Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чехославакия в конце 80-х-начале 90-х гг.



"Перестройка" вы­звала ряд социальных изменений в странах "социалистического содружества", в том числе и в Чехо­словакии. Чехословацкое общество давно созрело для проведения реформ. Однако коммунистическое партийно-правительственное руководство, на словах поддерживая курс на проведение перестройки общественных отношений на деле стремилось за­тормозить процесс реформ, сохранить в прежнем виде ад­министративно-командную распределительную систему и жесткий политический контроль, ограничившись лишь ее "косметическим ремонтом". Ни глава ЦК КПЧ Милош Якеш, ни президент ЧССР Г.Гусак, сделавшие карьеру в период так называемой "консолидации", на гребне подавления "Пражской весны", не могли пойти на проведение реформ "сверху", которое было бы невозможным без переоценки политических событий 1968 г., оккупации союзническими войсками Чехословакии. Официально политическое без­действие объяснялось спецификой, своеобразием чехо­словацких условий. Недовольство официальной политической линией охва­тывало все большие слои народа. Особенно высокого на­пряжения обстановка в обществе достигла в августе 1988 г. в связи с печальной датой - 20-летием вторжения в Чехо­словакию союзнических войск. Начиная с этого времени и вплоть до осени 1989 г. в стране почти не прекращались уличные собрания, митинги и демонстрации. Революционные события, получившие название "нежной" или "бархатной" революции, начались 17 ноября 1989 г. в международный день студентов. Более 50 тыс. студентов вышли в тот день на улицы Праги, желая не только отдать долг памяти жертвам разгона нацистами студенческой демонстрации в 1939 г., но и выдвинуть поли­тические требования. По указанию партийно-правительст­венного руководства демонстрация была разогнана. Силы "правопорядка" применили самые жесткие меры, демон­странтов окружали и методично избивали, многие студенты в результате получили тяжелые травмы и ранения. В ответ на жестокость и насилие властей началась студенческая забастовка. К студентам присоединились театральные дея­тели, а затем учащиеся техникумов и гимназий. Был создан забастовочный комитет, заявивший о своем несогласии с политическим положением в стране. Члены комитета вы­двинули требования о создании независимой комиссии при Федеральном собрании для определения виновных в рас­праве над студентами и о проведении радикальных ре­форм. В конце ноября акты протеста, демонстрации и митинги прошли в Братиславе, Пльзене, Усти-над-Лабой, ими были охвачены и другие города. Словацкую оппозицию объеди­нил комитет "Общество против насилия". Начался диалог Гражданского форума с властями. Своего апогея антиправительственные демонстрации достигли 25 ноября, когда на Летенском поле в Праге собралось почти 750 тыс. человек. Руководством КПЧ были в срочном порядке проведены кадровые перестановки: Генеральным секретарем избран Карел Урбанек, из Президиума ЦК КПЧ выведены наиболее скомпрометировавшие себя антинародной политикой функ­ционеры. Однако это уже не могло спасти авторитет ком­мунистической партии, сохранить ее власть. 27 ноября прошла всеобщая забастовка, а через два дня Федераль­ное собрание ЧССР было вынуждено исключить из Консти­туции страны 4-ю статью, в которой закреплялась руково­дящая роль коммунистической партии. В вузах отменялось преподавание марксизма-ленинизма, школьные учебники истории были изъяты, а история стала изучаться только до 1918г. Правительство, в составе которого были произведены частичные изменения, сделало заявление о том, что рас­сматривает ввод войск пяти государств Варшавского Дого­вора в 1968 г. на территорию ЧССР как нарушение норм международного права. Одновременно было принято ре­шение начать переговоры с СССР о выводе 80-тыс. со­ветских воинских формирований с территории Чехослова­кии. В конце декабря 1989 г. президентом страны был избран Вацлав Гавел, а председателем Федерального собрания стал Александр Дубчек. Новый исторический этап, в который вступила Чехосло­вакия, был временем поиска оптимальных путей развития. В мае 1990 г. вступил в силу закон о частном предпринима­тельстве, а в июне прошли первые свободные выборы в парламент, который сформировал правительство, призван­ное осуществить радикальные экономические реформы. Осенью 1990 г. был принят закон о реституциях: на его основании гражданам возвращалось имущество, отнятое и национализированное при коммунистическом режиме. Пар­ламент решил начать с "малой приватизации", которая в дальнейшем должна была перерасти в крупную. К тому времени обострился