Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Шторм в этот день оказался настолько сильным, что вынесло в открытое море. Необходимо было срочно спасать положение. Было принято решение послать сигналы sos.



 

Упражнение СИГНАЛЫ SOS

Исходное положение: лицом к зрительному залу, в шахматном порядке. Ноги вместе. Руки по швам. Пальцы сжаты в кулаки.

 

-На СЕМЬ счётов - поднимаем руки через стороны вверх, на каждый счёт активно, с усилием, открывая пальцы, как бы посылая в пространство импульсы – сигналы sos.

-На ВОСЬМОЙ счёт – производим хлопок у себя над головой.

 

Далее в обратном порядке:

-На СЕМЬ счётов – опускаем руки через стороны вниз, так же испуская импульсы

-На счёт ВОСЕМЬ - ударяем себя ладонями по бёдрам.

 

Необходимо рассчитать движение рук, чтобы каждый раз ЧЕТВЁРТЫЙ сигнал приходился на горизонтальное их положение при движении как вверх, так и вниз.

 

Конечно же, мир оказался не без добрых людей. На ближайшей лодочной станции был расположен маяк-приёмник, улавливающий поступающие сигналы терпящих бедствие. В этот день он работал в усиленномрежиме, поскольку ещё утром было объявлено штормовое предупреждение.

 

 

Упражнение МАЯК

Исходное положение – ноги вместе, руки по швам. В принципе, это упражнение полностью повторяет предыдущее, с той лишь разницей, что пальцы рук теперь уже производят ХВАТАТЕЛЬНЫЕ движения, как бы улавливая посылаемые сигналы SOS. Соответственно меняется и отношение каждого участника к происходящему.

 

Итак, в море был послан целый отряд спасателей, помощь подоспела вовремя. Всё закончилось более чем благополучно. Трудности только укрепили чувства нашей пары. ОНА оценила все ЕГО старания – от ресторана до ночной покраски мачты – и дала согласие выйти за него замуж. И жили они долго и счастливо в законном браке. А их дети, когда подросли, приняли твёрдое решение поступить в Театральную академию на факультет театра кукол.

 

Таким образом, с первого же занятия студенты настроены на максимальную концентрацию внимания и на развитие фантазии.

В конце занятия я обычно даю два задания.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ:

 

Начиная со следующего занятия, разминку проводят по очереди все студентыу каждого свойдень. НО С ОДНИМ УСЛОВИЕМ:

Каждый должен придумать свою историю, используя данный набор упражнений.

Упражнения можно добавлять по количеству, но сокращать нельзя. Упражнения можно придумывать, но каждое из них должно иметь практическую пользу, то есть оно должно быть направлено на разминку, а не на простую иллюстрацию.

Тут сразу возникает некоторое препятствие. Студенты порой, увлекаясь сочинением истории, упускают из виду техническую часть упражнения. И наоборот, рассказы их бывают совершенно бессвязными, притом, что упражнения придумываются довольно интересные.

Так что необходимо очень чётко каждый раз направлять их на обязательное выполнение обоих пунктов разминки.

 

В этом смысле любопытные варианты историй были на одном из потоков финнских студентов, где из множества различных были придуманы два очень интересных оправдание первому упражнению «знакомство»:

В первом случае это был дом престарелых, где его обитатели каждое утро читали газету, наклоняясь вперёд. А поскольку, оторвавшись от неё и разогнувшись, они тут же забывали, что прочитали, им приходилось наклоняться снова и снова…

Другой студент решил, что это была группа детского сада, состоящая из десяти человек, и все они за завтраком ели манную кашу, опуская лица прямо в тарелки.

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (групповое):

К следующей встрече придумать «ЗАЧИН», который является обязательным элементом начала любого занятия, поскольку очень важно, чтобы начинали его именно студенты, и именно с массового «ЗАЧИНА». «Зачин» может быть либо на свободную тему, либо на тему, заданную преподавателем. Важно очень внимательно следить за этими зачинами, потому как возможно не все, но часть из показанных историй может содержать полезный материал для будущей работы над итоговым зачётом. Иногда это интересная тема или даже просто удачно найденная форма.

