Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основным объектом медитации является развитие в себе сосредоточения, основной причиной сосредоточения является внимательность. 9 страница



Теперь третий логический аргумент абсолютной точки зрения, согласно которому ваши друзья и враги подобны этой горе и другой горе. Если вы находитесь на этой горе, то смотрите на другую гору и говорите про неё - “другая гора”, а когда вы перейдете на ту гору, то она уже станет для вас этой горой, а первая гора, которая была сначала этой горой, станет после перехода уже другой горой. Где же находится “эта гора”? Нет никакой самосущей этой горы и нет самосущей другой горы. Эта гора и другая гора имеют взаимозависимое происхождение: не имея “этой горы”, вы не можете сказать - “другая гора”. И друзья, и враги имеют взаимозависимое происхождение. Нет оснований делить живых существ на близких (родных, друзей) и на далеких (чужих, врагов). Следовательно, на самом деле бессмысленно и наше противостояние каким-то “врагам”. Вдумайтесь в это. Всякое насилие бессмысленно, лишено какой-либо основы в реальности, ибо все живые существа образуют единую семью. Вся история буддизма - это история ненасилия.

“Друг и враг подобны этой горе и другой горе, так зачем же мне делить людей на разные категории, привязываться к одним, а к другим чувствовать отвращение (ненависть)? Я должен относиться равностно к тем и другим. Я принесу им благо в равной степени. Начиная с этого момента и до тех пор, пока не стану Буддой, всё, что я буду делать, я стану посвящать в равной степени счастью всех живых существ”, - и развив в себе такую сильную решимость, вы переходите к однонаправленной концентрации на равностностном отношении ко всем живущим.

Сначала вы подробно, шаг за шагом анализируете положения 1-9 и развиваете в себе сильную убежденность, потом вкратце проходите эти положения, после чего развиваете в потоке сознания очень сильное чувство равностностной любви и сострадания ко всем живым существам. И когда это чувство возникнет в сердце, то пребывайте на этом чувстве. Это и называется “однонаправленная концентрация”. Когда вы что-то анализируете, это называется аналитической медитацией. Одновременное (в рамках одной сессии), последовательное (не одновременное!) соединение обоих способов медитации, сначала - аналитической медитации, а затем - однонаправленной концентрации, породит в потоке вашего сознания равностное чувство по отношению ко всем живым существам. Вы почувствуете, что все существа в равной степени нуждаются в вашей любви и в вашем сострадании. Позднее, когда убежденность в положениях 1-9 и чувство равностности несколько ослабеют, то снова проходите вкратце через все эти положения, чтобы стимулировать свою убежденность в них и потом снова переходите к однонаправленной концентрации на чувстве равностности и пребываете в этом чувстве. Вот таким образом вы сможете лечить свой ум. Это лучшее лекарство, с помощью которого вам удастся усмирить свой ум. После подобной медитации при встрече с самыми разными людьми у вас будет совершенно равностное отношение ко всем ним - вы будете любить их всех одинаково. И тогда будете подобны Бодхисаттвам, хотя ещё не вполне - Бодхисаттва, вы будете святым существом, хотя еще не вполне - святой. Существует много различных уровней святости.

Вопрос:У меня 1 яблоко, а нищих - 10. Почему я должна разделить яблоко между всеми десятерыми - ведь каждому из них достанется слишком мало, чтобы утолить их голод, не лучше ли насытить хотя бы одного из них?

Ответ:Аргумент, в котором говорится о 10 нищих, это логический аргумент, доказывающий необходимость определенного ментального отношения буддийского практика к живым существам, а именно, равностного к ним отношения, когда они все логически уподобляются десятерым нищим. В логическом отношении между ними нет никакой разницы, поэтому всем им в равной степени практик махаяны должен помогать. Здесь речь идет о принципиальном ментальном отношении. Если же вы имеете дело с 10 нищими не в медитации, призванной изменить ваше отношение к живым существам, а в реальной жизни, когда вы должны поступить каким-то образом, имея всего 1 яблоко, то существуют различные варианты действия: в частности, вы можете провести жеребьевку и отдать яблоко наиболее удачливому из них. Нужно понять, что медитативное формирование равностности в качестве ментального отношения к живым существам является необходимой основой развития Бодхичитты, а Бодхичитта совершенно необходима для достижения состояния Будды, то есть потенциала, благодаря которому вы когда-нибудь сможете реально, а не только в визуализации, помогать всем живым существам. Без этого вы, при всём желании, увы, не имеете возможности помогать всем, кто нуждается в помощи. Поэтому и нужно, медитируя, развивать равностное отношение ко всем живущим, а потом и Бодхичитту, а в реальной жизни - помогать другим по мере своих возможностей (которые возрастают по мере практики). Не надо раздавать всем рабочим собственного предприятия все свои деньги. Я уже говорил, что не надо никому позволять рубить плодоносящее дерево и не надо этого делать вам самим.