национальный вопрос. В результате сложных переговоров 1 декабря 1990 г. законодательным порядком был изменен феде­ральный строй, пересмотрены компетенции федеральных и республиканских органов. Изменилось название госу­дарства - отныне оно стало Чехо-Словацкой Федеративной Республикой (ЧСФР). Однако обострение национального вопроса сохраняло опасность раскола страны, реальным представлялось возникновение на месте ЧСФР конфеде­рации или даже двух самостоятельных государств: Чехии и Словакии. В начале 1991 г. в ЧСФР была осуществлена либерали­зация цен. В результате цены на промышленные товары и продукты резко возросли, но полки магазинов наполнились товарами разнообразного ассортимента и высокого ка­чества. Последствием правительственной политики яви­лась внутренняя конвертируемость денежной единицы страны - кроны. Парламент одобрил закон о внесудебных реабилитациях, расширивший закон о реституциях, рас­смотрел дела о полицейско-политических проверках, проект закона о земле. Немалых успехов добилась Чехо-Словакия на между­народной арене. Страну с политическими визитами посети­ли лидеры ведущих держав мира: Франсуа Миттеран, Мар­гарет Тэтчер, Джордж Буш. Внешнеполитическая линия на "возвращение в Европу" нашла свое выражение в тесном сотрудничестве с Советом Европы, НАТО, Международным валютным фондом и Мировым банком. Было прекращено членство ЧСФР в Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи, поскольку это член­ство противоречило интересам страны, а сами междуна­родные организации "социалистического содружества" к тому времени практически перестали функционировать. Тяжелейшей проблемой, с которой пришлось столк­нуться Чехословакии, стала растущая безработица. Возникшие экономические трудности изменили чехо­словацкую политическую сцену. В области культуры и образования шли сложные про­цессы, направленные на возрождение духовных начал в обществе. С июня 1990 г. началось проведение реформы системы просвещения, последовательной ее деидеологизации. Только частные и церковные школы получили право вести преподавание с определенных идеологических пози­ций. Вместо 10-летнего обучения было введено обязатель­ное 9 летнее. В вузах утвердилась двухступенчатая систе­ма трехлетнего и пятилетнего образования. В университе­тах возобновили деятельность богословские факультеты. Дальнейшее развитие получило послевузовское образова­ние. Распад государства. В 1991-1992 гг. национальный вопрос оставался наи­более острой проблемой для ЧСФР. Предметом споров являлась национальная и культурно-языковая самобыт­ность словаков, государственно-правовое и экономическое положение Словакии в составе единого государства. К ис­торически традиционным взаимным претензиям добави­лись разногласия по поводу темпов и методов осуществле­ния экономических реформ. Президент страны В.Гавел разработал проект новой конституции, но 21 января 1992 г. Федеральное собрание не поддержало его. 14 марта в Братиславе состоялся митинг с требованием государствен­ной самостоятельности Словакии. На парламентских выбо­рах 6 июня в Чехии победу одержала коалиция правоцент­ристских партий Гражданско-демократической (ГДП) и пар­тий христианских демократов, ориентировавшаяся на со­хранение федерации, проведение радикальных рыночных реформ, возражавшая против обезличенной социальной поддержки. В Словакии победило левоориентированное Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), высту­павшее за суверенитет Словакии и принятие своей конституции, подчеркивавшее важность социального аспекта ре­форм. Переговоры в июне 1992 г. между чешским премьером и лидером ГДП В.Клаусом и главой словацкого правитель­ства, возглавлявшего ДЗДС, В.Мечьяром о формировании будущего федерального правительств окончились безре­зультатно. Через месяц словацкое правительство сделало заявление о необходимости признания Словакии как субъ­екта международного права. Чешское правительство в от­вет на это объявило, что в случае выхода Словакии из со­става ЧСФР, оно обязуется обеспечить существование са­мостоятельной Чешской республики. На продолжив­шихся переговорах чешской и словацкой сторон выявились противоположные позиции. Чехи выступали за децентрали­зованную федерацию, словаки - лишь за экономическую и оборонную унию в форме конфедерации. В результат было принято решение о разделе страны на два государства. В сентябре 1992 г. была принята конституция Словакии, в де­кабре - Чешской республики. 25 ноября Федеральное со­брание приняло закон о прекращении существования ЧСФР с 31 декабря 1992 г. и разделе ее на 2 государства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.