Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как я представляю себе театр рук?



Конечно, поначалу, когда ещё не существовало театра пластики рук «ХЭНД МЭЙД», было гораздо проще. Человек, попадающий на факультет театра кукол, вряд ли встречал много примеров в широком обиходе. Поэтому головы были свободны и студенты приносили порой совершенно необыкновенные этюды. Как показывает опыт, чем меньше студенты видят в этом плане на стороне, тем лучше.

С этого момента можно считать механизм запущенным. Далее основная нагрузка будет лежать на студентах.

 

 

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ И ВСЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ

 

 

С этого дня все занятия строятся по одной схеме:

 

- Зачин.

- Разминка, проводимая одним из студентов.

- Упражнение «РЕЗИДЕНТЫ».

- Просмотр и разбор этюдов, приносимых студентами.

- Новое упражнение.

 

 

При просмотрах индивидуальных или групповых этюдов для меня важно, чтобы сначала высказались те, кто эти этюды смотрел, то есть «зрители». Тогда можно понять их точку зрения по поводу увиденного и затем высказать свою. Очень часто студенты не решаются показать свои этюды, считая, что придуманное ими не достойно внимания и совсем не интересно. Иногда приходится настойчиво объяснять, что они ещё не могут объективно оценить себя и что театр порой получается из самых невероятных на первый взгляд придумок.

Обсуждая работы студентов, я никогда не играю во всезнающего преподавателя. Случается и так, что совершенно не знаю, что из показанного этюда или наброска можно извлечь полезного. И тогда откровенно говорю, «у меня нет никаких соображений, но если вам этот этюд или форма, использованная в нём, дороги, попробуйте поискать что-нибудь самостоятельно ещё раз, и принесите на следующее занятие».

Однажды на одном из курсов мною было дано очень странное задание: ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ ПРИНЕСЛИ МЕХАНИЗМ ИЗ РУК.

Два месяца студенты мучились, делая совсем не то, что я хотел увидеть. Что ни принесут, всё НЕ ТО и НЕ ТО… Они уже стали спрашивать: СКАЖИТЕ, А ЧТО ВЫ ХОТИТЕ? А я каждый раз отвечал: НЕ ЗНАЮ.

И, наконец, практически сразу 4 этюда в точку. Два из них впоследствие вошли в спектакль «ПОТЕХЕ-ЧАС» под названиями «МОТОЦИКЛ» и «ГОНОЧАЯ МАШИНА». Это этюды, в которых оба «персонажа» были собраны из тел нескольких людей и оценивали водителя, управляющего ими, и всё происходящее со своей точки зрения.

Кстати, имея практику преподавания не только у нас в стране, но и за рубежом, я заметил любопытную разницу между русскими и, к примеру, финскими студентами. Если русский студент, получив задание, не понял его, он, придя на занятие, говорит: « Извините, я не выполнил задание, потому, что не понял его». Финский же студент в этой ситуации отчитывается так: «Я не понял, что именно Вы от меня хотели, сделал 4 варианта, выберите, какой их них правильный»

 

Как было написано выше, после просмотра и разбора этюдов следует какое-нибудь новое, дополнительное упражнение.

На самом деле, дополнительных упражнений, которые я применяю, не так много. Возможно, это покажется странным, но их всего четыре. Все они направлены на чувство ритма, чувство партнёра и развитие фантазии.

 

Постараюсь описать их как можно подробнее.

 

Упражнение МЫ - РАСТЕНИЯ

Очень известное и очень полезное упражнение, позволяющее студентам погрузиться в конкретную атмосферу, а преподавателю определить, кто из студентов и насколько способен это сделать на данном этапе обучения. Обычно я его даю одним из первых.

 

Снова ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, что каждый из студентов – какое-то конкретное семечко какого-нибудь растения.