( Кстати, случается, что подобных тем, мыслей, форм, зарисовок и набросков приносится так много, что боишься что-то потерять или забыть. Для этой цели на курсе Я.М.Туминой мы с ребятами изобрели так называемый «ИДЕЙНИК» - журнал, в который записываем все интересное, что показывается в течение семестра и с которым пока ещё не знаем, что делать.)

Главный принцип, предлагаемый в этом случае студентам: МОЖНО ВСЁ. После того как студенты принесут и покажут свои зарисовки, всегда можно наглядно и для всех объяснить, что из показанного хорошо, а что нет, что дозволяется, а каких вещей следует избегать.

 

Необходимо ещё сказать, что важное значение имеет сценическая одежда. Это должна быть одежда чёрного цвета. Особые требования к верхней части одежды. Бадлоны должны иметь рукава, которые свободно скользили бы по руке и могли при этом оставаться в любой точке руки, не падая вниз, поскольку графичность – очень важный элемент пластики рук, А значит униформа – часть культуры профессии.

 

ЗАНЯТИЕ ВТРОРОЕ

Второе занятие начинается, как я уже говорил, с «зачина». Конечно, думать, что студенты сразу принесут что-то очень интересное и неожиданное, было бы неосмотрительно, но иногда случаются и исключения…

 

Кто-то из студентов, назначенных на прошлом занятии, проводит разминку.

Некоторые элементы разминки, требующие особо тщательной отработки, например «МАСЛО НА БУТЕРБРОД», «ПОКРАСКА МАЧТЫ» и «МОТОР» (в том числе «на вылет») я, подключившись, обязательно провожу сам.

После чего приступаю к ещё одному обязательному для меня этапу занятия.

 

Упражнение РАЗМИНКА. Часть вторая.

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, что вы – молекулы воды, которая находится в чайнике. Поначалу чайник просто стоит на холодной плите. По первому хлопку начинаем спокойно ходить в хаотическом порядке, стараясь равномерно заполнять всю сценическую площадку. Но вот под нашим чайником зажгли огонь. Температура воды начала повышаться, поэтому по звуку следующего хлопка скорость движения молекул увеличивается.

Через некоторое время раздаётся следующий хлопок, означающий, что стало ещё горячее и соответственно, скорость движения молекул снова увеличивается.

Так происходит до тех пор, пока скорость не становится предельной. После чего наш чайник сняли с огня, и с этого момента каждый хлопок уже начинает означать постепенное снижение скорости движения.

 

Далее снова включаем в это упражнение ритмическую основу.

Преподаватель хлопками задаёт определённый ритм. Студенты его подхватывают. Очень важно, чтобы хлопки звучали равномерно, как тиканье метронома. Ритм распределяется таким образом:

 

4 хлопка – преподаватель,

следующие 4 – студенты и так далее…

 

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: стоя в шахматном порядке лицом в зрительный зал.

Сначала выслушаем друг друга:

 

4 хлопка – преподаватель

4 хлопка – ответ студентов

Ритм задан. Его необходимо поддерживать.

 

На следующий хлопок преподавателя студенты одновременно начинают своё хаотичное движение, начиная с небольшой скорости. Хлопки продолжаются по той же схеме:

 

4 хлопка – преподаватель

4 хлопка – ответ студентов и т.д.

 

Через какое-то время вместо обычного 4-го хлопка преподаватель производит двойной хлопок в ладоши. Это означает, что со следующим хлопком студентов, они должны все вместе, одновременно, увеличить скорость движения. Причём «ответить» хлопками они должны так же, как им и было «сказано»: три обычных хлопка, четвёртый – двойной.

 

Далее у студентов есть уже 2 команды:

«Ровных 4 хлопка», услышав которые, они сохраняют скорость своего движения и

«3 обычных, 4-ый двойной», по которому студенты увеличивают скорость движения.

