8.3.1. При эксплуатации автомобилей и тракторов должны выполняться "Правила дорожного движения".
При эксплуатации автомобильного транспорта, кроме того, необходимо руководствоваться "Правилами по охране труда для предприятий автомобильного транспорта" (М., Недра, 1983).
8.3.2. К управлению механическим транспортом допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления соответствующим видом транспорта и другие документы в соответствии с требованиями "Правил дорожного движения".
8.3.3. Должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, обязаны осуществлять их выпуск на линию в соответствии с требованиями "Правил дорожного движения".
8.3.4. При направлении водителя в дальний рейс, длительность которого превышает рабочую смену, в путевом листе (предписании) должны быть указаны режим работы (движения) и пункты отдыха водителя.
В сложных погодных и дорожных условиях водителю, направляемому в рейс, должна выдаваться маршрутная карта движения, в которой указываются особенности пути и меры безопасности.
8.3.5. При направлении двух и более транспортных средств в один пункт из числа водителей или инженерно-технического персонала должен быть назначен старший, указания которого обязательны для всех водителей колонны (группы).
8.3.6. Запрещается во время стоянки отдыхать или спать в кабине или открытом кузове автомобиля (гусеничного транспорта) при работающем двигателе.
8.3.7. Запрещается движение по насыпи, если расстояние от колес автомобиля, трактора и т.д. до бровки менее 1 м.
8.3.8. Для движения по территории предприятия (например, базы, склада) в соответствии с "Правилами дорожного движения" должен составляться схематический план движения транспортных средств с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, мест стоянок, выездов, съездов и т.д. Этот план доводится до сведения всех работающих и вывешивается в нескольких местах на территории и в производственных помещениях. Согласно плану на территории предприятия делается разметка и устанавливаются дорожные знаки.
Скорость движения транспортных средств на территории предприятия не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях - 5 км/ч.
8.3.9. Запрещается производство операций технического обслуживания и ремонта транспортных средств при работающем двигателе, кроме случаев регулировки двигателя, тормозов с гидровакуумным устройством и рулевого управления с гидроусилителем.
8.3.10. Перевозка людей, как правило, должна осуществляться на автобусах. В виде исключения допускается по согласованию с ГАИ МВД СССР перевозка людей в кузовах грузовых бортовых автомобилей, специально оборудованных и предназначенных для этой цели, а в полевых условиях - на гусеничных тягачах, транспортерах и тракторных прицепах санного типа, специально оборудованных для перевозки людей.
Число перевозимых людей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
8.3.11. При перевозке людей должны быть назначены старшие, ответственные наряду с водителем за безопасность перевозки.
Один из старших должен находиться в кабине водителя, другой - в кузове. Фамилии старших записываются в путевом листе.
8.3.12. Запрещается перевозить людей вне кабины и оборудованных кузовов.
8.3.13. Автомобиль с кузовом типа фургон должен быть оборудован:
исправными открывающимися наружу дверями, расположенными сзади кузова (двери кузова должны быть снабжены исправными замками, не допускающими самопроизвольного открывания их при движении автомобиля);
фиксаторами открытых дверей;
подножками, расположенными непосредственно под дверями;
откидной лестницей или скобами для входа и выхода людей, а также погрузки и выгрузки грузов;
мягкими сидениями для перевозки людей в кузовах автомобилей, специально приспособленных для этих целей, или же для проезда грузчиков, агентов при перевозке грузов, требующих обязательного сопровождения их в кузове;
ровным, обеспечивающим герметичность, полом;
освещением, вентиляцией и звуковой сигнализацией;
глушителем, выведенным за габариты кузова на 3 - 5 см;
зеркалом заднего вида.
Источники освещения внутри кузова должны быть предохранены от механического повреждения.
Источники освещения, не закрепленные в углублениях бортов или потолка, должны предохраняться прочной сеткой (или решеткой).
8.3.14. Сильнодействующие, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы разрешается перевозить в соответствии со специальными правилами и инструкциями.
8.3.15. У бортовых автомобилей и автоцистерн, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся и огнеопасных грузов, выпускная труба глушителя должна быть выведена вправо под радиатор по ходу с наклоном выпускного отверстия вниз и оборудована искрогасителем. Указанные автотранспортные средства должны быть снабжены двумя огнетушителями.
8.3.16. Автоцистерны должны иметь:
металлические заземляющие цепочки, припаянные или приваренные одним концом к корпусу цистерны и имеющие на другом конце металлическое острие (штырь), касающееся земли;
приспособления для крепления шлангов в нерабочем состоянии.
Сливные краны и шланги должны содержаться в полной исправности, а их состояние и крепление должны исключать подтекание и расплескивание жидкости. На цистерне должна быть надпись "Огнеопасно!", а если перевозятся ядовитые жидкости - "Опасно!".
8.3.17. Горючие жидкости разрешается перевозить только в цистернах и других закрытых металлических емкостях; в прочих сосудах (бутылях, ведрах и т.п.) перевозка горючих жидкостей запрещается.
На автомобилях, перевозящих горючие жидкости, запрещается находиться лицам, не связанным с обслуживанием перевозок.
8.3.18. Перевозка едких жидкостей в стеклянной таре должна проводиться в плетеных корзинах или деревянных ящиках со специальными гнездами.
