Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние деятельности оператора на его ошибки



Любая деятельность состоит из отдельных действий. В самом общем 11 плие деятельность человека расценивается как активное и целенаправ­лен нос взаимодействие с окружающей средой, служащее удовлетворению i и и ребностей. Действия состоят из отдельных элементов, которые в тео-

I >и и деятельности называют операциями. Под операцией понимают кон-
i рошый способ, который человек избирает для выполнения отдельных
ни* ментов действия. Причем если действие имеет свою цель, то операция

« иьстенной цели не имеет, она осуществляется за счет наработанных в процессе опыта автоматизмов. Автоматизмы возникают не только при

ишжениях, но и при восприятии, переключении внимания и пр. И все

i г их принято называть навыками.

(1реди мотивов трудовой деятельности особо выделяют те, которые 11.111 равляют конкретную деятельность оператора. При этом наибольший 11111 ерес представляет конфликт мотивов, поэтому конфликты особенно

•«.и к) провоцируют ошибочные действия человека. Деятельность опера-Hipa обычно осуществляется г условиях большого числа всевозможных ■ ч раничений. Эти ограничения, ограждая его от различных опасностей, ц i о же время зачастую осложняют работу. Не будь этих ограничений,

•и к-ратор действовал бы более раскованно, с большей выгодой для себя.

II ранила же заставляют его действовать определенным способом, порой
i.nuee сложным и трудоемким. Следовательно, уже в самой структуре
ipv/ia оператора заложены предпосылки для указанного конфликта

чиШНОВ.

Доказано, что сила мотива достижения цели, и за счет этого по­учения выгоды и мотива избежать опасности, изменяются по разным i и омам. Сила мотива получения выгоды с приближением к цели до­мни i, но быстро линейно возрастает, сила же мотива избегания опасности им.пале растет очень незначительно, и только перед самой опасной и< п,к) резко увеличивается. Ктомуже втруде оператора стимулируется


в основном мотив выгоды — поощряют, как правило, за выполнение планов перевозок, сэкономленные ресурсы. Эти успехи приводят к по вышению заработной платы, приносят награды и льготы. За безопасную работу поощряют меньше и реже. Чтобы усилить мотивацию оператора к выполнению безопасной и безошибочной работы, нужно изменить от­ношение к этой проблеме в трудовых коллективах, добиться того, чтобы безопасная работа стала престижной. Введение запретов и наказаний за нарушение — это самый простой и примитивный способ наведения порядка, рассчитанный на непосредственное прямое воздействие на лю­дей. Такой метод отрицательной стимуляции является грубым способом мотивации и коррекции поведения. К тому же он применяется тогда, когда нарушение уже произошло и нельзя исправить его последствия.

Значительно более действенным оказывается путь положительной стимуляции — поощрение за работу без нарушений правил и проис­шествий. Этим широко пользуются во многих развитых странах. Фир­мы выделяют большие средства на поощрение безопасно работающих специалистов. Практика показывает, что полученные при этом выгоды от снижения числа несчастных случаев примерно в 10 раз превышают расходы на поощрения.

Ошибки оператора возникают и при его управляющих действиях. Управляющая деятельность в основном заключается в приведении управ­ляющих параметров системы в соответствие с заданной программой ее функционирования. Причем эти параметры приходится приводить к норме, когда согласно программе нормы меняются и когда по раз­ным причинам происходит отклонение параметров от установленных значений. В подобных случаях решение таких задач начинается с вос­приятия сложившейся ситуации. Информацию о положении и состоя­нии управляемой системы оператор получает как в естественной, так и в закодированной форме — в виде положений стрелок, индексов и прочих сигналов на пульте управления. Обнаружение сигнала на шкале индикатора обусловлено, с одной стороны, характеристиками (яркостью, цветом, формой, контрастом с фоном и т.д.), а с другой — психофизиче­скими порогами ощущений самого оператора. При разработке пультов управления технические характеристики индикаторов и передаваемых ими сигналов обычно согласуют с психофизическими возможностями оператора по их восприятию. В таких случаях их необнаружение является результатом ошибки оператора.

Одной из причин ошибочного восприятия оператором сложившейся ситуации служит возникновение у него иллюзии обманных ощущений. Опасные иллюзии могут возникать у водителя автомобиля. Психологи


установили, что на оценке скорости движения объекта сказываются его размеры: скорость движения небольших объектов людям свойственно ктышать, а скорость больших, наоборот, занижать. Эта иллюзия может г гать причиной серьезных происшествий, когда на неохраняемом пере­езде водитель недооценивает скорость движения поезда и, желая проско-чить до его подхода, не успевает съехать с железнодорожного полотна.

Среди ряда психологических эффектов, склоняющих оператора к ошибочным действиям, следует указать на наличие у него так на­пиваемых холодных или горячих знаний. «Холодными» знаниями на­певают те, что получены от педагога, вычитаны из книг, инструкций, л «горячими» — знания, которые приобретены на собственном опыте. Решения, базирующиеся на «горячих» знаниях, воспринимаются как boneQ обоснованные, чем те, которые вытекают из «холодных» знаний. '*)то обстоятельство способно провоцировать оператора на ошибочные действия, поскольку «горячие» знания, почерпнутые из практики, могут оказаться менее достоверными, чем обобщенные на большом опыте ^холодные» книжные сведения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.