- ТРИ - сбрасываем лишнюю часть краски слева от себя, за пределы ведра,
- ЧЕТЫРЕ - с размаху прикладываем кисть к поверхности мачты на уровне чуть выше головы, ладонью к центру. Пальцы снова растопыриваются, как при ударе кисти о твёрдую поверхность. При этом озвучиваем прикосновение кисти к мачте ударом правой руки о правое колено.
- РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, ШЕСТЬ – ведём руку вниз, не отрывая от поверхности мачты всей плоскостью ладони включая запястье
- СЕМЬ – отрываем от мачты, делая замах
- ВОСЕМЬ - резко прикладываем снизу, тыльной стороной в центр круга. Снова озвучиваем прикосновение ударом правой руки о правое колено.
И снова
- на РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, ШЕСТЬ - ведём руку снизу вверх, соединив пальцы на первый же счёт вместе с началом движения
- СЕМЬ – левая кисть опускается вниз, ударяя по левому колену, на котором и остаётся лежать, правая кисть одновременно с этим хлопком взлетает вверх на уровне головы и
- ВОСЕМЬ опускается в ведро.
Далее в упражнении появляются дополнительные вводные.
После того, как правая кисть руки оказалась в ведёрке:
- РАЗ, ДВА – размешиваем краску
- ТРИ – скидываем лишнюю краску справа от себя
- ЧЕТЫРЕ – снова с размаху прикладываем кисть к поверхности мачты, НО уже не вверху, как было до этого, а внизу, тыльной стороной к центру.
В подъём тоже вносим дополнения
- РАЗ, ДВА, ТРИ – ведём руку наверх, а вот на счёт ЧЕТЫРЕ – продолжая движение руки, резко встаём на колени, не меняя при этом скорости движения запястья и общего уровня. Не занятая в движении левая рука располагается вдоль тела.
- ПЯТЬ, ШЕСТЬ – продолжаем движение правого запястья наверх
- СЕМЬ – делаем замах правой рукой
- ВОСЕМЬ – резко прикладываем эту кисть к мачте ладонью в центр круга на уровне чуть выше головы, левой рукой снова озвучивая удар, хлопая себя по бедру.
Далее ведём правую руку вниз
- РАЗ, ДВА, ТРИ - ведём правую руку вниз
- ЧЕТЫРЕ – продолжая движение руки вниз, снова садимся на «пятую точку», не меняя при этом скорости движения запястья и общего уровня
- ПЯТЬ, ШЕСТЬ – продолжаем движение кисти
- СЕМЬ – ударяем правой рукой о правое колено, одновременно с этим поднимая в воздух левую руку, готовя её к опусканию в ведро
- ВОСЕМЬ – опускаем кисть левой руки в ведёрко
Снова повторяем цикл покраски, только уже левой рукой
- РАЗ, ДВА – размешиваем краску
- ТРИ – скидываем лишнюю краску слева от себя
- ЧЕТЫРЕ – снова с размаху прикладываем кисть к поверхности мачты опять начиная снизу, тыльной стороной к центру.
- РАЗ, ДВА, ТРИ – ведём руку наверх,
- ЧЕТЫРЕ – ПРОДОЛЖАЯ ДВИЖЕНИЕ РУКИ, СНОВА РЕЗКО ВСТАЁМ НА КОЛЕНИ, не меняя при этом скорости движения запястья. Не занятая в движении, теперь уже правая рука, располагается вдоль тела.
- ПЯТЬ, ШЕСТЬ – продолжаем движение левого запястья наверх
- СЕМЬ – делаем замах левой рукой
- ВОСЕМЬ – резко прикладываем эту кисть к мачте ладонью в центр круга на уровне чуть выше головы, правой рукой снова озвучивая удар, хлопнув себя по бедру.
- РАЗ, ДВА, ТРИ - ведём левую руку вниз.
- ЧЕТЫРЕ – продолжая движение руки вниз, снова садимся на «пятую точку», не меняя при этом скорости движения запястья.
- ПЯТЬ, ШЕСТЬ – продолжаем движение кисти.
- СЕМЬ – ударяем теперь уже обоими запястьями по обоим коленям,
- ВОСЕМЬ – широким движением опускаем обе кисти рук в ведёрко.
И завершает упражнение вертикальное движение обеих рук
- РАЗ, ДВА – размешиваем краску обеими кистями.
- ТРИ – скидываем лишнюю краску по разные стороны от ведёрка.
- ЧЕТЫРЕ – снова с размаху прикладываем кисть к поверхности мачты:внизу, тыльной стороной к центру.
Надо понимать, что в этой ситуации у студентов уже нет свободных рук, чтобы озвучить удар, поэтому звук нужно просто изобрести. Он может быть любой, например, щелчок языком.
- РАЗ, ДВА, ТРИ – ведём руки наверх,
- ЧЕТЫРЕ – продолжая движение рук, снова резко встаём на колени, не меняя при этом скорости движения запястий и их общего уровня.
