Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Война в Хорватии, в Боснии и Герцеговине.



В республиканских средствах массовой информации начала нагнетаться раз­нузданная пропагандистская кампания со взаимными упре­ками. Так, послушные Милошевичу средства массовой ин­формации писали, что Сербия со всех сторон окружена врагами - от международного империализма и Ватикана до Коминтерна, что в Хорватии к власти пришли усташи. Кро­ме этого, всемерно раздувался вопрос об угнетенном по­ложении сербов в Хорватии. Последнее отчасти имело место на самом деле. Другим важным моментом разгоравшегося конфликта стало стремление Югославской народной армии (ЮНА), в которой традиционно доминировали сербские офицеры и генералы, сыграть свою роль в политической жизни страны. В связи с угрозой со стороны великосербской кампании и активизацией армии руководство Словении и Хорватии начали организовывать и контрабандно вооружать неле­гальные национальные военные формирования. Одновре­менно начали вооружаться и сербы в Хорватии (12% всего населения республики), никогда не забывавшие геноцид со стороны хорватов во время существования Независимого государства Хорватии. Помощь хорватским сербам оказы­вали приезжавшие из Белграда эмиссары. В первой поло­вине 1991 г. в сербских районах Хорватии отмечались уже локальные вооруженные столкновения между хорватской полицией и гвардией и сербскими ополченцами. Еще в декабре 1990 г. в Словении прошел референдум, на котором подавляющее большинство населения выска­залось за полную независимость. Позже за независимость проголосовали и хорваты. В ответ 350 тыс. сербов, насе­ляющих юго-восточную Хорватию, провозгласили на своем референдуме создание автономного образования Краины с центром в Книне. Целью автономии объявлялось присое­динение к Сербии в случае распада Югославии. Отказ от проведения реформ, ухудшение экономи­ческой и политической ситуации, непримиримая борьба с оппозицией привели к тому, что 9 марта 1991 г. зашатался установленный в Сербии режим С.Милошевича. В Белграде в этот день прошла антиправительственная демонстрация, протесто­вавшая против засилья сторонников Милошевича в средствах массовой информации, против всей политики Социалистической партии Сербии. Милошевич бросил на безоружных людей танки, но затем был все же вынужден уступить. Однако начавшиеся вскоре события на время отодвинули внутренние сербские проблемы на задний план. 25 июня 1991 г. Словения и Хорватия, согласно итогам референдумов, провозгласили свою независимость от Югославии. Попытка югославской армии взять ситуацию в Словении под свой контроль потерпела неудачу. Районами военных действий являлись заселенные сербами районы Хорватии. Хорватия стремилась выделиться из Югославии, сохранив в неприкосновенности внутренние границы, или даже за­хватить с собой хорватские части Боснии и Герцеговины; Сербия - создать, наконец, Великую Сербию, т.е. закончить пошедший в 1918 г. по другому пути процесс объединения всех населенных сербами территорий. Война в Хорватии унесла жизни около 10 тыс. человек. Однако разрешить проблему сербско-хорватского разграничения военным пу­тем оказалось невозможным.

В конце апреля 1992 г. руководители Сербии и Черно­гории объявили о создании новой федерации, претендую­щей на право быть преемницей распавшейся Югославии. 27 апреля Скупщины этих республик приняли конституцию общего государства - Союзной Республики Югославии (СРЮ). Территория новой федерации - 102 кв.км., населе­ние - около 10,5 млн. человек. К ней, несомненно, тяготеют сербские автономии в Хорватии и Боснии и Герцеговине. По конституции Скупщина СРЮ состоит из двух палат - Ве­ча республик и Веча граждан, причем депутатов в первую палату избирают Скупщины Сербии и Черногории, в во вто­рую - все население федерации. На состоявшихся вскоре выборах в Скупщину СРЮ победу одержали сербские со­циалисты и крайне правые радикалы В.Шешеля. Ведущие оппозиционные партии - Демократическая и Сербское дви­жение обновления - выборы бойкотировали. Президентом " Малой Югославии " был избран извест­ный писатель Д. Чосич, премьер-министром назначен вер­нувшийся из США сербский бизнесмен М. Панич.

Все же реальная власть по-прежнему во многом остава­лась у президента Сербии С.Милошевича.

