Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Л. Психологические методы



С помощью психологических методов анализируют деятельность оператора (или ее отдельных сторон). В реальных или лабораторных vi ловиях оценивают влияние разного рода факторов на деятельность оператора и ее результаты.

11сихологические методы применяются для исследования и иепы-1.ШИЯ. В результате исследований (наблюдение, эксперимент, опрос) раскрываются механизмы деятельности оператора, производится психо­логический анализ деятельности. При испытаниях, проводимых обычно • помощью тестов, определяют имеющийся уровень тех или иных пси-чо логических качеств и характеристик.

Перечислим основные психологические методы.

I (аблюдение.Этот метод используют для выявления профессионально
шлчимых особенностей психических процессов путем изменения и со-
i юе глвления внешних проявлений деятельности человека, мимики, речи
и результатов его труда.

II лблюдение производится как в рабочее (без отвлечения оператора от
рл1юты), так и во внерабочее время. Большое значение при наблюдении
и мест анализ ошибочных действий оператора, позволяющий установить
причины их возникновения и разработать пути устранения.

Недостаток наблюдения как метода исследования заключается в юм, что не всегда с его помощью можно выявить интересующие пас < и i уации, так как необходимо затрачивать много времени на наблюде-ппи или изучение специальных бланков, чтобы получить достоверные ре 1ультаты.

()прос.Проводится в форме устной беседы при помощи специальных I» на и ков и позволяет при необходимости изменять формулировку вопро-i а Опрос можно проводить со специалистами различной квалификации (л ли выявления передового опыта и трудностей, возникающих в произ-полетпенной деятельности).

11ри опросе важны цели (зависящие от решаемой задачи) и качество m тросов (оно должно обеспечивать достоверность ответов).

Опрос как вспомогательный метод при изучении деятельности ис­тин. iye/гся в основном для предварительного изучения профессионал ь-noii деятельности. При опросе, как и при анкетировании, вопросы не лонжны оыть наводящими.


Анкетирование. В этом методе используют заранее установленную структуру вопросов и набор вариантов ответов в устной форме или с помощью специальных бланков. Анкетирование обладает меньшими возможностями, чем беседа. Основное преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет одновременно опросить больший круг лиц и произвести автоматизированную обработку полученных ответов.

Эксперимент. Это метод, с помощью которого изучают психологи­ческие особенности деятельности оператора, вызванные изменением условий, цели и способа выполнения деятельности. Различают лабора­торный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновид­ностей моделирования деятельности оператора (физическое модели­рование). Перед экспериментом оператору ставится задача выполнить определенные действия. Психологическая структура задачи должна в наибольшей степени соответствовать работе в реальной действительно­сти. Лабораторный эксперимент имеет лишь приближение к реальности, поэтому его результаты должны проверяться.

Различают синтетический и аналитический лабораторные эксперименты. При синтетическом эксперименте воссоздают как можно более точно цели и условия данного вида трудовой деятельности, используя модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы. При аналитическом эксперименте воспро­изводят один элемент трудовой деятельности, а остальные ее элементы со­знательно исключают, чтобы изучить влияние на нее различных условий.

Разновидностью аналитического эксперимента является тестовое задание.

Тест — задание, с помощью которого у оператора проверяют уровень развития того или иного психологического качества и оценивают его про­фессиональную пригодность. Тесты могут быть бланковые (письменные) и аппаратные.

К основным недостаткам этого метода относятся следующие:

• тест оценивает то или иное психическое качество человека вне связи с реальной действительностью;

• тест дает знание о достигнутом уровне качества и не позволяет про­гнозировать его развитие в процессе обучения и трудовой деятельности, т.е. определить потенциальный уровень работника. Поэтому значение результатов тестовых испытаний нельзя абсолютизировать.

Естественный эксперимент осуществляется на рабочих местах опе­раторов в следующих формах:

• «вводные задачи», когда вводят изменение состояния объекта управ­
ления и анализируют дальнейшую деятельность оператора;


• изменение структуры изучаемой трудовой деятельности, когда
модифицируют рабочую позу, кнопки и рычаги управления, вводят до­
полнительные раздражители, отвлекающие оператора и т.д.

Естественный эксперимент используют только для анализа суще­ствующей СЧМ, и не всякая ситуация может быть в нем воссоздана.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.