Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Положение - Уравнивание себя с другими.



 

Как вы можете уравнять себя с другими? “Уравнять себя с другими” не имеет ничего общего с нивелирующей все различия унификацией, с “причесыванием всех под одну гребенку”, а означает, что вместо того, чтобы, как прежде, думать только о себе, теперь вы отдаете себе отчет в том, что подобно тому, как вы сами хотите счастья, другие тоже хотят счастья и не желают страдать, и вследствие этого понимания у вас зарождается мысль: «Все в равной степени имеют право на счастье, пусть же все мы - я и остальные живущие - будем счастливы.» Это чувство породить в себе не так уж трудно. А вот полностью забыть о себе и делать всё только ради блага других - это чрезвычайно трудно, кажется даже, что невозможно.

В действительности теория такова: если вы будете 100% своих трудов отдавать другим, то ваше собственное счастье само по себе придет к вам, и вам не понадобится стремиться к достижению своего собственного блага. Но для того, чтобы это произошло, - чтобы вы ощутили, что деятельность ради других приносит благо вам самому, требуется много времени. Именно поэтому вы не можете понять достоверность данной теории. Приведу также такой пример: у фермера остался только один мешок зерна, и он голоден - хочется съесть последнее зерно. Но хороший фермер удержит себя от этого, и вместо того чтобы съесть зерно, посадит его в землю и дождется урожая. Он идет на малую жертву, но в конечном счете его проблема пропитания решается. Существует очень много уровней подобной практики. Полностью посвятить все действия своих тела, речи и ума благу других - это самое лучше, что мы можем сделать, и на этом пути мы достигнем совершенного счастья, но результат не придет тотчас же и поэтому не имея немедленных результатов, мы не можем осознать эту высшую эффективность своей деятельности ради других, а поскольку не понимаем, то неспособны выполнять альтруистическую практику. В начале духовной практики вы не должны сразу же все свои труды посвящать другим. Для начинающих это невозможно, поэтому не делайте так, в противном случае завтра превратитесь в нищего: вы не станете духовным практиком, и ничего материального у вас не останется, и в результате этого можете решить, что духовная практика - это обман. Очень важно идти к альтруистической устремленности к благу других шаг за шагом. Придет время, когда вы очень ясно, отчетливо поймете это Учение - всем сердцем, и тогда у вас не будет никаких трудностей с тем, чтобы полностью поменять себя на других. И вы на самом деле станете настоящим Бодхисаттвой.

Но стать Бодхисаттвой очень нелегко. Возможно, вы думаете: “Геше Тинлэй обо всём говорит, что этого нелегко достигнуть”. В действительности так я вам помогаю. Не уподобляйтесь лошади или свинье из тибетских народных поговорок. Свинью хозяин всегда хорошо кормит, приговаривая: “Съешь ещё немножко”. А свинья думает: “Какой хороший у меня хозяин!”. А лошадь, когда хозяин хочет обработать рану на её спине и невольно причиняет ей боль, думает: “У меня очень плохой хозяин - он постоянно делает мне больно”. Так что помните о лошади и свинье!

Как же уравнять себя с другими? На основе понимания того, что все живущие были вашими матерями и были невероятно добры к вам. Когда вы осознаете это, у вас зародится мысль: «Я должен отблагодарить их за доброту. Я и все живые существа одинаково не хотим страдать и желаем счастья. Ни я, ни другие живые существа не хотим ни малейшей боли. Поэтому если уж попытаться устранить страдания, то я должен избавить от них не только себя, но и всех живущих. Я сам хочу счастья - счастья для одного человека. И точно такого же счастья хотят другие. Поэтому было бы разумнее создать причины для того, чтобы все живые существа обрели счастье.»

Мы склонны думать, что “мое страдание - это мое страдание”, то есть мы очень близко его воспринимаем, и потому делаем всё, чтобы избавить себя от него, а страдания других - “это не моё страдание”, поэтому они не имеют значения для нас. В связи с этим напомню слова Шантидевы: «Когда в ногу попадает заноза, то вы своей рукой извлекаете её. Ваша рука - это не нога, но рукой вы помогаете ноге.» Точно таким же образом все живые существа - это не вы, но они испытывают страдания, и вы должны их всех, даже крошечное насекомое, освободить от любого страдания. Почему? Потому что вам самому не нравятся страдания, вы не хотите испытывать боль, и точно так же все они - абсолютно так же, как и вы - не хотят страдать. Поэтому на вас лежит ответственность - избавить их от страданий. Это ваш долг. В будущем, встречаясь с чьей-то болью, вместо того, чтобы отстраненно её воспринимать - как чужую боль, просто осознайте, не размышляя о том, знаком или незнаком вам этот человек, друг он вам или враг: “Это - страдание, и поскольку это страдание, я должен его устранить.”

