Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И ПУТИ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ



Основные понятия

Первой книгой на русском языке по вопросам безопасности рабо­ты человека в системе управления было изданное в 1808 г. «Краткое наставление разного рода ремесленникам, как предохранить себя от угрожающих здоровью опасностей». Наряду с гигиеническими и ме­дицинскими советами в книге приводились и рекомендации психоло­гического порядка.

Непосредственный интерес в обществе к вопросам безошибочности и безопасности управления техническими системами возник в связи с развитием железнодорожного транспорта. Одна из первых книг о безо­пасности железнодорожного движения появилась в Германии. Ее авто­ром был известный специалист в области железнодорожного транспорта Марк Мария фон Вебер. Книга под названием «Условия безопасности железнодорожного движения» содержала всесторонний анализ многих вопросов, касающихся технического, психологического, социального и прочих аспектов безопасности на железных дорогах. Позднее и в России в журнале «Железнодорожное дело» за 1895 г. появилась серия статей инженера И .И. Рихтера под общим названием «Железнодорожная пси­хология». Автор задался вопросом, который актуален и в наше время: почему в железнодорожном деле, где безопасность в основном зависит от человека, внимание уделяется главным образом технике?

Фактор опасности, по мнению И.И. Рихтера, в значительной мерс повышает ответственность как водительского состава, так и железно­дорожных служащих, обеспечивающих движение. Он выделил два рода опасностей: нормальные и чрезвычайные. К нормальным опасностям он относил те, которые запрограммированы в данной деятельности (на­пример, опасный участок дороги). Те же опасности, которые возникают неожиданно из-за каких-то поломок техники, ошибок оператора, Рихтер определил как чрезвычайные.


Слово «ошибка», согласно толковому словарю русского языка В. И. Даля, 11 роисходит от старинного русского слова «обивать» (т.е. что-то сбивать, «>(>ивать, скалывать ударом), а по своему содержанию трактуется как не-11 равильность, неверность. В более современных словарях русского языка но понятие уточняется: «неправильность в действиях, суждениях».

Понятие «ошибка» относится в основном к действиям человека. Од­нако иногда его используют и применительно к сбоям в работе техники — творят, например, об ошибках индикаторных приборов или в работе >ВМ. Понятие «ошибка» в деятельности оператора или в работе техни-чгского устройства должно всегда сочетаться с понятием «погрешность». 11 юбые отклонения регулируемых оператором параметров, находящиеся в 11 роделах дозволенного «коридора», называют погрешностью управления и считают нормой. Когда же оператор допускает отклонения значений »гих параметров за пределы установленных ограничений, подобные со-i»i .ггия классифицируются уже как ошибки в работе человека. Поскольку деятельность оператора регламентирована определенными правилами, инструкциями, указаниями по управлению и поведению, всякое его лгйствис (или бездействие), не укладывающееся в эти ограничения, по мшу же принципу считается ошибочным.

Ошибка оператора и ее последствия для управляемой системы — со-игршенно разные категории. Одно дело, была или не была допущена оператором ошибка, а другое дело — к чему она привела. Даже если она не повлекла за собой каких-то последствий, нельзя утверждать, •по ее не было.

Таким образом, ошибка оператора — это такое действие или без-пействие, которое привело к отклонению управляемых параметров и-хнической части системы за допустимые пределы или запрещено правилами.

6.2. Классификация ошибок

Необходимость классификации ошибок возникла в середине 40-х го-м<ш XX в. в связи с развитием инженерной психологии. В самом общем иидс ошибки человека-оператора можно разделить на две категории: « и с тематические и случайные. Систематические ошибки возникают под тшянием постоянно действующих факторов (например, нарушения ! i ранил отсчета индикаторного прибора) и обычно неоднократно повто­ри ю гея. Случайные ошибки появляются из-за нестабильно действующих факторов, появление которых трудно заранее предусмотреть (в связи с и пленением физического или психического состояния оператора, под тшинием помех из окружающей среды и пр.).