 

 

ПОЛЬША

7. ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА Становление польской государственности. Попытка создания общепольского правительства была предпринята левыми партиями. В ночь с 6 на 7 ноября в Люблине ими было создано Временное народное прави­тельство Республики Польша во главе с социалистом И.Дашинским. Почти все его члены были тесно связаны с Ю.Пилсудским. Правительство провозгласило создание не­зависимого польского государства, широкие демократические свободы и социальные права, национализацию лесов и некоторых видов крупной земельной собственности, за­явило о намерении национализировать в будущем ряд от­раслей народного хозяйства, провести аграрную реформу в интересах широких слоев крестьянства. Окончательное решение этих вопросов откладывалось до созыва сейма, выборы в который должны были быть проведены на демо­кратической основе. Люблинское правительство просуще­ствовало недолго, так и не сумев распространить свою власть на всю территорию страны. После начала револю­ции в Германии из тюремного заключения был освобожден Ю. Пилсудский. 10 ноября он приехал в Варшаву. 11 ноября Регентский совет передал ему командование созданными им вооруженными силами. То же сделало и Люблинское правительство. 14 ноября Регентский совет самораспус­тился, предварительно передав Пилсудскому всю полноту власти. 18 ноября в Варшаве было создано первое общеполь­ское правительство, главой которого стал социалист, капи­тан легионов Пилсудского Е.Морачевский. Состав и про­грамма этого правительства почти не отличались от Люб­линского правительства. Им проведены многие из обещан­ных реформ (вводились 8-часовой рабочий день, больнич­ное страхование, инспекция труда, минимальная зарплата на государственных предприятиях, защита квартиросъемщиков, биржи труда и т.д.). Воспользовавшись попыткой правых осуществить госу­дарственный переворот, Пилсудский заставил правитель­ство Морачевского подать в отставку 16 января 1919 г. и поручил формирование нового кабинета И.Падеревскому (1860-1941). И.Падеревский, хотя и входил в состав ПНК, но не разделял полностью взглядов эндеков. В качестве премьера Падеревский устраивал все основные польские политические силы, а также союзные державы. В свою очередь Дмовский согласился на пополнение состава ПНК сторонниками Пил­судского и сохранение за последним поста начальника го­сударства. Следствием достигнутого компромисса явилась полити­ческая и финансовая поддержка правительства средними и имущими классами, а также последовавшее в январе -феврале 1919 г. его официальное признание державами-победительницами и их готовность оказать ему финансо­вую и военную помощь. Образование независимой Польши происходило в об­становке активизации демократических и революционных настроений. Это сделало невозможным установление в Польше монархического режима. Сторонниками революционного переустройства соци­ально-экономических отношений в стране и установления в ней диктатуры пролетариата были СДКПиЛ и ППС-левица. Социалисты и крестьянские партии, за которыми шла значительная часть трудящихся, признавая необходимость частичной национализации промышленности и радикаль­ной аграрной реформы, решительно отрицали путь, из­бранный Россией после Октябрьской революции. Опти­мальной формой государственного устройства для Польши они считали парламентскую республику. Правые политические партии не были сторонниками парламентской демократии. Первой открытой пробой сил стали выборы в Законода­тельный сейм 26 января 1919 г. Их бойкотировали немец­кое, часть еврейского и украинского населения, а также коммунисты, усматривавшие в них попытку буржуазии и помещиков отвлечь массы от революционной борьбы. Собрав­шийся в феврале 1919 г. сейм подтвердил полномочия Пилсудского как начальника государства до момента при­нятия постоянной конституции и избрания на ее основе президента страны, а также одобрил т.н. малую конститу­цию, определявшую полномочия сейма, начальника госу­дарства и правительства, 17 марта 1921 г. сейм принял конституцию. Польша провозглашалась республикой, верховная власть в которой принадлежит народу. Органами народа в области законо­дательной власти объявлялся парламент, состоявший из двух палат - сейма и сената, в области исполнительной власти - президент и правительство, в области судебной власти - независимые суды. Выборы в парламент были всеобщими, равными, прямыми, пропорциональными при тайном голосовании. Не имели права голоса лица, нахо­дившиеся на действительной воинской службе. Президент избирался парламентом. Он имел право назначения премьера и министров, а также представлял государство на международной арене. Правительство было ответственно перед парламентом. Сейм, наделенный основными полномочиями в законодательной и контроль­ной областях, имел право смены правительства и отдель­ных министров. Конституция провозглашала основные демократические принципы: свободы личности, равенства прав всех граждан страны, независимо от происхождения, национальности, языка, расы или религии. При этом предусматривалось, что римско-католическое вероисповедание будет занимать в государстве ведущее положение среди равноправных веро­исповеданий. Все виды собственности объявлялись неприкосновен­ными. Нарушение этого права допускалось только на осно­вании закона, исходя из высших интересов общества, за соответствующую компенсацию. Конституция закрепляла в Польше строй парламентской демократии.

