Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет, задачи и принципы эргономики



Глава 1

ЭРГОНОМИКА В СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Предмет, задачи и принципы эргономики

Первые научные исследования трудовой деятельности человека на­чались в середине XIX в., когда на смену человеческому пришел простой машинный труд. Человек стал выполнять вспомогательные операции по обслуживанию машин.

Научное изучение трудовой деятельности связывают с именем амери­канского инженера Ф. Тейлора и его учеников. В результате их исследо­ваний была создана и внедрена в производство концепция инженерного проектирования методов работы, что и положило начало эргономике, хотя тейлоризм рассматривал человека как часть машины или приложение к ней. Дальнейшее развитие производства вызвало необходимость учета психологической стороны процесса труда. Поэтому были исследованы психологические свойства человека в процессе труда: восприятие, память, мышление, способность концентрировать внимание и др., а также раз­работаны некоторые психодиагностические методы отбора рабочей силы для реализации определенных трудовых процессов. Выполненные иссле­дования составили следующий важный этап в становлении эргономики и способствовали все большему приспособлению машины к человеку.

В конце XIX и в начале XX вв. в промышленно развитых странах мира (США, Великобритания, Германии, Японии и др.) стали организовывать­ся специальные лаборатории, кафедры и институты, изучающие влияние трудовых процессов и производственной среды на организм человека. В это время бурно развивались психология, физиология и гигиена труда. Результаты исследований этих наук нашли применение в промышлен­ном производстве, например, концепция методов работы инженерного проектирования Ф.Тейлора — на заводах Форда при организации кон­вейерного производства.

Российские ученые в 20—30-е гг. XX в. сформулировали принципи­ально новый подход к организации труда — проектирование и создание


технических средств и технологических процессов, обеспечивающих работающему человеку нормальные условия труда. Они предложили создать новую научную дисциплину — эргологию (учение о работе че­ловека) или эргонологию (учение о законах работы). Однако эта идея в СССР не была осуществлена.

К 40-м годам XX столетия во многих областях техники, физиологии, биологии, психологии и других науках были достигнуты выдающиеся успехи, использованные в годы Второй мировой войны для создания оружия и сложной военной техники, в которой производительность системы «человек—машина» была ограничена возможностями человека, а не машины. Этот новый подход к решению проблем потребовал со­вместной работы специалистов различного профиля: инжекеров, ана­томов, физиологов и психологов.

После Второй мировой войны начались работы по обобщению до­стигнутого опыта и применению его к решению индустриальных про­блем. Важным шагом в этом направлении было образование в 1949 г. в Великобритании Эргономического научно-исследовательского обще­ства. Так возникло объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем в проектировании эффективной трудовой деятельности человека, использующих в процессе работы технические средства и системы. Для обозначения новой научной области был применен термин «эргономика».

Новая научная дисциплина эргономика (от греческих слов «ergon» — работа, действие; «nomos» — закон) возникла в результате двух одно­временно действующих процессов: дифференциации и интеграции научных знаний.

Объектом исследования эргономикислужит система «человек—машина — среда», представляющая сложное функциональное целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

СЧМ— физические, целенаправленно замкнутые системы, включаю­щие в себя человека в качестве управляющего звена (рис. 1.1).

Предметом эргономикикак науки является изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами,

Внешняя среда

 

 

 

 

 

 

i i i i  
ЧЕЛОВЕК МАШИНА (орудие труда) ОБЪЕКТ (предмет труда)  
     

Рис. 1.1. Структурная схема СЧМ


предметом деятельности и средой в процессе достижения цели деятель­ности или при специальной подготовке к ее выполнению, т.е. конкретная трудовая деятельность человека, использующего технические средства.

Задача эргономикикак сферы практической деятельности — проек­тирование и совершенствование процессов выполнения деятельности человека и способов подготовки к ней, а также совершенствование тех характеристик средств и условий деятельности, которые непосредственно влияют на эффективность и качество, а также на психофизическое со­стояние человека.

