогда не впускаю представителей власти в свой дом. Они из другого племени.
Как бы Вы охарактеризовали верования Ихсахна?
Я бы отнёс его к цивилизованному, интеллектуальному, интеллигентному типу Сатаниста. Он «позитивный» Сатанист, который не погряз в догме антихристианства. Его интересы простираются не в сфере антихристианства, скорее его стезя — это Сатанизм созидательный — романтический, готический Сатанизм. Вся его сущность протестует против этих ужасных реалий современного мира. Я бы назвал его Сатанистом-эстетом.
То есть он принадлежит к байроновскому типу людей, так?
Да!
Что Вы можете сказать об Ойстейне Аарсете?
Я про него почти что ничего не знаю. Мне как-то довелось разговаривать с журналистом, который брал у него интервью несколько лет назад. Так вот, когда он пришёл в магазин, который содержал Ойстейн, — Хельвет, то владелец не открыл ему, потому что его бабушка категорически запретила ему общаться с прессой!
Многие блэк-металлисты на поверку больше лают, чем кусают, да и в жизни они не так грозны.
Да, большинство, но не все. На их счету два убийства, и, по меньшей мере, одно исчезновение без вести. Я имею в виду сына священника из Тонсберга. В деле об его исчезновении был замешан Сатанизм, но пока его не нашли — ни живым, ни мертвым.
Вы знаете подробности этого исчезновения?
Сам он не был Сатанистом, но не исключено, что среди его знакомых были Сатанисты. Он был членом группы подростков, игравших в так называемые ролевые игры, так что, может быть, там он встретился с кем-то, я не знаю. Представляется, что ролевые игры вообще очень сильно повлияли на блэк-металлистов в их отрочестве. Не доводилось Вам видеть фотографии Гришнака в его комнате, где на стене висела карта Среднеземья, взятая из руководства к игре? Само имя «Гришнак» взято из Толкиена.
А Вы не думаете, что эти игры оказали на них чересчур сильное воздействие?
Скорее их образование находится не на очень высоком уровне. Мне подчас кажется, что когда они росли, в их доме, кроме библии и телефонной книги, других книг не было. Кроме того, стоит отдать должное христианским традициям в Норвегии — это тоже немаловажно. То, что сделал блэк-метал — это очень смелый протест, восстание против такого рода воспитания, культуры, если, конечно же, эти термины применимы по отношению к христианству.
Вы не находите, что блэк-метал стал продолжением характерной норвежской пиитической христианской традиции, особенно развитой на западном и южном побережьях?
Да, он продолжает её в смысле фанатизма и примитивного бинарного выражения правды, что, в общем-то, может и правильно для предельно упрощённого подхода. Но он не оставляет места иронии, к примеру. Такие люди верят всему прочитанному, никак не сопоставляя прочитанное с реалиями жизни. А без ходунгов чужих мыслей они не способны самостоятельно двигаться по жизни. У них отсутствует чувство реальности. Ярчайшие примеры — итальянский фашизм и германский нацизм: они выросли на почве низкой культуры, выпестованной церковью и давшей плоды в небольших сообществах.
Каковы, на Ваш взгляд причины, по которым группы, играющие блэк-метал, романтизируют националистическую идею применительно к своей родине — Норвегии?
Если привязать националистическую идею к язычеству, она будет иметь романтическую привлекательность. Не думаю, что без этого их национализм будет играть какую-то существенную роль. Больше того, я не думаю даже, что они достаточно сведущи в этом аспекте национализма.
В чём Вы видите связь между язычеством и Сатанизмом?
Только в антихристианском настрое. Это единственная их точка соприкосновения.
В последнее время наметился общий отток от «средневекового» Сатанизма в сторону язычества, одержимости тёмными силами природы. Как, на Ваш взгляд, понимают ли они, каким должно быть языческое мировоззрение?
В общем, я думаю, не очень! Но Сатана, безусловно, персонаж иудео- христианский, и если они хотят избавиться от иудео-христианства, то им, конечно же, придется избавиться и от Сатаны. Сатана играет применительно к нашему случаю роль Троцкого в революции. Сатана пригоден на что-то только в христианском мире. Здесь есть над чем поразмыслить: если вы хотите быть последовательным антихристианином, то не является ли тогда Сатана промежуточным звеном?