Исходное положение: лёжа на полу, сгруппировавшись. Так, чтобы не мешать друг другу. В этом упражнении каждый студент работает самостоятельно, слушая голос преподавателя:

 

Итак, вы – семечко…. Вы лежите под слоем мягкого, тёплого грунта…. Вы чувствуете, как снаружи начинает греть солнце…. Оно начинает постепенно прогревать почву, которая вас окружает…. Энергия солнца постепенно наполняет вас…. Она проникает под обволакивающую вас оболочку, и вы начинаете чувствовать непреодолимое желание жить….Вам становится тесно в вашей оболочке, и вы ощущаете, что всё ваше существо готово к тому, чтобы выйти в жизнь….Так появляется на свет первый робкий росток…. Почувствуйте тот момент, когда его макушка впервые пробила верхний слой почвы и оказалась над поверхностью земли… Представьте себе, где вы?.. Это поле… лес… поляна… огород….Постепенно ваш росток, наполняясь жизненной силой, становится всё выше и выше…. Вокруг очень тепло… Тепло и комфортно…. Прислушайтесь, как звучит вокруг вас природа… Что проносится в воздухе?... Где именно находится солнце?... Вы тянетесь к солнцу, пытаясь впитать в себя каждую частичку его энергии, так необходимую для вашего роста и развития…

Неожиданно окружающую тишину нарушил небольшой порыв ветра…. Затем ещё один… Затем ещё…. И вот уже налетевший шквал стал сильно трепать вас из стороны в сторону….

Порывы стали такими сильными, что уже трудно устоять на месте… Но через какое-то время ветер начал стихать…. Он становился всё слабее и слабее… И в конце концов затих совсем … Снова вокруг воцарилось спокойствие…. Тёплый летний день…

А солнце тем временем постепенно входит в зенит и воздух становится суше… И вот уже становится жарко… Очень жарко…. Даже почва под вами раскалилась….. Ваши стебли и листья начинают терять влагу….. А солнце всё не унимается….. Воздух становится совсем горячий… Даже дышать трудно…. Неожиданно откуда-то повеяло свежестью…. На небе появились лёгкие облака… их становится всё больше и больше… Уже можно ощутить свежее дыхание летнего ветра… И вот первые капли попали на ваши листья… Дождь сначала заморосил… и вот он уже становится сильнее… Вы впитываете живительную влагу всем своим существом…. К вам возвращаются силы…. Вы снова становитесь сильными и уверенными в себе….

Постепенно дождь заканчивается… Мелкие капли воды ещё долго стекают по вашим растениям, сохраняя на них влагу… Но вот и они постепенно покидают ваши листья…Остаётся только свежесть… Свежесть и ощущение новой жизни… Внутри появляется какая-то энергия…. Поначалу даже не понятно, что именно с вами происходит… Но постепенно становится ясно, что наши растения готовы зацвести….. И вот у каждого из вас появляется первый бутон… А у кого-то, возможно, и не один…. И наконец, бутон раскрывается… Ваш цветок самый лучший на свете… Поэтому к нему со всех сторон слетаются насекомые… У кого-то бабочки, у кого-то шмель или пчела… Однако каждое цветение рано или поздно заканчивается….. И вот уже на смену цветению приходит следующая фаза жизни… У вашего растения появляется коробочка с семенами, с будущими продолжателями вашего рода…..

Период окончания цветения совпал с наступлением осени…. Температура воздуха стала постепенно падать…. Солнце, если и греет, то уже не так, как летом, а как-то по-осеннему…. С каждым днём становится холоднее и холоднее… И вот уже на землю стали падать первые снежинки…. Наступает зима… Но перед тем, как вся земля покроется снегом, необходимо аккуратно положить в землю вызревшие семена…. А зима тем временем всё приближается… Вот уже пожухла вся трава…. На лужах появился первый лёд… Подул холодный ветер…. И начал сыпаться густой снег… Его становится всё больше, больше… И наши растения замирают под этим снежным покровом … Наступила зима…..

Далее наступает не только зима, но и момент, которого студенты обычно никак не ожидают.

То есть, продолжение упражнения.

 

… Почувствуйте, как уютно и спокойно нашим растениям под слоем пушистого снега…. Как наверху воет вьюга, а под белым покрывалом тепло и спокойно….

