Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основным объектом медитации является развитие в себе сосредоточения, основной причиной сосредоточения является внимательность. 7 страница



Любое Учение, любой метод, который дал Будда Шакьямуни, предназначается для того, чтобы отдельно взятый человек мог достигнуть состояния Будды. Иначе говоря, это персональные наставления, предназначенные для каждого, кто желает освободиться и достигнуть счастья высшего Просветления. Путь - один и тот же во все времена для тех, кто идет к состоянию Будды ради блага всех живущих. Поэтому остерегайтесь любого, кто указывает вам другой путь, а не этот. Это Путь союза Сутры и Тантры. Этим Путем следовали великие Мастера прошлого и достигали состояния Будды, в настоящем те, кто идет к состоянию Будды, следуют этому Пути, и в будущем те, кто достигнет состояния Будды, осуществят это, следуя указанному Буддой Пути. Сутра никогда не противоречит Тантре, они выполняют взаимно вспомогательную роль. Тантра произошла от Сутры. И если после этого, получив полное Учение Будды и сущностные наставления, вы уйдете из этой жизни, то ничего страшного в том не будет. В следующей жизни будете продолжать свою практику, и вам гораздо легче будет достигнуть совершенства. Вы получаете, таким образом, полную картину того, чем мы занимаемся. И если, зная эту картину в целом, вы занимаетесь той или иной практикой, например, простираниями, то это это будет очень важной составляющей большого духовного проекта, рассчитанного на много жизней.

Для порождения Бодхичитты современным практикующим лучше всего использовать Метод, основанный на 12 сущностных положениях, которые являются результатом синтеза двух известных классических Методов. Очень важно знать наизусть сущностные положения каждой аналитической медитации: если вы занимаетесь медитацией по Гуру-йоге, то надо знать сущностные положения Гуру-йоги, если медитируете на непостоянство и смерть, то необходимо владеть сущностными положениями аналитической медитации “Непостоянство и смерть”, если медитируете на драгоценность человеческой жизни, то следует знать сущностные положения медитации “Драгоценность человеческой жизни” и т.д. Любая аналитическая медитация выполняется на основе сущностных положений, а это сокровище вы можете получить изустно от своего Учителя, в свою очередь, имеющего опыт медитации на их основе и получившего их от своего Учителя по чистой линии преемственности. Это тот опыт, который сохраняется и передается Мастерами, практикующими в горах. Я сам получил устную передачу системы сущностных наставленийтрадиции Венсапы в то время, когда практиковал в горах, от своих Учителей, и передаю их вам для того, чтобы вы тоже занимались на их основе медитацией. Если вы все сущностные положения, в их системе, будете знать наизусть, то это будет означать, что вы знаете Ламрим. И тогда не пользуясь книгами, вы сможете давать наставления. Благодаря доброте моих Духовных Наставников я знаю сущностные положения наизусть, и где бы, в какое бы время я ни давал Учение, мне нет нужды пользоваться текстами. Я даю вам сущностные наставленияпо Ламриму[111], после этого вы можете читать текст Ламрим-ченмо, драгоценный текст, и тогда это будет для вас очень полезно.

Итак, вы должны владеть сущностными положениями аналитической медитации, если хотите, чтобы ваша медитация оказалась эффективной и полезной. Имея конкретные положения для анализа, вы можете использовать имеющиеся у каждого из вас навыки отрицательной“аналитической медитации” для позитивных размышлений. Но если аналитических положений слишком мало, то медитация может не принести желаемого позитивного результата. Поэтому сущностных положений должно быть достаточно для целей каждого вида аналитической медитации и, кроме того, они должны быть связаны между собой в единую систему. Когда вы испытываете гнев, вам ведь не приходится для этого садиться в специальную позу медитации. Почему? Почему гнев приходит так быстро? Да потому, что есть уже отлаженная система “производства” гнева[112]. Нет ничего, что существовало бы по природе. Всё сущее имеет причину существования, всё, что проявляется, обнаруживает причинно-следственный эффект. И нет оснований испытывать от этого шок и стенать: “О, я такой плохой - всё время гневаюсь!”. Просто надо изменить ментальную систему, чтобы перестать испытывать гнев и научиться больше радоваться и смеяться. Ведь если ветряная мельница вращается в одну сторону, то она в принципе может вращаться и в другую сторону. Только надо перестроить механизм. Отрицательные эмоции и мысли не образуют природу ума. Именно поэтому медитация эффективна и полезна. Она служит средством перестройки ментальной системы. Для того, чтобы ваше сознание системно изменилось и перестроилось так, чтобы вместо отрицательной системы сансары сформировалась положительная система нирваны, система состояния Будды, вам необходимо иметь материал. Надлежит прослушать полный курс наставлений по Учению Будды, получить представление о полном механизме предстоящей трансформации. Вы должны получить системные знания об Учении Сутры и Тантры в аспектах Основы, Пути и Результата. (Вначале - поверить просто на слово.) Все получаемые вами Учения должны расширять ваше сознание, исходя из этих трех аспектов, представляющих полный механизм. Большинство наставлений по Ламриму включаются в Путь. Учения об Относительнойи Абсолютной Истине относятся к Основе, а учения о Четырех Телах (Кая) Будды - к Результату. Самое главное - это Путь. Путь преобразует Основу в Результат.

