В республиканских средствах массовой информации начала нагнетаться разнузданная пропагандистская кампания со взаимными упреками. Так, послушные Милошевичу средства массовой информации писали, что Сербия со всех сторон окружена врагами - от международного империализма и Ватикана до Коминтерна, что в Хорватии к власти пришли усташи. Кроме этого, всемерно раздувался вопрос об угнетенном положении сербов в Хорватии. Последнее отчасти имело место на самом деле. Другим важным моментом разгоравшегося конфликта стало стремление Югославской народной армии (ЮНА), в которой традиционно доминировали сербские офицеры и генералы, сыграть свою роль в политической жизни страны. В связи с угрозой со стороны великосербской кампании и активизацией армии руководство Словении и Хорватии начали организовывать и контрабандно вооружать нелегальные национальные военные формирования. Одновременно начали вооружаться и сербы в Хорватии (12% всего населения республики), никогда не забывавшие геноцид со стороны хорватов во время существования Независимого государства Хорватии. Помощь хорватским сербам оказывали приезжавшие из Белграда эмиссары. В первой половине 1991 г. в сербских районах Хорватии отмечались уже локальные вооруженные столкновения между хорватской полицией и гвардией и сербскими ополченцами. Еще в декабре 1990 г. в Словении прошел референдум, на котором подавляющее большинство населения высказалось за полную независимость. Позже за независимость проголосовали и хорваты. В ответ 350 тыс. сербов, населяющих юго-восточную Хорватию, провозгласили на своем референдуме создание автономного образования Краины с центром в Книне. Целью автономии объявлялось присоединение к Сербии в случае распада Югославии. Отказ от проведения реформ, ухудшение экономической и политической ситуации, непримиримая борьба с оппозицией привели к тому, что 9 марта 1991 г. зашатался установленный в Сербии режим С.Милошевича. В Белграде в этот день прошла антиправительственная демонстрация, протестовавшая против засилья сторонников Милошевича в средствах массовой информации, против всей политики Социалистической партии Сербии. Милошевич бросил на безоружных людей танки, но затем был все же вынужден уступить. Однако начавшиеся вскоре события на время отодвинули внутренние сербские проблемы на задний план. 25 июня 1991 г. Словения и Хорватия, согласно итогам референдумов, провозгласили свою независимость от Югославии. Попытка югославской армии взять ситуацию в Словении под свой контроль потерпела неудачу. Районами военных действий являлись заселенные сербами районы Хорватии. Хорватия стремилась выделиться из Югославии, сохранив в неприкосновенности внутренние границы, или даже захватить с собой хорватские части Боснии и Герцеговины; Сербия - создать, наконец, Великую Сербию, т.е. закончить пошедший в 1918 г. по другому пути процесс объединения всех населенных сербами территорий. Война в Хорватии унесла жизни около 10 тыс. человек. Однако разрешить проблему сербско-хорватского разграничения военным путем оказалось невозможным.
В конце апреля 1992 г. руководители Сербии и Черногории объявили о создании новой федерации, претендующей на право быть преемницей распавшейся Югославии. 27 апреля Скупщины этих республик приняли конституцию общего государства - Союзной Республики Югославии (СРЮ). Территория новой федерации - 102 кв.км., население - около 10,5 млн. человек. К ней, несомненно, тяготеют сербские автономии в Хорватии и Боснии и Герцеговине. По конституции Скупщина СРЮ состоит из двух палат - Веча республик и Веча граждан, причем депутатов в первую палату избирают Скупщины Сербии и Черногории, в во вторую - все население федерации. На состоявшихся вскоре выборах в Скупщину СРЮ победу одержали сербские социалисты и крайне правые радикалы В.Шешеля. Ведущие оппозиционные партии - Демократическая и Сербское движение обновления - выборы бойкотировали. Президентом " Малой Югославии " был избран известный писатель Д. Чосич, премьер-министром назначен вернувшийся из США сербский бизнесмен М. Панич.
Все же реальная власть по-прежнему во многом оставалась у президента Сербии С.Милошевича.
