Отчасти была решена за три года до воцарения Петра I, когда был окончательно присоединен
Киев, закреплены статьи Андрусовского договора.
В XVIII в., по мнению Лаппо-Данилевского, «завязывались те узлы, которые
Приходилось распутывать или еще больше запутывать в настоящее время. От того, как мы
Будем понимать это время, зависит многое в настоящем и будущем, а между тем это время и
Остается почти неизвестным».
Под влиянием «государственного интереса» «наша жизнь стала выливаться в форму
Полицейского государства». Давление «государственного интереса» вызвало
Соответствующую доктрину (полицейского государства) и отразилось в политике.
Правительства принуждены были уже считаться с теми требованиями, которые общество
Предъявляло им во имя отвлеченной справедливости и собственных интересов, «не умеряя
Их, впрочем, уважением к культурной традиции прежних времен». Лаппо-Данилевский
Разрабатывал проблему развития личности, ее взаимоотношений с государством и сословно-
Общественными группами. В «Очерке о внутренней политике Екатерины II» (1898) историк
Оценил положительное значение реформ Петра Великого, которое увидел в том, что хотя она
И не создала лица как самостоятельной единицы общественного строения, но во всяком
Случае расчистила ту почву, на которой свободно могла бы с течением времени развиваться
Человеческая личность. «Русский человек XVIII в. уже находил в новом образовании и более
Оживленной, а также усовершенствованной хозяйственной деятельности духовную и
Материальную опору для проявления своей личной инициативы и самостоятельности». Петр
Обладал верным чутьем, имел утилитарный интерес, свойством его характера было
Любопытство. Он ценил научные основы техники, а не только практические ее приложения,
Но в целом подчинил науку технике. Основное достоинство Петра Лаппо-Данилевский видел
В его умении ценить культурно-политическое значение наук и искусств. Он насаждал в
России просвещение, науки и искусство.
Культурные начала, выработанные в Европе в эпоху Реформации, стали проникать в
Россию в эпоху петровских преобразований. Петр придерживался программы,
Соответствующей, как отметил Лаппо-Данилевский, пожеланиям Лейбница. Лейбниц же
Мечтал стать для России «своего рода Соломоном», давал советы царю. Последователь
Лейбница — известный «профессор человечества» X. Вольф также пользовался большим
Уважением Петра Великого и еще резче подчеркивал мысли учителя (Лейбница). Однако
Петр Великий, и это было важно подчеркнуть Лаппо-Данилевскому, «не считал нужным
Рабски подражать зарубежным образцам». Смерть не разрушила его дело — такова оценка,
Данная историком преобразователю.
«Россия — Запад»
Лаппо-Данилевский подошел к исследованию проблемы западноевропейских влияний
На русское общество на качественно ином уровне. Со времен С.М. Соловьева и вплоть до
П.Н. Милюкова заимствования из Европы рассматривались историками-государственниками
Как стимул, толчок к развитию в системе отношений «учитель — ученик». Лаппо-
Данилевский не считал заимствования показателем культурной зрелости, а объяснял данное
Явление отсутствием образовательных средств, необходимых, чтобы «переработать» систему
Иноземной культуры, подчинить всю ее или ее светские элементы православной точке
Зрения, «отбросив сор». Историк соотнес явление заимствования с понятием эпигенеза
(зародышевого развития), которое постепенно сменяется эволюцией.
Лаппо-Данилевский разработал методику изучения анатомии зарубежных влияний, их
Сущность, пределы влияний и источники заимствований, предложил структурный анализ
«порога восприятия» и сформулировал систему вопросов, ответы на которые, в свою
Очередь, подводят к ответу на вопрос: «Почему в Россию проникали те, а не иные течения?
Так, неспособность «греческой образованности» с течением времени противостоять влиянию
Латино-польской культуры историк объяснял следующим образом: «При возрастающем
Недоверии к грекам, малороссиянам приходилось обращаться к западной образованности,
Поиск по сайту:
|