Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отчасти была решена за три года до воцарения Петра I, когда был окончательно присоединен



Киев, закреплены статьи Андрусовского договора.

В XVIII в., по мнению Лаппо-Данилевского, «завязывались те узлы, которые

Приходилось распутывать или еще больше запутывать в настоящее время. От того, как мы

Будем понимать это время, зависит многое в настоящем и будущем, а между тем это время и

Остается почти неизвестным».

Под влиянием «государственного интереса» «наша жизнь стала выливаться в форму

Полицейского государства». Давление «государственного интереса» вызвало

Соответствующую доктрину (полицейского государства) и отразилось в политике.

Правительства принуждены были уже считаться с теми требованиями, которые общество

Предъявляло им во имя отвлеченной справедливости и собственных интересов, «не умеряя

Их, впрочем, уважением к культурной традиции прежних времен». Лаппо-Данилевский

Разрабатывал проблему развития личности, ее взаимоотношений с государством и сословно-

Общественными группами. В «Очерке о внутренней политике Екатерины II» (1898) историк

Оценил положительное значение реформ Петра Великого, которое увидел в том, что хотя она

И не создала лица как самостоятельной единицы общественного строения, но во всяком

Случае расчистила ту почву, на которой свободно могла бы с течением времени развиваться

Человеческая личность. «Русский человек XVIII в. уже находил в новом образовании и более

Оживленной, а также усовершенствованной хозяйственной деятельности духовную и

Материальную опору для проявления своей личной инициативы и самостоятельности». Петр

Обладал верным чутьем, имел утилитарный интерес, свойством его характера было

Любопытство. Он ценил научные основы техники, а не только практические ее приложения,

Но в целом подчинил науку технике. Основное достоинство Петра Лаппо-Данилевский видел

В его умении ценить культурно-политическое значение наук и искусств. Он насаждал в

России просвещение, науки и искусство.

Культурные начала, выработанные в Европе в эпоху Реформации, стали проникать в

Россию в эпоху петровских преобразований. Петр придерживался программы,

Соответствующей, как отметил Лаппо-Данилевский, пожеланиям Лейбница. Лейбниц же

Мечтал стать для России «своего рода Соломоном», давал советы царю. Последователь

Лейбница — известный «профессор человечества» X. Вольф также пользовался большим

Уважением Петра Великого и еще резче подчеркивал мысли учителя (Лейбница). Однако

Петр Великий, и это было важно подчеркнуть Лаппо-Данилевскому, «не считал нужным

Рабски подражать зарубежным образцам». Смерть не разрушила его дело — такова оценка,

Данная историком преобразователю.

«Россия — Запад»

Лаппо-Данилевский подошел к исследованию проблемы западноевропейских влияний

На русское общество на качественно ином уровне. Со времен С.М. Соловьева и вплоть до

П.Н. Милюкова заимствования из Европы рассматривались историками-государственниками

Как стимул, толчок к развитию в системе отношений «учитель — ученик». Лаппо-

Данилевский не считал заимствования показателем культурной зрелости, а объяснял данное

Явление отсутствием образовательных средств, необходимых, чтобы «переработать» систему

Иноземной культуры, подчинить всю ее или ее светские элементы православной точке

Зрения, «отбросив сор». Историк соотнес явление заимствования с понятием эпигенеза

(зародышевого развития), которое постепенно сменяется эволюцией.

Лаппо-Данилевский разработал методику изучения анатомии зарубежных влияний, их

Сущность, пределы влияний и источники заимствований, предложил структурный анализ

«порога восприятия» и сформулировал систему вопросов, ответы на которые, в свою

Очередь, подводят к ответу на вопрос: «Почему в Россию проникали те, а не иные течения?

Так, неспособность «греческой образованности» с течением времени противостоять влиянию

Латино-польской культуры историк объяснял следующим образом: «При возрастающем

Недоверии к грекам, малороссиянам приходилось обращаться к западной образованности,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.