Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социапьно-экономическое развитие России в 1826-1855 годах



Основные даты и события:1830-40-е П. - начало промышлен­ного переворота; 1837 г. - ввод в строй первой в России же­лезной дороги Петербург-Царское Село; 1839-1843 П. - фи­нансовая реформа Е. Ф. Канкрина; 1837-1841 п. - реформа государственных крестьян П. Д. Киселева.

Исторические деятели:Николай 1; П. Д. Киселев; Е. Ф. Канкрин. Основные термины и понятия:промышленный переворот; мелко­товарное производство; мануфактура; фабрика; рынок рабочей силы; «капиталистые» крестьяне; расслоение крестьянства.

Работа с картой: показать первые российские железные дороги, основные промышленные центры страны, новые города.

План ответа: 1) общая характеристика социально-экономичес­кого развития России во второй четверти XIX в.; 2) противо­речия хозяйственного развития; 3) начало промышленного пе­реворота; 4) перемены в помещичьем и крестьянском хозяистве; 5) финансовая реформа Е. Ф. Канкрина; 6) разви­тие торговли; 7) рост городов; 8) итоги социально-экономиче­ского развития.

·Материал к ответу: В экономическом развитии страны при Нико­лае 1 наблюдалея кризис крепостнической системы. Об этом свидетельствовали многие факторы. Явная неэффективность крепостнической экономики проявлялась в упадке многих поме­щичьих хозяйств и крепостных мануфактур, усилении эксплуа­тации крепостного труда. Значительный и быстрый рост новых, буржуазных экономических отнощений находил выражение в росте численности капиталистических мануфактур, появлении фабрик, начале промышленного переворота, усилении расслое­ния крестьянства, активизации внугренней торговли. Отживщая экономическая и политическая система тормозила развитие эко­номИ1СИ в целом. Это проявлялось в сдерживании роста числен­ности наемной рабочей силы, затруднении развития рынка сбы­та, сильном вмешательством государства в экономику. Однако эти кризисные явления вовсе не означали общеэкономического упадка или крушения экономики страны. Наоборот, 30-50-е гг. были временем стабильного, поступательного развития промыш­ленности и сельского хозяйства. Но это была уже многоукладная экономическая система. И заслуга в экономических успехах при­надлежала не крепостнической системе, а новым секторам рос­сийской экономики - мелкотоварному и капиталистическому.

Под промылтенным переворотом понимают период пере­хода от мануфактуры к машинному производству, характери­зующийся не только эволюцией техники, но и переменами в социалыюй структуре общества. В России он начался в 30­40-е п. XIX в. и имел ряд особенностей. В отличие от Англии, Франции и других стран, промышленный переворот в России проходил в условиях сохранения крепостнической системы. Он начался относительно поздно, а его завершение пришлось уже на последнюю четверть века. До отмены крепостного права пе­реворот проявлялея в основном в технической стороне (перехо­де к машинному производству), в то время как появление и рост новых социальных слоев (промышленной буржуазии

 

и промышленного пролетариата) шли с трудом и в основном в пореформенный период.

К концу царствования Николая 1 в России насчитыва­лось уже более 14 тыс. промышленных предприятий, на ко­торых работало более 800 тыс. рабочих. Промышленный пе­реворот начался в хлопчатобумажной промышленности, где к концу 1850-х гг. паровыми двигателями приводилось в действие более 1,6 млн. веретен. В металлургии появились прокатные станы. Быстрыми темпами развивалось машино­строение (на ПРОМЫШJJенных выставках в Петербурге и Москве в конце 20-х - начале 30-х гг. были представлены об­разцы продукции русского машиностроения: паровые машины, токарные станки, сеялки). С середины 30-х гг. началось желез­нодорожное строительство. Вслед за первой железной доро­гой - Царскосельской, построенной в 1836 г., вскоре были пущены Варшавско-Венская (1848) и Николаевская (1851). Развивалось пароходство на Волге, Днепре, Черном и Азов­ском морях. Однако, несмотря на то что в некоторых отрас­лях ПРОИЗ130дства труд наемных рабочих практически вытес­нил труд крепостных (например, к концу 40-х гг. в суконной промышленности почти не использовался кре­постной труд), в ряде отраслей он продолжал оставаться до­минирующим (на труде крепостных базировал ась уральская металлургия, дававшая стране 82% металла) .