… И вот в один прекрасный день где-то над головой стало немного пригревать… Затем сильнее… ещё сильнее…. И снег начал понемногу таять, постепенно открывая и обнаруживая наши растения… Весенний воздух охватил, как казалось, всю землю… Почва снова напиталась влагой… И наши растения распрямились… Теперь это уже не те слабые растения, что вылупились из семечка в прошлом году…. Это уже более сильные, более уверенные, более жизнеспособные… Они тянутся к солнцу, становясь всё увереннее, активнее… Они готовы к новой жизни, к жизни на земле.

Это упражнение лучше всего выполнять с закрытыми глазами, чтобы было проще сосредоточиться и включить воображение, слушая голос преподавателя.

 

Возможно ещё дополнительное задание по этому упражнению. Можно попросить студентов принести на следующее занятие короткие зарисовки из жизни растений. Иногда студенты приносят очень хороший материал для работы. Например, на курсе Я.М. Туминой две студентки принесли этюд о том, как на одном окне выросли рядом два растения: в одном горшке – РОЗА (студентка стояла раскинув руки, изображающие ветки), в другом – ЗЕЛЁНЫЙ ЛУК ( в этом случае студентка сидела на корточках, нахохлившись и скрестив руки на груди). ЛУК очень стеснялся своего внешнего вида и того, что у него, в отличие от РОЗЫ, не было ни одного ростка

Неожиданно у ЛУКа пробивается маленькое, длиной всего в один палец, зелёное пёрышко. ЛУК начинает понимать свою значимость. Однако зашедший в комнату человек срывает этот росток и, уходя, съедает. И снова РОЗА считает себя королевой ситуации. В этот момент у РОЗЫ распускается бутон. Она просто счастлива и свысока смотрит на ЛУК, который снова весь «в комплексах». Но тут опять появляется человек и срезает цветок с куста РОЗЫ. Оба растения в растерянности. Вдруг у ЛУКА снова появляется маленький росток. После чего у РОЗЫ раскрывается второй бутон. РОЗА, как прежде, на высоте, надменно смотрит на ЛУК. И снова появляется человек. Небольшая немая сцена и ЛУК моментально «сгибает палец», пряча свой маленький росток. (затемнение)

Студенты очень хорошо поняли, что главное - это не КТО, а КАКОЙ. Поэтому под каждым из этих растений подразумевался конкретный узнаваемый характер. Вся история была построена на очень смешных и точных оценках персонажей.

На других курсах тоже приносили очень интересные этюды. Например, про огромный гордый БАОБАБ, который вдруг обнаруживает, что его рубят снизу дровосеки, про ТРАВИНКУ, которая выросла на тропинке, и прохожие постоянно придавливали её сапогами. Даже сумели изобразить ПОМИДОР в парнике, используя в качестве дополнительной детали обыкновенные костыли, обозначающие подпорки, к которым обычно подвязывают помидорные кусты.

 

 

Упражнение МЫШЬ В ТРОСТНИКЕ

Начало освоения этого упражнения ничего общего с его названием не имеет.

Исходное положение: Стоя в шахматном порядке лицом в зрительный зал. Тело наклонено вперёд настолько, чтобы руки могли свободно висеть, не касаясь пола. Чаще это практически головой вниз.

Конечно, надо помнить, что положение ГОЛОВОЙ ВНИЗ не самое комфортное для студентов, поэтому во избежание головокружения и прочих побочных эффектов его, конечно, следует дозировать.

 

Студентам предлагается ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, что в правой руке у них зажат некий энергетический заряд – шарик, дающий жизнь. Поэтому правую руку нужно сжать в кулак, расположив её горизонтально к полу, то есть согнуть в локте под углом 90 градусов. Производя ею произвольные движения в воздухе, нужно добиться полной координации, при которой, даже учитывая активное движение правой руки, левая должна постоянно оставаться в расслабленном состоянии, покачиваясь исключительно от инерции движения правой руки.

 

Поначалу можно использовать настоящий мячик или просто скомканный лист бумаги.

Затем необходимо передать энергетический шарик в свободно висящую левую руку. При этом левая рука, принимая этот шарик, получает жизнь – то есть сгибается в локте под углом 90 градусов, а правая соответственно повисает в расслабленном состоянии.