ПОЛЬША
7. ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВАСтановление польской государственности. Попытка создания общепольского правительства была предпринята левыми партиями. В ночь с 6 на 7 ноября в Люблине ими было создано Временное народное правительство Республики Польша во главе с социалистом И.Дашинским. Почти все его члены были тесно связаны с Ю.Пилсудским. Правительство провозгласило создание независимого польского государства, широкие демократические свободы и социальные права, национализацию лесов и некоторых видов крупной земельной собственности, заявило о намерении национализировать в будущем ряд отраслей народного хозяйства, провести аграрную реформу в интересах широких слоев крестьянства. Окончательное решение этих вопросов откладывалось до созыва сейма, выборы в который должны были быть проведены на демократической основе. Люблинское правительство просуществовало недолго, так и не сумев распространить свою власть на всю территорию страны. После начала революции в Германии из тюремного заключения был освобожден Ю. Пилсудский. 10 ноября он приехал в Варшаву. 11 ноября Регентский совет передал ему командование созданными им вооруженными силами. То же сделало и Люблинское правительство. 14 ноября Регентский совет самораспустился, предварительно передав Пилсудскому всю полноту власти. 18 ноября в Варшаве было создано первое общепольское правительство, главой которого стал социалист, капитан легионов Пилсудского Е.Морачевский. Состав и программа этого правительства почти не отличались от Люблинского правительства. Им проведены многие из обещанных реформ (вводились 8-часовой рабочий день, больничное страхование, инспекция труда, минимальная зарплата на государственных предприятиях, защита квартиросъемщиков, биржи труда и т.д.). Воспользовавшись попыткой правых осуществить государственный переворот, Пилсудский заставил правительство Морачевского подать в отставку 16 января 1919 г. и поручил формирование нового кабинета И.Падеревскому (1860-1941). И.Падеревский, хотя и входил в состав ПНК, но не разделял полностью взглядов эндеков. В качестве премьера Падеревский устраивал все основные польские политические силы, а также союзные державы. В свою очередь Дмовский согласился на пополнение состава ПНК сторонниками Пилсудского и сохранение за последним поста начальника государства. Следствием достигнутого компромисса явилась политическая и финансовая поддержка правительства средними и имущими классами, а также последовавшее в январе -феврале 1919 г. его официальное признание державами-победительницами и их готовность оказать ему финансовую и военную помощь. Образование независимой Польши происходило в обстановке активизации демократических и революционных настроений. Это сделало невозможным установление в Польше монархического режима. Сторонниками революционного переустройства социально-экономических отношений в стране и установления в ней диктатуры пролетариата были СДКПиЛ и ППС-левица. Социалисты и крестьянские партии, за которыми шла значительная часть трудящихся, признавая необходимость частичной национализации промышленности и радикальной аграрной реформы, решительно отрицали путь, избранный Россией после Октябрьской революции. Оптимальной формой государственного устройства для Польши они считали парламентскую республику. Правые политические партии не были сторонниками парламентской демократии. Первой открытой пробой сил стали выборы в Законодательный сейм 26 января 1919 г. Их бойкотировали немецкое, часть еврейского и украинского населения, а также коммунисты, усматривавшие в них попытку буржуазии и помещиков отвлечь массы от революционной борьбы. Собравшийся в феврале 1919 г. сейм подтвердил полномочия Пилсудского как начальника государства до момента принятия постоянной конституции и избрания на ее основе президента страны, а также одобрил т.н. малую конституцию, определявшую полномочия сейма, начальника государства и правительства, 17 марта 1921 г. сейм принял конституцию. Польша провозглашалась республикой, верховная власть в которой принадлежит народу. Органами народа в области законодательной власти объявлялся парламент, состоявший из двух палат - сейма и сената, в области исполнительной власти - президент и правительство, в области судебной власти - независимые суды. Выборы в парламент были всеобщими, равными, прямыми, пропорциональными при тайном голосовании. Не имели права голоса лица, находившиеся на действительной воинской службе. Президент избирался парламентом. Он имел право назначения премьера и министров, а также представлял государство на международной арене. Правительство было ответственно перед парламентом. Сейм, наделенный основными полномочиями в законодательной и контрольной областях, имел право смены правительства и отдельных министров. Конституция провозглашала основные демократические принципы: свободы личности, равенства прав всех граждан страны, независимо от происхождения, национальности, языка, расы или религии. При этом предусматривалось, что римско-католическое вероисповедание будет занимать в государстве ведущее положение среди равноправных вероисповеданий. Все виды собственности объявлялись неприкосновенными. Нарушение этого права допускалось только на основании закона, исходя из высших интересов общества, за соответствующую компенсацию. Конституция закрепляла в Польше строй парламентской демократии.