8. Социально- экономическое развитие ПОЛЬШЫ В МЕЖВОЕННЫЕ ГОДЫ. Внутриполит. Обстановка в 1922-1926 гг. В составе Польши объединились территории, длитель­ное время входившие в различные государства. Их всесто­ронняя интеграция была первоочередной задачей. Нужно было не просто объединить экономику отдельных частей и перестроить ее применительно к потребностям страны. До­военные рынки сбыта продукции польских предприятий в большинстве случаев стали недоступными, следовательно необходим был достаточно емкий внутренний рынок. Аграрный вопрос имел не только политическое, но и глубокое экономическое содержание. От ликвидации по­мещичьего землевладения зависело успешное становление товарных отноше­ний в деревне и быстрое развитие экономики в целом. Аг­рарный вопрос решался долго. Закон об аграрной реформе был принят только в декабре 1925 г., причем в весьма уме­ренной редакции. Поместья, имевшие перерабатывающие предприятия могли оставить до 700 га земли. Крестьяне покупали землю по рыночной стоимости. Принудительное изъятие земли за выкуп предусматривалось только в том случае, если на рынке земли годовое предложение составляло ме­нее 200 тыс. га.Польше необходимо было найти свое место в между­народном разделении труда. Необходима была не только модернизация, но и структурная перестройка польской промышленности, что требовало значительных капиталов, отсутствовавших у польских предпринимателей. В связи с этим возрастала роль государства в развитии промышлен­ности, особенно в 30-е гг,Было построено несколько важных железнодорожных линий, большой морской порт в Гдыне, оборонные, хими­ческие и другие предприятия, продукция которых была крайне необходимой для независимой Польши. Но все же общий баланс промышленного развития Польши в межво­енный период вряд ли можно считать благоприятным. Промышленность находи­лась в состоянии застоя.Непродолжительные в целом периоды благоприятной конъюнктуры чередовались с кризисами, наиболее разру­шительным и длительным из которых был кризис, начав­шийся в 1929 г. одновременно с великой депрессией на За­паде и завершившийся только к 1935 г. Он охватил не только промышленность, финансы, торговлю, но и сель­ское хозяйство, что и предопределило его глубину и про­должительность. Политическое развитие Польши в 1922-1926 гг. Прошедшие в ноябре 1922 г. выборы в парламент Рес­публики Польша вновь не дали ощутимого перевеса ни од­ному из политических лагерей. Основная часть украинского населения Галиции бойкотировала выборы в знак протеста против польской оккупации этого региона. Сходным обра­зом выглядели результаты выборов в сенат. Болезненное поражение потерпел лагерь Пилсудского. Связанные с ним группировки не получили ни одного места в сейме.3 декабря 1922 г. состоялись выборы первого прези­дента независимой Польши. Только в пятом туре удалось определить победителя. Им оказался Габриель Нарутович (1865-1922), выдвинутый крестьянской партией "Вызволене" (Освобождение) и поддержанный центром, левыми и национальными меньшинствами. Мощные де­монстрации протеста были устроены ими в Варшаве 11 де­кабря, в день приведения к присяге президента. 16 декабря 1922 г. Нарутович был убит художни­ком 20 декабря 1922 г. состоялись новые выборы президента. Им стал Станислав Войцеховский (1869-1953), кандидат крестьянской партии "Пяст".Расстановка сил в сейме была такова, что правитель­ство могло быть или же коалиционным, или же внепарла­ментским, "чиновничьим". До мая 1926 г. сменилось 5 пра­вительств. Среди причин столь частых смен кабинетов - серьезные разногласия между отдельны­ми партиями по таким вопросам, как пути и темпы решения аграрного вопроса, методы преодоления кризисных явле­ний в промышленности, отношение к национальным меньшинствам, пересмотр конституций 1921 г., закона о выбо­рах и т.д.Среди политиков различных направлений крепло убеж­дение в необходимости серьезных изменений в государственном устройстве. Правые и центристские партии счи­тали, что должна быть укреплена исполнительная власть. Национальные демократы, начиная с 1923 г., активно про­пагандировали опыт итальянских фашистов и призывали использовать его в польских условиях.Левые партии, постепенно оттесняемые от участия в управлении государством, допускали возможность отстра­нения правых и центристских партий от власти с помощью силы. Активную пропагандистскую деятельность вели коммунисты, считавшие, что только социалистическая революция даст возможность построить в Польше государство, от­вечающее коренным интересам трудящихся.Общее разочарование и недовольство парламентской демократией, достигшее своего пика в конце 1925 - начале 1926 г., и стало той питательной средой, которая обуслови­ла успех государственного переворота Ю. Пилсудского.

