Экономическая модель каждой страны — это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна. Вместе с тем во многих государствах сложились сходные методы хозяйствования, что позволяет выделить их экономические модели в типологические группы.
Типологизация позволяет выявить основные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность принципов, институтов, форм и механизмов функционирования с тем, чтобы с максимальной пользой применить их для формирования и развития национальной экономики Беларуси, ее продвижения к рынку.
Критериями отнесения страновых моделей к тому или иному типу явл-ся следующие:
отношения собственности; уровень развития и формы организации рыночной среды; границы и методы государственного воздействия на экономику; цели и средства проводимой экономической политики; формы взаимодействия государства и бизнеса; методы регулирования экономических процессов; источники и масштабы финансирования экономики, ее инновационный механизм; обеспечение социальной стабильности и др.
Модельными критериями могут быть и макроэкономические показатели:
объем, структура и динамика ВВП; размер ВВП на душу населения; индекс потребительских цен; уровень производительности труда и др.
По уровню соц-экон. и технол. развития нац хоз системы бывают: развитые, развив-ся, страны с переходной эк-кой;
По структуре хозяйства: аграрные, индустриальные, постиндустриальные;
По размерам территории страны: малые, средние, крупные;
По региональному признаку: европейские, латиноамериканские и т.п.
По нац признаку: эк-ка Беларуси, Франции и т.п.
По степени включенности в мировую эк-ку: открытые, закрытые;
По механизму координации: традиционные, рыночные, командные.
Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:
• германскую (модель соц-го рын-го хозяйства и социального правового государства);
• французскую (дирижизмом, государственный интервенционизм);
• шведскую (известную как «государство благосостояния»)
Модели Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции часто интегрируют в рейнскую модель (хар-ся стабильностью состава собственников акционерных предприятий. Большую роль играет «идеология» экономической деятельности. Предприятие – коллектив с общими интересами). Доминантное положение в мире занимает американская модель (хар-ся интенсивным перераспределением акционерной собственности; предприятие – товар). Японская модель: опора на нац приоритеты, гос программирование эк-ки, высокий ур-нь дисциплины. Китайская модель преимущественно социалистическая модель смешанной экономики. Белорусская модель: высокоэффективная эк-ка с развитым предпринимат-м и рын инфраструктурой, действенным гос рег-ем, заинтересов-щим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников к высокооплачиваемому труду.
4. Предпосылки становления, функционирования и развития нац эк. Программа соц-экон развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:
• формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;
• преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;
• глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного МРТ.
Для успешного осуществления трансформационных процессов необходимы достаточные условия и предпосылки, которые придадут экономической системе хараки-ки зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость).
Предпосылки: -Внешнеполитические и внешнеэкономические (первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность международного сотрудничества, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков).
-Внутриполитические (совершенствование политической системы в рамках Конституции РБ на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности).
- Уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, — это мощный социальный потенциал развития страны.
- Системных условия и принципы (создание единой институционально-правовой среды, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией РБ, Гражданским, Банковскими, Налоговым, Таможенным и др кодексами, законами Республики Беларусь).
- Предпосылки, обеспечив-е создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.
Все описанные группы предпосылок, условий включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. определены следующие приоритеты: -всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения; -инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение; наращивание экспортного потенциала страны; -развитие аграрно-промышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села; развитие малых и средних городов; жилищное строительство.