"Перестройка" вызвала ряд социальных изменений в странах "социалистического содружества", в том числе и в Чехословакии. Чехословацкое общество давно созрело для проведения реформ. Однако коммунистическое партийно-правительственное руководство, на словах поддерживая курс на проведение перестройки общественных отношений на деле стремилось затормозить процесс реформ, сохранить в прежнем виде административно-командную распределительную систему и жесткий политический контроль, ограничившись лишь ее "косметическим ремонтом". Ни глава ЦК КПЧ Милош Якеш, ни президент ЧССР Г.Гусак, сделавшие карьеру в период так называемой "консолидации", на гребне подавления "Пражской весны", не могли пойти на проведение реформ "сверху", которое было бы невозможным без переоценки политических событий 1968 г., оккупации союзническими войсками Чехословакии. Официально политическое бездействие объяснялось спецификой, своеобразием чехословацких условий. Недовольство официальной политической линией охватывало все большие слои народа. Особенно высокого напряжения обстановка в обществе достигла в августе 1988 г. в связи с печальной датой - 20-летием вторжения в Чехословакию союзнических войск. Начиная с этого времени и вплоть до осени 1989 г. в стране почти не прекращались уличные собрания, митинги и демонстрации. Революционные события, получившие название "нежной" или "бархатной" революции, начались 17 ноября 1989 г. в международный день студентов. Более 50 тыс. студентов вышли в тот день на улицы Праги, желая не только отдать долг памяти жертвам разгона нацистами студенческой демонстрации в 1939 г., но и выдвинуть политические требования. По указанию партийно-правительственного руководства демонстрация была разогнана. Силы "правопорядка" применили самые жесткие меры, демонстрантов окружали и методично избивали, многие студенты в результате получили тяжелые травмы и ранения. В ответ на жестокость и насилие властей началась студенческая забастовка. К студентам присоединились театральные деятели, а затем учащиеся техникумов и гимназий. Был создан забастовочный комитет, заявивший о своем несогласии с политическим положением в стране. Члены комитета выдвинули требования о создании независимой комиссии при Федеральном собрании для определения виновных в расправе над студентами и о проведении радикальных реформ. В конце ноября акты протеста, демонстрации и митинги прошли в Братиславе, Пльзене, Усти-над-Лабой, ими были охвачены и другие города. Словацкую оппозицию объединил комитет "Общество против насилия". Начался диалог Гражданского форума с властями. Своего апогея антиправительственные демонстрации достигли 25 ноября, когда на Летенском поле в Праге собралось почти 750 тыс. человек. Руководством КПЧ были в срочном порядке проведены кадровые перестановки: Генеральным секретарем избран Карел Урбанек, из Президиума ЦК КПЧ выведены наиболее скомпрометировавшие себя антинародной политикой функционеры. Однако это уже не могло спасти авторитет коммунистической партии, сохранить ее власть. 27 ноября прошла всеобщая забастовка, а через два дня Федеральное собрание ЧССР было вынуждено исключить из Конституции страны 4-ю статью, в которой закреплялась руководящая роль коммунистической партии. В вузах отменялось преподавание марксизма-ленинизма, школьные учебники истории были изъяты, а история стала изучаться только до 1918г. Правительство, в составе которого были произведены частичные изменения, сделало заявление о том, что рассматривает ввод войск пяти государств Варшавского Договора в 1968 г. на территорию ЧССР как нарушение норм международного права. Одновременно было принято решение начать переговоры с СССР о выводе 80-тыс. советских воинских формирований с территории Чехословакии. В конце декабря 1989 г. президентом страны был избран Вацлав Гавел, а председателем Федерального собрания стал Александр Дубчек. Новый исторический этап, в который вступила Чехословакия, был временем поиска оптимальных путей развития. В мае 1990 г. вступил в силу закон о частном предпринимательстве, а в июне прошли первые свободные выборы в парламент, который сформировал правительство, призванное осуществить радикальные экономические реформы. Осенью 1990 г. был принят закон о реституциях: на его основании гражданам возвращалось имущество, отнятое и национализированное при коммунистическом режиме. Парламент решил начать с "малой приватизации", которая в дальнейшем должна была перерасти в крупную. К тому времени обострился национальный вопрос. В