9. Внутриполитическое развитие Польши в период режима «санации». После избрания президента Пилсудский сложил с себя полномочия начальника государства, а в 1923 г. подал в отставку с занимаемых им постов в армии, выразив таким образом свой протест против прихода к власти правоцент­ристского кабинета В.Витоса. Но он не оставил планов своего возвращения к руководству страной. Благоприятный момент для переворота сложился в мае 1926 г. 10 мая было сформировано крайне непопулярное в обществе правительство правоцентристского большинства, которое как и в 1923 г. возглавил В. Витос. 12 мая Ю. Пилсудский выступил в поход на столицу. Переворот поддержали левые партии. Их лидеры рассчитывали, что в случае победы Пилсудский распустит сейм и назначит но­вые выборы, которые, как они полагали, принесут победу левым силам и позволят им взять власть. Поддержали пе­реворот и коммунисты. Осуществив успешный государственный переворот, Пилсудский формально не объявлял себя диктатором. 31 мая парламент избрал Пилсудского президентом страны. Но он от этого выбора отказался, ссылаясь на то, что кон­ституция дает слишком малые полномочия президенту. 1 июня президентом страны был избран профессор Львовского политехнического института Игнаций Мосцицкий. В августе 1926 г. декретом президента Пилсудский был назначен генеральным инспектором вооруженных сил, что давало ему полный контроль над армией. Сохранив внешние атрибуты парламентской демокра­тии, Пилсудский установил в стране авторитарную диктату­ру, опорой которой была армия. После мая 1926 г. сейм утратил свою роль основного института государственной власти в пользу Пилсудского и его ближайшего окружения. От майосиго переворота до "брестских" выборов. Пилсудский не распус­тил парламент и не отменил конституцию 1921 г. Но уже в августе 1926 г. в нее были внесены поправки. Президент получил право досрочного роспуска парламента, издания декретов, имеющих силу закона, сейм лишался ряда своих важных полномочий, Из изданных президентом декретов наибольшее возмущение вызвал декрет, вводивший пред­варительную цензуру прессы. Стремясь расширять социальную базу режима, Пилсудский сблизился с крупной буржуазией и помещиками, кото­рые до переворота в значительной своей части поддержи­вали национальных демократов. Упрочению позиций режи­ма способствовало и то, что переворот произошел в тот момент, когда в Польше начался экономический подъем и ослабла социальная напряженность. В первые годы существования режима в качестве основных политических противников "санация" определила революционный лагерь, а также партии, составлявшие до переворота правоцентристское большинство в сейме. В марте 1927 г. власти распустили связанные с Коммунисти­ческой партией Польши массовые партии: Независимую крестьянскую партию и Белорусскую крестьянско-рабочую громаду, их лидеры были лишены депутатского иммунитета и арестованы. Проводимая режимом политика сближения с буржуази­ей и помещиками, его нежелание считаться с требованиями левых партий стали стимулом для постепенного перехода ППС и левых крестьянских партий в оппозицию прави­тельству. После парламентских выборов 1928 г., на которых ле­вые партии получили относительное большинство манда­тов, неизбежным стало столкновение между демократическо-парламентскими силами и режимом. В 1929 г. в резуль­тате соглашения 6 левых и центристских партий был обра­зован блок, получивший название Центролев. Не сумев добиться существенных успехов в борьбе с санацией в сейме, лидеры Центролева провели в июне 1930 г. в Кракове Конгресс защиты прав и свободы народа под лозунгами свержения диктатуры и восстановления в Польше демократии. Намерение оппозиции организовать массовые акции протеста против диктатуры могли вызвать серьезные политические сложности для режима. Ответом на вызов Центролева стал досрочный роспуск сейма и арест руководителей оппозиции, которые были по­сажены в Брестскую крепость. Здесь они подверглись фи­зическому и психическому террору. Волна репрессий прока­тилась по всей стране, было арестовало около 5 тыс. чело­век. В Галиции была проведена т.