Целью курсового проекта является закрепление знаний по теме «Планирование перевозок на железнодорожном транспорте», полученных в лекционном курсе, а также приобретение и развитие практических навыков при выполнении технико-экономических расчетов, связанных с планированием эксплуатационной работы железной дороги
Исходные данные
План перевозок отделения дороги, тыс. т
Погрузка (+)
А
Четное
Нечетное
А-Б
Четное
Нечетное
Б
Четное
Нечетное
Б-В
Четное
Нечетное
В
Четное
Нечетное
Выгрузка (-)
А
Четное
Нечетное
А-Б
Четное
Нечетное
Б
Четное
Нечетное
Б-В
Четное
Нечетное
В
Четное
Нечетное
Прием по стыковым станциям
А
В
Показатели для расчета плана эксплуатационной работы отделения дороги
Показатели
Средняя статистическая нагрузка, т/ваг. Рст
42,9
Масса сквозного груженого поезда, т брутто
(нечетное-четное)
3500-3300
Техническая скорость, км/ч:
сквозных поездов
одиночных локомотивов
сборных поездов V тех
55,1
60,0
49,0
Участковая скорость, км/ч
сквозных поездов
одиночных локомотивов
сборных поездов V уч
40,8
56,0
25,2
Парк специальных маневровых локомотивов, ед. Мм
Время работы маневровых локомотивов в сутки, ч
23,5
Средняя масса тары вагонов, т
Средняя длина приемо-отправочных путей, м.Lпо
Средняя длина грузового вагона,м L в
Длина участков, км
Участок
Длина
А-Б
Б-В
Задание на курсовой проект
Курсовой проект состоит из взаимосвязанных разделов, в которых требуется:
– составить план погрузки и выгрузки, приема и сдачи вагонов;
– построить схему вагонопотоков груженых вагонов, рассчитать густоту движения и пробег груженых вагонов по дороге;
– определить баланс порожних вагонов и составить схему вагонопотоков порожних вагонов;
– рассчитать густоту движения и пробег порожних вагонов.
На основе исходных данных (см. приложения 1–3) и данных, полученных расчетным путем, необходимо определить:
– объем тонно-километровой работы (нетто), пробеги локомотивов и поездов, тонно-километры брутто;
– необходимый парк локомотивов и качественные показатели их использования;
– рабочий парк вагонов и качественные показатели их использования.
Задание по вариантам взяты из приложений 1, 2 –для студентов заочной формы обучения – по последней цифре шифра; из приложения 3 – по первой букве фамилии.
ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Методика планирования грузовых перевозок
Основными показателями грузовых перевозок являются:
– количество перевезенных тонн груза (объем перевозок);
– грузооборот;
– количество отправок;
– густота перевозок;
– средняя дальность перевозки;
– неравномерность перевозок.
В данном курсовом проекте введены определенные упрощения для сокращения объема расчетов. Так, показатели эксплуатационной работы (количество отправок, неравномерность перевозок и т.д.) не рассчитываются; в состав заданной условной железной дороги включено только два участка (А–Б и Б–В), и отдельные параметры эксплуатационной работы железной дороги даны как исходные значения грузовых перевозок (см. приложение 1–3). Но эти упрощения не влияют на методику разработки плана грузовых перевозок.
Планирование грузовых перевозок имеет важное практическое значение, так как является исходной базой для разработки других разделов плана производственно-хозяйственной деятельности железных дорог (труд и заработная плата; основные и оборотные фонды; эксплуатационные расходы и себестоимость и др.). Необходимо подчеркнуть, что грузовые перевозки обеспечивают свыше 2/3 всех доходов от всех перевозок по железной дороге.
Количество перевезенных тонн груза (объем перевозок) измеряется, как правило, на момент отправления. На дороге объем перевозок определяется как сумма отправлений (погрузки) со всех станций дороги и приема грузов с соседних дорог , то есть:
= .= 13276+42984=86260
Объем перевозок по дорогам распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу в другие подразделения, то есть:
.
Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщения (рис. 1.1).
В местном сообщении осуществляются перевозки в пределах одной и той же дороги, а в прямом – перевозки на участках двух и более дорог.
В прямом сообщении выделяют:
Прямое сообщение
Транзит
Ввоз Вывоз
Местное сообщение
Рис. 1.1 Распределение объема перевозок по видам сообщения
– в в о з, т.е. прибытие грузов со станций других дорог на данную дорогу;
– в ы в о з, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;
– т р а н з и т, т.е. перевозку грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.
Таким образом, объем перевозок по дороге равен:
.
Прием груза можно рассматривать как сумму ввоза и транзита:
,
а сдачу груза – как сумму вывоза и транзита:
.
Отправление груза, в свою очередь, равно сумме вывозимых грузов и грузов, перевозимых в местном сообщении:
,
а прибытие – сумме ввозимых грузов и грузов, перевозимых в местном сообщении:
.
Грузооборот – это работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы груза и расстояния перевозки. Измеряется грузооборот в тонно-километрах. Различают грузооборот нетто – это работа транспорта, учитывающая только перемещение груза, и грузооборот брутто, учитывающий перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.
Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным.
Т а р и ф н ы й грузооборот рассчитывается по так называемым тарифным расстояниям в перевозочных документах (накладная и дорожная ведомость).
Э к с п л у а т а ц и о н н ы й грузооборот определяется по фактическому пробегу груза из маршрута машиниста.
Соотношение грузооборота нетто и грузооборота брутто можно охарактеризовать коэффициентом полезного действия железнодорожного транспорта:
.
Количество отправок – специфический показатель транспорта. Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю (маршрутная); может быть один или несколько вагонов (повагонная) или контейнер (контейнерная), а может быть и один ящик в вагоне (мелкая). В курсовом проекте количество отправок не рассчитывается.
В плане перевозок определяется густота перевозок – количество тонн груза, перевезенного через 1 км транспортной сети за единицу времени. Густота перевозок устанавливается общая и по направлениям: грузовое (четное) и порожнее (нечетное).
Значение густоты перевозок равно средней арифметической величине от значения густоты на входе и выходе с участка в каждом направлении.
Средняя густота, или грузонапряженность, грузовых перевозок в целом по дороге определяется как частное от деления грузооборота нетто на соответствующую эксплуатационную длину :
.
Средняя дальность перевозок – это расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем; она определяется как отношение грузооборота нетто к объему перевозок :
.
Неравномерность перевозок. Грузовые перевозки характеризуются неравномерностью по времени и по направлениям.
Неравномерность перевозок по времени определяется коэффициентом , который рассчитывается как отношение максимального месячного объема перевозок к среднемесячному за год .
Неравномерность перевозок по направлению характеризуется коэффициентом обратности , который определяется как отношение объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему перевозок грузов в грузовом (груженом) направлении:
.
При этом грузовым (груженым) направлением принято называть направление с преобладающим грузопотоком, в то время как обратное направление называют порожним.
Коэффициенты неравномерности в курсовом проекте не рассчитываются.
1.2 Расчет показателей плана перевозок
Исходными данными для расчета показателей плана перевозок для условной дороги служат размеры грузопотоков, которые приведены в приложении 1. Схема условной железной дороги представлена на рис. 1.2.
Нечетное направление
А
В
Б
Четное направление
Рис. 1.2 Схема условной железной дороги
Для определения грузооборота нетто на основе исходных данных необходимо разработать схему грузопотоков (рис. 1.3).
Рассматриваемая дорога ограничена участковыми станциями А, В, входящими в ее состав.
На станции А расположено основное депо, на ст. В – оборотное. Станция Б – пункт смены локомотивных бригад.
Станция Б – грузовая.
– эксплуатационная длина соответствующего участка, км.
По каждой станции и участку в числителе показывают погрузку (+), в знаменателе – выгрузку (–).
