— гетерогенности: разный пол, возраст, степень знакомства;
— проблемности (для специализированного тренинга): отбор участников в специализированную группу производится на основе предварительного тестирования и индивидуального собеседования в ходе которых подтверждается наличие конкретной личностно-профессиональной проблемы и желание ее скорректировать (незнание технологий карьерного роста, заниженная самооценка, неумение работать в условиях дефицита времени и др.).
— Общее количество членов группы не должно превышать 12 человек.
— Ведущий должен не допустить в тренинговую группу лиц, особенности характера которых могли бы отрицательно повлиять на других участников (невротизм, замкнутость, раздражительность, истероидность и др.).
— Каждый участник должен дать согласие на работу в группе тренинга.
Организационные вопросы
Цикл групповых занятий рассчитан на 10-20 академических часов, средняя продолжительность каждого занятия 3,5—4 часа. Между занятиями предпочтительны непродолжительные перерывы (1-2 дня).
Основной этап проведения тренинга
Цикл групповых занятий
Данный этап предполагает
— реализацию и дальнейшую конкретизацию программы;
— анализ каждого занятия, краткую запись;
— конструирование гипотез относительно участников тренинга, проверка их "реальностью группы", первичная обработка данных, полученных при проведении в группе диагностических методик;
— построение соответствующей стратегии и тактики по отношению к группе и отдельным ее участникам.
Применение тех или иных методов аутопсихологического тренинга зависит прежде всего от задач тренинга. Однако для создания в тренинговой группе (независимо от ее целей и направленности) атмосферы доверия, открытости, настроенности на саморазвитие необходимо провести первое типовое занятие (2 часа).
Резюме
Акмеологические технологии определяются как методы или способы личностно-профессионального развития до уровня профессионала.
Разработка и внедрение технологического модуля формирования аутопсихологической компетентности означает следующее: данный модуль может быть положен в основу развивающих тренингов по различным направлениям, что с необходимостью обеспечит эффективное формирование аутопсихологической компетентности.
Типовая структура развивающего модуля включает направления: формирование субъекта саморазвития; повышение аутосензитивности; повышение инструментальной гибкости в развиваемой области; обучение средствам управления психическими состояниями в развиваемой области; усиление общего личностного потенциала на базе развиваемого навыка.
Контрольные вопросы и задания
1. Как определяются акмеологические технологии?
2. Что включает в себе типовая структура развивающего модуля?
3. Какова технология проведения развивающего тренинга?
4. Проведите обоснование применения технологического модуля развития аутопсихологической компетентности.
5. Перечислите особенности поведения тренера.
Список литературы
Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993.
Степнова Л.А. Акмеологические методы диагностики и развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. М., 2000.
Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. М., 2001.
— адаптация — приспособление к измененным внешним условиям;
— стресс — реакция напряжения адаптационных систем организма;
— адаптационный ресурс — запасы адаптационной энергии;
— гомеостазис — процесс сохранения постоянства внутренней среды организма за счет собственного ресурса;
— гетеростазис — процесс сохранения постоянства внутренней среды организма за счет дополнительных средств самоуправления;
— катаболизм — расход энергии;
— анаболизм — производство энергии;
— метаболизм — энергетический обмен организма.
Известный французский физиолог Клод Бернар во второй половине XIX в. впервые четко указал, что внутренняя среда (milieu interiuer) живого организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях внешней среды. Он осознал, что именно постоянство внутренней среды служит условием свободной и независимой жизни.
50 лет спустя выдающийся американский физиолог Уолтер Б. Кеннон предложил название для "координированных физиологических процессов, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма". Он ввел термин "гомеостазис" (от древнегреческого homoios — одинаковый и stasis — состояние).
Процесс сохранения постоянства внутренней среды при изменении внешней является адаптацией. Адаптационные возможности организма не беспредельны и определяются "ресурсом адаптационной энергии". При значительных (экстремальных) параметрах изменения условий обитания адаптационные системы организма испытывают напряжение или стресс, а факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами.
Особенностью среды жизнедеятельности человека является значительная ее составляющая, которая сверхдинамична. Эта особенность приводит к существенному увеличению стрессогенных источников и делает состояние стресса современного человека практически постоянным.
Рассмотрим гомеостатическую модель жизнедеятельности человека. Суть ее заключается в том, что любой вид деятельности является энергетически затратным. Но, если он осуществляется в обычных для человека условиях, его организм способен к самовосстановлению.
Стресс, как реакция напряжения адаптивных систем организма проявляется центрально регулируемыми перестройками, включающими эндокринные, нейромедиаторные, нейропептидные компоненты, которые не могут не отражаться на обменных процессах в целом. Для реакции адаптивных систем требуется значительная энергия. Быстрая мобилизация энергетических ресурсов организма достигается путем значительного преобладания катаболических процессов над анаболическими. Развивающийся метаболический дисбаланс, в случает затяжного стресса, может быть восполнен только дополнительными мерами помощи организму, приходящему к нему извне, т.е., посредством перехода на гетеростатическую модель жизнедеятельности.