8. Социально- экономическое развитие ПОЛЬШЫ В МЕЖВОЕННЫЕ ГОДЫ. Внутриполит. Обстановка в 1922-1926 гг. В составе Польши объединились территории, длительное время входившие в различные государства. Их всесторонняя интеграция была первоочередной задачей. Нужно было не просто объединить экономику отдельных частей и перестроить ее применительно к потребностям страны. Довоенные рынки сбыта продукции польских предприятий в большинстве случаев стали недоступными, следовательно необходим был достаточно емкий внутренний рынок. Аграрный вопрос имел не только политическое, но и глубокое экономическое содержание. От ликвидации помещичьего землевладения зависело успешное становление товарных отношений в деревне и быстрое развитие экономики в целом. Аграрный вопрос решался долго. Закон об аграрной реформе был принят только в декабре 1925 г., причем в весьма умеренной редакции. Поместья, имевшие перерабатывающие предприятия могли оставить до 700 га земли. Крестьяне покупали землю по рыночной стоимости. Принудительное изъятие земли за выкуп предусматривалось только в том случае, если на рынке земли годовое предложение составляло менее 200 тыс. га.Польше необходимо было найти свое место в международном разделении труда. Необходима была не только модернизация, но и структурная перестройка польской промышленности, что требовало значительных капиталов, отсутствовавших у польских предпринимателей. В связи с этим возрастала роль государства в развитии промышленности, особенно в 30-е гг,Было построено несколько важных железнодорожных линий, большой морской порт в Гдыне, оборонные, химические и другие предприятия, продукция которых была крайне необходимой для независимой Польши. Но все же общий баланс промышленного развития Польши в межвоенный период вряд ли можно считать благоприятным. Промышленность находилась в состоянии застоя.Непродолжительные в целом периоды благоприятной конъюнктуры чередовались с кризисами, наиболее разрушительным и длительным из которых был кризис, начавшийся в 1929 г. одновременно с великой депрессией на Западе и завершившийся только к 1935 г. Он охватил не только промышленность, финансы, торговлю, но и сельское хозяйство, что и предопределило его глубину и продолжительность. Политическое развитие Польши в 1922-1926 гг. Прошедшие в ноябре 1922 г. выборы в парламент Республики Польша вновь не дали ощутимого перевеса ни одному из политических лагерей. Основная часть украинского населения Галиции бойкотировала выборы в знак протеста против польской оккупации этого региона. Сходным образом выглядели результаты выборов в сенат. Болезненное поражение потерпел лагерь Пилсудского. Связанные с ним группировки не получили ни одного места в сейме.3 декабря 1922 г. состоялись выборы первого президента независимой Польши. Только в пятом туре удалось определить победителя. Им оказался Габриель Нарутович (1865-1922), выдвинутый крестьянской партией "Вызволене" (Освобождение) и поддержанный центром, левыми и национальными меньшинствами. Мощные демонстрации протеста были устроены ими в Варшаве 11 декабря, в день приведения к присяге президента. 16 декабря 1922 г. Нарутович был убит художником 20 декабря 1922 г. состоялись новые выборы президента. Им стал Станислав Войцеховский (1869-1953), кандидат крестьянской партии "Пяст".Расстановка сил в сейме была такова, что правительство могло быть или же коалиционным, или же внепарламентским, "чиновничьим". До мая 1926 г. сменилось 5 правительств. Среди причин столь частых смен кабинетов - серьезные разногласия между отдельными партиями по таким вопросам, как пути и темпы решения аграрного вопроса, методы преодоления кризисных явлений в промышленности, отношение к национальным меньшинствам, пересмотр конституций 1921 г., закона о выборах и т.д.Среди политиков различных направлений крепло убеждение в необходимости серьезных изменений в государственном устройстве. Правые и центристские партии считали, что должна быть укреплена исполнительная власть. Национальные демократы, начиная с 1923 г., активно пропагандировали опыт итальянских фашистов и призывали использовать его в польских условиях.Левые партии, постепенно оттесняемые от участия в управлении государством, допускали возможность отстранения правых и центристских партий от власти с помощью силы. Активную пропагандистскую деятельность вели коммунисты, считавшие, что только социалистическая революция даст возможность построить в Польше государство, отвечающее коренным интересам трудящихся.Общее разочарование и недовольство парламентской демократией, достигшее своего пика в конце 1925 - начале 1926 г., и стало той питательной средой, которая обусловила успех государственного переворота Ю. Пилсудского.
