6 апреля 1941 г. после бомбардировки Белграда в Югославию вторглась хорошо вооруженная немецкая армия, насчитывавшая почти 900 тыс. человек. Начало военных действий застало руководство страны врасплох: югославская армия не была отмобилизована и сконцентрирована в предусмотренных оборонительным планом районах. Кроме того, армия сразу же оказалась без единого руководства. Сопротивление отдельных подразделений и группировок во главе с патриотически настроенными офицерами не могло существенно повлиять на ход военных действий. Уже 13 апреля гитлеровцы захватили Белград. 17 апреля в Белграде был подписан акт о безоговорочной капитуляции югославской армии. За неделю до этого усташи с согласия Германии и Италии провозгласили создание так называемого Независимого государства Хорватии во главе с Анте Павеличем. Это марионеточное государство включало, кроме Хорватии, еще Боснию и Герцеговину и часть Воеводины. Германия захватила северную Словению; Италия - южную Словению, Черногорию, часть Далмации; Оккупировав и расчленив Югославию, фашисты и их пособники стали устанавливать там "новый порядок". Полевые суды выносили смертные приговоры, была введена система заложников. Страна покрылась сетью тюрем и концентрационных лагерей. Уничтожались материальные и культурные ценности. Разжигалась национальная и религиозная рознь. Подавляющее большинство югославских буржуазных партий после оккупации фактически прекратило свою деятельность, а их лидеры быстро нашли общий язык с фашистами. Однако в стране все же существовали некоторые силы, рассчитывавшие на победу в войне союзников и возвращение королевского правительства. Группа офицеров во главе с полковником Драголюбом Михайловичем. После капитуляции Югославии эта группа в середине мая 1941 г. укрылась в районе Равной Горы и приступила к формированию вооруженных отрядов четников. Уже в начале августа Михайлович сумел через англичан установить связь с эмигрантским правительством Д.Симовича. С этого времени и до разрыва с англичанами в июне 1944 г. четники Михайловича имели полную поддержку эмигрантского правительства, которое присвоило ему генеральское звание и назначило военным министром. Нападение гитлеровцев на СССР 22 июня 1941 г. активизировало и деятельность югославских коммунистов. ЦК КПЮ обратился к народу с воззванием о необходимости начала вооруженной борьбы, а 27 июня был создан Главный (позже - Верховный) штаб народно-освободительных партизанских отрядов Югославии во главе с руководителем партии Иосипом Тито. НАЧАЛО ВОССТАНИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ КОММУНИСТОВ 4 июля 1941 г. политбюро ЦК КПЮ в Белграде приняло решение о вооруженном восстании. Восстание началось 7 июля в Сербии. В течение августа был сформирован 21 партизанский отряд. Главным очагом сопротивления стала западная Сербия, где была освобождена значительная территория с центром в Ужице. В "Ужицкой республике" находился и Верховный штаб во главе с Тито. На освобожденных территориях под руководством коммунистов сразу же начали организовываться народно-освободительные комитеты как органы вооруженной борьбы и зародыши новой власти. Единых совместных действий партизан и четников против оккупантов в Югославии фактически не было, хотя дважды в попытках договориться происходили встречи Тито и Михайловича. Каждая из сторон претендовала на гегемонию в антифашистском движении. Если лозунгом Михайловича было: "За короля и отечество", то коммунисты выступали за превращение народно-освободительного движения в гражданскую войну против собственной буржуазии. Вскоре начались нападения партизан на четников и наоборот. Осенью 1941 г. гитлеровцы предприняли наступление на основной центр партизанского движения в западной Сербии. 21 декабря 1941 г. в местечке Рудо была сформирована первая пролетарская бригада во главе с К. Поповичем. По образцу этой бригады стали формироваться и другие воинские подразделения, что послужило основой регулярной Народно-освободительной армии Югославии. 