Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Так студенты начинают знакомство с одним из важнейших понятий в искусстве пластики рук – с РИТМОМ.



В РИТМЕ ПЛАСТИКИ РУК

(от упражнения к спектаклю)

 

Итак, студент пришёл в Академию театрального искусства на факультет, о котором он мало что знает, и представление о театре кукол у него, мягко говоря, расплывчатое. Что знают люди о театре кукол? Любой опрос наверняка покажет, что известно только то, что артистов в этом театре не видно и что разговаривают они кукольными голосами. Мало кто догадывается, что оба эти утверждения более чем ошибочны.

Что же необходимо выработать студентам в первый семестр обучения? Как выглядит фундамент, на котором строится будущая профессия?

Самое сложное всегда – это первое занятие. Не всегда нужно изобретать велосипед и придумывать совершенно новые упражнения. Всё зависит от того, как использовать уже известные и как можно их доработать и наиболее эффективно использовать для достижения поставленных целей.

Каждый новый поток – это не только новые лица, это, прежде всего, ЛЮДИ. И неправильно было бы думать, что они будут полностью похожи на предыдущий курс. А значит, и процесс обучения надо строить исключительно под данный коллектив. Но сначала этот КОЛЛЕКТИВ нужно СОЗДАТЬ.

Во-первых, нужно успеть, хоть немного, познакомиться со студентами и на фоне этого знакомства заложить в них начало будущего процесса.

Трудно сказать, что именно важнее всего на каждом периоде обучения, но ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ - незаменимый элемент профессии, поэтому каждое упражнение я начинаю со слов: ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ....

 

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

В основе упражнения, с которого я всегда начинаю самое первое занятие, лежит всем известное упражнение на расслабление.

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, что вы – туго надутый воздушный шар. Исходное положение – ноги вместе, руки подняты вверх, пальцы вытянуты, все мышцы напряжены.

Пока студенты проверяют свои ощущения в новом качестве, следует ряд вопросов о том, какого цвета шар? Какой ниткой перевязан? Какие отличительные признаки? и т.д. Стараюсь вытащить как можно больше информации, чтобы ребята поняли, что не существует воздушного шара «ВООБЩЕ», каждый шар – индивидуален.

Как правило, подробности внешнего вида воздушных шариков всплывают не сразу, и через какое-то время требуется сбросить позицию, чтоб дать рукам отдохнуть. Так начинается постепенное привыкание к нагрузкам на руки, которое характерно для работы артиста театра кукол. Пока студенты отдыхают, продолжаем разговор об особенностях воздушных шаров.

Далее снова принимаем исходную позицию.

 

Новая вводная:

ВАШ ШАР РАЗБИТ НА СЕКТОРЫ, ИЗОЛИРОВАННЫЕ ДРУГ ОТ ДРУГА :

 

1 - фаланги,

2 - запястья,

3 - локти,

4 - предплечья,

5 - плечи

6 - голова,

7 - поясница

8 - ноги

По хлопку преподавателя студенты расслабляют поочерёдно сверху вниз каждый участок тела, представляя, что их «воздушный шарик» поочерёдно прокалывают по обозначенным 8-ми секторам. Например: в исходном положении студенты стоят, вытянув руки вверх, напрягая всё части тела. Раздаётся хлопок, означающий, что у их «шарика» прокололи самую верхнюю часть, то есть, ПАЛЬЦЫ. Пальцы расслабляются и повисают. Далее опять хлопок – и студенты роняют кисти, затем по каждому следующему сигналу – предплечья, локти, плечи, голову и так далее... и, наконец, по последнему хлопку они осторожно, «сдуваясь», «укладывают» себя на пол, полностью расслабляясь. Наш шарик «сдулся».

 

На этом обычно упражнение заканчивают. Но если пойти дальше, то из него можно извлечь ещё целый ряд навыков, необходимых студенту.

 

Поэтому даётся следующая вводная:

 

Теперь по знаку преподавателя (в данном случае это шипяще-свистящий звук, напоминающий звук насоса, подающего воздух) студенты должны, «накачивая» себя, подниматься с пола в обратном порядке. Причём подниматься в каждое предыдущее положение нужно за 4 «подкачки». То есть, если, к примеру, услыхав хлопок, они «на раз» уронили вниз расслабившиеся пальцы, то для того, чтобы вернуть эти пальцы в вертикальное положение, им потребуется 4 «подкачки» насосом. Значит, они должны рассчитать 4 сигнала так, чтобы поднять пальцы равномерно. Это ещё одно из обязательных условий.

 

Итак, из положения лёжа, за первые 4 счёта, они поднимаются на ноги (по возможности используя только ноги), тело их при этом остаётся висеть, затем за следующие 4 счёта поднимают тело, при этом руки, голова и плечи остаются в расслабленном состоянии, затем «накачиваются воздухом» шея, плечи, поднимаются локти, предплечья, кисти рук и, наконец, пальцы. Таким образом, студентам для того, чтобы полностью расслабиться и лечь на пол потребуется 8 хлопков, а чтоб встать с пола и снова придти в начальное положение – 32 «подкачки».

