Социально-экономический. Культурно-историч. тип, по Д., эволюционирует от
Этнографич. состояния к государственному и от него — к цивилизации. Ход истории
Выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-историч. типов. Д. выделяет 10
Таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития.
Качественно новым, перспективным с т. зр. истории типом Д. считает «славянский тип»,
Наиболее полно выраженный в рус. народе. Славянофильскую идею противостояния
«мессианской» культуры России культурам Запада Д. вульгаризирует, облекая её в
Проповедь борьбы росс. государственности с др. народами. Тем самым Д. санкционирует
Политич. устремления царизма, оправдывает его великодержавный шовинизм и политику
Нац. вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-историч. типов всему
окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл. С. Соловьёв, Н. К.
Михайловский, Н. И. Кареев) как отход от гуманистич. традиций рус. культуры. В
Последние годы жизни Д. в полемике с дарвинизмом привносит в свою мировоззренч.
Схему телеологически-эволюционистскую идею.
Идеи Д. оказали сильное воздействие на культурологию Леонтьева и в большой мере
Предвосхитили аналогичные построения Шпенглера.
ДЕИЗМ (от лат. deus — бог), религ.-филос. воззрение, получившее распространение в
Эпоху просвещения, согласно к-рому бог, сотворив мир, не принимает в нём к.-л. участия
И не вмешивается в закономерное течение его событий.
ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinо — определяю), филос. учение об объективной
Закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и
Духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании
причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне
Определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).
ДИАЛЕКТИКА [греч. — искусство вести беседу, спор, от — веду беседу, спор], учение
О наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и
Основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. есть филос.
Теория, метод и методология науч. познания и творчества вообще. Теоретич. принципы
Д. составляют существ. содержание мировоззрения. Т. о., Д. выполняет теоретич.,
Мировоззренч. и методо-логич. функции. Осн. принципы Д., составляющие её
Стержень,— всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью
Всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
ДИДРО (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, — 31.7. 1784, Париж), франц. философ-
Материалист, представитель Просвещения 18 в., писатель, теоретик иск-ва, организатор и
Редактор франц. «Энциклопедии» 18 в. Д. Был убеждённым врагом феод. Строя,
Абсолютизма, церкви, феод.-клерикального мировоззрения.
ДОБРО И ЗЛО, нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно
Обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-
Положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в
Поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.
ДОГМАТИЗМ, антиисторич. недиалектич. схематически-окостеневший тип мышления,
при к-ром анализ и оценка теоретич. и практич. проблем ______________и положений производится без
Учёта конкретной реальности.
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), филос. учение, исходящее из признания
Равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и
Материального.
ЗАКОН, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между
Явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного
Предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.
ЗАПАДНИКИ, направление рус. антифеод. обществ. мысли 40-х гг. 19 в.,
Противостоявшее т. н. славянофилам. В моск, кружок 3. входили А. И. Герцен, Т. Н.
Грановский, Н. П. Огарёв, В. П. Боткин, Н. X, Кетчер, Е. Ф. Корш, П. Г. Редкин, Д. Л.
Крюков, К. Д. Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел В. Г. Белинский. К 3.
Относились также И. С. Тургенев, П. В. Анненков, И. И. Панаев и др.
ИДЕАЛ (франц. ideal, от греч.— идея, первообраз), идеальный образ, определяющий
Способ мышления и деятельности человека или обществ. класса.
Поиск по сайту:
|