Оборот вагона – это время работы вагона от одной погрузки до другой, ч:
,
где – соответственно время в движении и простоев на промежуточных станциях, под грузовыми операциями и на технических станциях, ч.
В процессе перевозок используется рабочий парк вагонов ( ), который определяется наиболее точным методом исходя из затрат вагоно-часов на операции перевозочного процесса:
,
где – общие затраты вагоно-часов в движении и простоев на промежуточных станциях.
Вагоно-часы в пути определяются по формуле
.
Техническая скорость движения поездов , км/ч, рассчитывается по формуле
,
где – поездо-часы в движении (см. табл. 2.9).
Участковая скорость движения поездов , км/ч, рассчитывается по формуле
,
где – всего по дороге;
– поездо-часы на участке, численно равные локомотиво-часам на участке.
Расчеты:
= 36,8 км/ч
= 51,3 км/ч
= 43133,79 ваг.ч
= (43133,79+13033,2+7890,6) / 24*365 = 7312 ваг
Для определения затрат вагоно-часов на технических станциях прежде всего необходимо определить общее количество вагонов, проходящих через каждую техническую станцию. Это количество вагонов равно сумме всех вагонов, принимаемых станцией за год (груженых и порожних) со всех направлений.
Из общей суммы вагонов, принимаемых станцией, исключают местные вагоны, которые численно равны большей из величин погрузки либо выгрузки на станции. В результате получают количество транзитных вагонов, следующих через данную станцию.
Расчеты следует выполнить в таблицу. 2.12.
Т а б л и ц а 2.12
Определение числа транзитных вагонов,
Следующих через станции дороги, тыс. вагонов
Станция
отделения
дороги
Направление
Общее
количество
вагонов
Местные
Транзитные
(гр. 3– гр. 4)
А
Нечетное
594,53
30,0
564,53
Четное
1067,2
39,4
1027,8
Итого
1661,73
69,4
1592,33
Б
Нечетное
616,43
29,7
586,73
Четное
39,1
1023,9
Итого
1679,43
68,8
1610,63
В
Нечетное
634,03
28,2
605,83
Четное
1058,3
41,1
1017,2
Итого
1692,33
69,3
1623,03
Всего
5033,49
207,5
4825,99
Вагоно-часы простоя под техническими операциями определяют в табличной форме (табл. 2.13) по формуле
. (2.31)
Нормы простоя транзитных вагонов, общие для всех вариантов, принять в диапазоне от 2,5 до 3,5 часов.
Т а б л и ц а 2.13
Определение вагоно-часов простоя на технических станциях
Станция
отделения дороги
Количество
транзитных вагонов
за год
, тыс.
Норма простоя
транзитного вагона
, ч
Вагоно-часы
,
тыс. за год
А
1592,33
2,6
4140,058
Б
1610,63
2,7
4348,701
В
1623,03
2,8
4544,484
Итого
4825,99
-
13033,243
Вагоно-часы под грузовыми операциями рассчитывают отдельно по каждой станции и каждому участку. Размеры погрузки и выгрузки необходимо взять из схемы груженых вагонопотоков.
Число сдвоенных операций определяют исходя из условия, что на технических станциях все вагоны, освобождающиеся из-под груза, можно здесь же использовать под погрузку. На участках сдвоенные операции не предусмотрены. Затраты вагоно-часов под грузовыми операциями (за год) рассчитываются по формуле
, (2.32)
где – число вагонов со сдвоенными и одиночными операциями;
, – нормы простоя вагона под сдвоенными и одиночными операциями.
Расчеты по определению вагоно-часов под грузовыми операциями выполняют в табл. 2.14.
Далее суммированием полученных результатов по формуле (2.28) рассчитывается рабочий парк вагонов ( , ваг.).