Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возникновение желания отблагодарить их за доброту



 

Это положение я тоже уже объяснял прежде. На него вам нет нужды много медитировать, так как чем больше вы будете медитировать над вторым положением, тем более в вас естественным образом будет возникать желание отблагодарить живых существ за их доброту. Это чувство будет появляться само по себе, спонтанно. Если вы думаете о том, как добр к вам был тот или иной человек, то - если у вас есть сердце, - естественным образом возникнет желание отблагодарить его. Но здесь вам надо проявлять некоторую силу духа, потому что речь идет о всех живых существах: «Все живые существа были добры, поэтому я хочу в равной степени их всех (каждого) отблагодарить.» Вот это чувство - желание отблагодарить каждое живое существо за проявленную доброту - очень важно породить. Когда вы с помощью медитации закладываете в своем сознании первые две основы (ступени Бодхичитты) - понимание, что все живущие были моими матерями (1), приходящее одновременно с пониманием реальности прошлых и будущих жизней, и памятование о доброте живых существ(2), - то третья основа (ступень Бодхичитты) - желание отблагодарить их за доброту(3), - формируется в вашем сознании уже легко.

Доброта живых существ проявляется двояким образом. Во-первых, это та доброта, которую проявили к вам живые существа в то время, когда были вашими матерями. Во-вторых, это та доброта, которую живые существа проявили по отношению к вам в то время, когда они не были вашими матерями. Когда вы медитируете о доброте второго вида, то в первую очередь думайте о доброте тех, кто помогает вам выжить, не умереть. А также памятуйте о доброте живых существ, которые помогают вам заниматься духовной практикой.

Итак, я изложил эти три положения подробно. Вы можете ещё более углубить их, когда станете медитировать, - уже сопрягая их с собственной жизнью. Что касается собственно медитации на эти положения, то вам не обязательно медитировать в формальной позе.

 

3.6.3. Четыре характеристики Сынов Благородной Семьи -

практиков махаяны

 

Для людей, которые практикуют Учение Будды и, в частности, пытаются породить в себе Бодхичитту, основной практикой должно быть оказание помощи в обществе - социальная помощь. Вы никогда не должны причинять никакого вреда обществу. Люди, считающие себя последователями махаяны, должны обладать четырьмя качествами. Если у вас отсутствуют данные четыре характеристики, то вы не являетесь детьми Благородной Семьи. А практики махаяны считаются именно детьми Благородной Семьи, ибо всё, что они делают, они стараются осуществлять ради блага всех живых существ. Детям Благородной Семьи присущи 4 характеристики, поэтому постарайтесь обрести их, чтобы вступить в эту семью практиков махаяны. Прилагайте все свои усилия к тому, чтобы они появились у вас. Если у вас не будет других качеств - не важно. Главное, чтобы вы имели эти 4 характеристики. В этом случае все остальные положительные качества придут к вам сами.

Итак, я расскажу, что это за 4 характеристики сыновей Благородной Семьи. На самом деле вам ещё рано знать о таких вещах, но сегодня я хочу рассказать вам о них.

1 характеристика: вам должно быть стыдно всё время говорить “я,я,я...”, “я - самый умный”, “я сделал то-то”, “у меня много различных посвящений”, “я высокореализованный практик” и т.п.

2 характеристика: вы должны быть счастливы рассказывать о своих недостатках, признавать свои ошибки: “да, это моя ошибка”, “да, я ленивый”, “да, у меня ум замутненный”. Научитесь признавать свои ошибки и чувствовать радость, делая такие признания. Когда вы не скрываете совершенную ошибку, то освобождаетесь от чувства вины и поэтому испытаете радость. Многие люди пытаются скрыть правду. Иной раз они пять раз солгут, чтобы скрыть одну-единственную ложь, а затем чтобы скрыть эту пятикратную ложь, им приходится лгать уже 20 раз. Но до каких пор можно продолжать обманывать других? Самый лучший метод действия в тех случаях, когда вы совершили ошибку , это с самого начала признать эту ошибку: “Да, это моя ошибка, я глупый”. Но если вы признаетесь, что вы - глупый, то глупым от этого не станете, а наоборот, станете только мудрее.