То, о чем мы говорим в нынешнем цикле Учения, - Бодхичитта - относится к Пути. Составляющие Пути - это Метод и Мудрость. Бодхичиттаслужит Методоми как таковая входит в Путь. Но Методом(в системе сутр) служат также почитание Гуру, Отречение, поэтому к Учениям о Методе помимо наставлений о Бодхичитте относятся также (в системе сутр) наставления об Отречении, практике почитания Гуру, как говорится об этом в Ламриме. Если в аспекте Пути, то есть Методаи Мудрости,определить системное место конкретных наставлений по Ламриму и соответствующих практических реализаций, то можно сказать следующее: реализации в медитативных практиках “непостоянство и смерть”, “драгоценная человеческая жизнь”, “Прибежище”, “Гуру-йога”, “карма”, реализация Отречения, Бодхичитты, практика Шести парамит(кроме шестой - Мудрости)включаются в Метод, а следовательно, вПуть. Практика шестой парамитыотносится не к Методу, а к Мудрости, и тоже включается в Путь. Таким образом, практически весь Ламрим включается в Путь. Мой Учитель говорил мне: «Буддийское Учение таково, что если сжать его, то оно сожмётся до одной руки, если же отпустить, то оно заполнит всё пространство». Если всё Учение Будды сжать, то это Основа, Путь, Результат.

В наше время очень популярны компакт-диски, и вам они нравятся, поэтому я для вашей пользы систематизирую полученные вами от меня Учения в виде “компакт-диска” - концентрированных сущностных положений, объясняющих весь механизм. Я пытаюсь расположить для вас Учение структурированно, в сокращенно-категориальном виде, и даю сущностные положения Учения, предназначенные для практики, в их сжатом системном виде. В концентрированном, сокращенном виде их легче запомнить, тогда как даваемые в обширной форме Учения вы можете забыть. Имея эти компактные положения и ясно понимая их, в будущем вы сможете разносторонне и углубленно учиться Дхарме, потому что благодаря сущностным наставлениямвы будете правильно видеть объект и воспринимать самые разные наставления по Дхарме в контексте имеющейся у вас системы Учения Будды. У вас не будет нужды учить своих учеников в точности так же, как это делаю я. Поймите, что я учу вас согласно вашим способностям и предрасположенностям, то есть объясняю вам Дхарму так, чтобы вам легче было её воспринять с ваших позиций. Иначе говоря, я объясняю вам Дхарму с вашей стороны. И если в будущем в то время как вы даете Учение, ваши ученики будут сидеть с этой стороны, а вы сами - с той стороны, то это будет ошибкой. Очень много духовных учителей, к сожалению, ведут себя именно таким образом. Вы понимаете?