Основные задачи эргономики:

1) анализ и синтез деятельности операторов СЧМ;

2) изучение комплекса эргономических свойств человека, определяю­щих эффективность его деятельности;

3) организация рабочего места оператора с учетом комплекса его эргономических свойств;

4) профессиональный отбор и профессиональная подготовка операторов;

5) эргономическое проектирование и оценка СЧМ;

6) определение эффективности эргономических разработок.
К основным принципам эргономики относятся:

1) комплексный, системный подход к решению эргономических
проблем;

2) решение эргономических проблем одновременно в двух направлениях:

— от требований человека — к технике,

- от возможностей техники — к человеку;

3) исследование деятельности человека в СЧМ как решающего звена — части комплексной системы;

4) рассмотрение человека как сложной биологической динамической системы;

5) органическая связь со многими другими науками о человеке
и технике и использование их достижений при решении эргономиче­
ских задач.

1.2. Основные направления

эргономических исследований и разработок

на железнодорожном транспорте

Рассмотрим основные направления развития эргономических ис­следований применительно к железнодорожному транспорту (рис. 1.2). Во всех производственных и вспомогательных помещениях структурных подразделений транспорта, в кабинах транспортных средств необходимо


Эргономические исследования на железнодорожном транспорте


Снижение

психологических

нагрузок


Обеспечение

комфортной

рабочей среды

Т


Обеспечение
удобства
работы
I--------------


I

Рациональная организация производства

J


Работа с кадрами

1------


Снижение

физиологических

нагрузок


 


Автоматизация и централизация

систем

регулирования

и контроля


Создание

комфортного

воздушного

климата


Создание

и использование

удобного

оборудования


Рациональное

размещение

оборудования


Профессиональ­ный отбор


Механизация

и автоматизация

процессов

управления


 


Обеспечение

безопасности

работы


Создание комфортного

светового и цветового

климата


Создание и использование удобной мебели


Правильная организация рабочих зон


Профессиональ­ное обучение


Правильная

организация

рабочего места


 


Обеспечение надежности

работы оборудования


Мероприятия по борьбе с шумом

и вибрацией


Создание

и использование

удобного

инструмента


Правильная

организация

труда и отдыха


Обмен опытом


Правильный

выбор и размсщс-|

ние органов

управления


 


Снижение

объема

информации

до нормы


Улучшение производствен­ного интерьера


Создание

и использование

удобной

спецодежды


Правильная организация

бытового обслуживания


Повышение квалификации


Централизация процессов управления


Рис. 1.2. Основные направления эргономических исследований на железнодорожном транспорте


создать нормальные условия труда, в которых человек может произво­дительно работать без лишних физических и психологических нагрузок и не испытывать на себе каких-либо вредных воздействий окружающей среды. Несмотря на различные мероприятия в области охраны труда и технической эстетики, проведенные за последние годы, на железных дорогах существуют рабочие места с неблагоприятной производствен­ной средой. В некоторых случаях ситуация усугубляется необходимо­стью работать в старых и неприспособленных помещениях. Далеко не всегда правильно организовано освещение рабочих мест, а их интерьер не удовлетворяет эстетическим требованиям. На ряде рабочих мест (в цехах, кабинах локомотивов) высок уровень шумов. Сохранилось еще и значительное число видов работ, связанных с тяжелыми физическими нагрузками. Что же касается психологических нагрузок, то они система­тически возрастают.

Для снижения физических нагрузок проводят много различных меро­приятий. Все они непосредственно связаны с эргономикой. Важнейшие из них — механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение новой техники. Конструкторы и изготовители транспортных машин, механизмов и устройств в течение длительного времени не об­ращали достаточного внимания на условия работы человека в системе «человек —машина». Поэтому на железных дорогах страны используется большое количество хорошего по техническим показателям оборудо­вания и техники, которые тем не менее неудобны для эксплуатации и обслуживания. Даже вновь поступающие машины и механизмы часто не лишены недостатков.

Значительное количество операций выполняется вручную как в ци­кле работы с машиной, так и вне этого цикла. Для всех этих операций необходимо выбрать правильные и рациональные движения, учитывая величину нагрузки, нужные точность выполнения, повторяемость и скорость. Это позволит регулировать степень утомляемости и про­изводительность труда работающего, а также существенно снизить травматизм.

В связи со значительным увеличением скорости движения транспорт­ных средств, усложнением конструкции машин и механизмов большое значение приобрели правильный выбор и расположение органов управ­ления ими.

