С помощью психологических методов анализируют деятельность оператора (или ее отдельных сторон). В реальных или лабораторных vi ловиях оценивают влияние разного рода факторов на деятельность оператора и ее результаты.
11сихологические методы применяются для исследования и иепы-1.ШИЯ. В результате исследований (наблюдение, эксперимент, опрос) раскрываются механизмы деятельности оператора, производится психологический анализ деятельности. При испытаниях, проводимых обычно • помощью тестов, определяют имеющийся уровень тех или иных пси-чо логических качеств и характеристик.
Перечислим основные психологические методы.
I (аблюдение.Этот метод используют для выявления профессионально шлчимых особенностей психических процессов путем изменения и со- i юе глвления внешних проявлений деятельности человека, мимики, речи и результатов его труда.
II лблюдение производится как в рабочее (без отвлечения оператора от рл1юты), так и во внерабочее время. Большое значение при наблюдении и мест анализ ошибочных действий оператора, позволяющий установить причины их возникновения и разработать пути устранения.
Недостаток наблюдения как метода исследования заключается в юм, что не всегда с его помощью можно выявить интересующие пас < и i уации, так как необходимо затрачивать много времени на наблюде-ппи или изучение специальных бланков, чтобы получить достоверные ре 1ультаты.
()прос.Проводится в форме устной беседы при помощи специальных I» на и ков и позволяет при необходимости изменять формулировку вопро-i а Опрос можно проводить со специалистами различной квалификации (л ли выявления передового опыта и трудностей, возникающих в произ-полетпенной деятельности).
11ри опросе важны цели (зависящие от решаемой задачи) и качество m тросов (оно должно обеспечивать достоверность ответов).
Опрос как вспомогательный метод при изучении деятельности истин. iye/гся в основном для предварительного изучения профессионал ь-noii деятельности. При опросе, как и при анкетировании, вопросы не лонжны оыть наводящими.
Анкетирование. В этом методе используют заранее установленную структуру вопросов и набор вариантов ответов в устной форме или с помощью специальных бланков. Анкетирование обладает меньшими возможностями, чем беседа. Основное преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет одновременно опросить больший круг лиц и произвести автоматизированную обработку полученных ответов.
Эксперимент. Это метод, с помощью которого изучают психологические особенности деятельности оператора, вызванные изменением условий, цели и способа выполнения деятельности. Различают лабораторный и естественный эксперименты.
Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности оператора (физическое моделирование). Перед экспериментом оператору ставится задача выполнить определенные действия. Психологическая структура задачи должна в наибольшей степени соответствовать работе в реальной действительности. Лабораторный эксперимент имеет лишь приближение к реальности, поэтому его результаты должны проверяться.
Различают синтетический и аналитический лабораторные эксперименты. При синтетическом эксперименте воссоздают как можно более точно цели и условия данного вида трудовой деятельности, используя модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы. При аналитическом эксперименте воспроизводят один элемент трудовой деятельности, а остальные ее элементы сознательно исключают, чтобы изучить влияние на нее различных условий.
Разновидностью аналитического эксперимента является тестовое задание.
Тест — задание, с помощью которого у оператора проверяют уровень развития того или иного психологического качества и оценивают его профессиональную пригодность. Тесты могут быть бланковые (письменные) и аппаратные.
К основным недостаткам этого метода относятся следующие:
• тест оценивает то или иное психическое качество человека вне связи с реальной действительностью;
• тест дает знание о достигнутом уровне качества и не позволяет прогнозировать его развитие в процессе обучения и трудовой деятельности, т.е. определить потенциальный уровень работника. Поэтому значение результатов тестовых испытаний нельзя абсолютизировать.
Естественный эксперимент осуществляется на рабочих местах операторов в следующих формах:
• «вводные задачи», когда вводят изменение состояния объекта управ ления и анализируют дальнейшую деятельность оператора;
• изменение структуры изучаемой трудовой деятельности, когда модифицируют рабочую позу, кнопки и рычаги управления, вводят до полнительные раздражители, отвлекающие оператора и т.д.
Естественный эксперимент используют только для анализа существующей СЧМ, и не всякая ситуация может быть в нем воссоздана.