Итак, имея понимание Ламрима и представляя себе систему Учения, вы после того, как закончите предварительные практики, нендро, должны приступить к практикам Ламрим. В данном цикле Учения я даю сущностные наставления, предназначенные для практической реализации Бодхичитты. Вы следуете системе сущностных наставлений и наступает очередь для затворничества по Бодхичитте. Прежде чем приступить непосредственно к медитации на взращивание просветленного сознания Бодхичитты, вам надлежит сначала в течение одной недели медитировать на формирование в потоке ума равностного отношения ко всем живым существам. В течение 1 сессии - с помощью первой техники, в течение 2 сессии - с помощью второй техники, в течение 3 сессии - снова 1 техника и так по очереди вы используете то первую, то вторую технику порождения равностного ума. Каждую из этих двух классических техник медитации необходимо выполнять по-отдельности, чередуя их. По завершении недельной медитации в потоке вашего сознания будет установлен некоторый уровень равностностного отношения ко всем живым существам. Но это отношение не сохранится в сознании надолго. Когда вы закончите свое затворничество и вернетесь к обычной жизни, то вы снова станете таким же, как прежде... Однако в следующий раз, занимаясь снова этой же практикой, вы сможете развить в своем сознании более глубокое отношение равностности ко всем живущим. После того как вы выйдете из ретрита, вы как-будто снова станете прежним человеком, но всё же - не совсем прежним. Те люди, которые провели затворничество хотя бы в течение 1 месяца, отличаются всё же от тех, кто не проводил вообще затворничества: когда снова после проведенного затворничества люди получают Учение вместе с теми, кто не проводил затворничества, то для первых оно оказывается гораздо более эффективным...Когда человек снова и снова возвращается к медитации в затворничестве, то реализации набирают силу и стабилизируются.

Следуя вышеобрисованному плану изучения и практики Дхармы, вы ясно осознаете, что для достижения Трех Тел Будды вам необходимо стремиться как к собственному Просветлению, так и к благу других. Без развития устремления к собственному Просветлению и Мудрости вам не реализовать дхармакайю, или Тело Истины Будды, а без порождения альтруистической устремленности к благу других не достигнуть Формного Тела Будды (нирманакайя и самбхогакайя), называемого также “Телом ради других”, поскольку запредельная речь Будды, дарующая благо всем живым существам, оказывает воздействие на учеников, если исходит от видимого, материального Тела Будды. Существует связь между Формным Телом и устремлением к благу других, а также между Телом Истины и устремлением к собственному Просветлению. Два вида устремления (цели), характерные для сознания Бодхичитты, служат, как видим, факторами достижения обоих Тел Будды. Для того, чтобы человек обрел Формное Тело, на него должны снизойти, как объясняет Его Святейшество Далай-лама, полное Отречение и полное постижение, устраняющие все препятствия сферы реальности. «Полное постижение и полное отречение вместе составляют Тело Истины будды, обретение которого считается достижением собственной благой цели.»[113] Как объяснил Шантидева в 10 главе Бодхичарья-аватары, само явление Бодхисаттв в этом мире страданий обязано высшей Мудрости, постижению Пустоты:

 

[Способность Бодхисаттвы] оставаться в самсаре ради тех,

Кто страдает из-за омраченности,

Достигается благодаря освобождению от привязанности и страха,

Таков плод реализации пустоты.[114]

3.3. Виды Б о д х и ч и т т ы

 

В настоящем цикле Учения я передаю вам сущностные наставления об относительной Бодхичитте. Санскритское слово Бодхичитта, буквально переводимое как «просветленное сознание», обозначает как совершенно-просветленный ум, который в тибетской традиции суть абсолютная, иливысшая, Бодхичитта,так и ум, устремленный к Просветлению ради счастья всех живых существ, или относительную Бодхичитту. Это ум, имеющий альтруистическую направленность к высшему Просветлению, состоянию Будды. У него есть два устремления (цели): 1) стремление к принесению блага другим; 2) устремление к достижению состояния Будды. Вторая цель рассматривается как средство достижения первой.

