Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние ее чувствовалось даже в богословских трактатах, писанных православными».



Естественно, что просветительское движение в пользу латино-польской образованности

Вызывало протест у строгих ревнителей православия. Таким образом, Лаппо-Данилевский

Рассматривал зарубежные влияния в связи с процессами внутреннего развития.

Он взялся за написание, истории заимствований, выявление их роли в истории

Политических идей в России, определение влиятельных факторов и соотношений между

Ними, например состоянием культуры и правосознанием, интенсивностью и

Экстенсивностью заимствований.

«Вероисповедная точка зрения», поскольку религия являлась системообразующим

Принципом средневековой культуры, господствуя над культурой и политикой, выполняла

Роль своеобразного вектора в истории русской культуры, определяла восприятие или

Отторжение ею западноевропейских влияний. Лаппо-Данилевский сосредоточил внимание на

Двух течениях зарубежного влияния на русское общество: католическом и протестантском.

Он показал характер восприятия в России разных типов европейской культуры,

Настороженность православного сознания по отношению к католичеству вследствие сходной

Роли схоластики в обеих религиях.

Среди наблюдений А.С. Лаппо-Данилевского об основных линиях влияния

Западноевропейской культуры на Россию и механизмах восприятия (чаще избирательного), а

Также сопротивления обращает на себя внимание рассуждение историка о том, что в Россию

Проникали «конкретные продукты» западноевропейской мысли. Нередко это были

Второстепенные и далеко не лучшие образцы, часто малоизвестные, т. е. европейское

Влияние в Россию несли в своем большинстве такие носители ее культуры, которые имели

Посредственный, очень средний образовательный и интеллектуальный уровень.

Западноевропейская культура стала оказывать заметное влияние на Московское государство,

Когда упал верховный авторитет западной церкви и когда там уже произошли перемены в

Религиозном настроении общества. Так, католические заимствования Лаппо-Данилевский

Обнаружил в русской истории XVII в. Отношение русских людей к новой

Западноевропейской культуре определялось с вероисповедальной православной точки

Зрения. Сила сопротивления русского сознания и национального чувства определялась тем,

Что православие гораздо дольше, чем католичество и протестантизм, сохраняло полную силу

В качестве общепризнанного мерила ценности человеческого знания. Лаппо-Данилевский

Считал: «Строго православная точка зрения принципиально исключала возможность

Восприятия в России вероисповедных элементов католической или протестантской культур

И, следовательно, могла бы способствовать выделению из них элементов собственно

Светской культуры и их переработке. Но для того, чтобы подчинить православной точке

Зрения светские элементы чужеземной культуры, выделенные из культур католической и

Протестантской... надо было отличаться такою самостоятельностью мысли и располагать

Такими образовательными средствами, каких православно-русские книжники не имели».

Лаппо-Данилевский иначе, чем С.М. Соловьев и П.Н. Милюков, ставил вопрос о

Подражании или заимствованиях. При известных условиях он рассматривал их как

Ущербность восприятия. Он увидел ее в заимствовании отдельных элементов (католических

______________или протестантских) западной культуры, выхваченных случайно, без осознания того, что

Только в том целом, которому принадлежали эти элементы они и могут получить «присущее

Им значение». Лаппо-Данилевский затруднился назвать среди русских людей XVIII в. тех,

Кто усвоил определенную систему: «Даже выдающиеся представители нашей

Образованности XVIII в., например Татищев и Щербатов, были большей частью эклектиками

И компиляторами». Однако в более широком контексте вопрос о защитных свойствах

Русского сознания, его потенциальной самостоятельности, которые, может быть, собственно

И не оставляли такой возможности, Лаппо-Данилевским не поднимался.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.