Категории ошибок

Ошибки Ошибки Ошибки

в осуществлении перепутывания из-за неспособности

управляющих направления выполнить требуемое

воздействий движения действие

(ошибки реверса)

Рис. 6.1. Категории ошибок оператора

Американские психологи П. Фиттс и Р. Джонс, проведя классифика цию ошибок оператора, выделили шесть категорий ошибок (рис. 6.1):

• ошибки подмены — когда вместо требуемого управляющего дей ствия выполнялось другое действие или оператор вообще не считал нужным совершать какое-либо действие. Эту категорию ошибок (50 % общего их числа) авторы связали с недостатком восприятия приборной информации или плохим ее представлением оператору;

• ошибки в осуществлении управляющих воздействий (18 % от обще го их числа). К ним относятся излишне поспешные или слишком мед­ленные действия, нарушения требуемой последовательности действий. Такие ошибки связаны с недостатком органов управления или с плохой реализацией управляющего воздействия;

• ошибки памяти — забывчивость (невыполнение требуемых действий или несвоевременная их проверка) (18 %);

• ошибки перепутывания направления движения (ошибки реверса) -когда органы управления переставлялись оператором в обратном на-правлении по отношению к требуемому (6 %);

• ошибки недостатка внимания проявлялись как в сфере восприятия сигналов (в виде их необнаружения), так и в сфере выполнения управ­ляющих действий и составляли около 5 %;

• ошибки, связанные с неспособностью выполнить требуемое дей­ствие по причине сильной растерянности, оцепенения, испуга (3 %).

Авторы пришли к выводу, что главная причина всех ошибоктаится не в человеке-операторе, а в плохой инженерно-психологической согласо ванности инструментария с его психофизиологическими возможностями. И именно технический путь они считали главным в деле снижения числа подобных ошибочных действий.

ПО


Причины ошибок


 

 

 

Техническая причина
  <D -ч  
  Я « i .. S
л 2 я а Й сх д инстру выдаче эрмаци
чивост ров е расп< рных п правде IP
о< о Р О >> Неоперат мент, вед) запоздалс
азбо икат дачн икат шов
   

Он

о

О К ГС о

§ *

£§

Ж о


Оцгабка человека

s s аз К я S Я о ft С

3 я

 

о s
CL ft
С о
ft о
нте X s
s «
Я о
X a
  is

£3


Рис. 6.2. Причины ошибок оператора

Английский эргономист В. Синглтон позднее выделил девять причин ошибок (рис. 6.2).

Таким образом, ошибки могут быть обусловлены и человеческим фактором, и техникой, но большинство из них, как утверждают авторы исследования, являются результатом инженерно-психологического не-говершенства инструментария.

Дж. Альтман, классифицируя ошибки оператора, выделил три наи­более важных аспекта: вероятные последствия ошибки, возможность ее < иоевременного обнаружения и возможность своевременного устранения гс последствий. Для каждого из перечисленных аспектов рассматри­вались разные варианты. Возможность обнаружения ошибки: ошибка обнаруживается обычным путем, обнаруживается при специальном контроле и не обнаруживается. Возможность устранения последствий oi 11 ибки: устраняются текущей коррекцией, устраняются после специаль-i юго вмешательства, невозможно устранить в данном задании и вообще неустранимые. Возможные последствия: без существенных последствий, опоздание с выполнением задания, понижение качества выполнения идапия, материальный ущерб и повреждение людей.

6.3. Показатели безошибочной работы оператора

И.З различных психологических характеристик деятельности оператора 11 л и большее внимание привлекает время реагирования. Это объясняется тем, ч i о оно является объективным показателем скорости протекания в орга-


низме человека различных психологических процессов. К тому же время реакции измеряется непосредственно и выражается количественно.

Работа замкнутой системы управления характеризуется временем цикли регулирования, в течение которого возникает нарушение в системе и осу ществляется его устранение, т.е. приведение системы в исходное состояние. Период полного оборота информации по всему контуру управления — цикл регулирования — определяется суммой задержек в определенных звеньях системы «человек—машина». Для устойчивой работы оператор должен располагать некоторым избытком времени по сравнению с минимально необходимым, резервным временем. Это определяет степень временных ограничений, в которых приходится действовать оператору.

Как показывают исследования, с ростом временных ограничений оператора и соответственно перегрузок его информацией почти линейно увеличивается число допускаемых им ошибок. Если же время переработки информации оказывается чрезвычайно большим, то возникает недогрузка оператора информацией. Это приводит к его расслаблению, потере им интереса и мотивации к данной работе, что способствует появлению ошибок из-за нарушения сферы внимания.

