При заинтересованности управленческих структур и лиц, принимающих решение, их кадровых служб в неслучайности кадровой политики и в реализации идеи роста профессионализма, идеи прихода к более высоким, возможным для реального управленческого корпуса "вершинам" профессионализма и творческой самореализации, возникают акмеологические службы как специфическое звено кадрового сервиса. В оформлении заказа на работу акмеологической службы учитывается и сложившееся многообразие проблем в работе имеющегося управленческого корпуса, относительно существующей системы нормативных и внешних требований к деятельности управленцев, и тенденции изменения требований в меняющихся условиях бытия общества, экономики, политики и т.п., и сами ценности поддержания и развития профессионализма, внесения в него результатов развития культуры и т.д.
Чем сложнее задачи и проблемы, стоящие перед кадровым сервисом управления системой деятельности, отраслью, регионом, страной, тем более принципиальным становится заказ на повышение кадрового потенциала, обеспечение надежности его роста, независимости от временных и конъюнктурных условий. В этом случае наиболее адекватным подходом к решению этих задач и проблем выступает внесение игромоделирования как базисного звена акмеологической службы. Именно моделирование указанного типа, лежащее на пересечении интересов практики, науки, культуры и трансляции способностей (образования), предстает как адекватный механизм организованного повышения профессионального потенциала отдельных управленцев и управленческих коллективов, механизм формирования управленческих команд. Наряду с игромоделированием должны быть представлены тренинги, диагностика и иные звенья комплекса.
Резюме
Игромоделирование в его сложившемся виде и в подчиненности идее развития деятельности и профессионального развития участников игры представляет не столько "одно из" средств реализации ценностей профессионального совершенствования, идей акмеологии. Современное игромоделирование выступает особым, универсальным механизмом решения аналитических, педагогических, научно-познавательных, культурных, практических задач и проблем. В развивающих играх реализуется гармония изменений и проявлений мотивационных, действенных, мыслительных, самоопределенческих, групподинамических, командно-генетических, рефлексивно — самоорганизационных и т.п. слоев реального профессионально-деятельностного процесса. В играх моделируется целостность профессионального механизма отдельного управленца и управленческих коллективов.
В использовании игромоделирования различимы два направления. В рамках первого направления акцент ставится на ведущей роли привлекаемых ситуаций управленческой деятельности и разработки измененных сюжетов для их введения в игру в целях развития самой управленческой деятельности. Развитие управленцев, связанное содержанием ситуаций и сюжетов, предстает как факультативный слой игромоделирования. В рамках второго направления игра используется для формирования управленческой культуры и высших форм профессионализма. Ситуации и сюжеты играют здесь подчиненную роль. В основе этого направления лежит овладение игротехникой и макроигротехникой. На основе учебно ориентированных игромодельных процессов можно развертывать диагностические, инновационные и исследовательские программы.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключается необходимость проведения игр в рамках управленческих структур?
2. В чем состоит сущность игры и механизм игры?
3. Как реализуется идея развития в игромоделировании?
4. Чем характерно управление игропроцессом?
5. Что способствует в развивающей игре (ОДИ) прохождение пути трансформации профессиональных способностей?
6. Каковы возможности игромоделирования в формировании управленческих команд?
7. Вспомните сюжет из управленческой деятельности, имевший место с Вами или с другим управленцем. Постройте сценарий на основе сюжета с явно фиксированной акцентировкой (на процессе принятия решения, на самоопределении, на обобщении и т.п.). Объясните зависимость сценария, по структуре содержания, от выбранного акцента.
8. Вовлеките в реализацию сценария кого-нибудь из партнеров. Найдите расхождение между сценарием и его воплощением. Объясните причину расхождения.
9. Выявите расхождение воплощения сценария с содержанием сценария. Осуществите коррекцию сценария с учетом реального хода игрового воплощения. Осуществите коррекцию действия воплощенного, исходя из выделенного акцента как основания сценария.
Список литературы
Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., 1991.
Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. М., 1998.
Баранов П.В., Сазонов Б. В. Игровые формы развития коммуникации, мышления, деятельности. М., 1989.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987.