Драгоценное состояние ума, побуждающее существ устремляться к состоянию Будды во благо всем живущим, проявляется на двух уровнях: относительном, или условном, и абсолютном, или высшем. Поэтому с точки зрения сущности альтруистического ума состояния просветленности различают относительную, условную, Бодхичитту, и Бодхичитту абсолютную, высшую. Относительная Бодхичитта - это путь к Бодхичитте абсолютной. В процессе порождения относительной Бодхичитты практикующий развивает сначала Бодхичитту Устремления, а затем - Бодхичитту Вступления.[115]Это два вида Бодхичитты с точки зрения сущности альтруистического состояния просветленности. Их называют ещё устремленной, или вдохновенной, Бодхичиттойи действенной, или практической, БодхичиттойЕсли содержательно раскрыть смысл понятия “относительная Бодхичитта”, то это и есть великие, утонченные, любовь и сострадание, это такое умонастроение, при котором вы не только желаете счастья всем живущим, но и развиваете в себе действенную способность заботиться о других больше, чем о самом себе. Именно в этом значении и употребляется в наставлениях нынешнего цикла понятие “Бодхичитта”. Абсолютная, или высшая, Бодхичитта есть состояние ума, который будучи побуждаем относительной Бодхичиттой, великой любовью и состраданием ко всем живым существам, постигает абсолютную реальность, Пустоту всех вещей. Когда вы в результате медитации сумеете реализовать сильную Бодхичитту, и не теряя этого чувства, этого удивительного состояния ума, станете медитировать на Пустоту и постигнете её, то это и будет называться высшей, или абсолютной, Бодхичиттой.

Разницу между Бодхичиттой Устремления и Бодхичиттой Вступления, или устремленной Бодхичиттой и практической Бодхичиттой индийские и тибетские ученые объясняют по-разному, но, согласно общепринятому мнению, те, кто уже имеет альтруистическое намерение достигнуть состояния Будды, но ещё не дал обетов Бодхисаттвы, обладает умом, который называется Бодхичиттой Устремления (устремленная, вдохновенная Бодхичитта)[116]. «Это объясняется тем, что на этом этапе человек просто мечтает достичь просветления. Затем человек, у которого уже есть это устремление, осознает, что без обучения деяниям Бодхисаттвы невозможно достичь состояния Будды, и начинает сильно хотеть научиться этим деяниям. Как следствие порождения сильного желания научиться деяниям Бодхисаттвы, человек принимает наконец р е ш е н и е начать обучение и дает обеты Бодхисаттвы.»[117] После этого практикующий приступает к практикам Шести парамит, которые являются фактическими способами достижения состояния Будды в системе Сутры.

Если ещё более детально анализировать процесс порождения Бодхичитты, то Его Святейшество Далай-лама учит различать 4 её разновидности[118]:

1) порождение альтруистического ума на двух уровнях практики через веру - на Пути Накопления и Пути Подготовки;

2) порождение альтруистического ума на основе особо чистых помыслов на семи нечистых уровнях - первых семи уровнях (бхуми)Бодхисаттвы;

3) порождение альтруистического ума, приносящего плоды, на трех чистых уровнях - восьмом, девятом и десятом уровнях (бхуми)Бодхисаттвы;

4) беспрепятственное порождение альтруистического ума в состоянии Будды.

Поскольку по мере продвижения по Пяти Путям и 10 бхуми в порождении просветленного сознания Бодхичитты участвуют различные вспомогательные факторы, имеют место 22 его разновидности. Нет необходимости перечислять их здесь.

Как говорит Его Святейшество Далай-лама, «хотя развитие просветленного ума Бодхичитты направлено на достижение способности вести живых существ к Освобождению, это не означает необходимым образом, что Бодхисаттва должен выступать только в качестве Учителя в традиционном смысле.»[119] «Тот, у кого в потоке сознания порождена Бодхичитта, может воплощаться в многообразных формах для пользы живых существ. К примеру, Бодхисаттва Майтрейя явился Мастеру Асанге в форме пораженной червями собаки, чтобы благодаря этому породить в нем безграничное сострадание. Аналогичным образом махасиддха Тилопа явился своему ученику Наропе в форме сумасшедшего нищего, поедающего живых рыб.Тексты содержат множество историй о существах, которые ради блага других выражали свою Бодхичитту совершенно мирскими способами. Иногда они являются в облике личностей, которые могут разрешить несколькими словами какие-то трудности в нашей жизни; иногда, когда мы нуждаемся в определенной информации, они манифестируют себя в форме книги или даже могут перекинуться мостом, если это кому-то нужно.Такова чудесная сила состояния просветленного сознания, всеведения»[120]. Для обретения совершенного всеведения мы нуждаемся в развитии Бодхичитты.