3.5. Два классических метода порождения Б о д х и ч и т т ы[123]

Один из них идет от Майтрейи/Асанги и являет собой Метод «Семичленные наставления в шести причинах и их результате» (сокр. - Семичленный Метод). Другой идет от Манджушри, через Нагарджуну и Шантидеву, и называется «Метод Обмена себя на других». Он учит, как уравнять себя с другими и поставить себя на их место. С помощью этих двух различных методов представляется возможным установить в потоке сознания Бодхичитту Устремления, а помощью объединенного метода, соединяющего положения обоих методов в одну систему, можно развивать далее Бодхичитту до её совершенства.

Что представляет собой практика развития ума, которому присуще альтруистическое намерение стать Буддой? В “Драгоценности ясного постижения”(Абхисамаяламкара), где даны подробные наставления о раскрытии ума посредством порождения Бодхичитты, Майтрейя говорит:

Порождение (альтруистического) ума установлено как

желание

Достичь полного, совершенного просветления

во имя других.[124]

 

3.5.1. Первый метод порождения Бодхичитты - «Семичленные наставления

в шести причинах и их результате»

 

Этот метод представляет собой объяснение шести стадий аналитической медитации по определенным положениям (темам). К аналитической медитации по этим пунктам следует переходить, после того как в контексте своей ежедневной Молитвы и практики Лама Чодба (для получивших Посвящение) вы визуализировали Бодхисаттву Авалокитешвару и начитали мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Напоминаю, что прежде чем приступать к медитативной практике на порождение Бодхичитты, вы предварительно должны установить равностный ум - посредством отдельной медитации или первым пунктом собственно медитации на порождение Бодхичитты. После этого приступаете к собственно медитации на порождение Бодхичитты, используя следующие положения:

1. Признание всех живых существ своими собственными матерями;

2. памятование об их доброте;

3. развитие желания отблагодарить их за доброту;

4. любовь;

5. сострадание;

6. необычный умственный настрой, или чистые пожелания.

Результатом аналитической медитации на 1-6 положения является 7-я стадия медитации - порождение Бодхичитты.[125].

3.5.2. Второй метод порождения Бодхичитты - «Обмен себя на других»[126]

Это наставления по развитию Бодхичитты согласно методу самоотождествления с другими и постановки себя на их место, разработанному Шантидевой. Данный метод применяется также в контексте ежедневной практики и на основе предварительно установленного равностного ума. Соответствующая этому методу медитация состоит, согласно инструкциям Его Святейшества Далай-ламы, из пяти разделов: 1) отождествление себя с другими; 2) рассмотрение неблагоприятных последствий себялюбия с разных точек зрения; 3) рассмотрение преимуществ заботы о других с различных точек зрения; 4) реальная постановка себя на место другого; 5) принятие-отдавание.

Так как положения обоих классических методов включаются в подробно объясняемый ниже Синтетический Метод, то здесь опущены комментарии на конкретные положения этих методов.

 

 

3.6. Синтетический двенадцатичленный метод порождения

Бодхичитты

 