8.3.19. При перевозке баллонов со сжатым газом в кузове автомобиля следует руководствоваться требованиями безопасности, изложенными в разделе 1.7 настоящих Правил.
8.3.20. Автомобиль-самосвал и прицеп-самосвал должны иметь опорные приспособления необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого груза (штангу, шарнирно-скрепленную с рамой).
На бортах должна быть нанесена несмываемой краской надпись "Не работать без упора при поднятом кузове!".
8.3.21. Автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы откидными стойками и щитками (последние устанавливаются между кабиной и грузом), иметь поворотные круги, снабженные приспособлениями для закрепления этих кругов при движении автомобиля без груза, а также стопоры, предупреждающие поворачивание прицепа при движении назад.
8.3.22. Автопоезд должен иметь предохранительные (аварийные) цепи или тросы, связывающие прицеп и автомобиль и исключающие отрыв прицепа при поломке сцепного устройства.
8.3.23. Платформы бортовых прицепов должны отвечать требованиям, предъявляемым к грузовым платформам автомобиля.
Бортовые прицепы должны быть оборудованы тормозами, управляемыми из кабины автомобиля, а также иметь надежный ручной тормоз, обеспечивающий удержание прицепа после его отсоединения от автомобиля-тягача.
8.3.24. Полуприцепы должны быть оборудованы:
исправными устройствами, служащими передней опорой, когда они отцеплены от автомобиля-тягача;
исправным седельным устройством, обеспечивающим фиксированное положение замков ("Открыто", "Закрыто");
стояночным тормозом, служащим для затормаживания полуприцепов на сцепке, расцепке и стоянке.
8.3.25. При движении автомобилей в гололедицу по дорогам с большими подъемами и частыми поворотами должны применяться цепи и другие средства противоскольжения.
8.3.26. Все автомобили должны быть укомплектованы упорами под колеса (башмаками) в количестве не менее двух, а автомобили, работающие в горных условиях, дополнительно козелками и приспособлениями для жесткой сцепки при буксировании.
8.3.27. Дополнительные требования к техническому состоянию специальных автомобилей устанавливаются в каждом отдельном случае, в зависимости от назначения этих автомобилей.
8.3.28. Автомобили, предназначенные для работы в полевых условиях, обязаны комплектоваться противоугонными устройствами или иметь дверные замки.
Гусеничный транспорт
8.4.1. Передаваемые в пользование бригад гусеничные автотранспортеры должны пройти технический осмотр готовности их к работе в полевых условиях. Итоги осмотра фиксируются актом. Запрещается передавать в партии и бригады неисправные автотранспортеры.
8.4.2. К работе на автотранспортерах допускаются водители автомашин всех классов, прошедшие специальную курсовую подготовку под руководством опытных механиков и сдавшие проверочные испытания специально создаваемой на предприятиях или в экспедициях комиссии.
8.4.3. Независимо от профессиональной квалификации водителей автотранспортеров, ежегодно перед выездом на полевые работы они должны быть обучены правилам безопасного ведения топографо-геодезических работ на конкретном участке и сдать проверочные испытания.
Итоги сдачи экзаменов заносятся в протокол.
8.4.4. Руководители партий и полевых бригад, получающие в пользование автотранспортеры, должны знать правила безопасной их эксплуатации.
8.4.5. Передвижение автотранспортеров по участкам работ должно осуществляться, как правило, в присутствии руководителя бригады или его помощника, а по сложным участкам местности (болота, водные преграды и т.д.) - обязательно в присутствии начальника партии, руководителя бригады или его помощника: они выбирают маршрут следования, в пути следят за его правильностью и несут полную ответственность за его безопасность.
8.4.6. Начальник партии или руководитель бригады, ответственные за передвижение на автотранспортере, обязаны остановить передвижение в случаях появления значительных природных препятствий и обследовать путь дальнейшего продвижения.
8.4.7. При работе в лесах следует строго руководствоваться разделом 2.6 "Работа и передвижение в лесных районах" настоящих Правил.
8.4.8. Запрещается передвижение автотранспортера с людьми по горелому лесу или лесу с большим количеством сухостойных деревьев. В этих случаях люди должны идти следом за транспортером на расстоянии не менее 100 м и в защитных касках. Водитель и руководитель передвижения также должны надеть каски.
8.4.9. При переправах на автотранспортерах через реки, водоемы и по льду следует строго руководствоваться разделом 2.9 "Водные переправы" настоящих Правил.
8.4.10. При эксплуатации гусеничных автотранспортеров должны соблюдаться следующие основные правила:
запрещается эксплуатация автотранспортеров с неисправной системой выпуска газов;
запрещается движение автотранспортера, а также работа двигателя на стоянках с закрытым клапаном воздухоотвода;
запрещается отвинчивать и снимать крышку с люка, отделяющую моторную часть машины от кабины, как во время движения, так и на стоянках во время работы мотора;
во избежание пожара при пользовании лампой пускового подогревателя нужно соблюдать осторожность: при разжигании лампы добиваться ровного пламени синеватого цвета, не оставлять горящую лампу в котле подогревателя без присмотра; пользование пусковым подогревателем в закрытых помещениях запрещается.
8.4.11. Категорически запрещается устраивать ночлег в кузовах автотранспортеров.
8.4.12. Конкретные требования по обеспечению безопасных методов работы применительно к имеющемуся в наличии транспортному средству следует предусматривать в организационно-технических предписаниях.