Первый шаг к Мудрости - это осознание своих собственных недостатков и промахов. Люди, у которых есть сила признавать свои ошибки, являются мудрыми, сильными людьми. Слабые люди не способны открыто говорить о собственных недостатках. Они обвиняют во всем других людей. Такие люди говорят: “Это N виноват в случившемся, я тут ни при чем”, “Моя медитация плохая не потому, что я допустил ошибку, а потому что мой сосед кричал”. (Смех) Не надо подобным образом действовать. Если сосед кричит в то время, когда ты медитируешь, то это - как хорошая песня. Человек, который не может контролировать свой ум, сидя в горах, обвиняет всё что угодно, когда медитация идет плохо, только не себя. Запоет за окном пташка - для него это плохо. Зашумит ветер с гор - для него это плохо. Дождь пойдет - это тоже плохо. В действительности ваш ум - источник всего этого “плохого”. Если у вас есть немного Мудрости, то и песня птицы, и стук дождя по крыше, и шум ветра, - всё полезно для медитации. Во всем есть своя красота. Если наш человечский ум знает, как должен функционировать правильно, если мы умеем правильно воспринимать происходящее, то во всём увидим красоту. И всё, что бы ни происходило, для нас будет хорошим и полезным. Зимой природе присуща своеобразная красота, и летом окружающий нас мир прекрасен. Итак, вы должны быть счастливы выявлять и признавать свои ошибки.

Один Мастер традиции Кадампа, Геше Пэм, до того как встреитлся с Дхармой, был бандитом. Однажды на горе он столкнулся с какой-то старухой. Она спросила его: “Кто ты такой, как тебя зовут?“ Когда он назвал свое имя, то старая женщина так испугалась, что тут же испустила дух - настолько громкая и дурная репутация была у Пэма. Пэм был этим сильно потрясен: “Я хуже дикого зверя. От одного только вида хищника люди не умирают. А она умерла от разрыва сердца, услышав моё имя. Я очень плохой человек. Нужно искать нектар Дхармы и укротить это страшное существо, которым я являюсь. С этого мгновения я прекращают заниматься разбоем.” И отправился на поиски Духовного Наставника. Он встретил великого Мастера традиции Кадампа, практиковашего в горном уединении, получил от него наставления и стал практиковать. Совершенно прекратил прежние свои занятия и стал очень хорошим монахом. Однажды группу монахов из того монастыря, где он теперь жил, в том числе и его, пригласили провести молебен в одном доме. Поскольку он стал монахом позднее других, то сидел ниже всех. Когда хозяин стал раздавать гостям угощение, то всем накладывал очень помногу, и у Пэма мелькнула мысль: “Если он всем так щедро будет класть,то когда дойдет до меня очередь, то мне ничего не достанется”. Он тут же поймал себя на этой мысли и перевернул свою чашу. Когда наконец дошла до него очередь получить угощение, то он сказал: “Благодарю вас, я уже поел.” Хозяин удивился: “Когда же ты успел?”. Пэм признался: “Когда вы слишком щедро угощали других, то я испугался, что мне не достанется. Своим умом я уже наелся, поэтому не буду теперь есть.” Вот это и есть настоящая практика, когда человек не боится признать свои ошибки и рассказывает о них откровенно. В действительности та его ошибка стала его украшением, когда он рассказал о ней. Попытайтесь таким же образом поступать, когда в столовой слишком много людей. Я шучу.

