5.1.1. Топографо-геодезические работы на действующей сети железных дорог относятся к категории повышенной опасности и должны выполняться строго с соблюдением "Правил технической эксплуатации железных дорог СССР", М., Транспорт, 1982, "Инструкции по сигнализации на железных дорогах СССР", М., Транспорт, 1982, "Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР", М., Транспорт, 1982, "Правил по технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве", М., Транспорт, 1976, а также правил и инструкций по технике безопасности соответствующих служб железнодорожного транспорта.
5.1.2. К постоянно действующим производственным факторам при работе на железнодорожных магистралях относятся:
опасные:
движение поездов;
специальный подвижной состав (снегоочистители, снегоуборочные и щебнеочистительные машины, балластеры, путеукладчики, подъемные краны, автодрезины и др.);
незащищенные токоведущие части электрооборудования;
неблагоприятные атмосферные явления (молния, ливень, сильный ветер);
зона воздушных линий электропередач;
участки с наличием искусственных сооружений (мосты, тоннели);
пересечения, примыкания железных дорог, переезды;
участки железнодорожных путей на кривых, в выемках, на скальных грунтах, на высоких насыпях;
вредные:
шум, вибрация от подвижного состава, спецсостава;
резкое повышение или понижение температуры, влажности при работе в тоннелях, на мостах;
темнота в тоннелях в дневное время суток.
5.1.3. Производство топографо-геодезических работ на железнодорожных путях и в полосе отвода железнодорожной дороги разрешается только при наличии акта-допуска, подписанного начальником станции или начальником дистанции пути. Работы на особо опасных участках выполняются по наряду-допуску в соответствии с требованиями раздела 1.10 настоящих Правил.
Все работающие на съемке железнодорожных магистралей должны быть в демаскирующей оранжевого цвета одежде.
5.1.4. Руководитель бригады до начала полевых работ должен быть ознакомлен с дополнительными требованиями и условиями безопасности труда, учитывающими местные особенности, указанные в техническо-распределительном акте (ТРА) станции, регламентирующем безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов на станции, а также безопасность внутристанционной работы, и должен сделать выписку из него, заверенную начальником станции.
5.1.5. При выполнении топографо-геодезических работ на станции руководитель бригады ежедневно, до начала работ, согласовывает с начальником станции или дежурным по станции место и время работы. В "Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи с контактной сетью" делается запись о принятых мерах предупреждения для работников полевого подразделения (например, установка переносных сигналов).
5.1.6. Руководитель бригады обязан знать график движения поездов на участке, где проводятся топографо-геодезические работы, уметь подавать и принимать сигналы согласно "Инструкции по сигнализации на железных дорогах СССР".
5.1.7. Руководитель топографо-геодезических работ должен постоянно поддерживать связь с дежурным поездным диспетчером, чтобы использовать "окна", которые предусматриваются для производства ремонтных работ железнодорожных сооружений и устройств на участках с особо интенсивным движением поездов.
Работы в пределах габарита приближения строений разрешается проводить только в "окна", предоставленные в установленном порядке отделением железной дороги. Приступать к работам до получения письменного приказа поездного диспетчера о предоставлении "окна" и до ограждения места работ сигналами запрещается.
5.1.8. Участок производства топографо-геодезических работ должен ограждаться переносными сигнальными дисками "С" (свисток) с обеих сторон на однопутных, двухпутных отрезках дорог независимо от того, ожидается поезд или нет. Машинист локомотива дает перед знаком свисток, предупреждая этим работающих о приближающемся поезде.
5.1.9. Места производства топографо-геодезических работ в стесненных скальных условиях, требующие дополнительного времени при применении альпинистского снаряжения, должны ограждаться с обеих сторон на расстоянии 50 м от границ работы переносными сигнальными дисками "Начало опасного места", "Конец опасного места".
От этих сигнальных знаков на расстоянии 800 - 1500 м устанавливаются желтые переносные сигналы уменьшения скорости.
5.1.10. Запрещается на железнодорожных путях проводить работы, требующие ограждения переносными сигналами "С" и сигналами уменьшения скорости, без предварительной записи о них в "Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети" и без согласия дежурного по станции.
5.1.11. В местах проведения работ на участках железнодорожных путей с условиями, ухудшающими слышимость, руководитель работ обязан принять следующие меры безопасности:
установленным порядком дать заявку на выдачу предупреждений машинистам локомотивов об особой бдительности и подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ;
выставить сигнальщиков так, чтобы подход поездов с обеих сторон был виден не менее чем за 500 м.
5.1.12. Для установки и охраны переносных сигналов, ограждающих места производства работ на путях, руководитель работ обязан выделять сигнальщиков из числа работников бригады, прошедших дополнительно соответствующий инструктаж по технике безопасности работы сигнальщика.