- ПЯТЬ, ШЕСТЬ – продолжаем движение запястий наверх.
- СЕМЬ – делаем замах руками.
- ВОСЕМЬ – резко прикладываем кисти к мачте ладонью в центр круга на уровне чуть выше головы, снова озвучивая удар каким-либо изобретённым звуком. Лучше, если он будет отличаться от предыдущего.
- РАЗ, ДВА, ТРИ - ведём руки вниз.
- ЧЕТЫРЕ – продолжая движение рук вниз, садимся на пятую точку, не меняя скорости движения запястий.
- ПЯТЬ, ШЕСТЬ – продолжаем движение кисти.
- СЕМЬ – производим хлопок в ладоши.
- ВОСЕМЬ – опускаем руки на колени, занимая исходное положение, как в начале упражнения.
Конечно, скорость воспроизведения хлопков зависит от готовности студентов. Понятно, что не стоит сразу увлекаться высоким ритмом. Начинать необходимо с довольно медленного. А вот с результатом можно и поэкспериментировать.
Как вы уже, наверное, заметили, в упражнении нет чётких квадратов, обозначающих фазы этого упражнения. Иногда счётов восемь, иногда четыре. Причём вслух счёт ведётся исключительно при разучивании. Далее студенты слышат только хлопки преподавателя.
Точка начала так называемой покраски тоже меняется, то начинаем красить сверху, то снизу. Всё это делается сознательно, чтобы заставить студентов постоянно держать мозги в состоянии полной «боевой» готовности и не отключаться ни на секунду. Это непременное условие всего тренинга.
Вновь возвращаемся к героям нашей истории
После того как покраска мачты была успешно завершена, её хозяин с лёгким сердцем лёг спать.
Утро было замечательным. Они встретились на причале под крики чаек и бакланов. ОН любезно проводил ЕЁ на свою яхту, центральная мачта которой сверкала, как никогда в жизни, что было оценено в первую же секунду. Прозвучала команда «Отдать швартовы!», которую за неимением экипажа пришлось отдавать самому себе, и они вышли в море.
Упражнение МОРЕ
Исходное положение – стоя лицом к зрителям в шахматном порядке. Ноги вместе. Руки перед грудью в горизонтальном положении. Пальцы собраны в замок.
Снова звучит знакомая фраза: ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ…. И теперь студенты должны представить, что их руки – это поверхность моря. Поначалу их задача просто пустить волну от правого локтя к левому. Как выясняется, это не так уж и легко. Необходимо, чтобы волна была полукруглая, без острых углов и лишних изгибов или заломов, а также плавно и равномерно переходила от одного локтя к другому.
Это ясно любому преподавателю, но не студентам. Поэтому приходится придумывать различные хитрости, чтобы добиться результата. Можно попытаться заставить студентов представить, что под расположенной перед ними линией рук прокатывается шар. И для того, чтоб его пропустить, необходимо постепенно приподнимать участки этой линии, пропуская шар с одной стороны в другую… Можно даже провести под руками каждого из них свою руку или настоящий футбольный мяч или воздушный шар.
Как только результат будет достигнут, и волны станут похожи именно на волны, а не на то, на что они обычно похожи у студентов, можно подкладывать под это упражнение ритмическую основу.
На этот раз для начала нужно просто распределить свою «волну» на четыре счёта, то есть, как у нас уже принято, на четыре хлопка преподавателя. Перво-наперво надо разобраться, где будет середина этого движения и на какой по счёту хлопок она придётся. Как ни странно, это не такая простая задача.
Однако, рано или поздно, студенты с этой задачей, как правило, справляются. Возможно, у них просто нет другого выхода.
И вот теперь они должны быть внимательны. «Волны» на море следуют одна за другой. Каждая из них проходит на четыре хлопка. И вслед за ней тут же идёт следующая. Хлопки могут убыстряться, могут замедляться. Обычно я не предупреждаю студентов об этом заранее, также как не предупреждаю о том, что те же самые хлопки могут вдруг зазвучать либо громче, либо тише. Мне интересно, как ребята соображают, не договариваясь, то есть на ассоциативной основе. Начинаю я обычно с тихого и медленного «волнения». Затем постепенно ускоряю и увеличиваю громкость хлопков. И если студенты слушают внимательно, если они погружены в материал, то понимают, что усиление громкости означает увеличение высоты волны, то есть, зарождающийся и разрастающийся шторм. При этом они по-прежнему должны чётко следить за тем, чтобы каждая их «волна» строго подчинялась ритму, задаваемому преподавателем.
Надо сказать, что студентам труднее всего даётся именно это условие любого упражнения. Они постоянно пытаются чаще всего убыстрять ритм, отключаясь от того, который звучит. И вот тут одной из основных задач является заставить их действовать исключительно в том ритме, который они слышат, даже если скорость этого ритма постоянно меняется или в какой-то момент он вовсе замирает абсолютно в любой точке.
Так или иначе, шторм понемногу стихает, и море снова становится спокойным и неподвижным.