Для успешной работы оператора недостаточно, чтобы он своевремен­но реагировал на сигнал. Он должен реагировать еще и с необходимой степенью точности, т.е. нужно, чтобы его действия и их результаты соот­ветствовали заданной программе управления и укладывались в предел ы допустимых погрешностей.

По аналогии с показателем резерва времени в работе выведена харак­теристика резерва точности. В показатель погрешности входят обычно два компонента — систематическая и случайная составляющие, которые рассчитываются разными способами, а затем объединяются в некоторый обобщающий показатель. В качестве такого показателя общей погреш­ности системы bs может быть использована следующая зависимость (со степенью достоверности |3 = 0,95):

5, = М + 2а5, (6.1)

где

М =ту+т2 +... + тк (6.2)

где т^ т2... тксистематические погрешности звеньев системы;

°s =^а?2+-" + с4 (6.3)

rjxc G], а2... о к — средние квадратические отклонения случайных погрешностей в звеньях системы.


Резерв точности оператора по управлению каким-либо параметром системы определяется наибольшей дополнительной погрешностью (отно­сительно минимально возможной для него в имеющихся условиях), которую он еще вправе допустить, не выводя данный параметр за допустимые преде­лы. Резерв точности оператора по каждому параметру зависит от условий работы. С их ухудшением возможности оператора падают и соответственно снижается его резерв точности. Резервы точности по отдельным параметрам управления взаимосвязаны, поэтому, когда повышают требования к точно­сти выдерживания некоторых параметров, тем самым усложняют условия деятельности оператора и понижают его резервы точности по другим управ­ляемым параметрам. Следует также отмстить, что нежелателен как малый резерв точности, порождающий напряженность в деятельности оператора, гак и слишком большой, вызывающий расслабление и утрату интереса оператора к этой деятельности.

Для повышения точности работы системы за счет уменьшения случай­ных погрешностей нужно в первую очередь снижать погрешность того звена, где они наибольшие. Таким звеном обычно является оператор. Отсюда следует важное заключение о наличии двух путей повышения точности работы системы «человек—машина»:

• повышение точности инструментария оператора, т.е. используемых им технических средств;

• улучшение эргономических качеств этого инструментария, создание (юлее благоприятных условий труда.

6.4. Влияние личностных качеств оператора на его ошибки

На безошибочную работу оператора влияют следующие психологи­ческие факторы:

• индивидуальные психические качества;

• текущее психическое состояние;

• психические процессы, протекающие при его управляющей дея-юльности.

Влияние психофизиологических качеств человека-оператора на i >г юшибочность и безопасность его труда рассматривалось в работах ряда ученых. Как показал В.Д. Небьыицын, такая личностная характеристика, к л к темперамент, сильно отражается на способности оператора к безоши-i и >ч 1 юй работе. Возможность человека успешно работать в экстремальном режиме следует-расценивать как главный критерий его пригодности к операторской деятельности.


Важным показателем способностей человека-оператора к безошибоч­ной работе является качество его внимания. Под вниманием понимается способность к концентрации сознания на определенном объекте при одновременной отстройке от всех прочих объектов. Такая способность устойчиво концентрироваться на решаемой задаче и не реагировать на мешающие и отвлекающие сигналы особенно нужна оператору. В опера­торской деятельности, где приходится все время держать под контролем большое число параметров управляемой системы, не упускать из вида окружающую обстановку и при этом решать различные задачи управле­ния, грамотное распределение внимания приобретает первостепенное значение.

Еще один важный фактор, способствующий безошибочной и безава­рийной работе, — эмоциональная устойчивость. Под эмоциональной устойчивостью субъекта понимают его способность сохранять само­обладание и работоспособность при воздействии на него различных эмоциональных факторов высокой значимости (связанных с его жизнью и деятельностью). Эмоциональная устойчивость определяется такими психофизиологическими свойствами, как эмоциональная возбудимость и степень устойчивости нервной системы.