 

3.4. Сущностное наставление о медитации на развитие

р а в н о с т н о г о у м а

Как уже говорилось, прежде чем приступить непосредственно к медитации на Бодхичитту, практикующий должен сформировать в потоке сознания равностное отношение ко всем живущим. Если нет равностного ума, то вы не сможете взрастить в себе Бодхичитту. Очень легко говорить о Бодхичитте, но очень трудно взрастить её в своем уме. Но если однажды в этой жизни вам удастся породить в потоке своего сознания Бодхичитту, то это будет великий результат. Породивший Бодхичитту становится святым существом, объектом поклонения божеств и людей. И о таком только что народившемся Бодхисаттве проявляют заботу все Бодхисаттвы и Будды, потому что такой, новоявленный, Бодхисаттва - это нечто весьма драгоценное, подобно тому как в семье новорожденный - это самое дорогое существо, о котором все члены семьи проявляют заботу. Поэтому постарайтесь зародить в себе Бодхичитту в этой жизни. Я уверен, что если вы постараетесь, то сможете это сделать. Стать Буддой в этой жизни, я думаю, для вас - весьма сложно. Я даже говорил, что это почти невозможно для вас. На 99% невозможно. Но взрастить в себе Бодхичитту в течение одной жизни вы можете - с вероятностью 80-90 %, если будете практиковать по-настоящему.

Начать нужно с того, чтобы установить некоторое равновесие между своими врагами и друзьями. А для этого следует путем визуализации трех групп людей избавиться от неправильного логического обобщения, на котором основано ваше отношение к людям. Чтобы пояснить, о чем идет речь, приведу такой классический пример: человек пошел в Лхасу, но по пути, проходя через одну местность, он был застигнут грозой, и впоследствии всякий раз, когда он приближался к тому месту, то старался как можно скорее миновать ту местность, потому что “там бывает гроза”. Очень важно научиться разговаривать с “врагами”, как с людьми. И потому необходимо медитировать в затворничестве.

В течение одной недели вы медитируете, применяя следующие две класические техники медитации на развитие равностного ума.

 

3.4.1. Первая техника медитации на равностность:

 

Для этой практики не обязательно занимать формальную позу медитации. Это аналитическая медитация, которой можно заниматься где угодно. Она заключается в том, что вы мысленно делите всех живых существ на 3 категории: слева от себя располагаете всех тех, кого вы причисляете к своим врагам - кого ненавидите, кто вам отвратителен, тех, чьи имена не хотите даже слышать. Справа от себя группируете всех тех, кого вы любите, кто вам приятен, близок, кого называете друзьями, родными, близкими. В центре располагаете тех, к кому у вас равнодушное, нейтральное отношение: они вам в этой жизни не вредили и не помогали.

Теперь всматривайтесь в свой ум: осознайте свое отношение к каждой из трех категорий живых существ. Прочувствуйте свою ненависть, неприязнь к тем, кого отнесли в группу врагов. Затем исследуйте, почему вы испытываете к существам данной группы эти негативные чувства. Постарайтесь понять, почему они оказались в этой категории. Спросите себя, почему вы испытываете к ним ненависть, неприязнь. И вы обнаружите, что причина - либо в том, что они вам навредили, либо в том, что они просто вам не нравятся. Когда вы осознаете эти причины, то окажется, что они совсем незначительные, детские, смехотворные причины - те причины, из-за которых вы поместили часть живых существ в категорию “врагов”. Те отдельные вредоносные действия, которые совершили люди по отношению к вам, совсем не являются основанием для логического понятия - “N - мой враг”. В той местности по пути к Лхасе совсем не обязательно бывает гроза. Кроме того, чьи-либо действия могут быть расценены в качестве отрицательных только при наличии отрицательной мотивации. Но у вас нет ясновидения, как вы можете видеть чью-либо мотивацию? Значит, вы не можете, не должны квалифицировать чужие поступки как отрицательные или положительные. Буддийская практика - это самонаблюдение и самоусмирение.