н. акция "умиротворения", направленная против украинского национально-освободи­тельного движения. В ее ходе было арестовано около 30 бывших депутатов и 100 видных украинских политических деятелей, разгромлены многие организации и общества. Проведенные в ноябре 1930 г. в обстановке террора и репрессий выборы в парламент, получившие название "брестских", принесли наконец "санации" победу: она за­воевала более половины мандатов в сейме и сенате. Тем самым у режима появилась возможность проводить через парламент любые законы, не считаясь с мнением оппози­ции. Ужесточение и кризис режима санации 1930-1939 гг. После 1930 г. в политике режима "санации" заметно усилились антидемократические тенденции. Новые репрес­сии обрушились на революционные силы. В апреле 1935 г. была введена в действие новая кон­ституция, закреплявшая правление режима санации. Апрельская конституция коренным образом отличалась от конституции 1921 г. На первый план она выдвигала не на­род, а государство. Среди граждан государства выделя­лась элита, т.н. лучшие сыны. Центральное место в госу­дарстве отводилось президенту, соединяющему в своих ру­ках "единую и неделимую государственную власть". Он являлся высшим руководителем правительства, сейма, сена­та, вооруженных сил, судов и государственного контроля, назначал 1/3 сенаторов. Права сейма были ограничены в пользу органов исполнительной власти и сената. По новому избирательному закону политические партии были лишены права выдвигать своих кандидатов в депута­ты. Это могли делать только избирательные комиссии, со­стоящие из представителей администрации, хозяйственных и профсоюзных организаций. Окружные избирательные ко­миссии определяли двух кандидатов на одно место в сей­ме. 12 мая 1935 г. скончался Ю.Пилсудский. Санация поте­ряла своего лидера, что не замедлило сказаться на единстве ее рядов. Президент Мосцицкий вынужден был в нарушение новой конституции поделиться частью своих полномочий с новым генеральным инспектором воору­женных сил З.Рыдз-Смиглы. Состоявшиеся в сентябре 1935 г. выборы в сейм пока­зали, что санация исчерпала лимит доверия в обществе.

10. Внешняя политика Польши в 1921-1939 гг. Межвоенная Польша имела весьма напряженные от­ношения со всеми своими соседями, кроме Румынии и Лат­вии. До середины 20-х гг. самым сильным государством в Европе была Франция, на которую и ориентировалась Польша. Но когда осенью 1925 г. западные державы за­ключили с Германией соглашения в Локарно, не дававшие твердых гарантий неприкосновенности польско-германской границы, в польских правящих кругах стало крепнуть убеж­дение в необходимости проведения более независимой от Франции внешней политики. В начале 30-х гг. были сформулированы основные по­ложения новой польской внешней политики, т.н. политики "балансирования". В соответствии с ней Польша должна была проводить политику "равного удаления" от Германии и СССР и противодействовать их возможному анти­польскому союзу. В 1932 г. был заключен польско-советский договор о ненападении сроком на 3 года (был продлен в мае 1934 г.), а в январе 1934 г. подписана анало­гичная польско-германская декларация сроком на 10 лет. Одновременно Польша отказалась от участия в предла­гавшемся Францией и Советским Союзом Восточном пакте, который должен был стать одним из звеньев общеевропей­ской системы коллективной безопасности, мотивируя этот свой шаг тем, что она предпочитает двусторонние догово­ры многосторонним. Пользуясь по­пустительством западных держав Германия в 1935 г. осуществила демилитаризацию Рейнской области, приняла активное участие в гражданской войне в Испании на сторо­не мятежников, осуществила в марте 1938 г. аншлюс Ав­стрии. Польша не только не противодействовала этим ак­циям Гитлера, но использовала быстро изменяющуюся си­туацию в Европе для достижения собственных целей. Вес­ной 1938 г. ею был предъявлен ультиматум Литве, содер­жавший требование признания последней окончательного характера ее границы с Польшей. В сентябре 1938 г., когда Гитлер добивался от запад­ных держав согласия на отторжение от Чехословакии Судетской области, министр иностранных дел Польши в уль­тимативной форме потребовал от Чехословакии возвраще­ния Тешинской Силезии. 