 

Студентам необходимо очень внимательно контролировать обе руки. Особое внимание надо обратить на то, чтобы в момент передачи шарика свободно висящая рука не разворачивалась навстречу этому шарику, то есть не двигалась до того, как шарик попадёт в её ладонь.

И второе: рука, отдавшая шарик, должна в тот же момент расслабиться и повиснуть в свободном состоянии.

При освоении этого упражнения не стоит особенно торопиться, иначе будет очень трудно достичь конечного результата.

Можно дать студентам задание принести на следующее занятие этюд, в котором использовалась бы эта ситуация. Несмотря на то, что задание практически никогда не даёт большого результата в качестве смысловых этюдов, оно полезно в качестве дополнительного самостоятельного тренинга. Если даже не получится никакого этюда, то во время его придумывания студенты невольно будут тренироваться в передаче импульса, что необходимого для дальнейшего освоения упражнения..

Был один очень интересный этюд в группе финских студентов в городе Турку. Студент показал историю о том, как подчинённый принёс заявление на подпись в кабинет начальнику, который то ли спал, то ли делал вид, что спит. В этой истории оба персонажа были – свободно висящие руки, одна из которых просто висела, а вторая пытаясь её «разбудить», активно действовала. Студент очень забавно и изобретательно придумал, как именно «подчинённый» пытался разбудить этого самого «начальника», начиная с простых покашливаний, робких попыток обратить на себя внимание, и переходя к раскачиваниям спящего. Стремясь добиться результата, он пытался вложить своё заявление в недвижимую руку. Иногда это удавалось, и тогда он сам, обессилев, повисал в воздухе, но ненадолго, поскольку бумага вскоре выпадала из руки спящего, и «поединок» продолжался. В какой-то момент подчинённый, рассердившись, схватил руку начальника, подсунул её под ступню ноги и стал её колотить, после чего откровенно засунул под эту же ступню и своё заявление. Результата не было. В конце концов, доведённый до исступления, он вложил в бездействующую руку начальника авторучку и, крепко сжав его руку своей, вывел на заявлении долгожданную подпись рукой начальника.

Итак, после того как студентами освоена первая стадия упражнения, можно переходить к следующей.

Теперь им предлагается осуществлять передачу шарика из руки в руку по сигналу преподавателя, то есть, по хлопку. При этом передача должна произойти быстро и чётко, практически в одно мгновение.

Как только это условие будет выполнено, можно перейти к следующему этапу.

Исходное положение: в полукруге лицом к зрителю, снова наклонив тело вперёд и свободно повесив руки. Но теперь необходимо, чтобы ребята в полукруге стояли достаточно близко друг к другу и чтобы их ладони находились на одном уровне.

Снова представляем себе, что в правой руке наш энергетический шарик жизни, поэтому руку нужно сжать в кулак, но уже не сгибая её в локте. То есть, обе руки висят параллельно: правая с зажатым шариком, левая просто в расслабленном состоянии.

Теперь по сигналу преподавателя передаём шарик из правой руки в левую, так же не сгибая её в локте.

Далее несколько усложняем задание. Теперь по очередному хлопку нужно передать шарик не в свою руку, а в руку соседа. При этом одной рукой нужно будет передать свой шарик, а второй одновременно с этим движением принять шарик от соседа.

После того как студенты поймут принцип этого движения и освоят его, снова подключаем ритм и внимание.

Теперь принцип передачи шарика таков: сначала следует голосовая команда, затем хлопок, по которому студентов и должны выполнить эту команду. НО! Команды становятся значительно разнообразнее:

 

«ВПРАВО» – значит, передать в правую руку

«ВЛЕВО»– передать в левую руку

«ДАЛЬШЕ» – передать соседу слева, как бы продолжая движение в заданную сторону

«ОБРАТНО» – передать обратно

«ПРОДОЛЖАЕМ» – снова передать в том же направлении, что и в предыдущей команде

«СОСЕДУ» – передать соседу независимо от заданного направления

«СЕБЕ» – передать себе из одной руки в другую

 

На самом деле разнообразие команд и их количество зависит от фантазии преподавателя. Я никогда заранее не договариваюсь, когда ввожу новую, и какая она будет. Ребята должны уметь соображать сами. Скорость подачи этих команд при этом постепенно увеличивается.

