Важнейшей задачей в области внутренней политики ПКНО было расширение социальной базы новой власти. В сентябре 1944 г. был издан декрет ПКНО о проведении земельной реформы. Принудительной экспроприации подлежали хозяйства общей площадью более 100 га, а также земли немцев и предателей. Промышленные предприятия, захваченные немцами, подлежали возвращению их бывшим владельцам и временно передавались под государственное управление. Вновь формируемый государственный аппарат состоял в основном из членов политических партий, входивших в состав КРН, а органы государственной безопасности состояли практически только из членов ППР. В конце 1944 г. ПКНО был преобразован во Временное правительство Республики Польши. Сложность его положения заключалась в том что продолжало существовать польское правительство в Лондоне, признаваемое США и Великобританией, и сохранявшее сильное влияние в Польше. На Ялтинской конференции 1944 г. было решено, что Временное правительство будет расширено за счет демократических политиков лондонского лагеря и преобразовано во Временное правительство национального единства. Одновременно Сталиным был поставлен вопрос о западной границе Польши по линии рек Одра и Тиса. К Польше должна была также отойти часть Восточной Пруссии. В качестве восточной границы участники конференции высказались за линию Керзона с некоторыми отступлениями в пользу Польши. Ялтинские договоренности означали, что Польша становилась одним из звеньев военно-политической системы безопасности в Европе, к формированию которой приступил СССР на заключительном этапе войны. Это ее место было закреплено заключенным 21 апреля 1945 г. Договором о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с СССР. Принятые в Ялте решения в полной мере отвечали интересам ППР и ее союзников. В июне 1945 г, было создано Временное правительство национального единства. Его премьером был левый социалист Э.Осубка-Моравский, возглавлявший до этого ПКНО и Временное правительство, заместителями - В.Гомулка (ППР) и С.Миколайчик, бывший глава лондонского правительства, вышедший в конце 1944 г. из его состава и согласившийся вернуться в Польшу. С.Миколайчиком была создана собственная партия - Польское стронництво людовое (ПСЛ), быстро превратившаяся в одну из крупнейших политических организаций. Во внешней политике новая Польша должна была ориентироваться на СССР. С.Миколайчик и блокировавшиеся вокруг него силы были сторонниками либерально-демократического общественного устройства. Во внешней политике они ориентировались на западные державы. ППР и ее союзники разделяли концепцию народно-демократического государства, в котором политическая власть принадлежала бы рабочему классу и непролетарским слоям трудящихся, при обеспечении ведущей роли за пролетариатом, в качестве главного союзника видели СССР, граница с которым определялась бы по этническому принципу. Польша на грани политического раскола. В январе 1946 г. была проведена национализация промышленных предприятий с числом занятых более 50 чел. в одну смену. Их владельцы получили право на компенсацию. 30 июня 1946 г. состоялся всенародный референдум, участники которого должны были выразить свое отношение к таким вопросам, как ликвидация сената в будущем парламенте, земельная реформа и национализация основных отраслей промышленности, а также новым границам на западе. Фактически речь шла о выяснении отношения общества к основным социально-экономическим и политическим преобразованиям, проведенным левыми силами в предшествующие два года. Большинство участников ответили утвердительно на вопросы референдума. В январе 1947 г. состоялись первые послевоенные выборы в Законодательный сейм. Их итоги оказались неблагоприятными для ПСЛ. Президентом страны сейм избрал члена ППР Болеслава Берута, до этого возглавлявшего КРН, правительство возглавил социалист Ю.Циранкевич. Уже в 1946 г. появились явные симптомы раскола антигитлеровской коалиций на противостоящие военно-политические блоки. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось совещание представителей коммунистических партий Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии и Югославии, на котором было создано информационное бюро (Коминформ). Конфликт между ВКП(б) и Компартией Югославия в 1948 г. и свертывание отношений между СССР и ФНРЮ был свидетельством стремления советского руководства строить отношения со странами народной демократии на неравноправной основе. При поддержке СССР они перешли в наступление. В 1945 г. с поста Генерального секретаря ЦК ППР был смещен обвиненный в правонационалистическом уклоне В.Гомулка. Этот пост занял Е.Берут. Он же возглавил ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), образовавшейся в декабре 1948 г. в результате поглощения ППР Польской социалистической партии. Принятые ПОРП документы свидетельствовали о ее отходе от концепции народной демократии. Серьезные перемены произошли в политической организации общества. В 1948 г. было унифицировано молодежное движение.