26-27 ноября 1942 г. в Бихаче открылось учредительное собрание, где были представлены все прокоммунистические антифашистские группы и организации. Делегаты собрания создали общеюгославский политический представительный орган - Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Первая сессия АВНОЮ призвала народы Югославии шире развернуть борьбу за национальное и социальное освобождение и заклеймила предательскую деятельность четников, усташей и прочих коллаборационистов. II сессия АВНОЮ. Поражение немцев под Сталинградом укрепило у югославских народов веру в возможность победы. В то же время для немцев возросло стратегическое значение "балканского фронта", усилилось стремление покончить, наконец, с сопротивлением в своем глубоком тылу. Беспрерывные операции против партизан продолжались весь 1943 год. Оценив общую ситуацию, попытки эмигрантского правительства и короля использовать договоренности, достигнутые на встрече министров иностранных дел союзнических стран в Москве, руководство коммунистической партии во главе с Тито поспешило созвать II сессию АВНОЮ 29-30 ноября 1943 г. в Яйце. Сессия приняла декларацию, определившую основы нового государства. АВНОЮ было провозглашено временным верховным законодательным и исполнительным органом власти. Функции правительства должен был выполнять Национальный комитет освобождения Югославии (НКОЮ). Его председателем стал И.Броз Тито, которому было присвоено звание маршала. Деятельность эмигрантского правительства была осуждена, а королю Петру II запрещено возвращаться в страну до окончания войны. Эмигрантское правительство и западные комментаторы оценили решения II сессии АВНОЮ как государственный переворот. Советский Союз в целом воспринял решения II сессии положительно, направив в начале 1944 г. к партизанам свою военную миссию. Конец войны и признание новой Югославии. В мае 1944 г. гитлеровцы предприняли последнее (седьмое) наступление, известное как десант на Дрвар. Целью наступления было обезглавливание национально-освободительного движения. Однако на советском военном самолете Тито и членам штаба удалось в последний момент вырваться из окружения. Новым местом расположения Верховного штаба стал освобожденный югославский остров Вис в Адриатическом море. В ходе переписки между Тито и Черчиллем Англия, исходя из реального соотношения сил, согласилась прекратить всякую поддержку четников Д.Михайловича, но настояла на переговорах между НКОЮ и новым премьером эмигрантского правительства И.Шубашичем. Такие переговоры состоялись на о.Вис, где 16 июня 1944 г. было подписано соглашение между Тито и Шубашичем. Оно предусматривало сотрудничество эмигрантского правительства и НКОЮ против общего врага. Стороны согласились также до завершения войны не поднимать вопрос об окончательном государственном устройстве Югославии. Осенью 1944 г. Красная Армия подошла к границам Югославии. На основе соглашения между правительством СССР и НКОЮ о совместной борьбе против фашистов войска 3-го Украинского фронта под командованием маршала Ф.И.Толбухина в сентябре вступили на югославскую территорию в районе восточной Сербии. 20 октября советские войска, части Народно-освободительной армии Югославии и партизанские отряды освободили Белград. К концу 1944 г. оккупанты были изгнаны из Сербии, Македонии и Черногории. Однако вся страна была освобождена югославской армией только 15 мая 1945 г., через неделю после официальной капитуляции Германии. Всего на территории Югославии погибло около 8 тыс. советских воинов.7 марта 1945 г. Тито сформировал объединенное коалиционное правительство, в котором Шубашич стал министром иностранных дел. КПЮ по-прежнему руководила всеми центральными органами управления, местными органами власти, судом, прокуратурой, армией, органами хозяйственной и культурной жизни и т.п.Победа над фашизмом досталась народам Югославии дорогой ценой. Погибло более 1,7 млн. человек или каждый десятый. Хозяйство было полностью разрушено.
4. Югославия во второй половине 40-х-50-х гг. Воспроизводство советской модели. 11 ноября 1945 г. в Югославии состоялись выборы в Учредительную скупщину и плебисцит по поводу государственного устройства. Выборы проходили под полным контролем КПЮ. За объединенных кандидатов Народного фронта, которым руководила коммунистическая партия, было отдано 90% голосов. Подавляющее большинство избирателей проголосовало также за республиканскую форму правления.Петр II так больше никогда и не вернулся на родину. Он умер в 1971 г. Учредительная скупщина 29 ноября 1945 г. провозгласила Югославию Федеративной Народной Республикой и утвердила все предыдущие законы и постановления АВНОЮ. 