Основы деятельности акмеологической службы базируются на трех компонентах: научном, прикладном и собственно-процессуальном.
Первый состоит в разработке теоретических и методических основ развития личности в процессе профессиональной деятельности на уровне психолого-акмеологического знания, моделировании успешной профессиональной деятельности специалиста в зависимости от специфики профессиональной деятельности, ее психологического содержания.
Второй компонент связан с отбором, разработкой технологий изучения и развития личности в процессе деятельности, составлением программ, рекомендаций личностно-профессионального развития специалиста, его профессиональной карьеры.
Третий заключается в реализации всех перечисленных выше функций и направлений деятельности в практике работы службы.
Акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития специалистов в рамках службы предполагает реализацию в ее работе следующих направлений:
— Информационно-аналитического, включающего целевые социологические и социально-психологические исследования факторов и условий, влияющих извне на успешность профессиональной деятельности специалистов; систематическое изучение проблемных ситуаций, сопровождающих профессиональную деятельность специалистов; анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с целью выявления закономерностей движения личности к "акме", ступени "акме" и зоны ближайшего и отдаленного развития.
— Программно-целевого моделирования профессиональной деятельности кадров: разработка и апробация нормативной и прогностический модели профессиональной деятельности; акмеологических закономерностей достижения профессионального мастерства; выявление критериев, показателей и уровней успешности профессиональной деятельности; выработка акмеологически значимых эталонов деятельности (индивидуальной и групповой); разработка и обоснование психологического алгоритма продуктивного решения профессиональных задач в системе работы кадров администрации региона; разработка концепции оптимизации профессиональной деятельности специалистов данного ведомства, структуры, организации, учреждения; создание психологически обоснованной системы профессионально-нормативных требований к существующим на сегодняшний день специальностям и должностям, если таковые отсутствуют; исследование функциональных требований и условий деятельности; выяснение профессионально важных для этих специальностей, квалификации личностно-профессиональных характеристик.
— Мониторинг личностно-профессионального развития специалиста: разработка экспертных процедур психологического анализа и прогнозирования успешности профессиональной деятельности специалистов, оценки их компетентности; отбор и разработка инструментария личностно-профессиональной диагностики; методик прогноза индивидуальной служебной перспективы с учетом личностного потенциала работника; разработка психолого-акмеологических основ подбора, отбора, расстановки и аттестации сотрудников; психолого-акмеологическое обеспечение таких процедур; отслеживание процессов профессиональной адаптации, профессионального роста и создание банка данных о личностно-профессиональном развитии специалистов; разработка научно-практических рекомендаций по проведению психолого-акмеологической экспертизы для различных профессиональных сфер деятельности кадров.
— Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития специалистов (психоконсультационная, коррекционная и тренинговая работа): оказание психологической поддержки руководителю в решении его профессиональных и личностных проблем; психологическое обеспечение принятия и реализации управленческих решений; формирование и коррекция имиджа руководителя; проведение акмеологических тренингов по выработке оптимальной стратегии и алгоритма успешной профессиональной деятельности; формирование "команды" руководителя по критериям психологической совместимости; проведение индивидуальных психотерапевтических консультаций, занятий по релаксации и психотерапии с целью гармонизации самооценки и межличностных отношений; отбор, разработка и использование технологий регулирования межличностных отношений; акмеологическое консультирование по результатам комплексного диагностического обследования; разработка акмеограмм и составление совместно с сотрудником на их основе программы личностно-профессионального самосовершенствования последнего.
— Кадровое развитие (организационно-методическая работа): определение целесообразности для каждого специалиста того или иного вида обучения и выявление его временных параметров; психолого-акмеологическое обеспечение процесса обучения специалистов непосредственно по месту работы; пропаганда психолого-акмеологических знаний; психопрофилактическая работа.
В деятельности акмеологической службы реализуются функции: обратной связи; диагностическая; оценочная; психотерапевтическая; коммуникативная; прогностическая; стимулирующая; конструктивная; профилактическая; пропедевтическая; просветительская; информативная.
Использование полученных в результате работы акмеологической службы данных предполагается в областях:
— разработки профессиограмм и акмеограмм специалистов — обоснование функциональных психолого-профессиональных требований к личности специалиста данной сферы;
— подборе, отборе и аттестации кадров — разработка системы критериев, показателей и уровней продуктивности профессиональной деятельности специалистов;