Как бы то ни было, очень важно постоянно следить за своим умом и обнаружив какую-то свою ошибку, с радостью сообщать об этом другим. Это очень трудная практика, но - мощная. Прочитать сто миллионов раз мантру - нетрудно, но вот подобное практиковать в своей повседневной жизни - это трудно. Однако если вы будете придерживаться правильной философии, то практика нескрывания собственных ошибок будет нетрудным делом. Вы с радостью будете заниматься такой практикой. Для мудрых людей это несложно. Но чтобы поступать таким образом, действительно нужна Мудрость.

3 характеристика: вам должно быть стыдно рассказывать о недостатках других людей. Обычно вы способны видеть мельчайшие недостатки других. Иной раз, даже если человек не совершал ошибку, ваш ум может “сделать” за него ошибку - интепретировать действие человека как ошибку. Детям Благородной Семьи должно быть стыдно всё время говорить о других плохое. Иногда допустимо прямо говорить человеку: “Пожалуйста, не делай этого, потому что это нехорошо. Я думаю, ты совершаешь ошибку. Возможно, я не прав и это не ошибка. Не мог бы ты обяъснить, почему ты так поступаешь?”.Никогда не делайте скоропалительных выводов о чем либо, не проанализировав ситуацию всесторонне. Лучше говорить о замеченных чужих ошибках в такой форме: “На мой взгляд, ты допускаешь ошибку. Может быть, я ошибаюсь. Пожалуйста, объясни мне, почему ты так делаешь.”И если это всё же ошибка, попросите совершившего эту ошибку человека не повторять её, так как это причинит вред другим. Ясно, да? Так что вам должно быть стыдно говорить о других плохое. Если вы хотите о ком-то что-то сказать плохое, то из сострадания вы должны говорить это в лицо тому человеку. Но за спиной людей надо стараться говорить о них только хорошее.

4 характеристика: вы должны быть счастливы рассказывать о положительных качествах других людей, даже если этот человек - ваш враг, но вы видите в нем что-то положительное. В этих случаях нужно сказать примерно следующее: “Мы с ним не очень близки, но вот это качество в нем я ценю.”

Только обладая этими перечисленными четырьмя характеристиками, вы станете Детьми Благородной Семьи. Вы не можете стать Сыном (Дочерью) Благородной Семьи или практиком махаяны, утверждая: “Я - практик махаяны, я - Сын (Дочь) Благородной семьи”. Повторяя эти слова, вы не войдете в круг Благородной Семьи, или практиков махаяны. Но в том случае, если вы не разглагольствуете ни о чем подобном, а просто имеете эти 4 качества, то будете подобны металлу, который трансформируется в золото путем алхимической мутации. Вам не понадобится говорить, что вы - золото, вы и без этого станете золотом. В чем заключается алхимия, о которой идет речь? Она заключается в этих четырех характеристиках, которые чудесным способом превращают обычных эгоистичных существ в Сынов Благородной Семьи. Если вы не станете Сыном (Дочерью) Благородной Семьи, то Бодхисаттвой стать не сможете. Не став Бодхисаттвой, вы никогда не достигнете состояния Будды, даже если к вам снизойдут сотни божеств и даруют всевозможные посвящения, даже если будете практиковать высшую Йога-тантру. Я гарантирую - Буддой вы не станете таким путем. Если в поле не засеяно семя Бодхичитты, то можно вылить тонны воды и удобрений, но оно останется бесплодным. Вначале умный фермер, закупает зерно, причем самого лучшего качества, и лишь потом начинает искать удобрения. Этот пример должен показать очень многое, призван помочь вам открыть глаза, раскрыть ум.

На прошлой лекции я ошибся, признаю это: 4 положение - это “уравнивание себя с другими”, а не “ущербность себялюбия”. Я сверился с текстами. Я признал свою ошибку, и в будущем никто не скажет, что Геше Тинлэй дает неправильное Учение. Я был бы дураком, если бы не признался в этом, а стал бы утверждать, что ученики неправильно поняли меня или неправильно записали.[139]

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.