Заявление для прессы группы Darkthrone является извинением и попыткой объясниться, имеющих целью предотвратить серьезные неприятности в музыкальных кругах. Нам стало известно, что группе Darkthrone грозит бойкот только лишь по подозрению в расизме или фашизме. Это произошло из-за имевшей место в одном из наших предыдущих заявлений для прессы фразы, где слово «еврей» имело негативный оттенок.
Darkthrone приносит всевозможные извинения за это нелепое совпадение слов, но, ПОЖАЛУЙСТА, позвольте нам объясниться. Понимаете ли, у нас в Норвегии слово «еврей» зачастую употребляется для обозначения бардака, неудачи или просто глупости. Так было сколько мы себя помним, и мы даже не знаем почему. Вместо того злосчастного «жидовства» мы вполне могли бы употребить слово «глупость» Теперь-то мы знаем, что нам следовало использовать иное слово, но как мы уже объяснили, это слово в Норвегии является повседневным ругательством. ПОЧЕМУ именно оно сказать трудно, поскольку в Норвегии всегда хорошо относились к евреям, и проблема расизма здесь никогда не стояла. С таким же успехом, как и от нас, можно потребовать извинений и от всего норвежского народа, потому что слово «еврей» употребляется в ругательном Смысле в Норвегии повсеместно. Это просто неудачное совпадение, и мы приносим свои извинения всем заинтересованным сторонам и просим их подойти к этому с пониманием. Поверьте, мы, как и все, испытали шок, когда все ни с того ни с сего стали называть нас нацистами. Это не имеет ничего общего с действительностью, и мы хотели бы урегулировать это недоразумение как можно скорее.
Так как автор злополучных строк не читает газет и музыкальной прессы, не смотрит телевизор, он не имеет ни малейшего представления о том, что происходит за пределами Норвегии, ему невдомек, что в остальной Европе слово «еврей» может кого-либо. Так как упомянутая фраза была его сиюминутным порывом, то на месте этого слова могло оказаться любое другое схожее по смыслу. Мы никого не хотели оскорбить или спровоцировать словом «жид» и мы приносим свои извинения тем, кого оно обидело. Особо мы хотели бы извиниться перед нашим лейблом Peaceville, которые, как и мы, ни в чём не повинны. Это всего лишь издержки характерных черт норвежского языка.
Кроме того, мы хотели бы подчеркнуть, что НИ ОДИН из наших альбомов не имел фашистского или расистского уклона. Это можно легко проверить, просто прочитав тексты наших песен. Если те, от кого это зависит — пресса и дистрибьюторы, позволят нам с Peaceville и в дальнейшем выпускать качественную музыку, мы можем заверить, что и последующие альбомы Darkthrone будут, конечно же, абсолютно нейтральными. Peaceville никогда не занимались и не будут заниматься пронацистской пропагандой, поэтому постарайтесь понять нас. Нам как никому другому хочется разрешить это ужасное недопонимание, обрушившегося на наши головы из-за нашего прошлого публичного заявления.
Darkthrone есть и были сугубо аполитичной группой. Мы просим всех заинтересованных лиц — прослушайте внимательно наши альбомы — это будет самым веским доказательством того, что мы невинны как агнцы. Peaceville и мы приносим извинения всем заинтересованным сторонам и призываем вас — прочтите это ещё раз, чтобы понять, что это было лишь трагическое недоразумение. И ещё, мы просим вас не хоронить группу, основываясь единственно на ПОДОЗРЕНИИ — это будет ужасным ударом для других групп и лейблов — только представьте себе, как легко будет запретить группу, которая тебе не нравится, если слух или недоразумение достаточное основание для того, чтобы навсегда поставить на группе крест. Примите, пожалуйста, наши извинения и прекратите, если это в вашей власти, распускать слухи о Darkthrone. Любой, кому потребуются дальнейшие объяснения касательно этого инцидента, может связаться с группой через офис Peaceville. [12]
Сходство между блэк-метал и другими фашистскими жанрами, такими, как музыка скинхедов, например, обусловлено той ролью, которую играет музыка в этих специфических молодёжных культурах — в обоих случаях она ориентирована на пропаганду насилия, антиобщественного образа поведения, призывам к оружию. Викернес говорил о своих связях со скинхедовскими радикалистскими организациями через свой проект — "Норвежский языческий фронт", ему вторит и Хеллхаммер из Mayhem, разделяющий мнение, что эти подмножества хоть незначительно, но пересекаются.
Хеллхаммер
Насколько обвинения блэк-метал в профашистских настроениях соответствуют правде?
Я бы так Вам ответил: да, мы не любим чёрных. "Чёрный металл" — только для белых.
Все так считают?
Да.
Как Вы считаете, сами Вы разделяете фашистские взгляды или же Вам скорее просто не хочется "отбиваться от коллектива"?
Я глубоко убежден, что между расами существуют глубокие различия. Я думаю, расы подобны животным… ну, знаете, как, скажем, кошка намного умнее птицы или коровы, даже собаки, так вот, то же самое можно сказать и о разных расах.
В Норвегии существует проблема иммигрантов?
Да, существует, не в такой, правда, степени как в Швеции, но она есть. Они и сюда добрались.
Насколько тесны связи между скинхедами и блэк-металом?
