Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Номинализма, соединила в себе натуралистич. миросозерцание с началами аналитич.



Метода, эмпиризм — с элементами теологич. воззрений.

ВИКО (Vico) Джамбаттиста (23.6.1668, Неаполь,— 23.1.1744, там же), итал. философ. С

Дроф. риторики ун-та в Неаполе. С 1734 придворный историограф.

В полемике с Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному, выдвинул

Идею объективного характера историч. процесса. Исходя из того, что познать мы можем

Только то, что мы делаем, В. считал историч. науку сознанием человечества о собств.

Деяниях. Он выдвинул теорию историч. круговорота — развития всех наций по циклам,

Состоящим из трёх эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам),

Героической (аристократич. гос-во) и человеческой (демократич. республика или

Представительная монархия).

ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст. имя и фамилия — Франсуа Мари А р у э (Arouet)]

(21.11.1694, Париж,— 30.5.1778, там же), франц. философ, писатель и публицист. Один

Из представителей Просвещения 18 в. В филос., художеств., публицистич. произв.

Подверг всесторонней и талантливой критике феод. отношения, деспотич. форму

Правления, феод.-клерикальное мировоззрение.

ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (24.1.1679, Бреслау, — 9.4.1754, Галле), ном. философ-

Рационалист. Идеолог раннего Просвещения. Проф. в ун-тах Галле и Марбурга (где в

Число его учеников был Ломоносов). Сформировался под влиянием идей Декарта, Э.

Вейгеля, Э. В. Чирнхауза и особенно Лейбница, от к-рого унаследовал интерес к

Построению всеобъемлющей системы филос. знания (Weltweisheit), приверженность

Рационалистич. и априористич. методологии, а также ряд осн. идей метафизики, логики,

Теории познания и психологии.

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27. 8. 1770, Штутгарт,— 14. И. 1831,

Берлин), нем. философ, представитель нем. классич. философии, создатель систематич.

Теории диалектики на основе объективного идеализма.

ГОББС (Hobb.es) Томас (5. 4. 1588, Малмсбери,— 4.12.1679, Хардуик), англ. философ-

Материалист. Род. в семье приходского священника. Окончив Оксфордский ун-т (1608),

Поступил гувернёром в аристократич. семью У. Кавендиша (впоследствии герцог

Девонширский), с к-рой был связан до конца жизни. Мировоззрение Г.сложилось под

Влиянием англ. бурж. революции 17 в.

Продолжая линию Бэкона, Г. рассматривал знание как силу и конечной задачей

Философии признавал её практич. пользу, содействие «увеличению количества

жизненных благ». Однако, в отличие от Бэкона, на первый план Г. выдвигал науч.

Понимание общества как средства познания причин гражд. войн и их преодоления. Г.

Создал первую в истории философии законченную систему механистич. материализма. В

Философии.

ГРОЦИЙ (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,—28.8.1645,

Росток), голл. юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей учения о

Естественном праве.

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный), в широком смысле —

Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как

Личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей,

Считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы

Равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в

Узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич [28.11(10.12). 1822, с. Оберце Орловской губ.,—

7(19).11.1885, Тбилиси], рус. публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог

панславизма. В кон. 40-х гг. участвовал в кружке петрашевцев, по делу к-рых был в 1850

Выслан из Петербурга.

Социологич. взгляды Д., примыкающие к теориям историч. круговорота, сформировались

Под воздействием виталистских идей и позитивистского культа естеств. наук; наиболее

Полно они изложены в кн.: «Россия и Европа» (1869). В основе социологич. доктрины Д.

Лежала идея обособленных, локальных «культурно-историч. типов» (цивилизаций),

взаимоотношения к-рых описываются Д. при помощи биологизаторских построений:

Подобно живому организму, культурно-историч. типы находятся в непрерывной борьбе

Друг с другом и с внеш. средой; так же как и биологич. виды, они проходят естественно

Предопределённые стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Д. выделяет 4

Разряда их историч. самопроявления: религиозный, культурный, политический и

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.