Игра, как социокультурная форма, складывается на основе естественного процесса имитации образцов бытия и при оформлении стихийного процесса под воздействием определенного типа внешней для имитирующего социокультурной необходимости во временной идентификации с тем или иным типом жизни, соответствующим его носителем. В рамках необходимости, в идентификации появляется нормирование идентифицированного бытия и процесса идентификации, воплощение которых составляет игровое пространство. Внешним условием его построения выступает оформление типизированных затруднений в бытии отдельных людей, групп людей и сообществ, преодоление которых невозможно через обращение к сопровождающей самостоятельной рефлексии и за счет привлечения внешней рефлексивной поддержки — знатока и консультанта.
Специфическое предназначение игр состоит в их использовании, как особого социокультурного механизма, в качестве средства преобразования людей, их субъективных качеств, психофизических и психических механизмов. В отличие от иных социокультурных механизмов, используемых в организованном и направленном изменении изначально предполагают участие человека (актера) в целом и ведущую роль действия как основы целостных внутренних преобразований. При этом инструментальная роль игры в отношении преобразования человека, сталкивающегося с принципиальным затруднением, характерна совмещением высокой заинтересованности в механизме игры, мотивацией к инструментальному бытию как условию преодоления затруднений, и высокой "отчужденности" игробытия от обычного существования, готовности к любому инобытию. Совмещение конструктивности игры и сохранности подобия "реальному" бытию приводит к необходимости модельной реализации внешних потребностей в конструктивной имитации первоначальных образцов. Критериальным обеспечением перевода из стадии фиксации образцов бытия в стадию модели бытия и выступает представление о тех изменениях, которые нужно обеспечить с помощью игры — изменениях людей, групп, сообществ, внутренних изменений. Последние касаются либо изменений проявлений сохраняемых внутренних механизмов, либо изменений самих механизмов, например их развитие.
Поскольку организационно-структурное оформление социокультурного игрового пространства привело к созданию театра, то более конкретно внешняя предназначенность привела к разделению художественного театра и делового театра. Если в первом случае основная внутренняя функция театра предстала как обеспечение трансформаций мотивационно-действенной основы бытия людей в социокультурном аспекте, в иначе организованной динамике жизнедеятельности и социодинамике, то во втором случае функция театра стала связанной с обеспечением трансформаций мотивационной, интеллектуальной и волевой основы деятельности о го бытия.
В деятельностном бытии различаются три ведущих аспекта -целедостижение и решение задач, рефлексивный анализ решения задач и проблематизация способов решения задач, критериальное обеспечение рефлексии в интеллектуальном и ценностно-духовном слоях. В связи с этим игровое моделирование бытия человека в деятельности в рамках этих аспектов оформилось созданием соответствующих типов игр — деловые, инновационные, организационно-деятельностные. Функциональная нагрузка этих игр предопределена либо формированием способности реализовывать фиксированные требования до деятельности, либо формированием способности неслучайно, критериально, обоснованно менять требования к деятельности с фиксированной или меняющейся целью.
Поскольку в деятельности, организованной системно и кооперативно, принимают участие многие специалисты, то успешность деятельности зависит от налаживания особых, деловых отношений между участниками, в которых совмещается индивидуальное "внутрипозиционное" бытие и коллективное "межпозиционное" бытие, взаимоучитывающее то, что характерно для деятельностного бытия партнеров. Поэтому в игре моделируется и обеспечивается изменение межперсональных, групподинамических, системодеятельностных отношений участников совместной деятельности. В игре обеспечивается моделирование деятельностного сплочения и формирования профессиональных и межпрофессиональных команд. Через их посредство, совмещение позиций игрока и зрителя, и наряду с порождением более совершенных проектов и программ, тактик и стратегий деятельности, подготавливается существенное изменение и развитие самой деятельности в организациях и социокультурных институтах.