31 января 1946 г. Учредительная скупщина приняла первую конституцию Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ). Югославия провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основе права на самоопределение выразили желание жить в едином федеративном государстве. В состав федерации вошли шесть республик: Сербия с автономным фаем Воеводина и автономной областью Косово и Метохия (позже переименованная в автономный край Косово), Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. Федерация была образована по советскому образцу. По конституции высшим органом власти в стране становилась Народная скупщина, состоявшая из двух палат -Союзного веча и Веча национальностей. Исполнительным органом стало правительство ФНРЮ, ответственное перед Народной скупщиной. В 1945-1947 гг. новая власть под руководством КПЮ провела коренные социально-экономические реформы по образу и подобию преобразований, осуществленных после 1917 г. в СССР. По скорости и радикальности внедрения большевистского опыта власти Югославии опережали другие страны Восточной Европы. Была упразднена многопартийность и установлена диктатура пролетариата (фактически - партаппарата); проведена национализация, в результате которой государству стали принадлежать промышленные предприятия, банки, средства связи, транспорт, предприятия торговли и т.д. В ходе аграрной реформы (с конфискациями, изъятиями и колонизацией реквизированной у немцев земли) создавались трудовые задруги по типу советских колхозов. Посредством сверхцентрализации государственного управления проводился курс на форсированную "сталинскую" индустриализацию. Конфликт 1948 г. Хотя Югославия и являлась для СССР верным проверенным войной союзником, постепенно у Сталина стало возникать недовольство некоторыми самостоятельными действиями югославского руководства. Прежде всего это было связано с попытками Тите играть на Балканах ведущую роль: без предварительных консультаций с Москвой договориться с Болгарией о более тесном взаимодействии, ввести войска в Албанию, вмешиваться на стороне партизан в гражданскую войну в Греции. Фактически Тито замышлял создание федерации балканских государств под патронатом Югославии. 10 февраля 1948 г. а Москве состоялось советско-болгаро-югославское совещание, на котором Сталин и Молотов подвергли югославское и болгарское руководство критике за проводимую ими якобы особую внешнеполитическую линию. На заседании политбюро ЦК КПЮ 1 марта Тито поставил вопрос о том, что отношения между Югославией и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства необходимо ориентироваться на собственные силы. Об этом заседании через осведомителей стало известно советской стороне. 18 марта из Югославии были отозваны все советские военные советники, на следующий день - гражданские специалисты. Состоялся обмен письмами, в которых Сталин и Молотов в ответ на попытки югославских руководителей оправдаться во все более грубой форме обвиняли их в антисоветизме и клеветнической пропаганде, в левачестве и одновременно в оппортунизме и потворстве буржуазным элементам. В конце июня 1948 г. на заседании Информбюро была принята резолюция, в которой отмечалось, что югославское руководство перешло на позиции буржуазного национализма. В 1949 г. в странах "народной демократии" прошли фальсифицированные судебные процессы против видных партийных и государственных деятелей, на которых доказывалось, что Тито и другие югославские лидеры якобы являются шпионами и агентами империалистических разведок. Поворот к самоуправлению. Сначала, чтобы оправдаться перед Сталиным и доказать, что они правоверные коммунисты, югославские руководители решили еще круче "закрутить гайки" внутри страны. Была проведена повторная национализация даже мелкой промышленности, взят курс на ускорение коллективизации, усиление административных методов регулирования экономики. Поворот к так называемому самоуправлению (самоуправленческому социализму) Тито решился только тогда, когда стало ясно, что убедить Сталина вчем-либо невозможно, а прежняя политика внутри страны ведет к катастрофе. Концепцию самоуправления с 1948 по 1952 годы разрабатывала группа югославских руководителей и теоретиков: И.Броз Тито, Б. Кидрич, Э.