Для меня это очень глубокое Учение. Поразмышляйте над ним, и оно станет для вас очень полезным. Усвоив это Учение, вы станете чутким к страданиям и заботам других, способным понять их положение, представив себя на их месте - как бы вы молили о помощи в этой ситуации. Вы поймете, что другой нуждается в такой же помощи, и осознаете, что должны ему помочь. Иногда мы уничтожаем очень много насекомых и тараканов, и никогда даже не задумываемся о том, как они живут, как чувствуют себя при этом, потому что мы нечутки к ним. Когда мы убиваем тараканов, то делаем это не из ненависти к ним, а из соображений собственного удобства и ради уюта в доме, чтобы наши гости могли сказать: “Как хорошо, как чисто у тебя, нет тараканов!”. А если в доме есть тараканы, то значит, у тебя дома грязно, плохо. Это - тоже проявление эгоцентризма. В действительности это одни слова - “хорошо”, “чисто”,“грязно” и т.п. Что есть слова в сравнении с жизнью живых существ? Ведь тараканы - это тоже живые существа. Представьте себя в положении таракана: “Я - таракан. Я никогда не врежу хозяину дома, мало ем, спокойно сижу, не кричу, а он, только завидев меня, тут же старается прогнать или убить меня. Не понимаю, за что? Ведь я живу такой мирной жизнью, не нарушаю экологию, не загрязняю атмосферу, никого не убиваю, ем только остатки чужой пищи, никому не мешаю. Почему же меня за это убивать?”. Для таракана и многих других живых существ человек выступает в роли страшного убийцы-чудовища. И увидев человека, они в страхе бегут от него. Очень важно научиться чувствовать то, что чувствуют другие существа. И если вы сумеете входить в их положение, представлять себя на их месте и понимать то, что они ощущают, то таким образом вы на самом деле станете чуткими и тем самым обретете Мудрость.

Иногда мы, люди, очень много рассуждаем о правах человека, но совершенно не обсуждаем право каждого живого существа на жизнь. Это нечестно по отношению к ним. Ведь животные и насекомые не могут сами заявить о своих правах и защищать их, они не могут оказать на людей давления, поэтому мы, люди, игнорируем их. Это несправедливо. Если мы по-настоящему хотим, чтобы в нашем мире установились мир и гармония, то должны принять конституцию, основанную на реальности и независимую от того, кто оказывает на нас давление (в своих интересах). А в обычной человеческой практике до сих пор всё обстоит наоборот: основные законы общественной жизни формулируются под влиянием определенных противоборствующих сил, поэтому государственная конституция всё время меняется. Лишь “конституция” Будды никогда не изменится, ибо она основана на реальности и не зависит от того, кто в обществе господствует и навязывает свою волю. К примеру, 10 заповедей Будды: “не убивай”, “не воруй” и т.д. - они основаны на природном законе кармы.

Если вы станете всерьез стремиться строить свои отношения с другими, исходя из реальности, и стараться осознать естественную основу своего равенства с другими, то постепенно вам это удастся - уравнять себя с другими. У вас появятся мысли о том, что все должны быть счастливы - не только я, но и другие. В домах йогинов, медитирующих в горах Дхарамсалы на порождение Бодхичитты, очень много всякой живности, и они сосуществуют с ними. Я не говорю, что вы должны разводить насекомых. Но не убивайте их. В конце-концов, их можно выносить из дома. У меня дома есть тараканы. Друзья, приходя в гости, ругают меня из-за них, говоря, что я не соблюдаю чистоту в квартире, а для меня факт присутствия тараканов не имеет значения, и их слова о том, что у меня “не достаточно чисто”, тоже не имеют никакого смысла. Не совсем чистый дом - это не страшно. Ведь если сегодня ты сделаешь уборку, завтра дом опять будет грязным. Опять надо делать уборку. Это - порочный круг, лишенный подлинного смысла. Но по-настоящему плохо, если твоя мысль - не чистая.

Вспомните Миларепу и его слова в ответ на удивление, выказываемое посетителями по поводу грязи в его жилище: «У меня нет времени очищать помещение, я занят постоянно очищением своего ума. Если сегодня я сделаю уборку дома, завтра он опять станет грязным. Зачем же тогда тратить время на наведение чистоты?» Не впадайте в крайности, но эти вещи очень важно знать: главное - не внешнее очищение, а очищение ума. В будущем, если у вас в доме появятся тараканы, не воспринимайте это так болезненно, как прежде, - это не так уж страшно. Ведь у вас в доме есть домашние животные - кошки, собаки, почему же таракан не может стать домашним существом? Ведь они не требуют особой заботы, умеют сами находить пропитание.

Что я хочу сказать, рассуждая о положении тараканов? Очень важно входить в положение других живых существ, и смотреть на вещи с их точки зрения. Если бы жена умела видеть ситуацию с точки зрения мужа, а муж - с точки зрения жены, то между ними не было бы конфликтов. Когда я слушаю две конфликтующие стороны, то вижу, что обе стороны делают ошибки, но ни один из них не желает признаться: “Да, это моя ошибка.” Мой Учитель говорил мне: «Человек всегда смотрит со своей стороны, и никогда - с точки зрения других.» А другой великий Мастер сказал: «Лучшее решение всех твоих противоречий, разногласий - это взгляд на ситуацию глазами других

Таким образом, думая о естественном равенстве живых существ, вы приходите к выводу: «Подобно тому как я хочу счастья и не желаю страдать, так же и все другие живые существа хотят счастья и избегают страданий. Поэтому самым разумным с моей стороны будет решение действовать как ради собственного счастья, так и ради счастья всех остальных живых существ, не проводя какого-либо различия между собственным и чужим счастьем.» И если в этом случае вы будете заниматься бизнесом, то это будет бизнес на основе Бодхичитты. Заниматься же бизнесом с целью разбогатеть - это глупо. Бизнес, осуществляемый с целью помощи другим, это разумное деловое предприятие.

Если вы станете размышлять вышеописанным способом и медитировать, то сможете со временем уравнять себя с другими. Иначе говоря, во время сеанса формальной медитации вы искренне согласитесь с тем, что не должны жить только ради самого себя. До вас дойдет: «Я должен жить ради блага всех живущих.» А в постмедитативный период, занимаясь повседневными делами, вам следует поддерживать в себе эту убежденность, и всякий раз, когда кто-то нуждается в помощи, вы должны быть готовы помочь. Сама возможность помочь кому-то должна быть для вас драгоценной. Но не надо портить людей своей помощью. Иногда для того, чтобы кому-то оказать настоящую помощь, вы должны отказать ему в помощи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.