Кратко резюмируя уже сказанное, можно констатировать, что медитация на порождение Бодхичитты, объясняемая мною, есть синтез двух классических техник, одна из которых восходит к Майтрейе/Асанге/Атише, вторая - к Манджушри/Нагарджуне/Шантидеве/Атише. Мой Духовный Наставник, Панор Римпоче, обосновал необходимость объединения этих двух методов: «В наши дни у живых существ очень мало заслуг и очень грубое сознание, поэтому с помощью лишь одной из техник они не смогут породить Бодхичитту. Им нужно использовать оба метода.» Я получил эту объединенную технику медитации от Панора Римпоче, который был самым настоящим Бодхисаттвой, прожившим в горном уединении 35 лет. Я получил также Учение о медитации на взращивание Бодхичитты от Его Святейшества Далай-ламы XIV. Но от Панора Римпоче я получил более подробные наставления. Он медитировал в горах в течение 30 лет. Я тоже медитировал в горах, в течение трех лет, и в то время он передал мне это Учение. Раньше я не знал о существовании такого Учителя, потому что он был тайным йогином. Но как-то однажды Его Святейшество Далай-лама обратился ко мне со словами: «Ты должен пойти в горы и получить Учение от Панора Римпоче, потому что это один из тех Мастеров, которые встречаются крайне редко. Ты не сможеть повстречать такого Наставника снова и снова.» Но у меня был очень упрямый ум, и я не отправился тогда же на поиски Панора Римпоче. Мне казалось, что у меня достаточно Учителей, и не хотелось иметь новых Наставников. Я медитировал в горах и как-то спустился в резиденцию Его Святейшества Далай-ламы, чтобы получить от него Учение и совет. Во время той встречи Его Святейшество спросил меня: “Ты виделся с Панором Римпоче?”. Я ответил: “Нет, я не хочу иметь слишком много Духовных Наставников. У меня их достаточно.”Его Святейшество на это сказал: «Это свидетельствует о том, что твой ум очень упрямый. Тебе следует отправиться к Панору Римпоче, познакомиться с ним и на собственном опыте убедиться, что это подлинный Учитель, потому что таких Мастеров, как он, крайне мало.» Я отправился на поиски пещеры Панора Римпоче, нашел его и получил от него Учение. С самого первого дня, - из-за того, что у нас с ним очень сильная кармическая связь, - я почувствовал к нему особое, очень сильное чувство. У Панора Римпоче Духовным Наставником был Чодбэн Римпоче, который считается одним из самых выдающихся Учителей Тибета. Это был подлинный живой Бодхисаттва. Все его знали. Его Святейшество Далай-лама очень высоко его ценил и высказывался о нем с большим уважением. У Панора Римпоче, к которому меня направил Далай-лама для ученичества, очень неординарная история жизни. Я хочу рассказать её вам.

Когда Римпоче получил ученую степень геше, он сбежал из монастыря и поселился в горах: ему пришлось бежать, потому что все хотели, чтобы он, как выдающийся ученый, оставался преподавать. В горах он занялся медитацией на Ламрим, делая упор на очищение кармы и накопление заслуг, а затем - на порождение Бодхичитты, поскольку знал, что без развития просветленного сознания достичь состояния Будды невозможно, какой бы практикой он ни занимался. По словам Римпоче, он занимался Тантрой, но его особой практикой было развитие Бодхичитты, а в её рамках - дыхательная практика тонглен[127](принятие-отдача). И вот однажды во время его медитации неожиданно в его дверь постучались трое больных и сказали ему: “Мы болеем проказой, поэтому жители деревни боятся приблизиться к нам и не могут нам помочь”. Римпоче показалось, что это какие-то необычные больные. Он тут же ответил: “Да, я с радостью вам помогу.” Так он начал им служить. Каждый день носил им пищу, мыл их тела, изъеденные проказой, стирал им одежду. При этом у него не было мысли, что он сам может заразиться от них. Когда же во время обострения больные не могли ночью подниматься с постели, ему приходилось подставлять свою миску и выносить мочу на улицу. А у него была только одна миска: по ночам в ней он выносил мочу прокаженных, а утром тщательно промывал и готовил в ней пищу. Выполняя практику истинной Бодхичитты, которая по-настоящему была связана с жизнью, он имел мотивацию Бодхичитты и делал такое посвящение заслуг: занимаясь этой практикой, я освобождаю от страданий троих людей, так пусть же в будущем, силою этих заслуг, я буду освобождать всех живых существ. Позднее Римпоче рассказал своим ученикам, - а большинство монахов его монастыря были его учениками, и они рассказали мне эту историю, - что однажды во время занятий этой практикой в его сознании зародилась очень сильная Бодхичитта. И с того момента он стал испытывать чувство невероятного счастья, такого, что никакое другое счастье не могло сравниться с ощущением, которое он переживал. Своим ученикам он говорил: “Мне стала доставлять огромную радость возможность помогать другим существам.”Вскоре после того, как Бодхичитта зародилась в уме Римпоче, прокаженные сказали: “Нам пора уходить.” Римпоче просил их повременить с уходом, но те ответили: “Нет, время уже истекло!” Они ушли и исчезли из его жизни. Больше он их никогда не видел.