Кардель и другие. Подвергнув резкой критике сталинизм, они в теоретическом плане, исходя из старого тезиса Маркса, провозгласили необходимость начала процесса отмирания государства. Любое государство понималось ими по-марксистски только как аппарат насилия (а не средство для согласования и координации интересов). По мысли югославских теоретиков государственные институты должны были постепенно заменяться непосредственной демократией и самоуправлением. Самоуправление и стало названием югославского эксперимента в рамках "реального социализма". Фактически же югославские руководители попытались вернуться к принципам, заложенным еще в советской новой экономической политике 20-х годов. Необходимы определенная демократизация и переход к "товарной экономике" с относительно свободным действием объективных экономических законов. Одним из главных решений был отказ от планирования в форме государственных приказов и переход к средствам чисто экономического принуждения. В 1950г. был принят Закон о передаче фабрик в управление трудящимся, по которому на предприятиях организовывались рабочие советы. От этого закона и ведется отсчет начала внедрения самоуправления в Югославии. Произошел отказ и от насильственного объединения сельскохозяйственных производителей, нерентабельные задруги были распущены. На VI съезде КПЮ в 1952 г. партия получила новое название - Союз коммунистов. Однако в реальной практике Союз коммунистов Югославии (СКЮ) сохранил всю полноту власти в стране, использовал прежние методы воздействия на общественное развитие, номенклатурную систему подбора кадров и т.п. Попорот к развитию самоуправления получил закрепление в конституционном законе 1953 г. об основах общественного и политического устройства. Конституционный закон (фактически - новая конституция) провозгласил самоуправление основой всей экономической и общественной жизни. В области внешней политики альтернатива прежнему союзу со странами социализма была найдена в политике равноудаленности от двух великих держав (США и СССР) и неприсоединения. Движение неприсоединившихся стран (т.е. стран, не входящих ни в какие военно-политические блоки) организационно оформилось в 1961 г. на конференции в Белграде. В этой организации Тито пытался играть ведущую роль.
5. Югославия в 60-х – сер. 80-х гг. Реформы 60-х годов. Практические попытки новых реформ начались уже в 1961 г., однако успеха они не имели. В марте 1962 г. расширенное заседание исполкома ЦК СКЮ постановило даже принять меры для усиления государственного контроля над экономикой и влияния партии на все стороны общественной жизни. Но уже вскоре, в 1964-1965 гг. начали проводиться самые радикальные реформы экономической системы в Югославии со времени перехода к самоуправлению. Главным вопросом, решаемым в ходе реформ, оставался вопрос об использовании товарно-денежных отношений, т.е. о переходе к рыночной экономике. Была проведена дальнейшая децентрализация управления. Предприятия получили хозяйственную самостоятельность как независимые товаропроизводители. Финансовые обязательства их перед государством были значительно уменьшены. Кроме того, на средства, полученные из-за рубежа (разного рода кредиты, займы и т.п.) Югославия закупила новейшее оборудование и технологию. В целом, экономические реформы способствовали переходу югославской экономики на путь интенсификации, втягиванию ее в международное разделение труда. В то же время переход к рыночной экономике не мог не вызвать болезненных явлений: внешней задолженности, усиления инфляции, роста цен, сильной социальной дифференциации, обострения проблемы занятости и вследствие этого трудоустройства югославских рабочих на Западе. Еще в 1964 г. на VIII съезде СКЮ впервые в титовской Югославии был поднят национальный вопрос. Была высказана мысль, что централизм в экономике, кроме всего прочего, не соответствует принципу равноправия наций, что каждая нация должна сама распоряжаться своим национальным доходом. В 1971 г. поправки к конституции значительно расширили суверенные права республик и краев за счет Федерации. Однако эти поправки не разрешили остроты национального вопроса. Возвращение к административным методам управления. В период подготовки к X съезду СКЮ и на самом съезде (1974 г.) югославским руководством был взят решительный курс на свертывание самоуправленческих начал, чистку партии, усиление идеологического воздействия, укрепление роли СКЮ и государства. Более того, самоуправление было названо специфической формой диктатуры пролетариата. В 1974 г. была принята новая конституция СФРЮ. Верховным органом государственной власти и общественного самоуправления объявлялась Скупщина СФРЮ, которая состояла из двух палат: Союзного веча и Веча республик и краев. Оба веча совместно должны были выбирать председателя Скупщины СФРЮ и его заместителей, председателя и членов Союзного исполнительного веча (правительства). Основной же особенностью конституции 1974 г. было еще большее сужение экономических и политических функций федерации при усилении роли и прав республик и краев. Конституция определяла югославскую федерацию как "государственное содружество добровольно объединившихся народов и их республик, а также социалистических автономных краев Воеводины и Косово". Была подтверждена государственность республик и краев, которые должны были сами выполнять многие функции федерации на основе взаимных соглашений. Республиканским органам отводилась главная роль при решении большинства экономических и кадровых вопросов. Таким образом, по конституции 1974 г. Югославия приобрела ряд черт конфедеративного устройства.