результате сложных переговоров 1 декабря 1990 г. законодательным порядком был изменен федеральный строй, пересмотрены компетенции федеральных и республиканских органов. Изменилось название государства - отныне оно стало Чехо-Словацкой Федеративной Республикой (ЧСФР). Однако обострение национального вопроса сохраняло опасность раскола страны, реальным представлялось возникновение на месте ЧСФР конфедерации или даже двух самостоятельных государств: Чехии и Словакии. В начале 1991 г. в ЧСФР была осуществлена либерализация цен. В результате цены на промышленные товары и продукты резко возросли, но полки магазинов наполнились товарами разнообразного ассортимента и высокого качества. Последствием правительственной политики явилась внутренняя конвертируемость денежной единицы страны - кроны. Парламент одобрил закон о внесудебных реабилитациях, расширивший закон о реституциях, рассмотрел дела о полицейско-политических проверках, проект закона о земле. Немалых успехов добилась Чехо-Словакия на международной арене. Страну с политическими визитами посетили лидеры ведущих держав мира: Франсуа Миттеран, Маргарет Тэтчер, Джордж Буш. Внешнеполитическая линия на "возвращение в Европу" нашла свое выражение в тесном сотрудничестве с Советом Европы, НАТО, Международным валютным фондом и Мировым банком. Было прекращено членство ЧСФР в Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи, поскольку это членство противоречило интересам страны, а сами международные организации "социалистического содружества" к тому времени практически перестали функционировать. Тяжелейшей проблемой, с которой пришлось столкнуться Чехословакии, стала растущая безработица. Возникшие экономические трудности изменили чехословацкую политическую сцену. В области культуры и образования шли сложные процессы, направленные на возрождение духовных начал в обществе. С июня 1990 г. началось проведение реформы системы просвещения, последовательной ее деидеологизации. Только частные и церковные школы получили право вести преподавание с определенных идеологических позиций. Вместо 10-летнего обучения было введено обязательное 9 летнее. В вузах утвердилась двухступенчатая система трехлетнего и пятилетнего образования. В университетах возобновили деятельность богословские факультеты. Дальнейшее развитие получило послевузовское образование. Распад государства. В 1991-1992 гг. национальный вопрос оставался наиболее острой проблемой для ЧСФР. Предметом споров являлась национальная и культурно-языковая самобытность словаков, государственно-правовое и экономическое положение Словакии в составе единого государства. К исторически традиционным взаимным претензиям добавились разногласия по поводу темпов и методов осуществления экономических реформ. Президент страны В.Гавел разработал проект новой конституции, но 21 января 1992 г. Федеральное собрание не поддержало его. 14 марта в Братиславе состоялся митинг с требованием государственной самостоятельности Словакии. На парламентских выборах 6 июня в Чехии победу одержала коалиция правоцентристских партий Гражданско-демократической (ГДП) и партий христианских демократов, ориентировавшаяся на сохранение федерации, проведение радикальных рыночных реформ, возражавшая против обезличенной социальной поддержки. В Словакии победило левоориентированное Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), выступавшее за суверенитет Словакии и принятие своей конституции, подчеркивавшее важность социального аспекта реформ. Переговоры в июне 1992 г. между чешским премьером и лидером ГДП В.Клаусом и главой словацкого правительства, возглавлявшего ДЗДС, В.Мечьяром о формировании будущего федерального правительств окончились безрезультатно. Через месяц словацкое правительство сделало заявление о необходимости признания Словакии как субъекта международного права. Чешское правительство в ответ на это объявило, что в случае выхода Словакии из состава ЧСФР, оно обязуется обеспечить существование самостоятельной Чешской республики. На продолжившихся переговорах чешской и словацкой сторон выявились противоположные позиции. Чехи выступали за децентрализованную федерацию, словаки - лишь за экономическую и оборонную унию в форме конфедерации. В результат было принято решение о разделе страны на два государства. В сентябре 1992 г. была принята конституция Словакии, в декабре - Чешской республики. 25 ноября Федеральное собрание приняло закон о прекращении существования ЧСФР с 31 декабря 1992 г. и разделе ее на 2 государства.