В действительности эти прокаженные были эманациями какого-то божества, скорее всего, Авалокитешвары. Таким образом, вы можете себе представить, что для того, чтобы у вас зародилась Бодхичитта, Авалокитешвара может принять форму даже больного человека. Для меня эта история была очень полезной. Она открыла мои глаза и помогла понять, в чем заключается в действительности практика Бодхичитты.

Римпоче сказал: “В течение многих лет я медитировал на Бодхичитту, но было трудно породить её. А благодаря практике помощи моя Бодхичитта становилась всё сильнее.”Перед тем, как уйти, он подарил свою миску одному из своих учеников - геше Цзугье. “Пусть эта миска, - сказал Панор Ринпоче, - останется у тебя и будет подарком, поможет тебе породить Бодхичитту. Я породил Бодхичитту с её помощью, но это было нелегко. Ты тоже не надейся на быстрое и легкое обретение реализации просветленного сознания. Ты добьешься этой цели, только пройдя через трудности”[128]. Геше Цзугье принял эту миску как очень драгоценный предмет.[129] Он занимается медитацией в горах Дхарамсалы. Мы были очень близкими друзьями.

Таким образом, я получил Учение от Панора Римпоче и практиковал его. Для меня это Учение оказалось по-настоящему полезным. Оно явилось для меня настоящим сокровищем. У меня немного медитативного опыта по данной практике, но небольшой опыт есть. Я могу вам гарантировать на 100%, что любой человек, который будет практиковать этот метод порождения просветленного сознания, непременно испытает на себе его результаты. Эта практика любому принесет реализацию. Ведь если вы съедите хотя бы крошечный листочек целебного растения, то даже этот маленький листочек вам поможет. С другой стороны, маленькая деталь машины - это ещё не машина. Но даже крошечный осколок алмаза - это алмаз. Так вот, Бодхичитта подобна целебному растению и алмазу: даже самый незначительный, небольшой опыт Бодхичитты - это всё равно Бодхичитта.

Если вы станете медитировать на порождение просветленного ума после получения полных сущностных наставлений, то обнаружите, что результат медитации - очень значительный. А если услышите только отрывок Учения о Бодхичитте, то эти частичные наставления вас не изменят. Вы можете, конечно, поразмышлять о страданиях матерей-живых существ и даже поплакать из-за этого, и будете думать, что уже взрастили Бодхичитту... Атиша говорил, что людям очень трудно взрастить просветленный ум, так как они не знают точно, как это делается, и что у тибетцев - очень странная Бодхичитта. Он критиковал тибетцев из чувства сострадания к ним. И когда я вам говорю: “Если вы думаете, что обладаете Бодхичиттой, то заблуждаетесь. Вы не знаете, что такое Бодхичитта”, - то это продиктовано также моим состраданием и заботой о вас. Я ставлю вас на землю. В течение 3-4 лет Атиша в Тибете давал Учение о Прибежище, карме, Четырех Благородных Истинах, хотя его просили дать 6 Йог Наропы и другие продвинутые практики. Тибетцы прозвали его Учителем Прибежища. В действительности начинать нужно с Прибежища, и то, что сделал Атиша, было очень важно и полезно для Тибета. В этих моих наставлениях есть скрытый смысл, попробуйте расшифровать его сами.

Итак, я изложу вам положения медитации на Бодхичитту, в которой используются в синтетическом виде (12 положений) оба классических метода. Основой медитации должен быть равностный ум. Если вы будете медитировать по отдельности на порождение равностного ума и порождение Бодхичитты, то в этом случае до того, как приступить к собственно медитации на развитие Бодхичитты, вы медитируете на развитие равностного ума - так, как это объяснено выше, - а после этого приступаете к собственно медитации по синтетическому методу порождения Бодхичитты (вариант 1). Она состоит в этом случае из 12 пунктов. Если же вы в медитацию включите ещё в качестве отдельного положения - первым пунктом - порождение равностностного ума (вариант 2), то ваша медитация будет состоять из 13 положений.

3.6.1. С у щ н о с т н ы е положения медитации на порождение Бодхичитты: синтетический метод из 12-ти положений (вариант 1)[130]

 

1. Все живые существа были моей матерью.

2. Воспоминание об их доброте.

3. Желание отблагодарить их за доброту.

4. Уравнивание себя с другими.

5. Ущербность себялюбивогоума.

6. Преимущества альтруистического ума, заботящегося о других

7. Заботиться о других - это мудро.

8. Принятие на себя страданий других посредством порождения сострадания.

9. Даяние другим счастья посредством порождения в себе любви.