Некоторые языческие группы, такие, как Enslaved, полностью отвергают Сатанизм.
Я не думаю, что «Сатанисты-романтики» откочуют в этот лагерь, потому что для них Сатана стал очень позитивной, прогрессивной фигурой. Тем же, чей Сатанизм ограничивается бунтарством против христианства, рано или поздно придётся отречься от Сатаны, как от части христианства. Остальным же, кто ищет в Сатане прогресс, ни к чему подобные пертубации.
А каково Ваше персональное отношение к христианству в Норвегии?
Я убежден, что христианство превращает людей в дебилов. Это неизбежный симптом этой отвратительной религии. Я нахожу их идеи о жертве, боли, и прочую глупость воплощением бесчестного, мазохистского взгляда на жизнь. Они ползают на коленях перед свои богом, они стоят коленопреклоненными перед властью метафизического абсолюта. Я бы не назвал это здоровой моралью. И при этом они на каждом углу кричат, что полмира погибнет в вечных муках за то, что не подчинится их догме. В этом смысле христианство, на мой взгляд, представляется чрезвычайно омерзительным.
Вы можете назвать себя сочувствующим блэк-метал в этой связи?
Да, в таком ракурсе, конечно. Но я, к сожалению, уже далеко не подросток.
На Ваш взгляд, есть ли смысл в том, что они делают?
В смысле поджогов церквей? В некотором роде, смысл в этом есть, потому что они заставляют задуматься христианское общество. Это очень сильная "реакция на христианство", но лично я не стал бы себя разменивать на отдельно взятую Церковь, на такое ничтожество. Но я вижу ценность их поступков в том, что они заставили обывателя ответить несколько религиозных вопросов, в том, что они восстали против нормы.
Не кажется ли Вам, что они, тем самым, только укрепили позиции норвежской церкви?
Безусловно, и поэтому я считаю, что сжигать церкви — это вандализм!
Но, с другой стороны, в этом есть огромная символическая ценность…
Опять же Вы правы, но те, кто сегодня составляют поповскую паству — это те, кто регулярно ходит в церковь. Это заложено в ментальности горожан, по крайней мере, если речь идет об официальной норвежской церкви. Последняя меня нисколько не волнует. Меня беспокоят все эти ужасные мелкие секты, в которых инструментом воздействия на людей является страх — с того дня, как этим сектам официально позволено открыть рот. Я поддержу любую форму протеста, сколь экстремальна бы она ни была, против этой формы христианства, потому что я убеждён, что они превращают людей в неврастеников. Эти секты нужно законодательно запретить, только потому что они истязают своих же, по сути, детей. Поэтому я понимаю, что у этих ребят были веские причины сжигать церкви. Сам бы я не стал поджигать церкви, но я могу понять тех, кто делал это.
Как Вы думаете, у этого движения есть будущее?
Безусловно! У него есть будущее, и оно будет развиваться.
А не кажется ли Вам, что оно отомрёт, как только публика потеряет интерес к собственно музыке, что кажется, уже не за горами?
Нет, я думаю оно примет новые формы. Потому что полярность определена и теперь от неё невозможно избавиться.
Вы полагаете, что эти люди взрослеют и переходят к более осмысленным формам оккультизма и антихристианства?
Да, я думаю это случится или уже происходит. По крайней мере, для определённой части — одного из десяти.
Существует ли более подходящее место для людей, достигших этой стадия развития?
На мой взгляд, О.Т.О. могло бы стать таким местом, даже несмотря на то, что мы не очень-то поддерживаем революционные идеи. Это масонская организация, а не широкое движение.
Поль Матиесен
Каковы были последствия поджогов в церквей в Норвегии?