9. Внутриполитическое развитие Польши в период режима «санации». После избрания президента Пилсудский сложил с себя полномочия начальника государства, а в 1923 г. подал в отставку с занимаемых им постов в армии, выразив таким образом свой протест против прихода к власти правоцентристского кабинета В.Витоса. Но он не оставил планов своего возвращения к руководству страной. Благоприятный момент для переворота сложился в мае 1926 г. 10 мая было сформировано крайне непопулярное в обществе правительство правоцентристского большинства, которое как и в 1923 г. возглавил В. Витос. 12 мая Ю. Пилсудский выступил в поход на столицу. Переворот поддержали левые партии. Их лидеры рассчитывали, что в случае победы Пилсудский распустит сейм и назначит новые выборы, которые, как они полагали, принесут победу левым силам и позволят им взять власть. Поддержали переворот и коммунисты. Осуществив успешный государственный переворот, Пилсудский формально не объявлял себя диктатором. 31 мая парламент избрал Пилсудского президентом страны. Но он от этого выбора отказался, ссылаясь на то, что конституция дает слишком малые полномочия президенту. 1 июня президентом страны был избран профессор Львовского политехнического института Игнаций Мосцицкий. В августе 1926 г. декретом президента Пилсудский был назначен генеральным инспектором вооруженных сил, что давало ему полный контроль над армией. Сохранив внешние атрибуты парламентской демократии, Пилсудский установил в стране авторитарную диктатуру, опорой которой была армия. После мая 1926 г. сейм утратил свою роль основного института государственной власти в пользу Пилсудского и его ближайшего окружения. От майосиго переворота до "брестских" выборов. Пилсудский не распустил парламент и не отменил конституцию 1921 г. Но уже в августе 1926 г. в нее были внесены поправки. Президент получил право досрочного роспуска парламента, издания декретов, имеющих силу закона, сейм лишался ряда своих важных полномочий, Из изданных президентом декретов наибольшее возмущение вызвал декрет, вводивший предварительную цензуру прессы. Стремясь расширять социальную базу режима, Пилсудский сблизился с крупной буржуазией и помещиками, которые до переворота в значительной своей части поддерживали национальных демократов. Упрочению позиций режима способствовало и то, что переворот произошел в тот момент, когда в Польше начался экономический подъем и ослабла социальная напряженность. В первые годы существования режима в качестве основных политических противников "санация" определила революционный лагерь, а также партии, составлявшие до переворота правоцентристское большинство в сейме. В марте 1927 г. власти распустили связанные с Коммунистической партией Польши массовые партии: Независимую крестьянскую партию и Белорусскую крестьянско-рабочую громаду, их лидеры были лишены депутатского иммунитета и арестованы. Проводимая режимом политика сближения с буржуазией и помещиками, его нежелание считаться с требованиями левых партий стали стимулом для постепенного перехода ППС и левых крестьянских партий в оппозицию правительству. После парламентских выборов 1928 г., на которых левые партии получили относительное большинство мандатов, неизбежным стало столкновение между демократическо-парламентскими силами и режимом. В 1929 г. в результате соглашения 6 левых и центристских партий был образован блок, получивший название Центролев. Не сумев добиться существенных успехов в борьбе с санацией в сейме, лидеры Центролева провели в июне 1930 г. в Кракове Конгресс защиты прав и свободы народа под лозунгами свержения диктатуры и восстановления в Польше демократии. Намерение оппозиции организовать массовые акции протеста против диктатуры могли вызвать серьезные политические сложности для режима. Ответом на вызов Центролева стал досрочный роспуск сейма и арест руководителей оппозиции, которые были посажены в Брестскую крепость. Здесь они подверглись физическому и психическому террору. Волна репрессий прокатилась по всей стране, было арестовало около 5 тыс. человек. В Галиции была проведена т.