Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономическое развитие России в 1812-1825 годах



Основные даты и события: 1816-1819 П. - отмена крепостного права в Прибалтике; 1816 г. - начало создания военных по­селений; 1815 ~ - спуск на воду первого русского парохода «Елизавета» .

Исторические деятели: Александр 1; А. А. Аракчеев; Н. С. Морд­винов.

Основные термины и понятия: крепостное право; военные посе­ления; «вольные хлебопашцы».

Работа с картой: показать западные губернии России, в которых проводилась аграрная рефО]2ма, основные центры развития про­мышленности, крупнейшие порты страны, главные ярмарки.

План ответа: 1) характер российской экономики начала XIX в.; 2) отмена крепостного права в Прибалтике; 3) аграрный про­ект А. А. Аракчеева; 4) военные поселения; 5) развитие про­мышленности; 6) развитие торговли; 7) итоги социально-эко­номического развития страны.

Материал к ответу: Отечественная война 1812 г. и зарубежный поход русской армии стали серьезным испытанием для мало­эффективной крепостнической экономики России. Обшая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд. рублей. Власти понимали, что крепостная система хозяйства изживает себя и необходимы аграрные реформы. Объектом ДЛЯ их проведения были избраны западные губернии страны, где корни крепостничества не были столь глубокими, как в центральных областях России. Еше в 1811г. остзейские по­мешики обратились к царю с предложением освободить крес­тьян от крепостной зависимости, при этом не выделяя им зем­ли. В 1816 г. Александр 1 угвердил закон об отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818-1819 П. аналогичные законы были приняты в отноше­нии крестьян Курляндии и Лифляндии. Эти решения стали сенсационными для болылинства помещиков России, но рез­ких протестов с их стороны не последовало: все ждали, чем за­кончится начатый царем эксперимент. Вскоре о желании таким же образом решить земельный вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских, пензенских земель. В этих условиях император поручил разработку обшероссий­ской аграрной реформы одному из своих ближайших сановни­ков - главе военного департамента А. А. Аракчееву. Алек­сандр 1 поставил лишь одно условие: реформы должны осушествляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков».

Вскоре такой проект был подготовлен. Аракчеев предложил вьщелять ежегодно по 5 млн. рублей на выкуп имений у тех помешиков, которые были согласны на это (таковыми могли стать в первую очередь те, кто заложил свои поместья и едва с.водил концы с концами). После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными кресть­янами (по 2 десятины на душу). Поскольку такие наделы были небольщими, это заставило бы крестьян наниматься на ра­боту к помешику. Таким образом, проект Аракчеева носил компромиссный характер и вполне мог на времЯ устроить и по­мещиков, и крестьян. Однако полностью решить аграрный во­прос он не мог.

Другим предложением Аракчеева стало введение военных поселений. В условиях экономического кризиса, связанного с континентальной блокадой Англии и необходимостью со­держания большой армии, он разработал план особой органи­зации вооруженных сил, при которой солдаты совмещали бы военную службу с хозяйственной деятельностью. Первая по-

пытка внедрения военных поселений была предпринята в ]810-1812 ГГ., но оказалась неудачноЙ. Лишь в 18]6 г. нача­лось их массовое создание. Поселенные войска «<поселяне-хо­зяева») формировались из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и местных сельских жителей в возрасте от 18 до 45 лет. Дети поселенцев с 7 лет зачислялись на службу и с 1"8 лет переводились в части. Размещение военных поселений проходило лишь на казенных землях, что вызывало многочис­ленные волнения государственных крестьян. С точки зрения экономии военных расходов, поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. Только за 1825-1850 П. было сэкономле­но 45,5 млн. рублей. Однако такая система ограничивала воз­можности свободного развития хозяйства. С 1856 г. началась ликвидация военных поселений.

Были и другие предложения по решению крестьянского во­проса. В 1818-1819 п. под руководством министра финансов графа д. А. Гурьева работал специальный секретный комитет, в котором разрабатылался проект освобождения помещичьих крестьян, разрушения крестьянской общины и формирования в России сельского хозяйства фермерского типа. Аналогичные предложения в разное время высказывали генерал Е. Ф. Кан­крин, крупный землевладелец Н. И. Тургенев. Будущий декаб­рист И. Д. Якушкин предлагал, по прибалтийскому примеру, ос­вободить крестьян без земли. Однако проекты так и не получили поддержки ни в Государственном совете, ни у царя.

Послевоенное развитие промышленности и торговли, не­смотря на сдерживающее влияние крепостной системы, было достаточно устойчивым. Если в 1804 г. в стране было 2423 фа­брики, то к 1825 г. их стало 5261. Общая численность рабочих за это время выросла с 95 тыс. до 21 О тыс. человек, а наемных работников среди них - с 45,6 тыс. (48%) до 114,5 тыс. (54%). При отсутствии свободных рыночных отношений большинство фабрик и заводов было ориентировано на государственный заказ (связанный в основном с производством оружия И сук­на для армии) или внешний рынок. Уже в предвоенные годы начала активно развиваться легкая промышленность. В резулылате к концу ]820-х п. Россия перестала ввозить импортные ситцы. Основными промышленными центрами по-прежнему оставались Петербург, Москва, Тула, Владимир, Урал. Потреб­ности растущего рынка требовали совершенствования путей сообщения, главными из которых оставались водные. В 1810 г. вступила в строй Мариинская система каналов, связавшая Пе­тербург с Волгой, а в ] 81] г. - Тихвинская система. Началось строительство мощеных дорог (в 1825 г. они составляли 390

км). Внутренняя торговля по-прежнему оставалась преимуще­ственно ярмарочной. Крупнейшими ярмарками страны, обо­роты которых превышали 1 млн. руб. в год были Макарьевская (Нижний Новгород), Коренная (Курск), Киевская, Харьков­ская, Ирбитская. Во внешней торговле российский экспорт бьЦI представлен зерном, пенькой, салом, древесиной. Импортиро­вали,В основном предметы потребления и промышленные по­луфабрикаты. В послевоенный период началось применение паровых машин на предприятиях. В 1815 г. был спущен на во­ду первый русский пароход «Елизавета,).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.