Оценку эффективности проекта проведем используя метод чистой текущей стоимости (NPV). В этом методе учитывается временная стоимость денег и заключается он в том, что находится чистая текущая стоимость ожидаемого чистого денежного потока инвестиций, а затем вычитается из этой величины стоимость первоначальных затрат на проект. Если чистая текущая стоимость проекта положительная, проект следует принять, если отрицательная - проект следует отклонить.
Чистая текущая стоимость проекта (NPV) находится по формуле:
NPV =
n
S
t = 1
Rt
(1 + k)t
- С
где Rt - чистый денежный поток в год;
t, n - время существования проекта;
k - стоимость капитала проекта;
С - первоначальные затраты проекта.
Стоимость капитала проекта определяем из расчета, что долгосрочный кредит можно использовать не для приобретения основных фондов, а, например, направить на приобретение доходных инструментов финансового рынка (например ГКО). При этом доходность возьмем в 15%. Тогда при t = 5 лет, С = 143000 долларов и Rt = 49920 лет NPV = 24340 долларов. Следовательно проект надо принять.
Оценка рисков
Рассмотрим основные возможные риски:
1. Риск отсутствия сбыта.
Его вероятность невелика, однако, чтобы ее уменьшить, следует уже на стадии подготовки производства установить контакты с потенциальными потребителями.
2. Риск неплатежеспособности покупателей.
Вероятность этого риска оценить трудно, и сделать это надо в ходе маркетинга. Одним из вариантов является организация «обмена» нашей продукции на продукцию химкомбинатов, с последующей реализацией этой продукции через розничных торговцев.
3.7. Бизнес-план к проекту развития действующей фирмы
Резюме
Фирма «Микро Сервис» (далее по тексту именуемая «МС») является прибыльной и успешно работающей организацией. Хотя она сейчас работает неплохо, перемещение в новый торговый центр позволит расширить фирму и существенно повысить объемы продаж. Это идеальная возможность для тех, кто хочет иметь собственное предприятие, видеть, как оно растет, и зарабатывать деньги, инвестируя в него.
Фирма «МС» начинала деятельность весьма скромно, имея лишь стол, стул и телефон. Под руководством нынешнего владельца, г-на Петрова, она превратилась в преуспевающую фирму. Начав с нуля, не имея даже компьютера, фирма «МС» завоевала местную клиентуру и заключила контракты на обслуживание с местными фирмами и школами. Она может вырасти и стать лучшей фирмой по розничной торговле компьютерами и имеет шансы превратиться в сеть магазинов, которые будут успешно конкурировать с более крупными магазинами по продаже компьютеров.
Фирма отличается от конкурентов за счет предоставления реальных услуг. Начиная от ремонта и кончая послепродажной поддержкой клиентов, фирма направляет все свои усилия на обеспечение наилучшего обслуживания покупателей. В настоящее время г-н Петров ежедневно тратит много времени на беседы с потенциальными клиентами, обеспечивает поддержку тем, кто уже купил оборудование, или тем, кто пользуется услугами «МС». Фирма отличается от конкурентов тем, что при соответствующей поддержке она будет представлять все популярные марки компьютеров и программного обеспечения, и клиенты смогут проверить оборудование и программное обеспечение до совершения покупки. Для фирмы существует масса новых возможностей в продажах, услугах и программном обеспечении, но ей нужны новое место и деньги для превращения в общепризнанный магазин по торговле компьютерами. «МС» имеет все шансы, чтобы стать преуспевающей фирмой, но ей нужно новое доступное место и соответствующее финансирование. У нее есть репутация, контракты, дилерские соглашения и клиентура.
Описание фирмы
«Микро Сервис» начала работу с 1 января 1997 года. Это частное предприятие с одним учредителем. Она представляет собой фирму по продаже и обслуживанию компьютеров. Она работает с понедельника по пятницу с 9 до 17 часов. После переезда фирма «МС» будет открыта с понедельника по пятницу с 10 до 19 часов, а в субботу с 10 до 17 часов. «МС» - предприятие розничной торговли, которое специализируется в предоставлении самого качественного ремонта компьютеров по самым выгодным расценкам. Кроме ремонта фирма выполняет работу по системному анализу, программированию и дает консультации.