Те прихожане, что стали жертвами поджогов, вынуждены искать себе новых знакомств, людей, которые бы крестили их детей и т. д. Они искали их, естественно, среди тех, кто сами не ходят в церковь. Там, где церкви были сожжены, а потом отстраивались заново, число прихожан значительно увеличилось, так что можно сказать, что в этих местах произошел процесс локальной «христианизации», но, в целом, на христианской ситуации в Норвегии это никак не отразилось. Не думаю, что из-за норвежского Сатанизма в Норвегии резко прибавилось христиан, но в некоторых отдельных приходах это всё же случилось.
Насколько религиозен средний норвежец?
Это зависит от того, что вы называете "быть христианином". На эту тему Норвегии сейчас существует несколько мнений. Но я думаю, что в нашей стране существует христианская культура с довольно сильными корнями. Вера в ритуальную часть религии, на мой взгляд, не очень сильна, христианство сейчас больше культурное явление. В этом смысле, я бы сказал, что Норвегия — страна христианская, с глубокими христианскими культурными традициями, но не с христианскими канонами, инсталлированными в повседневную жизнь, если вы видите здесь разницу.
Насколько оправданна в Норвегии может быть ненависть по отношению к христианству?
Я вообще не думаю, что её как-то можно оправдать. Их ненависть к христианству не имеет веских оснований, её природа больше эмоционального свойства. Если же вы спросите меня, почему они ненавидят христианство — я отвечу вам, что в 15 или в 16 я тоже ненавидел христианство. Я не учился ни в приходской, ни в воскресной школе, не читал Библию, не знал молитв и т. д., и когда мне было столько же, сколько сейчас новоявленным Сатанистам, я христианство ненавидел.
Среди молодёжи в Норвегии очень сильно предубеждение против христианства. Обыщите хоть всю Норвегию — вы найдете только несколько молодых людей, являющихся действительно христианами; а если они и имеют какое-то отношение к христианству, то выражается оно в крайних формах, и почти что наверняка эти ребята связаны с мелкими харизматическими сектами. Но большинство молодежи буквально ненавидит церковь.
Сейчас же, по прошествии 15 лет, я оглядываюсь назад и понимаю, что моё отторжение христианства было вполне христианской вещью: ненавидеть бога, ненавидеть Церковь значило, что на самом деле они мне были небезразличны. Там где ненависть, там всегда есть любовь; там, где есть ненависть, там нет места безразличию. Вы не сможете питать сильных чувств или даже ненависти по отношению к чему-либо, если в вас нет чувства, которое я бы назвал любовью.
Стоит обратить внимание, как некоторые люди становятся Сатанистамн воспринимают Сатанизм как особую религиозную форму. Я назвал бы многих из них христианами, потому что та ненависть, которую они извергают из себя, показывает что в душе они, быть может, любят бога и что Иисус не безразличен им. Думаю, это возможно. Крайняя степень ревности — это когда люди убивают своего возлюбленного. Ненависть по отношению к церкви отнюдь не идёт в разрез с христианскими канонами. Очень многие добрые христиане ненавидели церковь. Может быть, это и не так, но в некоторой степени, я считаю, их Сатанизм можно рассматривать как течение в христианстве.
На мой взгляд, важно провести черту между «оппортунистическим» крылом Сатанизма и его «серьёзной» частью. Их вожди имеют очень четкую религиозную концепцию, поэтому я не назвал бы их оппортунистами. В своём корне норвежский Сатанизм имеет очень тесное родство с норвежским христианством.
Сатанизм в Норвегии базируется на каких-либо традициях?
В нордической религии определённо существует оккультная традиция, это безусловно. Более того, оккультные тенденции просматриваются и в самом христианстве как времён средневековья, так и после Реформации. Так что традиция оккультного в религии имеет глубокие корни. Я бы даже сказал, что средневековый обычаи сжигать на костре ведьм тоже имеет оккультную основу, которая и сегодня очень близка церкви, так как её природа — это идея бессмертия.
В беседе со мной Ихсахн сказал, что больше всего он ненавидит в Церкви её слабость, отсутствие морали. Церковь бессмертна, и, это её качество он тоже сильно ненавидит. Если христианская церковь стала бы жёстче по отношению к людям, стала бы наказывать более сурово, то уважал бы её значительно больше. По мне это весьма христианская мысль.