13. Польша в конце 40-х-60-х гг. Становление командно-распределительной системы. На рубеже 40-х - 50-х гг. в Польше начала складываться командно-распределительная система по советскому образцу. Ее центральное звено - Польская объединенная рабочая партия взяла на вооружение сталинскую концепцию форсированного строительства социализма. В соответствии с ней необходимыми условиями успешного построения социализма были: установление диктатуры пролетариата, понимаемой как обеспечение за коммунистической партией монопольной позиции в государстве; форсированные индустриализация промышленности я коллективизация сельского хозяйства; культурная революция, предусматривающая не только повышение общеобразовательного уровня населения, но и превращение догматизированной марксистско-ленинской идеологии в господствующую. Хотя в Польше существовал сейм и правительство, но реальная власть была сосредоточена в руках политбюро и Центрального комитета ПОРП, которые в своей деятельности фактически не подлежали никакому контролю, в том числе и со стороны партийных масс. Тоталитарная по существу политическая система была закреплена конституцией 1952 г. Тогда же было принято новое название страны - Польская Народная Республика (ПНР). Успешное выполнение трехлетнего плана хозяйственного восстановления Польши на 1947-1949 гг., сосредоточение в руках государства в результате национализации промышленности достаточно крупных средств, создали условия для перехода к политике индустриализации страны. В шестилетнем плане социально-экономического развития Польши на 1950-1955 гг. упор был сделан на развитие прежде всего тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения и др. современных отраслей промышленности. Население постоянно испытывало нехватку товаров широкого потребления. Получаемые средства в основном направлялись государством на инвестиции, а не увеличение покупательной способности населения, вследствие чего его жизненный уровень рос крайне медленно, а в отдельные периоды даже снижался. В развитии сельского хозяйства был взят курс на производственную кооперацию. Сельское хозяйство при этом рассматривалось как источник средств, сырья и рабочей силы для проводившейся одновременно индустриализации. Были введены обязательные поставки зерна, мяса, молока, картофеля. Чрезмерное напряжение сил общества вело к росту социальной напряженности, разочарованию в идеалах, провозглашавшихся официальной пропагандой. Глухое недовольство в обществе вызывали репрессии, являвшиеся частью политической реальности после 1944 г. Состоявшийся в марте 1956 г. XX съезд КПСС осудил культ личности Сталина, что нанесло сильный удар по авторитету и позициям его последователей в Польше. Политический кризис, симптомы которого проявлялись уже в предшествующие годы, стал приобретать открытый и всеобщий характер. Он охватил политическую жизнь, культуру, науку, управление народным хозяйством. В июне 1956 г. начались забастовки рабочих в Познани, выдвигавших экономические требования. Расправа над рабочими Познани не сломила сопротивления польского народа тоталитарному режиму. Кризис продолжал углубляться, охватывая все новые общественные слои. Руководство переставало контролировать ситуацию в стране. Состоявшийся в октябре 1956 г. ИВ пленум ЦК ПОРП произвел кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В.Гомулка, находившийся в заключении с 1951 по 1954 г. и восстановленный в партии только летом 1956 г. Попытки модернизации режима в конце 50-х-60-е годы. Анализ кризиса в Польше привел руководство партии и страны к выводу, что его причинами были: ошибки бывшего руководства в определении сроков и темпов проведения социалистических преобразований его отрыв от рабочего класса; командные методы руководства союзническими политическими партиями и общественными организациями; пренебрежение конфетными польскими условиями и догматический подход к марксистско-ленинской теории. Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, повышение роли сейма и народных советов в управлении страной, налаживание партнерских отношений с ОКП, ДП, организациями светских католиков, профсоюзами и другими общественными организациями, обеспечение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССР и т.д. В 1956-1957 гг. были предприняты шаги по реализации этой концепции. Совместно с Объединенной крестьянской партией были разработаны основы новой аграрной политики. Подавляющая часть производственных кооперативов распалась. Доминирующей формой хозяйствования в обобществленном секторе стали государственные земледельческие хозяйства, в целом же в аграрном секторе экономики господствовали единоличные крестьянские хозяйства, где отказываясь от производственной кооперации как стратегической цели аграрной политики, упор был сделан на развитие простых форм кооперации. По новому закону о выборах в сейм избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, увеличилась доля в сейме членов других партий, светских католиков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свободными, потому что кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП. Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы советско-польских отношений. Некоторое улучшение материального положения людей вследствие произошедшего в конце 50-х гг. сокращения капиталовложений в тяжелую промышленность, увеличения производства в сельском хозяйстве, определенная либерализация в политической и культурной жизни, осуждение репрессий и реабилитация их жертв привели к временному ослаблению социальной напряженности в обществе. Но глубинные причины кризиса, крывшиеся в самой природе тоталитарной системы, сохранялись. Суть системы, сложившейся в Польше в предшествующий период, осталась неизменной.В 60-е вновь стали нарастать экономические и политические трудности. В то время, когда развитые страны мира делали ставку на широкое использование достижений научно-технической революции, качественную структурную перестройку экономики, в Польше, как и в других странах Восточной Европы, продолжался курс на экстенсивное развитие. Вновь обострились отношения с католической церковью, интеллигенцию тяготил безраздельный патронат государства в сфере образования и культуры. В марте 1968 г. польские университетские центры стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата партийного руководства в области культуры. Пытаясь стимулировать экономику, правительство приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвало недовольство в обществе.