Теперь обратитесь к изучению категории существ справа - тех, что вы квалифицировали как друзей, любимых, родных. Почему вы это сделали? По той причине, что они принесли вам некую пользу или просто нравятся вам. Нет причин глубже, чем эти. А “нейтральные” почему являются для вас таковыми? Оказывается, дело в том, что они, как вы полагаете, не вредят вам, но и не помогают. Проведя такой анализ, вы приходите к выводу: «Я делаю умозаключения о “друзьях”, “врагах”,”нейтральных”, исходя из очень ограниченного понимания вещей, мои выводы о том, что какое-то существо относится к одной из трех категорий, сделаны мной из совершенно недостаточных оснований. Стоит существу из класса “враги” или “нейтральные” сделать для меня что-то хорошее, как я перевожу его в другой класс - “друзей”, а кому-то из класса “друзья” стоит причинить мне неприятность, как я перевожу его в класс “враги”. И я постоянно занимаюсь сортировкой и пересортировкой “друзей”, “врагов”, “нейтральных”. Но ведь в действительности нет самосущих, объективно существующих врагов, друзей, нейтральных существ. Все они имеют только номинальное существование. Как объекты - враги, друзья, нейтральные не меняются, а меняется лишь мое ментальное отношение к ним и мои эмоции по отношению к ним.» Вы осознаете, что из-за вашей эмоциональной нестабильности возникают такие сильные омрачения, как привязанность и ненависть, а из-за них - остальные клеши: зависть, ревность, гордыня и т.п. А этим самым постоянно воспроизводится отрицательная карма. В результате несчастливы как вы сами, так и другие. Вы должны понять после проведенного анализа: “Я мыслю по-детски”.

Рассуждая далее, предстоит понять: «“Враги”, “друзья” и “нейтральные люди”равно добры ко мне. Если некоторые не проявляют своей доброты ко мне в этой жизни, то я не должен забывать, что они были добры ко мне во множестве предыдущих жизней. Нет начала предыдущим воплощениям, поэтому все живые существа равно добры ко мне. Я в равной степени зависел от них всех. Как в прошлом я зависел от них, так и в настоящем прямо или косвенно я завишу от них и в будущем буду зависеть. И когда я стану Буддой, то стану Буддой в зависимости от них.»

Нестабильное отношение к живым существам бессмысленно и ни к чему не приводит. Оно не имеет под собой логических оснований. Если всё же ваш ум не приемлет эти умозаключения, то вам надлежит читать классический текст Праманавартика, в котором изложена сущностная логика буддийского доказательства безначальной эволюции сознания и существования предыдущих жизней. С его помощью вы сможете убедиться в существовании безначальной цепи своих рождений и в том, что все живые существа были в равной степени добры к вам. И вы заключаете: «Поэтому я должен относиться равностно к ним ко всем, пусть даже они считают меня врагом. Те, кто называет меня врагом, учат меня терпению. Со своей стороны, я должен относиться относиться равно ко всем, и если я буду приносить другим счастье, то - в равной степени всем живущим».

Выполнив такой анализ ,- попробуйте установить в потоке своего сознания равностное отношение ко всем живым существам и сконцентрируйтесь на этом чувстве.

Когда вы начинаете привязываться к кому-то, кто сегодня к вам добр, кто хвалит вас, подумайте: «Сегодня они превозносят меня, завтра, когда ситуация изменится, будут превозносить других, а меня, возможно, хулить. Зачем же привязываться к тому, что так же изменчиво и ненадежно, как российская погода?» Мудрые люди, когда волна несёт их вверх, не впадают от этого в восторг, ибо знают, что эта же волна понесет их вниз, и когда волна начинает опадать, то они не испытывают от этого шока. Понимая всё это, в отношении некоторых людей (друзей, супруга) не будьте в начале отношений слишком сладкими (в эмоциональном смысле). Буддизм не запрещает иметь семью, партнеров и т.д. Но с самого начала развития отношений придерживайтесь Срединного Пути и старайтесь вести себя так, чтобы ваша чистая любовь постоянно прирастала, и не надо эти вещи делать предметом обсуждения, не надо об этом говорить. В традиции тибетцев, бурят - вообще буддистов - строить долговременные отношения, следуя Срединному Пути, без крайностей привязанности и ненависти, и укреплять отношения так, чтобы они сохранялись жизнь за жизнью.

Таким образом, равностный ум необходим не только для практики Бодхисаттвы. Равностное отношение ко всем живущим очень поможет каждому из вас в жизни.