 

Таким образом, скорость движения постепенно увеличивается. Как только она достигла практически бега, поступает следующая команда:

 

«3 обычных, 4-ый тройной». Это означает, что на следующий свой хлопок после тройного, студенты должны одновременно замедлить своё движение. Так происходит каждый раз, когда будет раздаваться тройной хлопок. Таким образом, скорость движения будет постепенно замедляться.

И вот теперь, после того, как освоены все команды, студенты не знают, какая из этих трёх команд прозвучит в следующий раз.

 

Важный момент! Смысл этого упражнения заключается в том, что, увеличивая или замедляя скорость своего движения, студенты должны «железно» сохранять заданный изначально ритм хлопков.

 

При выполнении упражнения важно сознательно выбрать невысокий ритм. Во-первых, его сложнее удерживать, а во-вторых, если выбрать сразу быстрый, студенты автоматически будут загонять его, и ничего продуктивного не получится. Убыстрять ритм можно будет только после того, как они научатся также сознательно его удерживать.

Заканчивается это упражнение следующей серией сигналов:

Преподаватель (нарушив общий ритм хлопков):

РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ.

Студенты отвечают: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ

При этом, не позднее, чем за первые 3 хлопка преподавателя, студенты должны успеть понять, что им предстоит прервать заданное до того движение. На следующие девять хлопков (то есть 3 оставшиеся хлопка преподавателя и 6 своих хлопков) перестроиться, начать движение по своим местам, достичь своих мест, встать в шахматном порядке лицом к зрительному залу и на последний 12-ый хлопок ударить себя руками по бёдрам, оставив руки в положении «по швам».

Причём движение по направлению к своим местам они должны начать, незаметно для глаз зрителей, то есть, без резкой смены направления движения. А это стоит не малых усилий, так же, как и заставить их быть внимательными и не убыстрять последние их «РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ»

 

Далее предлагаемые обстоятельства несколько меняются, поскольку с этого момента два разных упражнения: «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ» и «МОЛЕКУЛЫ ВОДЫ» объединяются и становятся единым упражнением. А именно:

 

Исходное положение: Лицом к зрительному залу, в шахматном порядке. Рукава бадлонов опущены.

 

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, что вы – учащиеся школы молодых резидентов разведки. А вот и первое задание. Для его получения вы вызваны в центр, Необходимо изобличить опасного шпиона на одном из светских приёмов. На каком именно, неизвестно. Поэтому каждый из вызванных резидентов засылается на свой объект.

Сначала все должны получить и принять это задание.

 

4 хлопка преподавателя – задание дано;

4 ответных хлопка студентов – задание принято. (После 4-го хлопка ладони не размыкаются и руки остаются на уровне груди.)

 

Так задаётся ритм, который должен оставаться неизменным на протяжении всего упражнения.

Одновременно со следующим (первым из четырёх) хлопком преподавателя студенты в одно мгновение оказываются каждый на своём светском приёме и начинают спокойное движение, опустив руки по швам. Чтобы обнаружить потенциального шпиона, необходимо внимательно присматриваться к каждому посетителю, не выдавая при этом своей заинтересованности. Надо помнить, что это всё-таки светский приём, на котором присутствует аристократическое общество. Поэтому нужно соответствовать всем гостям, чтоб не разоблачить себя и не провалить операцию. А именно, необходимо быть строгим и подтянутым, представив, что ты во фраке, если ты мужчина, или в вечернем платье, если женщина.

Теперь уже хлопки означают непрерывную связь – диалог с центром. Центр каждой очередной «порцией» хлопков спрашивает как дела? Резиденты каждой своей «порцией» хлопков отвечают.

Команда об увеличении скорости движения поступает, как сигнал о том, что надо поторопиться. И у резидентов уже есть задача повысить продуктивность поисков. По команде центра они то увеличивают скорость, то замедляют, то продолжают в том же ритме. Но дело не очень клеится. Шпион оказался очень опытный, и разоблачить его не так-то просто. В конце концов, из центра поступают команды о прекращении поисков и постепенном отходе и возвращении.

После завершающей серии хлопков, «РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ», резиденты снова оказываются перед командованием, Видимо, в этот день разыскиваемый человек не появился..