н. акция "умиротворения", направленная против украинского национально-освободительного движения. В ее ходе было арестовано около 30 бывших депутатов и 100 видных украинских политических деятелей, разгромлены многие организации и общества. Проведенные в ноябре 1930 г. в обстановке террора и репрессий выборы в парламент, получившие название "брестских", принесли наконец "санации" победу: она завоевала более половины мандатов в сейме и сенате. Тем самым у режима появилась возможность проводить через парламент любые законы, не считаясь с мнением оппозиции. Ужесточение и кризис режима санации 1930-1939 гг. После 1930 г. в политике режима "санации" заметно усилились антидемократические тенденции. Новые репрессии обрушились на революционные силы. В апреле 1935 г. была введена в действие новая конституция, закреплявшая правление режима санации. Апрельская конституция коренным образом отличалась от конституции 1921 г. На первый план она выдвигала не народ, а государство. Среди граждан государства выделялась элита, т.н. лучшие сыны. Центральное место в государстве отводилось президенту, соединяющему в своих руках "единую и неделимую государственную власть". Он являлся высшим руководителем правительства, сейма, сената, вооруженных сил, судов и государственного контроля, назначал 1/3 сенаторов. Права сейма были ограничены в пользу органов исполнительной власти и сената. По новому избирательному закону политические партии были лишены права выдвигать своих кандидатов в депутаты. Это могли делать только избирательные комиссии, состоящие из представителей администрации, хозяйственных и профсоюзных организаций. Окружные избирательные комиссии определяли двух кандидатов на одно место в сейме. 12 мая 1935 г. скончался Ю.Пилсудский. Санация потеряла своего лидера, что не замедлило сказаться на единстве ее рядов. Президент Мосцицкий вынужден был в нарушение новой конституции поделиться частью своих полномочий с новым генеральным инспектором вооруженных сил З.Рыдз-Смиглы. Состоявшиеся в сентябре 1935 г. выборы в сейм показали, что санация исчерпала лимит доверия в обществе.
10. Внешняя политика Польши в 1921-1939 гг. Межвоенная Польша имела весьма напряженные отношения со всеми своими соседями, кроме Румынии и Латвии. До середины 20-х гг. самым сильным государством в Европе была Франция, на которую и ориентировалась Польша. Но когда осенью 1925 г. западные державы заключили с Германией соглашения в Локарно, не дававшие твердых гарантий неприкосновенности польско-германской границы, в польских правящих кругах стало крепнуть убеждение в необходимости проведения более независимой от Франции внешней политики. В начале 30-х гг. были сформулированы основные положения новой польской внешней политики, т.н. политики "балансирования". В соответствии с ней Польша должна была проводить политику "равного удаления" от Германии и СССР и противодействовать их возможному антипольскому союзу. В 1932 г. был заключен польско-советский договор о ненападении сроком на 3 года (был продлен в мае 1934 г.), а в январе 1934 г. подписана аналогичная польско-германская декларация сроком на 10 лет. Одновременно Польша отказалась от участия в предлагавшемся Францией и Советским Союзом Восточном пакте, который должен был стать одним из звеньев общеевропейской системы коллективной безопасности, мотивируя этот свой шаг тем, что она предпочитает двусторонние договоры многосторонним. Пользуясь попустительством западных держав Германия в 1935 г. осуществила демилитаризацию Рейнской области, приняла активное участие в гражданской войне в Испании на стороне мятежников, осуществила в марте 1938 г. аншлюс Австрии. Польша не только не противодействовала этим акциям Гитлера, но использовала быстро изменяющуюся ситуацию в Европе для достижения собственных целей. Весной 1938 г. ею был предъявлен ультиматум Литве, содержавший требование признания последней окончательного характера ее границы с Польшей. В сентябре 1938 г., когда Гитлер добивался от западных держав согласия на отторжение от Чехословакии Судетской области, министр иностранных дел Польши в ультимативной форме потребовал от Чехословакии возвращения Тешинской Силезии. 