 

3.4.2. Вторая техника порождения равностного ума:

9-причинная схема медитации

 

А сейчас я объясню вам вторую классическую технику порождения равностности. Эта техника в прежние времена служила фундаментом для применения Метода порождения Бодхичитты, называемого “Обмен себя на других”. На мой взгляд, эта техника более эффективна и полезна, чем первая. Между первой и второй техниками развития равностности есть небольшая разница в том отношении, что благодаря первой технике формируется именно равностное отношение ко всем живущим, а благодаря второй технике, о которой сейчас пойдет речь, происходит развитие равностного желания помогать всем живым существам. Это как бы более продвинутая практика (в смысле порождения Бодхичитты и Пути). Очень важно знать: до тех пор, пока не зародится в потоке вашего ума равностное желание помогать всем живым существам, до тех пор вам не зародить Бодхичитту. Может показаться, что это вообще невозможно - достигнуть равностного желания помогать всем живущим. Но это возможно, это осуществимо - такое отношение равностности ко всем живым существам, когда практикующий испытывает желание помогать им всем. Всё дело в уме, точнее говоря, в том, чтобы приблизить его посредством медитации к равностному желанию помогать всем живущим. Вторая техника порождения равностного отношения - это более мощная техника, чем первая. Используя вторую технику, вы порождаете в себе желание принести благо всем живым существам - такое чувство равностности, которое заключается в желании оказать помощь всем живым существам. Разница между этими двумя методами: используя первую технику, вы достигаете такого чувства равностности ко всем живым существам, что вы просто не различаете их - относитесь ко всем живым существам одинаково ровно. А при использовании второй техники, в процессе медитации на основе этой техники, в вас появляется желание принести благо, равное благо, всем живым существам. Это более мощный метод. Я медитировал с применением второго метода, и это принесло мне очень большую пользу. Та небольшая доброта, которая сейчас во мне есть, появилась благодаря этому методу. Несмотря на то, что китайцы причинили очень много зла Тибету, убили наших сородичей, уничтожили всё, что было, когда я вижу китайцев, во мне не появляется никаких негативных эмоций по отношению к ним. Я очень спокоен по отношению к китайцам и к Китаю и хотел бы помочь им чем смогу[121]. Вы тоже должны практиковать равностный ум. Я рассказываю вам о собственном опыте развития равностного ума не для того, чтобы показать, какой я великий, а просто в качестве примера для вас. Очень важно видеть в своем Духовном Наставнике образец осущесвления Учения и во всем следовать его примеру. Одних лишь теоретических Учений недостаточно, у вас должен быть Наставник, который подает вам пример, который действительно идет по Пути, и поскольку он следует этим Путем и проходит его, это должно дать вам вдохновение для того, чтобы следовать тем же Путем.

Подобный образ мышления, основанный на принципе равностности, - это источник гармонии и умиротворения вашего ума. Вы в этом случае уже не завидуете тем, кто добился в жизни какого-то успеха или чего-то большего, чем вы. Вы испытываете сорадость. Но если не будет подобного осознания, то возникнет зависть, которая с первого же момента своего появления в потоке вашего ума начинает разрушать ваше умственное спокойствие, и затем из зависти возникают другие отрицательные эмоции. Так что очень важный способ укрощения вашего ума - это развитие равностности.

С помощью медитации до вашего сердца дойдет, что нет смысла в различении людей и других существ, а среди людей - буддистов и не-буддистов, врагов и друзей.

9-причинная схема медитации на равностность:

Эта медитация состоит из 9 положений. Когда придет время приступить к порождению Бодхичитты в потоке вашего сознания, вам надо будет уходить периодически в месячный ретрит по Бодхичитте. В течение этого ретрита вам надлежит медитировать в течение первых четырех дней с использованием первой техники развития равностности, затем в течение последующих четырех дней - с использованием второй техники развития равностности, а в оставшееся время - медитируйте на развитие Бодхичитты, используя соединенный метод её порождения (можно также практиковать развитие равностности в течение одной недели, применяя во время одной сессии первую технику, а во время следующей сессии - другую технику). Тогда, я уверен, через месяц вы вернетесь совсем другими людьми. Конечно, вы будете не совсем святыми, но очень сильно будете отличаться от того, какими были раньше. В будущем будет издана книга, основанная на этих наставлениях. Уходя в ретрит, нужно взять с собой эту книгу. И когда вы будете читать книгу, то по мере прочтения книги вы будете всё яснее и яснее понимать положения медитации, и тогда со временем вы станете искусны в упражнениях на порождение Бодхичитты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.