При жизни Тито югославским руководителям еще удавалось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. В мае 1980 г. Тито, являвшийся президентом СФРЮ и председателем СКЮ, умер. Вместо него страной стали управлять два коллегиальных органа: Президиум СФРЮ и президиум ЦК СКЮ. Эти органы, включавшие по одному представителю от каждой республики и автономного края, в порядке строгой очередности избирали сроком на один год председателя. Такая система не могла добавить стране стабильности. С начала 80-х годов Югославию охватил глубокий кризис. Ограничение реформ после X съезда СКЮ и усиление роли республик и краев привело к тому, что в стране резко усилилась национальная партийно-государственная бюрократия ("нациократия"). Победила тенденция, когда свобода гражданина в целом заменялась свободой нации. Возникла концепция "национальной экономики", когда каждая республика стремилась защищать от конкуренции свои предприятия за счет предприятий других республик. Это приводило к экономическому обособлению. Хрупкий общеюгославский рынок стал распадаться на шесть республиканских. Каждая республика стремилась сама все для себя производить. Центральное правительство все больше теряло контроль, а республики набирали все больше иностранных займов, которыми не могли эффективно распорядиться. Вместо кардинальной общественно-политической и экономической реформы югославские руководители предложили программу "стабилизации", которая с самого начала не выполнялась. Кризис усилился событиями в автономном крае Косово. Албанское население края особенно выросло за счет переселенцев из Албании во время второй мировой войны, когда никаких границ не существовало. Сказывался и традиционно большой естественный прирост албанского населения. В то же время албанское население чувствовало себя ущемленным по отношению к. другим народам Югославии: по своему количественному составу оно занимало уже третье место после сербов и хорватов, но не имело равных с ними прав; по качеству же жизни албанцы прочно занимали последнее место. В марте 1981 г. в Косово прошли демонстрации с требованиями предоставления краю статуса республики. Это было воспринято в Белграде как первый шаг к объединению Косово с Албанией. Демонстрации были разогнаны с применением военной силы, но с тех пор тлеющий очаг напряженности в Косово уже никогда не загасал. Относительный порядок в крае мог держаться только благодаря сербскому военному присутствию. В целом широко разрекламированный "югославский эксперимент" окончился неудачно.
6. Югославия в конце 80-х – первой пол. 90-х гг.Обострение межреспубликанских противоречий. Непрекращающиеся волнения албанцев в Косово привели в конце концов к ответному движению в Сербии. Центром сербского национального движения стала Сербская академия наук и искусств, которая обвинила коммунистическую партию в 45-летней антисербской деятельности, в создании антисербской коалиции в Югославии. Начавшаяся перестройка в СССР также поколебала позиции коммунистов во всей Восточной Европе, в том числе и сербских. В такой обстановке лидер Союза коммунистов Сербии С.Милошевич начал использовать национализм для упрочения своего положения в республике, для реабилитации компартии в глазах сербского населения. Эксплуатируя ущемленные национальные чувства сербов, Милошевич приложил много усилий, чтобы выставить свою партию в роли главного защитника сербских интересов в Косово. В конце 1988 г. Милошевичу с помощью в значительной степени инспирированных демонстраций и митингов протеста против бюрократии удалось заменить руководство в Воеводине и Черногории на своих ставленников. Аналогичные попытки делались и в Боснии и Герцеговине. В Словении открыто встали на защиту албанского национально-сепаратистского движения. Попытки Милошевича направить в конце 1989 г. в Любляну 100 тыс. сербов для проведения там "митинга истины" о положении дел в Косово была расценена как еще одна