14. Польша в 70-80-е гг.Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. В 1971-1972 гг. были задействованы также внутренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Была существенно повышена заработная плата трудящихся. Все это обеспечило небывало высокий для Польши рост реальных доходов при незначительном росте производительности труда. Быстрыми темпами шло перевооружение польской промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. Окрыленное успехами, руководство ПОРП заявило, что Польша вступила в этап строительства "развитого социалистического общества". Однако уже в середине 70-х гг. вновь дали о себе знать экономические трудности. В конце 1974 г. польская задолженность на Западе превысила 100% стоимости ее экспорта в капиталистические страны. Для покрытия долгов стали широко использоваться краткосрочные кредиты, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устраняло ее. Все более ощутимыми становились трудности с продовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций. Стремясь ослабить давление на потребительский рынок, правительство приняло решение провести в июне 1976 г. резкое повышение цен на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. Это решение натолкнулось на решительное сопротивление рабочих. Но выступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказаться от повышения цен. Во второй половине 70-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность, недовольство руководством страны, разочарование в "реальном социализме", оказавшемся не в состоянии в надлежащей степени удовлетворять материальные и духовные запросы общества. Появление организованной оппозиции. В сентябре 1976 г. был создан Комитет защиты рабочих, в состав которого вошли активные участники мартовских студенческих выступлений 1968 г., а также известные писатели, ученые, представители духовенства. Комитет оказывал правовую и материальную помощь арестованным участникам демонстраций в июне 1976 г., развернул активную правозащитную деятельность. Стали возникать и другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши. После избрания в 1978 г. папой римским кардинала краковского К. Войтыпы начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму Кризис 1980 г. и рождение "Солидарности". Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед неумолимо надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С.Каня, премьером стал Ю.Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции. В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован профсоюз "Солидарность". К концу 1980 г. в нем состояло около 3 млн. членов. "Солидарность" представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Лехом Валенсой. "Солидарность" с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы, Она предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутренней перестройке общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП. Политические притязания "Солидарности" и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон. Это стало очевидным после IX внеочередного съезда ПОРП и 1 съезда "Солидарности" в 1981 г. Каждая из сторон самоопределилась как единственный гарант развития процесса обновления в Польше. Польские руководители испытывали сильное давление со стороны СССР, требовавшего принятия более решительных мер против "Солидарности". В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве "Солидарности" взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Стремясь предотвратить неконтролируемое развитие событий и угрозу ввода войск государств Варшавского договора в Польшу, Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов. От военного положения к "круглому столу". "Солидарность" была ослаблена, но не разгромлена, постепенно создавались ее подпольные структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия "Солидарности". В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. "Солидарность" пользовалась достаточно активной поддержкой католической церкви, авторитет которой в Польше продолжал неуклонно расти, а также помощью Запада. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства "Солидарности", польско-язычные западные радиостанции выполняли большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах. К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. В апреле 1988 г. Произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью не только для властей, но и для оппозиции. Рабочие требовали не только повышения заработной платы, но и легализации "Солидарности". С конца августа началась подготовка заседаний "круглого стола". Идея "круглого стола" сталкивалась с противодействием как радикального крыла в "Солидарности", так и части партийно-государственного руководства. В середине января 1939 г. группе партийных реформаторов удалось провести на пленуме ЦК ПОРП резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме. Это открыло путь к легализации "Солидарности". "Круглый стол" с участием представителей "Солидарности", правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) профцентр новых профсоюзов, созданный после 1982 г., и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.