Для российского федерализма как формы государственного устройства и ныне характерно соединение национально-государственных и территориальных принципов формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже союзом более сотни народов. Унитарная политическая структура дополняется, а зачастую органично соединяется с разнообразными формами национально-культурной самобытности, особым управлением и самоуправлением различными регионами, наличием в национальных окраинах своих законодательных актов, в том числе по вопросам функционирования государственной службы.
Особенности государственной службы субъектов Российской Федерации состоят в том, что она:
· проходит в основном в границах этих субъектов и решает подведомственные им задачи;
· осуществляется в одной или двух палатах законодательного органа в зависимости от его структуры;
· законодательство состоит из нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.
Законодательство субъектов Российской Федерации о находящейся в их ведении государственной службе является одной из важнейших составных частей Российского законодательства о государственной службе.
Законодательство о государственной службе субъектов Российской Федерации стало формироваться с опережением аналогичного процесса на федеральном уровне. Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной службе Республики Саха (Якутия)» был принят 26.03.1993 г. и стал первым региональным законом о государственной службе.
До 31 июля 1995 г. (даты подписания Президентом Российской Федерации Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации») в восьми субъектах Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Коми, Бурятия, Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Тыва и город Москва) уже действовали нормативные правовые акты о государственной службе.
Отличительной чертой законодательства о государственной службе субъектовРоссийской Федерации является то, что в нем закреплен широкий спектр реальных социальных гарантий для государственных служащих. И это нельзя не признать положительным фактором, укрепляющим региональную государственную службу. Вместе с тем, главной проблемой развития государственной службы в субъектах Российской Федерации стало несоответствие регионального законодательства в этой области Конституции и законам Российской Федерации, что не способствовало становлению федерализма в России.
Систематическую работу по юридической экспертизе законодательства субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах федерального округа, проводят не только работники, курирующие вопросы государственной службы в администрациях и правительствах субъектов Российской Федерации, ученые-специалисты, но и вновь созданные Федеральные управления Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам.
В частности, экспертные заключения различных специалистов, в том числе и этих Управлений, повышали юридическую обоснованность рекомендаций государственных комиссий, создаваемых для контроля хода реализации кадровой политики Президента Российской Федерации и контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти в конкретных субъектах Российской Федерации. В результате проведения правовой экспертизы законов субъектов Российской Федерации выявлено, что соответствующие статьи некоторых законов субъектов Российской Федерации подлежали приведению в соответствие с Федеральным законом.
На основании вышеизложенного экспертами предлагалось привести указанные положения законов субъектов Российской Федерации «О государственной службе субъекта Российской Федерации» в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, что и было в итоге сделано в результате принятия поправок к ранее действовавшим законам.