Сатанизм есть просто иное проявление христианского оккультизма. Масонство, к примеру, тоже оккультная христианская традиция. Крайние христианские секты имеют сильную связь с оккультизмом. Все оккультные явления, люди типа Августа Стриндберга, оккультные общества, появлявшиеся за последние два столетия, непосредственно связаны с христианством. А может быть, моё понимание христианства просто более широкое.
А как Вы определите оккультизм?
Оккультизм оперирует тёмными сторонами человеческой природы. Он основан на адогматическом мышлении — на базе своего собственного опыта ты принимаешь самостоятельные решения. Ты не нуждаешься в религиозных заповедях, законах и тому подобном. Это крайняя форма субъективного религиозного опыта. Это может быть чем угодно. Под такое определение подпадают и некоторые харизматические христианские конфессии. Для них не существует закона, не существует правительства, они заняты только духовным поиском, они останавливаются только на тех аспектах, к которым предрасположены, и неизбежно сталкиваются с теми "тёмными сторонами", о которых я говорил раньше. В этом смысле их тоже можно назвать "оккультными".
Христианская месса — это оккультный ритуал?
В ней присутствуют оккультные моменты. Причастие, например, в католической и православной церквях, имеет оккультные черты, но я бы не сказал, что это оккультный обряд.
Или взять приношение в жертву того, что вы, возможно, любите, — по сути дела убийство, — имеет оккультные оттенки, но таковым не является. Между этими явлениями существует связь, просто мы плохо знаем историю вопроса, и поэтому, когда мы сегодня вдруг столкнулись с проблемой Сатанизма, он кажется нам чем-то новым и не имеющим прецедентов; мы смотрим на него со словами: "Ух ты, а что это?" А на самом деле это очень, очень давняя традиция религиозности, основанная на человеческом опыте и обрядах. В ней нет ничего нового. Откройте Ветхий Завет — Бог тоже сжигал города, убивал народы, когда они чем-то его не устраивали. В этом аспекте религии нет ничего нового.
У меня есть веские причины делать подобные выводы, потому что я руководствуюсь соображением, что даже Сатанизм имеет гуманные черты. Как размышляет постсовременный человек? Он видит некое явление, которое ему представляется чересчур экстремальным, и сразу же берётся осуждать его. Эти люди мгновенно становятся в его глазах париями, которых должно ненавидеть и следует изолировать от общества. Мне такая психология видится ошибочной.
Если рассматривать Сатанизм как отражение духовной жизни и духовной традиции которой мы следуем, то, как мне кажется, Сатанисты предстанут в более гуманном свете. Тогда их можно рассматривать как людей, облечённых моральными принципами, имеющих свои причины быть не такими, как все, которые пытаются донести до нас что-то. Если взять их предводителей, то видно, что это высокоинтеллектуальные и мыслящие личности, люди, для которых порядочность не пустой звук. Лично я рассматриваю их как совестливых людей, и мы должны прислушаться к тому, что они говорят. Если бы я считал их всего лишь вчерашними мальчишками, бунтующими против общества, я бы не стал прислушиваться к их мнению.
Церковь поступает с точностью до наоборот: церковь утверждает, что Сатанизм — это несерьёзно, что за ним нет ничего, кроме жестокости и насилия, что единственное, что они ищут — это месть, и пытается изолировать их от общества. Они не рассматривают Сатанистов как неотъемлемую часть их собственной культуры, а я рассматриваю. Нам стоит прислушаться к тому, что они говорят.
А станут ли прислушиваться к их словам, после того, как все узнали об их делах — убийствах, в том числе?
А сколько христиан убивали за свою веру? Убийство ближнего — это вполне «человеческий» поступок, и убийство ещё не означает того, что убийца не может быть искренним человеком или того, что ему нечего сказать. Баадер-Майнхоф (Вааder-Meinhof, немецкая террористическая группа) проповедовала очень интересную идеологию, к которой стоит отнестись крайне серьёзно. Другой вопрос, — то, что они делали, было ужасно. Совершение уголовно наказуемого проступка, даже убийства, не перечеркивает автоматически наличие собственного мнения, которое может быть весьма важно.
