Пробег вагонов измеряется в вагоно-километрах и рассчитывается на основании данных о погрузке, выгрузке, приеме и сдаче вагонов по стыковым пунктам, а также данных о густоте вагонопотоков.
С целью правильного выполнения дальнейших расчетов производится проверка баланса по станциям и дороге в целом.
Густота движения вагонов , тыс. ваг., по каждому направлению соответствующего участка определяется как средняя величина суммы вагонов, сдаваемых станцией на смежный участок и принимаемых смежной станцией участка:
где – густота движения вагонов на участке А–Б (четное направление);
, – соответственно сданные вагоны со станции А и принятые вагоны на станцию Б участка (четное направление – см. рис. 1.4).
Произведение величины густоты движения вагонов i-го участка ( ) и эксплуатационной длины этого участка ( ) определяет значение вагоно-километров груженых вагонов:
= × . (2.2)
Результаты расчета пробега груженых вагонов по дороге в целом сведены в табл. 2.1.
Т а б л и ц а 2.1
Определение густоты движения и пробега груженых вагонов
Участок
Длина участка ,
км
Густота движения
груженых вагонов , тыс. ваг.
Пробег груженых вагонов , тыс. ваг.-км
А–Б
1060,5
Б–А
599,3
Б–В
1055,9
В–Б
617,9
Всего
1666,7
Средняя густота вагонопотока по дороге определяется по формуле
,=
где – эксплуатационная длина дороги, км.
Определение годового баланса местного порожняка
По железной дороге
На сети железных дорог обращаются не только груженые, но и порожние вагоны. Порядок обмена вагонным парком определяется равенством вагонопотоков в четном и нечетном направлениях.
В курсовом проекте прием порожних вагонов определяется разницей между сдачей груженых вагонов в груженом направлении и приемом груженых вагонов в порожнем направлении.
Порожним направлением считается наименее грузонапряженное направление.
Для упрощения расчетов в работе принята взаимозаменяемость вагонов: выгруженные на станции (участке) вагоны при необходимости сразу подают под погрузку.
Табл. 2.2 заполняется на основе схем груженых вагонопотоков. Превышение выгрузки над погрузкой означает избыток (+) порожних вагонов, обратное соотношение – недостаток (–).