4 подкачки – ноги

4 подкачки – тело

4 подкачки – голова

4 подкачки – плечи

4 подкачки - предплечья

4 подкачки – локти

4 подкачки – запястья

4 подкачки – пальцы

 

После того как студенты усвоят очерёдность «прокалывающихся» и «накачивающихся» частей «шарика», им предлагается самое сложное условие этого упражнения. Теперь они уже знают 2 команды: одна – это хлопок, услыхав который, они должны «проколоть» и расслабить часть «шарика», и второй сигнал – это звук насоса, услышав который, они должны сделать движение, обозначающее накачивание воздухом.

 

Но теперь они не знают, какая именно из этих двух команд раздастся в следующую секунду, то есть в ЛЮБУЮ секунду может прозвучать ЛЮБАЯ команда. Например: ХЛОПОК, ХЛОПОК, СВИСТОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК, СВИСТОК, СВИСТОК, СВИСТОК, ХЛОПОК, и т.д. Задача студентов – быть предельно внимательными и, не отключаясь ни на секунду, быстро реагировать на сигналы педагога, молниеносно «подкачивая» или «прокалывая» шарики, которыми они являются. Поэтому любое движение должно производиться только после сигнала преподавателя. НЕ РАНЬШЕ!!

И ещё одна сложность: ритм этих команд совсем не равномерен.

 

Скорость и смена команд постоянно меняется, заставляя студентов быть в постоянном напряжении и внимании. При этом они не должны отключать внутреннего видения и чётко представлять себя этими «шариками». ЭТО УПРАЖНЕНИЕ ТРЕБУЕТ МАКСИМАЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ И ВНИМАНИЯ.

 

Постепенно скорость команд увеличивается. Поначалу очень просто запутать студентов, загнав их в определённый ритм, и резко прекратить сигналы. Они автоматически продолжают движение, несмотря на то, что никаких сигналов не поступило. Это говорит о том, что их головы периодически отключаются.

Потребуется немалое количество времени, чтобы студенты перестали зависеть от ритма, а приучились пользоваться ВНУТРЕННИМ ВИДЕНИЕМ, позволяющим различать ХЛОПКИ и ПОДКАЧКИ через ассоциации, а не пытаясь вспомнить, что обозначает тот или иной сигнал.

Можно немного усложнить задание, предложив студентам исполнить его с закрытыми глазами, исключив момент визуальной подсказки в случае ошибки. Тогда в конце упражнения, когда прозвучит команда СТОП и будет позволено открыть глаза, они, замерев в финальной точке, сами увидят, кто из них, проявив невнимательность, сбился в процессе упражнения, обогнав или, наоборот, отстав от остальных.

Сложность заключается ещё и в том, что это упражнение требует внимательности не только со стороны студентов, но и со стороны самого преподавателя. Ведь студенты часто ошибаются, и нужно чётко выделять для себя тех, кто всё-таки выполняет правильно, не считаясь с тем, что у самого гудят ладони и кружится голова.

 

Как правило, на освоение этого упражнения уходит половина первого занятия.

Так студенты начинают знакомство с одним из важнейших понятий в искусстве пластики рук – с РИТМОМ.

 

Вторая половина занятия обычно посвящена новому упражнению, которое называется:

 

РАЗМИНКА.

 

Чтобы простая разминка перестала быть скучной повинностью перед началом каждого занятия, мне пришла в голову идея превратить её в игру, содержащую, кроме технических задач, ещё и элементы творчества.

Имея в запасе некоторое количество уже известных упражнений, я связал их в небольшой забавный рассказ, в котором каждое упражнение является своеобразной иллюстрацией к происходящим событиям этого рассказа.

Приведу пример своей версии истории, рассказанной при помощи упражнений.

 

Исходное положение – всем известный ПОЛУКРУГ.

 

Ноги вместе, руки согнуты в локтях и поставлены перед собой вертикально. Причём локти обязательно должны быть у всех на одном уровне, кисти рук развёрнуты друг к другу, расстояние между руками каждого студента и руками соседа должно быть одинаковое. Таким образом, уже с этого момента в них начинает закладываться понятие КУЛЬТУРЫ будущей профессии.

 

И снова звучит уже знакомое: «ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ».

 

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, что ваши руки – это не руки, а два человека: правая рука – МУЖЧИНА, левая рука – ЖЕНЩИНА. Итак, мужчина встретил женщину. Они понравились друг другу с первого взгляда и так и застыли напротив друг друга.

 

Упражнение ЗНАКОМСТВО

Тут студентам предлагается внимательно посмотреть на своих персонажей и понять, ЧТО же произвело такое впечатление на их героев? Какие достоинства партнёра заставили обратить внимание друг на друга? ОСОБО ЦЕННО, ЕСЛИ СТУДЕНТЫ МОГУТ НАЙТИ КАКИЕ-ТО АНАЛОГИИ МЕЖДУ ОСОБЕННОСТЯМИ РУКИ И ОБЛИКОМ ЧЕЛОВЕКА, например, сравнить пальцы руки с причёской, увидеть морщинки, и так далее. Пока студенты предлагают различные версии, необходимо следить за тем, чтобы при этом не менялось положение их рук.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.