И что они имеют сказать обществу?
Я стремлюсь понять то, что они говорят, и отнестись к этому со всей серьёзностью. Насилие присуще не одному лишь Сатанизму, оно не более жестоко, чем в других слоях общества, а может быть, и меньше, — возьмите, к примеру, футбольных хулиганов. Сатанисты имеют свою точку зрения на религию, и то, что они пытаются донести до нашей религиозной традиции, небезынтересно. А быть религиозно нетерпимым, проповедовать насилие как религиозную догму, не ново, и, в некотором смысле нормально. Сатанисты убивают друг друга — за время христианского господства не одна тысяча верующих уложила друг дружку. В том, что один человек убил другого за то, что у того были другие взгляды, нет ничего нового. В том, что они убивали друг друга из-за каких-то междоусобиц, нет ничего особенного или "Сатанинского".
Или возьмем поджоги церквей. Если бы их единственной мотивацией было насилие ради насилия, они сожгли бы церковь, когда там проходило крещение или похороны, тогда бы они действительно устроили людям кошмар. Зачем, в таком случае, сжигать ее посреди ночи? Конечно, ночью темно, но во многих районах Норвегии темно и днём. Так что они могли бы сжечь церковь на севере Норвегии в воскресный день, получить от этого эстетическое удовлетворение и заодно сжечь живьём сотню-другую людей — просто запереть двери и поджечь здание. Почему же они так не делали? Потому что краеугольный камень их мировоззрения отнюдь не насилие. Для меня здесь всё ясно.
Если посмотреть на фотографии этих групп, то выглядят они очень агрессивно. Но мне кажется, что в большинстве случаев это просто стремление выглядеть вызывающе, агрессивно, нежели их действительное "агрегатное состояние". Они что, ходят с топорами по улицам? Не уверен; я думаю, когда дело доходит до действительно жестокого поступка, они ведут себя как вполне нормальные люди, а не как какие-то маньяки. На мой взгляд, это не та субкультура, где царит атмосфера насилия, это просто часть культа — делать экстремальные заявления и выглядеть как сборище вурдалаков.
Чем уникален норвежский Сатанизм?
Сатанизм получил распространение во многих странах, но в Норвегии он вылился в особо ярко выраженные формы, что сделало его интересным и отличным от других стран. Отличительной его чертой стало некое правдолюбие, что ли, жажда справедливости. ЛаВей, к примеру, проповедует наслаждение жизнью, а норвежский Сатанизм в своих традициях, как правило, отвергает ЛаВея. Это эстетическое течение, где верят не в жизненные удовольствия, а в победу над христианством, разрушение Церкви, что является для них целью в жизни. Как говорил Ихсахн: "Уничтожьте церковь, религию, потому что они слабы и не имеют права жить, потому что они стараются угодить всем и каждому." "У церкви больше нет права судить людей." Современная церковь представляет собой своеобразную социал- демократическую христианскую организацию, и эти люди презирают её за её слабость. Сатанизм в Норвегии стал так силён потому, что это форма деспотического Сатанизма, и по этой же причине он скоро угаснет — люди не могут постоянно жить в таком суровом режиме долгое время. Даже наша христианская церковь избавляется от властных деспотических привычек.
А как бы Вы определили Сатанизм вообще?
В основе своей Сатанизм — протест против цивилизации в целом, будь то античная или христианская, или какая угодно цивилизация. Сатанизм протестует против самого факта существования принципов морали: что ты не должен убивать ближнего, терпимо относиться к людям, которые не похожи на тебя, идти туда-то, делать то-то и т. д.
Грубо говоря, Сатанисты утверждают: "Мы — животные." "Животная природа — это главное в человеке, а мы утрачиваем ее". Это мнение довольно распространено в современном обществе, возьмите тех же "диких женщин", и т. д., то есть тех, кто считает, что "нам нужно вернуться к природным корням". Подмену принципов морали, духовной жизни тезисом о человеке, как о части природы мы сегодня наблюдаем повсеместно.