2 октября, сразу же после Мюн­хенского сговора, польские войска оккупировали эту об­ласть. Надежды польского руководства на то, что Германия направит свою экспансию не против Польши, а на юго-восток, оказались безосновательными. Уже в ноябре 1938 г. Германия предъявила Польше ряд требований, принятие которых существенно ограничивало бы ее суве­ренитет: согласиться на включение города Гданьска (Данцига) в состав рейха, строительство экстерриториаль­ной автострады и железнодорожной линии через польское Поморье в Восточную Пруссию, взаимодействие против СССР совместно с участниками Антикоминтерновского пакта и т.д. Эти свои требования Германия возобновляла вплоть до апреля 1939 г., но каждый раз Польша реши­тельно их отвергала. После оккупации Германией Чехии в марте 1939 г. Ан­глия, пытаясь предостеречь Гитлера от дальнейшей агрес­сии, заявила о своих гарантиях независимости Польши. 28 апреля Германия денонсировала декларацию с Польшей о ненападении и приступила к активной подготовке к войне. Проходившие с апреля по август 1939 г. трехсторонние переговоры делегаций Англии, Франции и Советского Союза оказались безрезультатными. Одним из условий участия СССР в соглашений было согласие Польши на пропуск Красной Армии через ее территорию. Польское правитель­ство такого согласия не дало. Советско-германская договоренность о судьбе Польши свидетельствовала, что произошло то, чего так опасалась польская дипломатия: две соседние великие державы объ­единились против Польши.

11. Польша в 1939-44 гг. Оборонительная война в сентябре 1939 г. 1 сентября 1939 г. в 4 часа 45 минут утра Германия напала на Польшу без объявления войны. Нача­лась вторая мировая война. Соотношение сил было явно в пользу Германии. В Польше всеобщая мобилизация резервистов была объявлена только 30 августа, и так и не была проведена в полном объеме. Разработанный польским во­енным командованием план войны исходил из того, что основные боевые действия развернутся в Великой Польше. Польские войска должны были с боями постепенно отойти на линию Вислы и перейти здесь к позиционной войне. За это время западные союзники Польши смогли бы провести мобилизацию и начать активные боевые действия против Германии. В соответствии с польско-французскими догово­ренностями в мае 1939 г. Франция на пятнадцатый день с момента начала мобилизации должна была "начать глав­ными силами наступательные действия против Германии". Однако события развивались по иному сценарию. Основной удар в первые дни войны был нанесен немецки­ми войсками из Поморья, Силезии, Чехии и Словакии. Мощными бронетанковыми и авиационными ударами уже на третий день войны были разгромлены польские войска, оборонявшие границы. 8 сентября немцы вышли к Варша­ве, покинутой президентом, правительством и главным ко­мандованием. Оборона столицы продолжалась до 27 сентября. К середине сентября стало очевидным, что Польша в одиночку не сможет противостоять Германия. Англия и Франция, объявившие 3 сентября войну Германии, так и не начали активных боевых действий, предпочтя им т.н. "странную войну". В этих условиях изменилась позиция СССР, сохранявшего в первые недели нейтралитет. 17 сентября до сведения польского посла в Москве была до­ведена нота правительства СССР, в которой говорилось, что прекратили свое действие все договоры, заключенные между СССР и Польшей. Поэтому СССР не может больше оставаться нейтральным. Красная Армия получила приказ перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущест­во населения Западной Украины и Западной Белоруссии. В тот же день началось вторжение советских войск в Польшу. Сопротивление польской армии на востоке носило очаговый характер. Гарнизон Львова, упорно обороняв­ший город от немцев, без боя сдал его подошедшим час­тям Красной Армии. Во второй половине сентября исход войны в Польше был предрешен. В ночь с 17 на 18 сентября страну покину­ло гражданское и военное руководство. Президент, прави­тельство, главнокомандующий Рыдз-Смиглы выехали в Румынию и были интернированы в Черновцах. Польша проиграла кампанию, но не капитулировала. 