На железных дорогах обращаются поезда различных категорий. Они имеют различные весовые нормы, скорости движения, технологию работы. Поэтому пробег этих поездов, а также парк локомотивов нормируются раздельно. Различают следующие категории поездов:
Т а б л и ц а 2.4
Определение тонно-километров брутто вагонов
Участки дороги
Тонно-километры нетто , млн
Вагоно-километры, тыс.
Масса тары
вагона
, т/ваг.
Т-км тары груженых вагонов
, млн
Т-км брутто груженых вагонов
, млн
Т-км брутто (т-км тары) порожних вагонов
, млн
Всего т-км брутто
груженых
и порожних
вагонов
, млн
груженых
порожних
А–Б
17288,1
–
23,0
9268,7
26556,8
26556,8
Б–А
9769,8
175244,6
23,0
5237,8
15007,6
4030,6
19038,2
Б–В
16759,8
–
23,0
8985,7
25745,5
25745,5
В–Б
9807,5
162048,9
23,0
5258,3
15065,8
3727,1
18792,9
Всего по
дороге за год
53625,2
337293,5
23,0
28750,5
82375,7
7757,7
90133,4
Гр.2=табл.1,1гр.4
Гр.3=табл.2,1гр.4
Гр.4=табл.2,3гр.4
Гр.6=гр.3*гр.5
Гр.7=гр.2+гр.6
Гр.8=гр.4*гр.5
Гр.9=гр.7+гр.8
.
транзитные, проходящие без переформирования одну участковую станцию и более. Эти поезда осваивают основной грузопоток, имеют высокие нормы веса и длины, следуют с графиковыми скоростями для транзитных поездов. Формируются они, как правило, раздельно из груженых или порожних вагонов;
сборные, работающие внутри одного участка и обслуживающие в основном местную работу (погрузку–выгрузку) на промежуточных станциях. Эти поезда имеют меньшие весовые нормы (до 1500 т) и невысокие скорости, т. к. на промежуточных станциях поездными локомотивами выполняется маневровая работа, связанная с отцепкой и прицепкой вагонов. Сборные поезда состоят одновременно из груженых и порожних вагонов, которые следуют в порожнем направлении.
Для распределения тонно-километров брутто по категориям поездов выделяют ту часть, которая приходится на сборные поезда, тогда остальная часть работы будет относиться к транзитным.
Предполагается, что погрузка и выгрузка осуществляется равномерно на станциях участка, имеющих грузовую работу, и каждый вагон, следующий под погрузку или после погрузки, проходит в среднем примерно половину длины участка. Таким образом, для сборных поездов тонно-километры брутто определяются следующим образом:
, (2.6)
где – средняя масса вагона брутто, т;
– погрузка на участке, ваг.;
– выгрузка на участке, ваг.;
– длина участка, км.
Данные заносим в таблицу 2.5 графа 7
Средняя масса груженого вагона брутто определяется по формуле, т:
=82375,7*1000/1250030=65.8 (2.7)
где – тонно-километры брутто груженых вагонов;
– пробег груженых вагонов, ваг.-км.
В нечетном направлении тонно-километры брутто порожних вагонов определяются:
, (2.8)
где – вес тары вагона, т;
– абсолютное значение разницы между выгруженными и погруженными вагонами на участке в целом (т. е. по обоим направлениям):
– отправление со станций участка порожних вагонов;
– подача недостающих под погрузку вагонов с других станций.
Тонно-км брутто сборных поездов определяют по формуле
(2.9)
Тонно-километры транзитных поездов определяются разницей между т-км всех поездов и т-км сборных поездов.
Распределение тонно-километров брутто по категориям поездов сводят в табл. 2.5.