Я думаю, что Сатанизм как раз и был выразителем подобных идей, Сатанисты заговорили об этом первыми. Если ты ненавидишь кого-то — убей его. Просто убей, и в этом нет ничего аморального. Животные поступают только так. Если ты ненавидишь кого-то, нет причин, по которым ты не смог бы его убить.
Не похоже ли это на стремление вернуться к своей истинной природе, подобного тому, что исповедуют языческие религии?
Что очень интересно в религии норманнов — это то, что сегодняшняя норвежская юриспруденция именно в ней берёт своё начало. У древних северян были свои писанные законы, тинги, по которым проводились суды. Общепринято считать, что они жили в дикости, наедине с природой, но это не так: это была просто другая религиозная система, со своими законами, другая цивилизация, не похожая на современную.
Тёмная сторона человеческой природы, которая говорит тебе: "Убей человека, если он тебе не нравится, изнасилуй, если тебе того хочется, и пусть тебя не терзают угрызения совести", определённо гораздо старше нордической религии. В основе же менталитета норманнов было не это: да, они строили свои общества по другим стандартам и на другой основе, но главенствующим принципом был всё же коллективизм, общественный субъект должен был уважать законы рода.
Сатанизм же говорит нам диаметрально противоположные вещи: делай, что хочешь, не спрашивай у окружающих, нравится ли им это или нет. Делай то, что ты считаешь правильным. А это уже кое-что другое, и если кто-то пытается смешать эти индивидуалистические идеи с германо-скандинавской традицией, то, с одной стороны, это демонстрирует их историческую неосведомлённость, а, с другой, может быть чревато непредвиденными последствиями, потому что из нордической традиции «выдёргиваются» только дикарские, воинственные компоненты и закладываются в основу некой новой идеологии. Это здание базируется на символах того времени, и это сочетание абсолютно некорректно, если вы используете их в сегодняшнем мире как проявление крайнего индивидуализма.
Во время нашего разговора с Ихсахном на нём было несколько амулетов; этим древним восточным символам три или четыре тысячи лет, они принадлежат разным религиям, а он говорит: "Для меня не существует другой страны, кроме Норвегии, другой религии, кроме нордической", и это меня изрядно шокировало. Не находите ли вы это несколько нелогичным? Если вы просто используете различные амулеты, то уж не подводите под это каких-либо основательных исторических обоснований.
Как Вы думаете, Викернес и ему подобные, являются носителями какой-то идеологии?
Должен сказать, что я не рассматриваю Викернеса как самого яркого представителя норвежских Сатанистов. Он безусловно, нонконформист, очень яркая личность. Будь он поклонником футбольного клуба, он никогда бы не стал носить клубных футболок — к любому течению у него будет индивидуальный подход. Называть Викернеса просто норвежским Сатанистом несколько рискованно, я, например, вообще его не причисляю к их числу. Он стал лидером, оратором этой субкультуры благодаря своему оголтелому индивидуализму и своей нестандартности, если не сказать странностям. С таким же успехом он мог бы быть лидером очень многих подобных группировок. В некоторой степени для него Сатанизм — это просто самая экстремальная вещь, в которой он мог бы себя проявить. У меня очень большие сомнения, что Сатанизм вообще важен для Викернеса.
Их вожди сейчас движутся в другом направлении. Базисный Сатанизм, я думаю, скоро изменится или уйдёт со сцены. На мой взгляд, они будут дрейфовать в сторону классического оккультизма, магии и т. д. Здесь я вижу тонкое место этого движения: их лидеры очень сильные личности, весьма «продвинутый» тип людей, поэтому они не смогут оставаться Сатанистами, скажем, лет двадцать или тридцать. Для мыслящих людей это невозможно. Для них естественным является состояние движения.
Как Вы думаете, насколько правдоподобно звучат слова Викернеса о том, что за поджогами церквей лежит целая стратегия?
Я думаю, он просто хвастает своей ролью в этом деле. Сомневаюсь, что он осознавал, на что идёт. А мысли о том, что это была какая-то продуманная стратегия появились на свет значительно позднее — для оправдания собственных поступков. Любой человек, способный к анализу, всегда поступает с собственной биографией подобным образом: любой мыслящий человек испытывает потребность вложить смысл в свои поступки, он выстраивает четкую последовательность событий, приводящую к его сегодняшнему положению. Вообще, его заявления интересны, но я бы не советовал принимать их на веру; думаю, лет через пять он опять изречёт что-то абсолютно новое.