При централизации управления необходимо организовывать пульты управления и устройства отображения информации (индикаторы) с учетом рабочей позы, нагрузок и ряда других факторов. Неправиль­ное расположение оборудования может резко повысить физические и


психологические нагрузки, увеличить количество ошибок в действиях оператора и, как следствие, привести к авариям и травматизму.

Отдельная эргономическая проблема — рациональное оформление ра­бочего инструмента. Пока этим вопросом на транспорте занимались мало, но следует надеяться, что пробел в ближайшее время будет устранен.

Учет требований эргономики очень важен и при разработке спецо­дежды. Сшитая без учета этих требований, она неудобна, связывает и ограничивает движения, вызывает раздражение и ухудшает самочувствие работающих. Следствием этого становятся повышенная утомляемость и снижение производительности труда. В некоторых случаях спецодежда при неудачном покрое может стать причиной травматизма.

Снижение психологических нагрузок на транспорте — тоже эргоно­мическая задача. Один из путей ее решения — создание комфортного светоцветового климата и снижение уровня шумов. В некоторых случаях решению этой задачи способствует централизация контроля и управления транспортными объектами со специальных пультов. Очень важно для снижения психологических нагрузок обеспечить безопасность и повысить надежность работы оборудования, механизмов и машин.

Одна из причин психологической перегрузки работников транспор­та — обилие информации, воспринимаемой органами зрения. Поэтому дальнейшее изучение особенностей человеческого зрения и поиск возможностей отсеивать излишнюю информацию — эргономическая задача, для правильного решения которой необходим тщательный и детальный анализ условий работы, характера и объема воспринимаемой человеком информации. При этом надо иметь в виду, что резко сократить объем информации можно, обеспечив надлежащую надежность работы транспортных устройств. Уменьшить зрительную нагрузку помогают рациональное освещение рабочих мест и зон, правильное размещение индикаторов на пультах управления.

В процессе работы иногда возникают психологические нагрузки из-за несовместимости работников в одном коллективе, поэтому оптималь­ному взаимодействию людей также необходимо уделять пристальное внимание. Как показывает опыт, рациональный режим труда и отдыха, функциональная музыка и ряд других мероприятий могут существенно снизить физическую и психологическую утомляемость работающих и повысить производительность их труда.

Систематическая работа с кадрами, их грамотный профессиональный отбор, повышение квалификации, обучение рациональным и эргономи­чески обоснованным методам труда, инструктаж и обмен опытом также позволяют снизить нагрузки.


Сферы применения эргономики на транспорте определяются тремя группами задач:

1. Улучшение условий труда:

—уменьшение психологических нагрузок за счет снижения объема информации, автоматизации процессов управления и контроля, обе­спечение безопасности работы;

—работа с кадрами — профессиональный отбор, профессиональное обучение, обмен опытом, повышение квалификации.

 

2. Обеспечение условий для производительной работы: удобных обо­рудования, мебели, инструмента, одежды.

3. Создание комфортной рабочей среды, в том числе благоприятного воздушного, светового и цветового климата; реализация мероприятий по борьбе с шумом и вибрацией, улучшение производственного интерьера.

1.3. Методы эргономики

Рассматривая человека, машины, предмет деятельности и среду как единую систему, эргономика решает проблему оптимального распределе­ния и согласования функций между человеком и машиной, а также внутри трудового коллектива, проектирует процесс деятельности, обосновывает оптимальные требования к ее средствам и условиям и разрабатывает методы их учета при создании и эксплуатации систем.

Методология эргономики — это идейные позиции, определяющие значение, направление и содержание всех исследований.

Эргономика использует методы, которые применяются как при тео­ретических исследованиях для выяснения закономерностей процессов в СЧМ и испытаниях новых образцов техники, проводимых в целях оценки их соответствия свойствам и возможностям человека. Для пра­вильного определения сфер применения этих методов в эргономике их классифицируют. В основу классификации положен способ получения

Методы эргономики


Психологические


Физиологические


Моделирование


 


Наблюдение

Опрос

Анкетирование

Эксперимент

Тест


Методы оценки функционального состояния человека


Физическое

Математическое

Имитационное


 



Рис. 1.3. Методы эргономики


данных о деятельности оператора. С этой точки зрения можно выделить психологические, физиологические, математические и имитационные методы (рис. 1.3).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.