 

И вот после того как все подготовительные работы были проделаны, можно приступать непосредственно к последней стадии упражнения.

Снова студенты становятся в полукруг лицом к зрителю, наклонившись и свободно повесив перед собой обе руки. Но теперь уже шарик у них один на всех. Он зажат в кулаке студента, находящегося с краю. К примеру, в правой руке стоящего слева, если смотреть на сцену. По хлопку преподавателя наш энергетический шарик должен пробежать по всему полукругу, перемещаясь из руки в руку. Далеко не сразу это получится, потому скорость пробегания сначала должна быть совсем небольшой.

Постепенно скорость увеличивается. И в какой-то момент, когда она станет достаточно высока, мы и получим тот самый эффект, который заключён в названии упражнения, то есть «МЫШЬ В ТРОСТНИКЕ». Глаз сидящего в зале будет видеть свободно висящие руки, напоминающие тростник и пробегающую по ним точку, вернее, объект, похожий на небольшого зверька, вероятнее всего, на мышь, раскачивающую этот самый тростник при пробежке.

И последнее, что можно сделать, это придать упражнению некую форму.

По первому хлопку преподавателя студент, стоящий с краю, запускает «мышь» в тростник. Та пробегает весь полукруг.

Далее следует новый хлопок, и студент запускает следующую «мышь». Однако третий хлопок раздаётся уже через пару секунд. Таким образом, по кругу бегут уже две «мыши». Чем чётче выполняется упражнение, тем больше может бежать «мышей» одновременно.

После того как стая «мышей» покинула полукруг, даётся новая вводная. Теперь, первый хлопок также означает запуск первой «мыши», а вот второй уже означает, что в тот момент, когда он прозвучит, запущенная «мышь» должна резко побежать в обратную сторону. И каждый последующий хлопок меняет направление движения этой «мыши». Причём студенты совершенно не знают, в какой момент прозвучит очередной хлопок, потому не могут заранее подготовиться к этой команде.

Упражнение можно ещё усложнить, если два студента, стоящих по краям полукруга, возьмут по «мыши» и по сигналу-хлопку запустят их одновременно навстречу друг другу. Труднее всего, конечно, придётся тем, кто стоит ближе к центру, но если это упражнение освоено правильно, то появляется полное впечатление двух «мышей» пробежавших друг другу навстречу и разбежавшихся в центре в разные стороны. Верх виртуозности, когда навстречу друг другу бегут не две, а несколько «мышей».

Упражнение МЫ - ОРЛЫ

 

Группа делится пополам. Первая половина группы остаётся на площадке, вторая занимает зрительские места.

Каждый человек в своей жизни хоть раз да изображал птичку при помощи кистей рук. Первой группе предлагается сложить таких птичек. В данном случае это будут не просто птички, а ОРЛЫ.

Итак, орлы сидят на вершине скалы. По команде преподавателя все орлы взлетают в воздух, какое-то время летят вперёд (студенты в это время остаются на месте) и приземляются. Пусть каждый действует так, как он себе это представляет.

Вторая группа внимательно следит за полётом. Затем группы меняются местами и полёт повторяется.

 

После этого группы снова меняются местами, и работа начинается.

 

Теперь уже орлами являются не руки студентов, а сами студенты. Необходимо вспомнить и представить себе осанку, постановку лап, ощутить сложенные за спиной крылья. Далее почувствовать атмосферу. Атмосферу предстоящего перелёта. Очень важно представить себе всю картину, которая раскрывается перед каждым участником упражнения, пока наши «ОРЛЫ» сидят на краю скалы. В это время идёт опрос каждого: что именно он видит перед собой внизу? Требуется создать конкретную картину, чтобы студенты ощутили всю важность предстоящего полёта. И тут значение имеет всё – от времени суток и погоды, до конкретного описания ландшафта. Всё это воссоздаётся для того, чтобы пробудить внутреннее, эмоциональное состояние, без которого не должно проходить ни одно упражнение.