Сегодня Викернес с жаром доказывает, что всё, содеянное им, имело языческую подоплёку.
Я думаю Викернес долго размышлял о современном нам мире, думал о том" как можно что-то изменить. Я считаю что через несколько лет он поймет, что для нас возврат к языческой религии невозможен. Если рассматривать чисто религиозный аспект проблемы, то откат к язычеству просто нереален. Мы уже не вернемся к этой форме религиозного сознания.
У этих ребят очень романтические представления о крайне индивидуалистических сторонах язычества и об их преломлениях в нашем обществе, которые, в сущности, отнюдь логически не безупречны. Они ведут, как мне представляется, к узакониванию насилия, аморальных проступков любого рода, беззакония, и это имеет очень сильное воздействие на нашу культуру, потому что многие движения и отдельные люди считают, что основы нашего общества необходимо разрушить. Они способны взять на вооружение многое из подобных взглядов, потому что в наше время многие силы хотят низвергнуть христианство. Норвежская лейбористская партия занималась этим на протяжении сорока лет, так что в этом нет ничего нового, просто это тенденция набирает обороты и новых приверженцев. Если им будет сопутствовать удача, они достигнут именно этого — уничтожат нашу культуру, но они никогда не восстановят ни языческой религии, ни обрядности, ничего того, о чем они мечтают.
Наблюдалось ли, на Ваш взгляд, в последнее время широкое возрождение интереса к язычеству?
Да, в последние лет пять мы наблюдали резкий рост интереса к нордической религии. Сейчас появились даже целые зоны отдыха, в которых возведены языческие капища и т. п. И это очень большое духовное движение в Норвегии, несравнимо большее, нежели Сатанизм.
Языческие идеи Викернеса неразрывно переплетены с расистской концепцией…
Расизм, оправдание расизма, стали большой проблемой в нашей культурной жизни сегодня, и, несомненно, Сатанисты тоже причастны к этому. Они убеждают, что ненавидеть — это нормально, это естественно. И это правда, для человеческой природы естественно ненавидеть.
Возьмём к примеру Югославию, или любую другую "горячую точку", где сейчас идет война, если ненависть, нетерпимость становятся нормой жизни, пропагандируются, то сразу же на поверхность всплывают такие ужасные вещи, как, например, этнические чистки. Как только вы возведёте ненависть в закон, сразу же польётся кровь. Люди перестают держаться друг за друга, убийство входит в повседневный обиход.
Сатанисты говорят, что пытаясь быть добродетельным или моральным, человек перестал быть самим собой. Они говорят, что это неестественно по отношению к нашей природе и они правы. Один из главных постулатов христианской цивилизации заключается в том, что мы должны несколько отойти от этой пресловутой человеческой природы — мы не можем строить общество, базируясь на голой человеческой природе. Мы должны сказать, что она, эта природа, плоха — в ней далеко не все стоит со знаком плюс. Задача Сатанизма на сегодня — смирить людей с мыслью, что можно быть злым, что можно ненавидеть ближнего — это не приведет ни к чему хорошему. Я понимаю, чем они руководствуются, понимаю и психологоческие моменты, присутствующие тут, но если бы они осознали, какой эффект может иметь их пропаганда, они бы так рьяно не афишировали свои взгляды.
Они питают поистине детскую наивность касательно эффекта подобного менталитета. Я думаю, что «узаконивание» ненависти — это самое страшное что может сделать человеческое существо — вспомните хотя бы Гитлера и ему подобных. Он говорил в точности то же самое; "Ненавидеть в порядке вещей." В порядке вещей ненавидеть евреев. Сербы говорят, что в порядке вещей ненавидеть мусульман. Когда вы говорите, что ненавидеть кого бы то ни было — это нормально, вы в своём сознании переступаете некую черту, и все знают, что произойдет потом — ничего хорошего. Если смотреть с это