Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономический. Культурно-историч. тип, по Д., эволюционирует от



Этнографич. состояния к государственному и от него — к цивилизации. Ход истории

Выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-историч. типов. Д. выделяет 10

Таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития.

Качественно новым, перспективным с т. зр. истории типом Д. считает «славянский тип»,

Наиболее полно выраженный в рус. народе. Славянофильскую идею противостояния

«мессианской» культуры России культурам Запада Д. вульгаризирует, облекая её в

Проповедь борьбы росс. государственности с др. народами. Тем самым Д. санкционирует

Политич. устремления царизма, оправдывает его великодержавный шовинизм и политику

Нац. вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-историч. типов всему

окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл. С. Соловьёв, Н. К.

Михайловский, Н. И. Кареев) как отход от гуманистич. традиций рус. культуры. В

Последние годы жизни Д. в полемике с дарвинизмом привносит в свою мировоззренч.

Схему телеологически-эволюционистскую идею.

Идеи Д. оказали сильное воздействие на культурологию Леонтьева и в большой мере

Предвосхитили аналогичные построения Шпенглера.

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог), религ.-филос. воззрение, получившее распространение в

Эпоху просвещения, согласно к-рому бог, сотворив мир, не принимает в нём к.-л. участия

И не вмешивается в закономерное течение его событий.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinо — определяю), филос. учение об объективной

Закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и

Духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании

причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне

Определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

ДИАЛЕКТИКА [греч. — искусство вести беседу, спор, от — веду беседу, спор], учение

О наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и

Основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. есть филос.

Теория, метод и методология науч. познания и творчества вообще. Теоретич. принципы

Д. составляют существ. содержание мировоззрения. Т. о., Д. выполняет теоретич.,

Мировоззренч. и методо-логич. функции. Осн. принципы Д., составляющие её

Стержень,— всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью

Всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

ДИДРО (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, — 31.7. 1784, Париж), франц. философ-

Материалист, представитель Просвещения 18 в., писатель, теоретик иск-ва, организатор и

Редактор франц. «Энциклопедии» 18 в. Д. Был убеждённым врагом феод. Строя,

Абсолютизма, церкви, феод.-клерикального мировоззрения.

ДОБРО И ЗЛО, нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно

Обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-

Положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в

Поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

ДОГМАТИЗМ, антиисторич. недиалектич. схематически-окостеневший тип мышления,

при к-ром анализ и оценка теоретич. и практич. проблем ______________и положений производится без

Учёта конкретной реальности.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), филос. учение, исходящее из признания

Равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и

Материального.

ЗАКОН, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между

Явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного

Предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

ЗАПАДНИКИ, направление рус. антифеод. обществ. мысли 40-х гг. 19 в.,

Противостоявшее т. н. славянофилам. В моск, кружок 3. входили А. И. Герцен, Т. Н.

Грановский, Н. П. Огарёв, В. П. Боткин, Н. X, Кетчер, Е. Ф. Корш, П. Г. Редкин, Д. Л.

Крюков, К. Д. Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел В. Г. Белинский. К 3.

Относились также И. С. Тургенев, П. В. Анненков, И. И. Панаев и др.

ИДЕАЛ (франц. ideal, от греч.— идея, первообраз), идеальный образ, определяющий

Способ мышления и деятельности человека или обществ. класса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.