При проведении работ на кривых участках малого радиуса, в выемках и на участках с интенсивным движением поездов, руководитель работ обязан установить связь (телефонную или по радио) с работниками, поставленными у сигналов, ограждающих место работ. Порядок обеспечения связью мест производства работ устанавливается отделением дороги.
5.1.13. На перегонах при скорости движения поезда более 120 км/ч переносные знаки "С" должны устанавливаться на расстоянии 800 - 1500 м от границ проведения работ.
Оповестительный сигнал при установке знака "С" и сигнала уменьшения скорости - один длинный свисток локомотива (моторвагонного поезда) и автодрезины.
5.1.14. На прямых участках путей при плохой видимости (менее 500 м) руководитель работ обязан поставить дополнительно, кроме знаков "С" и уменьшения скорости, сигнальщика со звуковым сигналом.
Место сигнальщика выбирается так, чтобы был виден приближающийся поезд не менее чем за 500 м от места работ.
5.1.15. Сигнальщик, руководитель работ и каждый из членов бригады обязан подавать сигнал остановки поезда в случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения поездов. Сигналы остановки подаются красным развернутым флагом днем и красным огнем ручного фонаря ночью, а при отсутствии днем красного флага - движением по кругу руки или какого-либо предмета.
5.1.16. Получив сигнал о подходе поезда по любому пути, все работающие незамедлительно должны сойти с пути на ближайшую обочину на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса, убрав с пути весь инструмент. Нельзя оставлять на пути без присмотра инструменты, принадлежности, материалы.
5.1.17. После прохода поезда руководитель бригады должен убедиться, что за поездом нет подталкивающего локомотива, отдельно следующего локомотива или дрезины. Только убедившись, что путь свободен, руководитель дает разрешение продолжать топографо-геодезическую съемку.
5.1.18. Подземные силовые электрокабели связи, нити водопровода и канализации не имеют иногда никаких наружных опознаков. В этих случаях, перед закреплением планово-высотного обоснования, его расположение на станциях и перегонах уточняют по имеющимся в энергетических службах схемам подземных сооружений с получением разрешения на производство земляных работ. Из долговременных типов знаков наиболее надежен и безопасен в плане закрепления и пользования им - тип 8 г.р., из временных знаков закрепления съемочных сетей - кованый гвоздь длиной 15 см или железнодорожный костыль.
5.1.19. При съемке стрелочных переводов (обмер крестовин, места нахождения и закрепления центров стрелочных переводов) запрещается наступать на рельсы, становиться ногой между рамным рельсом и остряком или в желобах крестовины стрелочного перевода. Обмер крестовин нужно проводить тесмяной рулеткой.
5.1.20. При проведении обмерных работ запрещается:
находиться под крановым крюком с подвешенным к нему грузом;
становиться на барьеры площадок, трубопроводы, конструкции и перекрытия, не предназначенные для прохода и не имеющие специальных поручней и ограждений;
находиться вблизи фланцевых соединений и арматурных паропроводов и трубопроводов питательной воды, предохранительных клапанов, газоходов, котлоагрегатов и прочих мест, где возможны ожоги и другие травмы в случае нарушения плотности соединений или срабатывания клапанов;
освещать камеры и тоннели керосиновыми фонарями; для освещения камер и тоннелей разрешается применять только электрические переносные лампы (напряжением 12 - 36 В) и пользоваться лампами с взрывобезопасной арматурой.
5.1.21. Высоту подвески проводов (телефон, электросеть и т.д.), опор, столбов и других высоких сооружений определяют аналитическим способом из тригонометрического нивелирования.
5.1.22. Теодолитно-нивелирные ходы прокладываются по наиболее безопасным местам (бровкам земляного полотна, широкому междупутью - 5000 мм при трехпутных или четырехпутных линиях на прямых участках, между осями второго и третьего пути, вдоль малодействующих путей, междупутью на двухпутных линиях до предельных столбиков).
5.1.23. При съемке переездов руководитель бригады предупреждает работающих о возникающих дополнительных опасностях от автогужевого транспорта. Работы в зоне переезда необходимо производить при закрытых шлагбаумах. Необходимо помнить звуковые сигналы, оповещающие о приближении поезда, подаваемые дежурным по переездам: один - приближение нечетного поезда, два - четного поезда.
5.1.24. Разбивку пикетажа при съемке продольного профиля и плана железных дорог во избежание замыкания системы автоблокировки и сигнализации производят изолированными или неметаллическими лентами и рулетками, а также специальными приборами для разбивки пикетажа ПЗ-18 и ПЗ-20.
5.1.25. При обнаружении в балластном слое или земляном полотне кабеля дотрагиваться до него запрещается. В этом случае руководитель бригады вызывает работника участка энергоснабжения или дистанции сигнализации и связи, под наблюдением которого производят необходимые работы.