И центр решает провести дополнительную тренировку личного состава.

На четыре счёта специальным ритуалом резиденты открывают рукава бадлонов. Раздаётся двойной хлопок, по которому все студенты поднимают руки вверх, и начинается упражнение «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»

Таким образом, получается одно большое упражнение на внимание, координацию, чувство партнёра и чувство лидера, в основе которого лежит ритмический рисунок, организовывающий всё действие. На протяжении упражнения не произносится ни одного слова. Звучит только ритм.

 

Следующее упражнение, которое я даю иногда на втором, иногда на третьем занятии, называется

 

Упражнение ШМЕЛЬ

 

Упражнение немного схоже с упражнением «ВЕЕР».

Всегда начинаю его освоение с очередной проверки на внимательность.

Прошу студентов встать в шахматном порядке ко мне правым боком. Как только они повернутся, делаю вид, что ошибся и прошу их снова встать ко мне лицом. Далее показываю им принцип будущего упражнения: Левую руку сжимаем в кулак перед собой. Со стороны груди подставляем к этому кулаку кулак правой руки. Это правое запястье, начиная с мизинца, движением веера как бы перепрыгивает через левый кулак, снова группируясь в кулак. Затем через правый кулак так же перепрыгивает левый. И так далее. Поскольку это движение происходит практически на одном месте, при непрерывном перепрыгивании создаётся впечатление крутящегося колеса.

После того, как студентам объяснён основной принцип упражнения, произношу: «А вот теперь снова повернулись направо».

И тут происходит самое интересное. Не многие соображают, что ПОВЕРНУТЬСЯ ПРАВЫМ БОКОМ и ПОВЕРНУТЬСЯ НАПРАВО – совершенно разные, полярные, понятия. Выдерживаю паузу, пока все не сообразят, почему она (пауза) вдруг повисла, и продолжаю.

Теперь уже прошу всех студентов воспроизвести то движение, которое я только что им показал, и после небольшой тренировки ставлю их в привычный полукруг.

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, что это крутящееся колесо – совсем не колесо, а живой шмель. Сначала необходимо просто передать его с рук на руки по образовавшемуся полукругу. Причём, важен сам момент передачи, во время которого зритель не должен видеть одновременно двух шмелей.

А вот теперь вообразим, что этот шмель очень мягкий, пушистый, доброжелательный, и каждому из вас хочется поделиться этим шмелём с соседом. Снова шмель проходит через руки каждого студента.

После этого я прошу представить, что теперь этот шмель может быть опасен, поэтому новая задача – как можно скорее скинуть его со своих рук в руки соседа. Сначала можно передавать просто по кругу то в одну, то в другую сторону, а затем и просто кидать через круг любому участнику упражнения.

 

Эту композицию я обычно довожу до состояния полноценной истории.

Хочу привести небольшой сценарий этой истории. Он может быть совершенно разный, но один из последних выглядел так:

 