попытка дальнейшего расширения сербского влияния. Окончательный разрыв между республиками произошел на XIV чрезвычайном съезде СКЮ, начавшем свою работу в январе 1990 г. После того, как сербское большинство съезда отклонило требование словенской делегации о реорганизации партии на конфедеративных принципах, депутаты от Словении отказались продолжать работу и покинули съезд. Без словенских коммунистов не захотели продолжать работу и депутаты от Хорватии и Боснии и Герцеговины, На съезде был объявлен перерыв, но свою работу он так никогда и не возобновил. Реформа Анте Марковича. К началу 1990 г. в Югославии еще как-то функционировало единое экономическое пространство, но дела шли все хуже. В конце 1989 г. гиперинфляция в югославской экономике достигла уже 3006% в год. Незадолго перед этим на пост премьер-министра Югославии был назначен экономист-практик из Хорватии Анте Маркович. В конце 1989 г. во время острых дискуссий в руководстве уже разваливавшегося Союза коммунистов Югославии Маркович заявил, что правительство может работать и без партии. 6 декабре 1989 г. Маркович предложил свой знаменитый пакет мер по оздоровлению экономики. Речь шла не о "стабилизации", а о резком повороте к рыночной экономике и политическому плюрализму. Были предложены меры чисто либерального характера: превращение динара в конвертируемую внутри страны валюту, сбалансирование бюджета, свободное формирование цен, широкая приватизация и т.п. Результаты реформы оказались поразительными для самих югославов и для всего мира. Уже к 1 января динар стал конвертируемым. К середине 1990 г. инфляция упала до нулевого уровня, курс динара к немецкой марке держался твердо, внешний долг Югославии снизился с 21 до 16 млрд. долларов США, экспорт увеличился на 25%, а импорт - на 40%. Многопартийность и свободные выборы. Под давлением событий в Восточной Европе в конце 1989 г. и начала развала республиканских коммунистических партий белградские власти разрешили, наконец, выборы на многопартийной основе. Еще в период подготовки к последнему съезду СКЮ в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться новые партии. Партии в подавляющем большинстве образовывались только на национальной основе, многие из них считали себя преемницами партий, существовавших еще в межвоенный период. В Словении и Хорватии выборы состоялись в апреле и мае 1990 г. В Словении, где все партии, в том числе и коммунистическая, апеллировали к словенским национальным интересам, победу одержал блок оппозиционных партий - Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС). Еще большая неудача ожидала коммунистов в Хорватии, где большинство голосов получила националистическая партия - Хорватское демократическое объединение (ХДО), возглавляемое бывшим партизанским генералом Ф.Туджманом. Выборная программа ХДО включала требование независимости для Хорватии, создание Великой Хорватии, включающей и часть Боснии и Герцеговины, сопротивление великосербской гегемонии. Для хорватских сербов никакая автономия не предусматривалась. Победа национально ориентированных партий в северо-западных республиках и реальная угроза распада Югославии заставила сербского лидера Милошевича еще больше усилить националистический компонент в своей политике. Он выдвинул тезис о том, что внутренние границы в Югославии не являются государственными, а лишь административными, что в случае распада Югославии все сербы должны остаться жить в одном государстве. Одновременно Союз коммунистов Сербии был переименован в Социалистическую партию Сербии (СПС). Летом и осенью 1990 г. выборы состоялись в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. В Сербии победу одержал Милошевич. Как и в других республиках, конкуренцию ему составили правые антикоммунистические партии. Выборы в Боснии и Герцеговине и Македонии привели сербское руководство к политической изоляции внутри Югославии. В Боснии и Герцеговине победила хрупкая коалиция национальных партий мусульман, хорватов и сербов, которая тоже выдвигала на выборах антикоммунистическую платформу. В Македонии коалиционное правительство было составлено из национальной македонской партии, считающей себя преемницей ВМОРО, и реформированного бывшего Союза коммунистов. Третье место на выборах заняла партия, представляющая интересы албанского населения Македонии. И только в маленькой Черногории коммунисты добились довольно убедительной победы. Позже они также, как и в Сербии, изменили название партии на социалистическую.