10. Действительный обмен себя на другого.

11. Порождение в себе необычайного, высшего, ума.

12. Порождение в себе Бодхичитты.

 

 

3.6.2. Сущностные наставления в синтетическом методе порождения

Бодхичитты из 12 положений: п. 1-8.

 

Шесть из этих положений были объяснены Майтрейей в Абхисамаяламкаре, некоторые из положений объяснены Шантидевой в Бодхичарьаватаре, некоторые разъясняются в Лочжонге. Все сокровища Бодхичитты были собраны и изложены в компактной форме, в определенной последовательности, в которой ни одно из положений не противоречит другим. И вот это называется линией Венсапы. Когда мудрые люди слушают комментарий на эти положения, если у людей есть ум, то они обязательно оценят Учение Ламы Цонкапы, а также линию Венсапы. Так говорил мой Учитель. Это не новое Учение, придуманное Венсапой. В Тибете не создавалось новых буддийских Учений. И Чже Цонкапа не создавал новых Учений. Это наиболее сущностные наставления, которые были заимствованы из самых разных сутр, - подобно сырью, которое собирается из различных источников для приготовления сложного блюда, - и приведены в систематическую форму, и нам остается только использовать их в этом готовом виде. В наше время получать подобные сущностные наставления очень важно, так как мы ленивы и не располагаем временем для того, чтобы изучать все коренные тексты, к тому же отпечатки, имеющиеся в нашем сознании, не очень хорошего качества, в силу чего даже читая какую-то сутру, мы не способны адекватно понять её истинный смысл, легко можем впасть в ошибку неверной интерпретации прочитанного, а если даже и поймем прочитанное Учение, то не в состоянии выстроить его в правильной последовательности, необходимой для медитации. Восприятие Учения современными людьми можно сравнить с тем, что вы пересчитываете звезды на небе, не связывая их одну с другой - в определенную систему знания.

С помощью Духовного Наставника вы сможете понять сущностное значение Учения сутр гораздо быстрее, и вам удастся понять полное, целостное, Учение Будды так, что в вашем понимании не останется ни единого противоречия, кроме того, вы сумеете осознать, что каждое наставление Будды предназначено для медитации. И не останется ошибочных представлений - будто одни буддийские Учения являются высокими, полезными, необходимыми, а другие не являются таковыми. До вашего сознания дойдет, что всё Слово Будды, каждое Его Учение предназначено для того, чтобы человек (отдельно взятый) достиг состояния Будды. Тогда вы будете знать, как надо медитировать в правильной последовательности. Таковы преимущества получения Учения от Духовного Наставника. В противном случае вы можете читать книги о Дхарме хоть десять лет, но эта информация не поможет вашему собственному духовному развитию. Ваши занятия подобны обсуждению чужих реализаций. Положение ваше можно сравнить с положением человека, который подробно обсуждает качество товаров, выставленных на продажу в разных супермаркетах, и даже спорит с кем-то по поводу этих товаров, их цен и качества, тогда как на самом деле он их не покупает и не в состоянии купить, отчего сам спор является бессмысленным. Если вы станете вести такие “диспуты”, то это пустая трата времени. Однако диспут совершенно необходим. С кем вы ведете диспут? Со своим собственным ложным пониманием вещей. Вы опровергаете во время диспута не внешнего оппонента, а свои собственные заблуждения, свой негативный, эгоцентричный, ум. Когда вы устраняете в ходе диспута хотя бы одно небольшое заблуждение, то вместо него приходит одна небольшая мудрость.

В Учениях о Бодхичитте сказано, что если будете любить других больше, чем себя, заботиться о других больше, чем о себе, то достигнете безупречного счастья. Но для обыденного сознания это не очевидно. Это не укладывается в наши привычные представления. Поэтому медитирующий должен обосновать эту истину на философском уровне - дать объяснение, почему это так. Когда мой Учитель давал мне Учение о Бодхичитте, то он не делал акцента на вещах возвышенно-эмоциональных. Нет. Он вел с нами, своими учениками, логические диспуты по поводу различных моментов этого Учения, потому что в начале усвоения Учения эмоциональность способна чинить препятствия, она станет застилать вам глаза, ум, и вы можете из-за этого сделать много неправильных выводов. Посредством эмоций я с легкостью могу заставить вас испытать состояние Бодхичитты, но это просветленное состояние очень легко улетучится из вашего сознания.

 

Объяснение положений 1-8

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.