2 октября, сразу же после Мюнхенского сговора, польские войска оккупировали эту область. Надежды польского руководства на то, что Германия направит свою экспансию не против Польши, а на юго-восток, оказались безосновательными. Уже в ноябре 1938 г. Германия предъявила Польше ряд требований, принятие которых существенно ограничивало бы ее суверенитет: согласиться на включение города Гданьска (Данцига) в состав рейха, строительство экстерриториальной автострады и железнодорожной линии через польское Поморье в Восточную Пруссию, взаимодействие против СССР совместно с участниками Антикоминтерновского пакта и т.д. Эти свои требования Германия возобновляла вплоть до апреля 1939 г., но каждый раз Польша решительно их отвергала. После оккупации Германией Чехии в марте 1939 г. Англия, пытаясь предостеречь Гитлера от дальнейшей агрессии, заявила о своих гарантиях независимости Польши. 28 апреля Германия денонсировала декларацию с Польшей о ненападении и приступила к активной подготовке к войне. Проходившие с апреля по август 1939 г. трехсторонние переговоры делегаций Англии, Франции и Советского Союза оказались безрезультатными. Одним из условий участия СССР в соглашений было согласие Польши на пропуск Красной Армии через ее территорию. Польское правительство такого согласия не дало. Советско-германская договоренность о судьбе Польши свидетельствовала, что произошло то, чего так опасалась польская дипломатия: две соседние великие державы объединились против Польши.
11. Польша в 1939-44 гг. Оборонительная война в сентябре 1939 г. 1 сентября 1939 г. в 4 часа 45 минут утра Германия напала на Польшу без объявления войны. Началась вторая мировая война. Соотношение сил было явно в пользу Германии. В Польше всеобщая мобилизация резервистов была объявлена только 30 августа, и так и не была проведена в полном объеме. Разработанный польским военным командованием план войны исходил из того, что основные боевые действия развернутся в Великой Польше. Польские войска должны были с боями постепенно отойти на линию Вислы и перейти здесь к позиционной войне. За это время западные союзники Польши смогли бы провести мобилизацию и начать активные боевые действия против Германии. В соответствии с польско-французскими договоренностями в мае 1939 г. Франция на пятнадцатый день с момента начала мобилизации должна была "начать главными силами наступательные действия против Германии". Однако события развивались по иному сценарию. Основной удар в первые дни войны был нанесен немецкими войсками из Поморья, Силезии, Чехии и Словакии. Мощными бронетанковыми и авиационными ударами уже на третий день войны были разгромлены польские войска, оборонявшие границы. 8 сентября немцы вышли к Варшаве, покинутой президентом, правительством и главным командованием. Оборона столицы продолжалась до 27 сентября. К середине сентября стало очевидным, что Польша в одиночку не сможет противостоять Германия. Англия и Франция, объявившие 3 сентября войну Германии, так и не начали активных боевых действий, предпочтя им т.н. "странную войну". В этих условиях изменилась позиция СССР, сохранявшего в первые недели нейтралитет. 17 сентября до сведения польского посла в Москве была доведена нота правительства СССР, в которой говорилось, что прекратили свое действие все договоры, заключенные между СССР и Польшей. Поэтому СССР не может больше оставаться нейтральным. Красная Армия получила приказ перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. В тот же день началось вторжение советских войск в Польшу. Сопротивление польской армии на востоке носило очаговый характер. Гарнизон Львова, упорно оборонявший город от немцев, без боя сдал его подошедшим частям Красной Армии. Во второй половине сентября исход войны в Польше был предрешен. В ночь с 17 на 18 сентября страну покинуло гражданское и военное руководство. Президент, правительство, главнокомандующий Рыдз-Смиглы выехали в Румынию и были интернированы в Черновцах. Польша проиграла кампанию, но не капитулировала. 