Для безошибочной и безопасной работы оператора необходима также хорошая сенсомоторная координация. Под сенсомоторной координацией понимают динамическую взаимосвязь, устанавливающуюся в соот­ветствии с требованиями к данной деятельности между воспринимае­мыми сигналами и двигательными реакциями на них. Как показывают исследования, сенсомоторная координация — особенно важное про­фессиональное качество для операторов, управляющих транспортными средствами и выполняющих фактически функции слежения за заданными характеристиками движения.

Среди профессионально важных качеств можно выделить нетре-нируемые и некомпенсируемые, а также те показатели, недостаток которых можно устранить в процессе обучения или компенсировать за счет использования или развития других индивидуальных качеств. Такие важные профессиональные качества, как сила нервной системы, внимание, эмоциональная устойчивость и сенсомоторная координа­ция, можно отнести к категории нетренируемых и некомпенсируемых. Отсутствие любого из них свидетельствует о непригодности данного человека для работы оператором, в том числе и водителем транспорт­ных средств.

К рассматриваемому кругу вопросов можно отнести сравнение спо­собностей к безошибочной и безопасной работе мужчин и женщин.


•иii.n показывает, что женщины более пунктуально и точно выполня-i"i ираиила управления техникой, меньше рискуют и работают более

•- мо i рительно, лучше прогнозируют опасности, чем мужчины. Можно . i .1 u i ь, что женщины больше верят в законы и правила, а мужчины — и «< им, п технику Поэтому ошибки и несчастные случаи у мужчин чаще ш ( ю возникают из-за переоценки своих возможностей и чрезмерной

•и моу меренное™. Женщины же чаще допускают ошибки при управлении и мшкой из-за недостаточной уверенности в себе, нерешительности, ■ми мерной осторожности. Установлено, что женщины работают более и i к- /Ki ю и безопасно, чем мужчины только до тех пор, пока они действу-и. i к нормальных условиях. В случае же усложнения условий, появления

..... редвиденных обстоятельств в работе надежность и безопасность их

ipv/i,i резко надают.

< )чень важны для операторов дисциплинированность и лояльность к
<>г</>ужающим.
Среди показателей склонности оператора к совершению

.... иоок с неблагоприятным исходом — его недисциплинированность и

пониженная конфликтность.

<' безошибочностью деятельности оператора нередко связывают

• и- ог личностное качество, как интеллект. Среди многих черт, которые
in 'почиют в него, наиболее существенными являются: способность к
Mimhi цению и прогнозированию развития ситуации, способность адап-
i и р< питься к реальности и способность к обучению.

< Низь возраста и трудового стажа работника с его безошибочной и

• и юпленой работой изучали многие исследователи. В общем случае
мнимум психомоторной и физической работоспособности у мужчин

■ни шгается к 22 годам, к 40 годам он понижается примерно на 20 %,

• оО на 40 %. У операторов же сложных технических систем профес-

• m шлльная работоспособность максимальна в возрасте 30—40 лет.

Возрастные требования к операторам транспортных систем зависят

• и ммда используемой ими техники и условий ее функционирования.
/«'.> цнк'тную границу ддя машинистов локомотивов целесообразно уста-
м< щи 11, на планке 50 лет, поскольку машинисты локомотивов старшего
!»•• чиста допускают от 10 до 23 % всех ошибок и нарушений. После
И> -к-г у машинистов снижаются такие важные в их деятельности по-

• N,11(4111, как объем внимания и эмоциональная устойчивость. Изучая
i псе та машинистов в возрасте 46—55 лет и сравнивая их с аналогич­
ными качествами более молодых машинистов, ученые установили, что
if м .нагели профессиональной пригодности в старшей группе хуже.
< 'iiii.iKo среди машинистов старшего возраста было немало тех, у кого
|цо<- снижение было незначительным. Поэтому вопрос о профессио-


нальной пригодности машинистов локомотивов старше 50 лет должен решаться индивидуально.

П ри изучении влияния профессионального стажа на безошибочность ра­боты оператора замечено, что с увеличением стажа работы (более 3—5 лет) существенно уменьшается число ошибок в исполнительных действиях, в оценках пространствешю-временных показателей ситуаций, улучша­ются пространственно-временные характеристики движения. В то же время возрастает число ошибок в результате отвлечения от управления, нарушения внимания, неправильно принятых решений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.