В отличие от промышленности, сельское хозяйство разви­валось по старинке, медленно. При этом ни помещики, ни крестьяне не могли уже обойтись без промышленных това­ров. Чтобы купить что-то необходимое, они были вынуждены продавать свои продукты на рынке. МеЖдУ тем доходность по­мещичьих имений при сохраняющемся господстве крепостно­го труда и отсталой технике оставалась низкой. Некоторые поме­щики пытались рационализировать свое хозяйство: выписывали заграничные машины, внедряли новые приемы обработки земли, разводили породистый скот. В некоторых губерниях они стали использовать вольнонаемный труд. Но повсеместного развития эти нововведения не имели: не хватало свободных рабочих рук. Большинство помещиков единственным средством увеличения своих доходов видели повышение оброка и барщины. Это вело, в свою очередь, к разорению новых крестьянских хозяйств. Стремительными темпами происходило расслоение крестьян­ства. Рядом с массой нищих и обездоленных рос слой «капи­талистых» крестьян, занимавшихся торговлей, ростовщичест­вом, вкладывавших свои деньги в промышленное производство. Из богатых крестьян выходили крупные предприниматели, ко-

торые выкупались на свободу и открьmали свои фабрики. Ярки­ми примерами MOryr служить предпринимательские династии Морозовых, Прохоровых, Гарелиных и др.

Министр финансов Е. Ф. Кат:рин проводИЛ политику покро­вителъства развитию отечественной промылтенности и торговли, хотя и выступал против' «неоправданных» расходов (например, против железнодорожного строительства, которое, по его мне­нию, было экономически невыгодно России). В 1839-1843 гг. он провел денежную реформу, согласно которой главным платеж­ным средством становился серебряный рубль (на него по перво­му требованию можно было обменять бумажные ассигнации), что укрепило финансовую систему страны.

Качественно новые явления произошли в эти годы в разви­тии российской торговли. Вместо традИllИОННОЙ ярмарочной торговли, присушей аграрному обществу, начинает развивать­ся постоянная торговля, являющаяся ярким показателем обще­ства индустриального. В 1852 г. объемы торговли на крупней­щей в стране Нижегородской ярмарке составили 57 млн. рублей, а в Москве, где ярмарок не было, объемы торговли превысили в это время 60 млн. руб. И все же спрос на продукцию промы­шленности в условиях крепостного права, нищавшего кресть­янского хозяйства рос медленнее, чем это было возможно. Продолжала расти и внешняя торговля. За годы правления Ни­колая 1 ежегодные обороты внешней торговли выросли с 67 млн. руб. до 94 млн. руб. Постепенно, по мере развития отечественной промышленности, менялся и ассортимент загра­ничных товаров: больше стало ввозиться машин и оборудова­ния, сырья, меньше - готовой продукции. Сокращался тради­ционный вывоз из России металла и льняных изделий, зато неуклонно увеличивались объемы вывоза хлеба. В то время как быстро насыщающийся европейский рынок меньше нуждался в российских товарах, год из года расширялся рынок азиатский.

В первой половине XIX в. число городов выросло с 630 до 1032, а численность городского населения увеличилась с 2,8 млн. до 5,7 млн. человек. Крупнейшими городами империи были столипы - Петербург (число жителей увеличилось за это вре­мя с 336 ThJC. до 540 ThIC. человек) и Москва (с 275 тыс. до 462 тыс.). Новые города создавались в основном на вновь при­соединенных территориях. Это были поселения, главной зада­чей которых стала колонизация огромных окраин империи. Так возникли Новочеркасск (1805), Нальчик (1817), Кисловодск (1830), ПЯтигорск (1830), Новороссийск (1838), Анапа (1846), Петровск-Порт (Махачкала, 1857), Николаевск-на-Амуре (1850) и др. Статус города обрели Петропавловск-Камчатский (1822),

кяхта (Троицко-Савск, 1851), Чита (1851) и др. В Сибири про­исходило перемещение населения из северных городов ко вновь возникшим южным, расположенным в более благоприят­ном климатическом поясе. Начавшийся промышленный пере­ворот вызвал к жизни формирование фабричных центров, ко­торые не обладали правами городов, но выполняли их функции. Современники называли их «истинными городами». Некоторые фабричные центры со временем становились городами. Напри­мер, в 1844 г. фабричное село Павлово Московской губернии превратил ось в город Павловский Посад. Подобные процес­сы происходили в новых центрах российской промышленнос­ти (в Поволжье, на Кубани, в Ставрополье, на юге Урала и Си­бири) и крепостях, возникающих на новых территориях империи .(в первую очередь - на Кавказе и в Средней Азии).

Таким образом, к середине 1850-х гг. промышленность Рос­сии развивалась достаточно быстрыми темпами, все активнее внедряя технические новшества. Сельское хозяйство заметно отставало от нее в силу господства крепостнической системы. Массовый перевод крепостных на оброк вел к значительному оттоку сельского населения в города и запустению огромных пространств земли, на которых почти половина крестьян стано­вились «бобылями», «безлошадными», «огородниками». В свою очередь, это вело к росту помещичьей задолженности (в 1844 г. дворяне заложили 54% своих хозяйств). Отражением кризиса отжившей системы был всплеск стихийного протеста кресть­ян. Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепост­ного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.