28 сентября 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о дружбе и границе. Гитлер пошел по пути расчленения оккупированных польских территорий. Западные, часть центральных и се­верные районы Польши были непосредственно включены в состав рейха. Террор против поль­ского населения. Из остальных районов Польши было создано генерал-губернаторство со столицей в Кракове. Оно рассматри­валось гитлеровцами как резервуар дешевой рабочей силы и место, куда будут выселяться поляки из Германии. Поля­ки могли здесь сохранять ограниченные и контролируемые немцами средства производства, начальные профессио­нальные школы.. Действия СССР в сентябре 1939 г. польское руководство расценило как агрессию против Польши и до июля 1941 г. не имело с ним дипломатических отношений, по договору о дружбе и границе с Германией советская сторона обяза­лась противодействовать любым проявлениям националь­но-освободительных устремлений поляков. Поворот в польско-советских отношениях наметился после нападения Германии на СССР. По настоянию Англии польское правительство согласилось на заключение со­глашения с СССР о взаимодействии на период войны. Оно предусматривало восстановление дипломатических отно­шений, амнистию полякам, осужденным в СССР, аннулиро­вание всех договоров с Германией, касавшихся территори­альных перемен в Польше, а также создание в Советском Союзе польской армии, которая в оперативном отношении подчинялась бы советскому командованию. Польская армия была сформирована в основном из бывших военнослужащих. Но участия в боевых действиях на советско-германском фронте она не приняла. В условиях, когда в войне наметился перелом в пользу антигитлеровской коалиции и реальные очертания стало приобретать скорое освобождение Польши от оккупации, партнером СССР стали польские левые силы. В Советском Союзе - образованный в 1943 г. Союз польских патриотов и создаваемые под его политическим руководством польские воинские формирования, в Польше - ПИР, созданный по ее инициативе подпольный парламент и орган власти - Крайова Рада Народова (КРН), в который вошли также представители дру­гих левых групп, а также Армия Людова. На своем первом заседании в новогоднюю ночь 1944 г. КРН выдвинула про­грамму борьбы за демократическую, независимую Польшу, связанную тесным союзом с СССР и другими государства­ми антигитлеровской коалиции. Создание КРН означало завершение раскола в польском движении Сопротивления на две противостоящие группировки различавшиеся подходом к кардинальным проблемам внутренней и внешней политики послевоенной Польши. В конце декабря 1941 г. в окрестностях Варшавы была сброшена на парашютах инициативная группа, имевшая от исполкома Коминтерна полномочия на воссоздание партии. 5 января 1942 г. была создана Польская рабочая партия (ППР). ППР готова была признать эмигрантское прави­тельство и сотрудничать с делегатурой и АК (Армия Край­ова), но только на равноправных условиях. Среди первых шагов ППР было создание собственной военной организации - Гвардии Людовой (ГЛ), преобразо­ванной в начале 1944 г. в Армию Людову (АЛ). Были образованы представительные органы власти. На Западе - Политический совет, в оккупированной Польше - Политический согласительный комитет. Здесь также было создано подпольное правительство - делегатура. Движение Сопротивления польского народа. В этой обстановке командование АК с ведома прави­тельства и делегатуры, но без согласования с союзниками приняло решение начать восстание в Варшаве. Его органи­заторы преследовали чисто политические цели. Восстание нужно было для того, чтобы находившийся в Москве пре­мьер правительства в эмиграции С.Миколайчик мог использовать в переговорах со Сталиным тот факт что Варшава освобождена самими поляками и там находится польское правительство. Восстание началось 1 августа 1944 г. Оно было плохо подготовлено в военном отношении. Немцы довольно ско­ро сумели локализовать восстание в нескольких районах Варшавы и приступить к его подавлению с использованием авиации и бронетехники. Новое наступление Красной Армии в Польше началось в январе 1945 г. В его ходе была освобождена вся террито­рия страны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.