 

Студенты, конечно люди не бесхитростные и иногда стараются просто отшутиться, когда им что-то не удаётся. Так, например, на одном из курсов после того, как уже многие описали картину, которую видят перед глазами, студент, оставшийся последним, на вопрос: «А что же ОН видит перед собой?» остроумно ответил: «А РАЗВЕ МЫ НЕ НА ОДНОЙ СКАЛЕ СИДИМ?»

 

И вот у наших ОРЛОВ настаёт патетический момент: ПОРА. Вся стая ставит крылья на изготовку, устремляется грудью вперёд, готовая в любую секунду спрыгнуть вперёд… По сигналу преподавателя все одновременно отталкиваются от скалы, и полёт начинается.

 

Самое главное в этом упражнении, как ни странно, объяснить «орлам», для чего им нужны крылья, какую функцию они выполняют. Объяснить, что именно за счёт крыльев птица держится в воздухе, что каждый взмах – это не просто обозначение, а определённая работа мышц, благодаря которой птица либо поднимается выше, либо опускается ниже, либо поворачивает в стороны, либо просто удерживает себя на определённой высоте. Необходимо, чтобы студенты ощутили проходящие под ними во время полёта воздушные потоки и почувствовали их каждой мышцей, каждой клеткой организма. Поэтому особое значение придаётся мышцам предплечий. Это очень тяжёлое упражнение в физическом смысле. Руки будут сильно уставать. Но в этом и состоит ещё одна задача упражнения – подготовить руки к работе с куклой на ширме.

 

Поскольку, действительно, ненатренированные мышцы студентов поначалу не смогут долго удерживать позицию крыльев, орлам будет необходима остановка в пути: им предлагается опуститься на ближайшую скалу и отдохнуть. Тут снова необходимо очень детально вспомнить и представить себе, как именно приземляется птица, как расслабляются, как складываются у неё крылья.

 

После приземления группы меняются местами, и уже зрители становятся птицами, а исполнители роли орлов – зрителями. Теперь они могут наблюдать и анализировать весь процесс со стороны. Упражнение повторяется. Но после приземления орлам даётся новая вводная: У стаи имеется вожак. И со скалы, на которую птицы приземлились, дальше поведёт стаю именно он. А это значит, что все орлы с того момента, как они оторвутся от скалы, должны двигаться совершенно синхронно с вожаком, начиная с взмахов крыльями и кончая манёврами в воздухе. В этом случае удобнее всего, конечно, вожака стаи выбирать из тех, кто «летит» в середине первого ряда, чтобы всем было его хорошо видно.

 

 

Тут преследуется несколько задач. Во-первых, вера в предлагаемые обстоятельства, во-вторых, чувство партнёрства, то есть умение ВСЕХ чувствовать ОДНОГО и наоборот умение ЛИДЕРА управлять стаей (даже находясь к ней спиной), и в-третьих, тренировка мышц.

После очередного приземления группы снова меняются местами.

И снова дополнительные условия. Теперь вожака в стае четыре. То есть те, кто летят в первом ряду, чтобы их всем было видно. Преподаватель определяет, кто из них будет первым вожаком, кто вторым, третьим и четвёртым. Первый вожак поднимает стаю в воздух и ведёт её за собой. Он может подниматься выше, замедлять движение крыльев, наклоняясь вправо и влево, парить (нельзя одно: крутиться на месте, нужно «лететь» только вперёд (практически, конечно, стоя на месте). Стая же должна синхронно с ним выполнять все движения, как единый организм.

Затем, по хлопку преподавателя, полномочия лидера переходят ко второму вожаку. Стая должна мгновенно перекинуть своё внимание на него, НО ТАК, ЧТОБЫ С ВИДУ НИЧЕГО НЕ БЫЛО ЗАМЕТНО, ДАЖЕ ПО ДВИЖЕНИЮ ГОЛОВЫ. Общее движение всех птиц по-прежнему должно оставаться единым.

Следующий хлопок – и в силу вступает третий вожак, и, наконец, по четвёртому хлопку – последний, который и сажает стаю на очередную скалу. Вожаков может быть и больше, но необходимо поставить их так, чтобы все видели каждого и после того, как очередной вожак сдаст полномочия, ему тоже было видно следующего. Это всегда трудно сделать, поэтому нужно либо выбирать оптимальное количество вожаков, либо придумывать дополнительные условия.