Студенты стоят группой на центре сцены. Вдруг они замечают где-то в воздухе, в конкретной для всех точке, появившегося шмеля (шмель пока ещё воображаемый и о том, что он представляет или может представлять опасность, мы догадываемся только по поведению и оценкам студентов). Шмель приближается к ним, затем облетает вокруг всю группу, которая неотрывно следит за его полётом, поворачиваясь вокруг себя. Неожиданно воображаемый шмель бросается в группу студентов и попадает в руки одного из них, становясь в этот момент видимым. Все остальные в страхе отскакивают от него, бросаясь в дальний угол сцены. Студент, пытаясь избавиться от шмеля, бросает его в толпу. Шмель попадает в руки другого студента, который остаётся на месте, в то время как все остальные в панике бросаются от него в противоположный угол сцены. Так продолжается несколько раз, пока одной из студенток не приходит в голову мысль, что, возможно, этот шмель и не опасен вовсе, и она решает взять его из рук очередного студента и узнать об этом конкретно, как говорится «из первых рук». Подойдя к перепуганному студенту, она осторожно забирает у него шмеля. Все остальные участники в это время, разделившись пополам, внимательно наблюдают с обеих сторон за происходящим. Студентка подносит трепещущий шарик к уху, тот ей что-то «шепчет». Она понимает, что он прилетел не кусать, а играть безо всяких злобных намерений. Этот факт её явно радует, и она, протягивая, предлагает шмеля поочерёдно то одной, то другой группе. Обе группы по очереди отказываются, отходя на ещё более безопасное расстояние. Тогда студентка решает сама поиграть со шмелём и для начала просто перекатывает его по предплечьям из одной руки в другую (соответственно в момент перекатывания шмель снова становится воображаемым). Затем она производит ещё несколько забавных трюков со шмелём (подбрасывает его в воздух, играет, как с мячиком и т.д.), после чего снова предлагает кому-нибудь продолжить эту игру. Остальные участники, пока ещё опасаясь подвоха, почти силой выталкивают из своих рядов «добровольца». Тот (или та) очень боится, но под нажимом общественности всё-таки решается вступить в игру. Всё получается как нельзя лучше, и вот уже следующий участник практически выхватывает шмеля и тоже демонстрирует забавные трюки. После этого желающих поучаствовать в этой затее становится всё больше. Кто-то показывает в одиночку, кто-то объединяется в пары или тройки (насколько хватит фантазии). Наконец, студентке, первой приручившей шмеля, начинает казаться, что насекомое сейчас просто замучают, и она пытается забрать его обратно. Но разыгравшаяся толпа совсем не намерена отдавать понравившуюся игрушку, скрывая её, перекидывая разными способами и передавая друг другу по кругу. В какой-то момент кто-то из студентов бросает шмеля через круг, и тот с хлопком, ударившись о грудь не успевшего схватить его студента, распластывается у того на груди и замирает.

 

Шмель медленно сползает по ноге, оказывается на полу и, кажется, уже не дышит. Пока все в некотором замешательстве, студентке удаётся подбежать к лежащему у ног тельцу и взять его на руки. Она пытается привести его в чувство. Это получается только тогда, когда она в буквальном смысле вдыхает в него жизнь. Шмель снова завертелся, и, относительно начала упражнения, ситуация кардинально поменялась: уже со всех сторон к нему тянутся руки остальных участников, но теперь спасительница никому не желает отдавать своего подопечного.

Тогда все участники, поняв, что вновь завладеть шмелём им не удастся, медленно отворачиваются, делая вид, что собираются уходить, но через мгновение снова поворачиваются и у каждого из них в руках вертится свой личный «жужжащий шмель». Вся группа направляется к зрительному залу, демонстрируя своих шмелей, и вдруг неожиданно резким движением кидает их к зрителям, как бы предлагая им попробовать самим продолжить это упражнение.

 

Работа над этим упражнением занимает не одно занятие. Но после того как все элементы, как технические, так и психологические, будут освоены, этюд очень хорошо ложится на ПОЛЁТ ШМЕЛЯ Римского-Корсакова. Причём протяжённость его зависит исключительно от того, сколь много трюков со шмелём смогут придумать студенты.

Возможно, не все студенты в состоянии быстро придумать какие-то интересные трюки со шмелём, поэтому занятие заканчивается домашним заданием:

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ:

 

Каждому студенту, одному или в паре, придумать свой исключительный трюк (или несколько трюков) со шмелём.

 

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ:

 

Тренинг тренингом, но кроме него нужно ещё заставить студентов мыслить в заданном направлении, то есть в направлении ПЛАСТИКИ РУК. Именно мыслить, принося на занятия свои собственные пластические соображения на эту тему. Как же это сделать? С чего начать? Какое дать задание, чтобы как можно скорее подтолкнуть студентов к действию? Выяснилось, что никто не может ответить на эти вопросы лучше самих студентов. Главное, правильно сформулировать задание. Как-то почти сразу мне в голову пришла мысль, оказавшаяся самой верной. Поэтому вот уже много лет первое задание, которое я даю студентам после первого же занятия, звучит так: принести практическое представление о том

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.