По станции А сдача ( ) на участок А–Б:
= прием – выгрузка + погрузка = .
Нечетное направление :
По станции В = 27200 . =27200-1840+1210= 26570
= .=26570-1420+1294=26444
= 26507
По станции Б
. =26444-1800+1276=25920 = =25920-1630+1210=25500
= 25710
По станции А
. =25500-1600+1288=25188
Четное направление : По станции А = 45784
. =45784-1694+1300=45390
= .=45390-1378+1588=45600
= 45495
По станции Б
. =45600-1678+1270=45192
= .=45192-1420+1630=45402
= 45297
По станции В
. =45402-1764+1210=44848
Проверка
Ст.А 1300+1288+25500+45784=73872
1600+1624+45390+25188=73872
Ст.Б 1276+1270+26444+45600=74590
1800+1678+45192+25920=74590
Ст .В 1210+1210+27200+45402=75022
1840+1764+44848+26570=75022
По отделению дороги в целом.
Погрузка+приём=выгрузка+сдача.
13276+72984=16224+70036=86260=86260
Нечетное
В
Б
А
Схема грузопотоков, тыс. т
Нечетное
27200
44848
В
26570 45402
=26507 =45297
26444 45192
Б
25920 45600
= 25710 =45495
25500 45390
А
25188
Рис. 1.3 Схема грузопотоков, тыс. т45784
Данные разработанной схемы грузопотоков внести в табл. 1.1.
Т а б л и ц а 1.1
Определение грузопотоков и грузооборота дороги
Участок
Длина участка L, км
Грузопоток G,
тыс. т
Грузооборот , млн т-км
А – Б
17288,1
Б – А
9769,8
Б – В
16759,8
В – Б
9807,5
Итого
71500,2
53625,2
При известных значениях грузопотока участка по конкретному направлению ( ) и протяженности этого участка ( ) рассчитывают грузооборот (т-км нетто) по каждому участку и направлению:
= .
На основе данных грузооборота рассчитываем показатели плана перевозок дороги в целом (табл. 1.2).
тыс.т
тыс.т
, тыс.т
Местное сообщение принимается в размере 10% от показателя приема:
. =
Для расчета показателей ввоза и вывоза из суммы отправления (погрузка) и суммы прибытия (выгрузка) необходимо вычесть значение показателя перевозки в местном сообщении, так как в наличии две грузовые операции (погрузка и выгрузка):
.=16224-7298=8926
.=13276-7298=5978
Показатель транзита определяется:
.=72984-8926=64058
.=70036-597864058
Средняя дальность , км:
. км. (1.1)
Средняя густота , млн. ткм / км (грузонапряженность по дороге):
. млн. ткм /км (1.2)
Т а б л и ц а 1.2
Показатели плана перевозок дороги
Показатель
Условные
обозначения
Единица
измерения
Величина
показателя
1. Отправление
тыс. тонн
2. Прием
тыс. тонн
3. Прибытие
тыс. тонн
4. Сдача
тыс. тонн
5. Перевозки, в том числе:
тыс. тонн
ввоз
тыс. тонн
вывоз
тыс. тонн
транзит
тыс. тонн
местное сообщение
тыс. тонн
6. Грузооборот нетто
млн т-км
53625,2
7. Средняя дальность
км
8. Средняя густота перевозок
млн т-км / км
71,5
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Для определения т-км брутто необходимо разработать схемы вагонопотоков груженых и порожних вагонов.
Для разработки схемы груженых вагонопотоков следует данные схем грузопотоков перевести из тонн в вагоны:
,
где – отправленные, принятые, прибывшие или сданные вагоны;
– отправленные, принятые, прибывшие или сданные грузы (см. рис. 1.3);
– средняя статическая нагрузка =40,8
Принцип разработки схем вагонопотоков аналогичен составлению схемы грузопотоков (см. раздел 1). Точность расчета до 100 вагонов (0,1 тыс. ваг.).
Схема груженых вагонопотоков представлена на рис. 1.4.