Лично я знаю многих скинхедов, и мы с ними находимся в весьма хороших отношениях. Их несколько смущает вся эта Сатанинская сторона нашей музыки, и в этом я с ними согласен, потому что сам я не Сатанист. Но, тем не менее, мы находим общий язык.
Скинхеды любят музыку?
Они увлекаются не столько музыкой, сколько политикой.
Вышеприведённое интервью с Хеллхаммером датируется 94-м годом. Сегодня же большинство адептов блэк-метала с вероятностью, близкой к единице, навряд ли станут прилюдно озвучивать те же идеи. Дело в том, что даже если они целиком и полностью придерживаются такого мнения, наученные горьким опытом, они вполне чётко осознают, что открытая поддержка политики праворадикалов не найдёт понимания в мире дистрибьюторов, владельцев магазинов звукозаписи, журналистов и редакторов, от которых напрямую зависят объёмы продаж их пластинок. Тем не менее, некоторые всё же питают определенного свойства чувства относительно, например, проблемы иммиграции.
Барт Эйтун объясняет:Связь между нами и праворадикалами образовалась тогда, когда люди в нашем кругу заинтересовались прошлым нашей страны, когда своим творчеством они захотели воспеть нашу культуру, наше наследие. В этом я вижу определенную тенденцию. Поросль экстремальных политических групп, проповедующих националистические взгляды, созрела также быстро, как блэк-метал в начале 90-х. Спектр политических взглядов музыкантов и фэнов блэк-метал представлен всеми цветами — от детской болезни левизны в блэк-метале Евронимуса, некоторое время прикидывавшимся верным последователем идей основоположников марксизма-ленинизма, до коричневого и чёрного, которые благополучно и превалируют.
Саммот: Отчасти толчком для зарождения этой тенденции послужило пристрастие некоторых персонажей к, так сказать, крайностям, связанных со Второй Мировой Войной. Само по себе изначально оно не таило никаких расистских взглядов, и было всего лишь ещё одним из увлечений экстремальщиной. Тем не менее в нашей среде можно найти людей, которых можно назвать "романтическими националистами", серьёзно «повёрнутых» на увлечении родной природой и историей «фатерлянда». Но в современном обществе трудно открыто гордиться своей страной, своей историей, не будучи названным нео-фашистом или расистом. Грустно всё это, но тем не менее это именно так.
М.В. Даолот:Следование древней традиции предполагает самоотождествление с этносом, знание характерных национальных черт твоего народа, отличающего его от остальных, следующим логическим шагом которого является неофашизм и «расизм». Девизом полного возврата в прошлое (в духовном смысле) может служить "Европа — для европейцев!", как это и было в древности, до того, как религия и политика взяли курс на смешение культур, народов в один плавильный котел. И если допустить, что Сатанизм и фашизм имеют много общего: и то, и другое — это культ силы, где единственным непререкаемым законом является закон выживания: "выживает сильнейший", где приветствуется кастовость, физическое и духовное превосходство, где пестуется чувство ответственности и т. д. и т. п., то вполне логично, что некоторые блэк-метал группы тяготеют к фашизму. В Греции это явление уже можно наблюдать — не в больших, конечно, масштабах, но оно уже есть.
Ихсахн: Безусловно, во всей мировой, не только норвежской, блэк-метал сцене существуют фашистские течения. Люди, играющие блэк-метал, имеют свои личные и сильные убеждения. Лично я не думаю, что в блэк- метал должно быть много места для политики, потому что, на мой взгляд, это скорее романтическое и эмоциональное течение, нежели политическое. Заниматься политикой — прерогатива групп, играющих хардкор, но блэк-метал — это нечто другое. Если какой-то музыкант, играющий блэк, является нацистом, то это ещё не означает, что блэк-метал — это нацистская музыка. Не думаю, что у блэк-метал с нацизмом много общего, разве что в смысле полного согласия Сатанизма и нацизма о роли сильной личности.
* * *
В связи с некоторой предрасположенностью блэк-метала к крайне правым течениям, возникает интригующий вопрос, — какова была реакция на появление этих неоднозначного течения со стороны лидеров более радикальных политических организаций? Как утверждал Хеллхаммер, политика — это единственное общее место у скинхедов и блэкушников. Но времена меняются, и вот уже несколько неонацистских скинхедовских команд, в частности, шведских, в своей музыке используют некоторые элементы блэк-метал, а некоторые и вовсе стали сильно напоминать Burzum и Darkthrone. Наверное, полного слияния жанров всё же никогда не произойдёт, потому что подобный шаг для «скинов» означал бы отступление от статуса сугубо политической группы. Пересаженные в почву блэк-метал, тексты их песен, основной механизм пропаганды их идей, навряд ли прижились, а скорее породили бы бесплодного гибрида.
Крайне правые, как и блэк-металлисты представляют собой андеграундное неформальное общество, поддерживающее связь посредством несчётных мелких журналов, фэнзинов и брошюрок. Некоторые из этих изданий в разных, заметьте, странах, дали на своих страницах зелёный свет блэк-металу, публикуя материалы в поддержку поджогов церквей, убийств и музыки как таковой. Регулярное печатное издание французской национал-большевистской политической группировки Nouvelle Resistance, Napalm Rock, на своих страницах пытается нащупать связи с европейской молодежной экстремальной культурой в надежде направить её течение в националистическое русло. Редактор журнала скрывается под псевдонимом «Гунгнир». [13]