Умер от заражения, возникшего в результате огромного нарыва на ноге. Современники
Восприняли его смерть как трагедию, соответствующую историческому моменту. Сам
Лаппо-Данилевский в течение последнего года жизни мучительно переживал распад
Культуры и беды, обрушившиеся на науку, которой и только для которой он и жил.
Философия истории и методология
Важнейшую часть научного наследия ученого состовляли методологические поиски.
Во второй половине 1890-х гг. Лапно-Данилевский пытается найти ответы на
методологические вопросы в работах ученых неокантианского направления, прежде всего
Баденской школы, основатель которой В. Виндельбанд призвал «назад к Канту». Лаппо-
Данилевский внимательно изучил работы Генриха Риккерта 1892—1899 гг.: «Предмет
Познания», «Границы естественно-научного образования понятий», «Науки о природе и
Науки о культуре». В 1904 г. вышла книга Риккерта «Философия истории». Немецкого
Философа в первую очередь интересовали взаимоотношения между действительностью и
Ценностями, составляющими так называемую мировую проблему, их специфика и поиски
Возможного единства с помощью посредника — смысла. По мнению Риккерта, ценность
Проявляет себя в мире как объективный смысл, который связан с реальным психическим
Актом — суждением. Но с ним он, в отличие от оценки, не совпадает. В оценке же смысл
Обязательно проявляется; кроме того, оценка представляет собой реальный психический акт.
Цель гносеологии, а ей придавалось важнейшее значение, ученый видел в ответе на вопрос о
Возможности появления трансцендентных ценностей в имманентном мире и возможности
Перехода от имманентного к трансцендентному.
Русское неокантианство, появившись позднее немецкого, представляло особый этап в
Развитии этого течения в целом. Идеи немецких неокантианцев были творчески
Переработаны. В рамках неокантианского течения историзм получил дальнейшее развитие в
Форме логического учения о методах исторического познания и учения об историческом
Индивидуальном. Продолжая традиции немецкого неокантианства, а также идеи о
Коллективном индивидуальном (Горье) русские историки-неокантианцы понимали
Индивидуальное как определенное неповторимое единство независимо от того, имеется в
Виду отдельное событие, личность или всемирная история. Изучение этой неповторимой
Целостности и необходимости исторического процесса и вменялось в обязанность
Исторической науке. Осуществление этой задачи, с точки зрения самих неокантианцев, не
Означало изучения законов общественного развития. В русскую историческую науку
Неокантианцы привнесли отрицание прогресса, рассматривая историю как «науку о духе».
В отличие от немецкого неокантианства, в котором под номотетической наукой, т. е.
Изучающей законы, в основном понималось естествознание, а под идиографической, чьим
Предметом считалось индивидуальное, история, — Лаппо-Данилевский понимал под
Номотетической наукой социологию. Речь шла не о признании или отрицании законов
Общественного развития, а о том, какая из общественных дисциплин эти законы изучает.
Предметом социологии русским неокантианством признавалось общее, повторяющееся,
Законы общественного развития; предметом истории — индивидуальное.
Лаппо-Данилевский признавал правомерность применения в исторической науке как
Идиографического, так и номотетического метода познания. Он поставил вопрос об
Исторических законах (т. е. законах, изучаемых исторической наукой) и их отличии от
Законов социологии, заложив фундамент для их разработки в будущем.
По своему научному уровню источниковедческое учение Лаппо-Данилевского
(изложенное в труде «Методология истории», 1910) явилось теоретической вершиной
Дореволюционной русской историографии. Все осмысление источников рассматривалось в
Аспекте движения историка к объективной истине, что придавало его учению целостный
Характер.
Не принимая стремления Лаппо-Данилевского понять и обосновать, как безусловные,
«абсолютные», независящие в содержании и значимости от каких-либо частных и временных
Поиск по сайту:
|