В настоящее время единственным недостатком фирмы является ее неудачное расположение и недостаток средств на рекламу. Ее нынешнее расположение не способствует расширению объема продаж. Когда предприятие начало работать, местонахождение считалось приемлемым, поскольку фирма занималась только ремонтом компьютеров. Однако по мере роста, фирма все больше и больше стала заниматься продажами, программированием и консалтингом. Она также стала масштабнее заниматься сервисом. «МС» переросла в процветающую и стремящуюся к новым целям фирму и, чтобы это реализовать, ей нужно переехать.
Значительная доля деловой активности связана с повторными клиентами по покупке и ремонту, к ним можно отнести «Биллз Лок энд Сейф», «Лонджер Пейнт энд Глас», «ПЛМ Системз», «ВК Имиджинг», «Санстейт Эквип-мент», «Хардинг энд Ассошиэйтс», «Джи ТИ Фоун Директориз». Московская корпорация по кредитным услугам также была клиентом этой фирмы в течение последних лет и действовала как один из торговых филиалов с июля 1997 года. «МС» ежедневно пополняет этот список и к настоящему времени у фирмы есть клиенты в Рязани, Туле, Владимире, Горьком, Челябинске, Иркутске и Красноярске.
Одна из причин, объясняющих, почему фирма является такой прибыльной (в течение первого года работы объем продаж составил 226735 долларов), заключается в очень упорной работе собственника фирмы. Философия фирмы состояла и состоит в том, что клиент заслуживает самого лучшего обращения, если ему ремонтируют, продают компьютер или обеспечивают поддержку после продажи. Повторение сделок - вот что делает бизнес работоспособным, и «МС» сделала упор на то, чтобы клиенты повторно обращались к ним благодаря отличному обслуживанию. После расширения фирма будет обслуживать больше клиентов и на более высоком уровне. С мая 2001 года фирма переедет на новое место. Имея увеличенные товарные запасы и больше продаж, фирма станет одним из наиболее быстрорастущих предприятий в САО. «МС» завоюет значительную долю рынка продаж компьютеров и их обслуживания благодаря отличной организации и современным аппаратным и программным средствам.
Новое место для фирмы должно стать местом, куда люди могут прийти за бесплатным советом и где они чувствуют себя комфортно, задавая вопросы, и где они могут узнать, что появилось нового в программном и аппаратном обеспечении.
Мы полагаем, что большинство клиентов придут в «МС» помня о бесплатных советах и времени. Вполне вероятно, что они направят сюда и своих друзей. Устная молва - это, пожалуй, лучший способ рекламы, и хорошее мнение просто так не навяжешь. Предприятие должно завоевать доверие и уважение, и «МС» будет продолжать это делать. Инвестиции в объеме 55000 долларов помогут фирме «МС» переехать в идеальное место, где будет больше приходящих посетителей и, соответственно, объем продаж. Эти деньги помогут также закупить товарные запасы и сделать фирму серьезным конкурентом таких магазинов, как «Ай-КОН Компьютер Март» и «Компьютерс оф Америка». «МС» планирует установить образцы в выставочном зале и сделать их доступными для пользователей. Люди часто имеют в виду определенное программное обеспечение, которое они будут использовать на определенных видах машин, и они захотят сами убедиться, хорошую ли покупку они сделали. Теперь «МС» позволяет любому, кто проявляет интерес к компьютеру, попробовать в деле любую программу, чтобы увидеть, как она работает. Такая политика позволила «МС» продавать заметно больше систем по сравнению с традиционной практикой.
«МС» хочет также сделать продаваемые системы доступными для «пробной эксплуатации». Компьютер - это серьезная покупка, и люди хотят быть уверенными в том, что они приобретают именно ту модель, которая им нужна. Такая возможность опробовать компьютерные системы и атмосфера помощи, создаваемая сотрудниками, сделает «МС» единственной в своем роде компьютерной фирмой, и она будет преуспевать.
После того, как клиент решит, какую систему и периферию к ней он желает купить, сотрудник примет заказ, после чего покупателю нужно будет заплатить 50% стоимости покупки в качестве задатка. В большинстве случаев он не возвращается. В круг обязанностей сотрудников фирмы входит полное объяснение того, за что клиент платит деньги прежде, чем он сделает свой выбор. «МС» будет принимать заказы, поскольку такая практика позволит ей удерживать цены на низком уровне; клиенту не придется платить за лишние блоки, что найдет отражение в цене каждой системы. Кроме того, система заказов позволяет клиентам получать именно то, что они желают и со всеми желаемыми дополнениями. В настоящее время фирма может выполнять заказы в течение одной недели с даты их размещения. Действующая сейчас политика фирмы пока не включает предоставление кредитов, что позволяет держать цены на низком уровне.