28 сентября 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о дружбе и границе. Гитлер пошел по пути расчленения оккупированных польских территорий. Западные, часть центральных и северные районы Польши были непосредственно включены в состав рейха. Террор против польского населения. Из остальных районов Польши было создано генерал-губернаторство со столицей в Кракове. Оно рассматривалось гитлеровцами как резервуар дешевой рабочей силы и место, куда будут выселяться поляки из Германии. Поляки могли здесь сохранять ограниченные и контролируемые немцами средства производства, начальные профессиональные школы.. Действия СССР в сентябре 1939 г. польское руководство расценило как агрессию против Польши и до июля 1941 г. не имело с ним дипломатических отношений, по договору о дружбе и границе с Германией советская сторона обязалась противодействовать любым проявлениям национально-освободительных устремлений поляков. Поворот в польско-советских отношениях наметился после нападения Германии на СССР. По настоянию Англии польское правительство согласилось на заключение соглашения с СССР о взаимодействии на период войны. Оно предусматривало восстановление дипломатических отношений, амнистию полякам, осужденным в СССР, аннулирование всех договоров с Германией, касавшихся территориальных перемен в Польше, а также создание в Советском Союзе польской армии, которая в оперативном отношении подчинялась бы советскому командованию. Польская армия была сформирована в основном из бывших военнослужащих. Но участия в боевых действиях на советско-германском фронте она не приняла. В условиях, когда в войне наметился перелом в пользу антигитлеровской коалиции и реальные очертания стало приобретать скорое освобождение Польши от оккупации, партнером СССР стали польские левые силы. В Советском Союзе - образованный в 1943 г. Союз польских патриотов и создаваемые под его политическим руководством польские воинские формирования, в Польше - ПИР, созданный по ее инициативе подпольный парламент и орган власти - Крайова Рада Народова (КРН), в который вошли также представители других левых групп, а также Армия Людова. На своем первом заседании в новогоднюю ночь 1944 г. КРН выдвинула программу борьбы за демократическую, независимую Польшу, связанную тесным союзом с СССР и другими государствами антигитлеровской коалиции. Создание КРН означало завершение раскола в польском движении Сопротивления на две противостоящие группировки различавшиеся подходом к кардинальным проблемам внутренней и внешней политики послевоенной Польши. В конце декабря 1941 г. в окрестностях Варшавы была сброшена на парашютах инициативная группа, имевшая от исполкома Коминтерна полномочия на воссоздание партии. 5 января 1942 г. была создана Польская рабочая партия (ППР). ППР готова была признать эмигрантское правительство и сотрудничать с делегатурой и АК (Армия Крайова), но только на равноправных условиях. Среди первых шагов ППР было создание собственной военной организации - Гвардии Людовой (ГЛ), преобразованной в начале 1944 г. в Армию Людову (АЛ). Были образованы представительные органы власти. На Западе - Политический совет, в оккупированной Польше - Политический согласительный комитет. Здесь также было создано подпольное правительство - делегатура. Движение Сопротивления польского народа. В этой обстановке командование АК с ведома правительства и делегатуры, но без согласования с союзниками приняло решение начать восстание в Варшаве. Его организаторы преследовали чисто политические цели. Восстание нужно было для того, чтобы находившийся в Москве премьер правительства в эмиграции С.Миколайчик мог использовать в переговорах со Сталиным тот факт что Варшава освобождена самими поляками и там находится польское правительство. Восстание началось 1 августа 1944 г. Оно было плохо подготовлено в военном отношении. Немцы довольно скоро сумели локализовать восстание в нескольких районах Варшавы и приступить к его подавлению с использованием авиации и бронетехники. Новое наступление Красной Армии в Польше началось в январе 1945 г. В его ходе была освобождена вся территория страны.