Теперь группы снова меняются местами, и вот тут наступает самая главная часть упражнения. После того как студенты пропустили принцип полёта через собственные тела, поняли и почувствовали на собственной «шкуре», какую именно функцию при этом выполняют крылья, им предлагается повторить самый первый перелёт, проделанный ими при помощи одних только рук, применив все полученные знания и ощущения.

Когда обе группы поочерёдно побывают на площадке и продемонстрируют приобретённые навыки полёта, глядя друг на друга, они уверенно отмечают, что первый вариант полёта сильно отличается от последнего. Стало быть, основная цель достигнута.

 

Одна из основных задач почти всех упражнений состоит в том, чтобы объяснить студентам, что существуют расхожие штампы.

Например, КАК ЛЕТАЕТ ПТИЦА? Каждый, отвечая на этот вопрос, сложит кисти рук наперекрёст и формально помашет ими перед собой. Но это только поверхностное представление, то есть штамп восприятия, иным словом ОБОЗНАЧЕНИЕ. При детальном рассмотрении оказывается, что даже такая, простая на первый взгляд вещь, как птичий полёт, требует внимательного подхода. Такой подход и называется ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ.

Упражнение ДОЖДЬ

Упражнение нацелено на чувство партнёрства и умение совместно, без команды извне, создать определённую картину, и заставить её развиваться, в данном случае заставить зрителя услышать, увидеть и почувствовать самый настоящий летний дождь с грозой.

 

Исходное положение – полукруг, сидя на полу. Руки перед собой. Пальцы прижаты к полу. Студенты начинают стучать по полу мизинцами обеих рук, затем переходят на указательные пальцы, затем на средние и так далее. И вот уже слышен раскат грома, затем второй, затем ещё…. После чего дождь затихает и успокаивается.

 

Вот и всё, на первый взгляд нехитрое и простое упражнение.

 

Тут только надо оговорить, как «выглядит» в прямом смысле слова ГРОМ. В момент начала раската студент сидящий, допустим, справа, громко ударяет поочерёдно правой и левой ладонью о пол. Его подхватывает следующий студент, потом следующий…. Таким образом удары ладонями с довольно большой скоростью проносятся в едином протяжном звуке, друг за другом по расположенному полукругу.

Второй раскат направляется в обратную сторону.

Третий начинается в центре полукруга и расходится к краям

Последний – наоборот, начинаясь с краёв, проходит полностью весь полукруг навстречу друг другу, перекрещиваясь в центре и заканчиваясь по противоположным краям.

 

Никаких команд, кроме команды «НАЧАЛИ» студентам не даётся. Они должны внимательно слушать друг друга и развивать общую звуковую картину дождя в соответствии с его течением. Им необходимо вспомнить, как по одной капле начинается дождь, как постепенно усиливается, возможно, не равномерно, возможно временами ослабевая и как, наконец, перерастает в ливень. Им нужно сделать эту картину максимально интересной для зрителя-слушателя и при этом атмосферно подробной. Они сами должны почувствовать, в какой момент может и должен появиться первый раскат грома, когда второй и третий и так далее… А также самостоятельно закончить картину, постепенно «умолкая».

Как выясняется про более детальном исследовании, дождь не такая уж примитивная штука. И если поискать, можно найти очень много интересных подробностей, таких, например, как дополнительно сорванная ветром с дерева струйка воды перед самым затиханием ливня… Да и сам раскат грома не так примитивен, как кажется, и имеет массу нюансов.

 

 

Есть ещё одно упражнение, которое я даю в обязательном порядке. Оно называется «ОРКЕСТР» и основано на ритме, когда преподаватель – это дирижёр, а студенты – оркестр. Общение дирижёра и оркестра происходит посредством хлопков. Эта конструкция не нова, многие педагоги на разных кафедрах пользуются подобными упражнениями. В своей версии я постарался максимально усложнить его, доведя до театрализованного результата.

Упражнение ОРКЕСТР - итоговое и самое сложное упражнением на освоение ритма.

 

Параллельно с упражнениями идёт работа над этюдами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.