Президенты России, Беларуси и Казахстана 9 декабря в Москве подписали 3 соглашения из пакета правовой базы Единого экономического пространства - соглашения о согласованной макроэкономической политике, о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала и о согласованных принципах валютной политики.
В начале декабря на уровне глав правительств и вице-премьеров уже были подписаны 14 решений по ЕЭП. Таким образом, 9 декабря у президентов нового интеграционного объединения были основания объявить: все 17 документов, необходимых для запуска ЕЭП, подписаны.
Если учесть, что 19 ноября в рамках заседания Межгоссовета ЕврАзЭС было подписано всего лишь 4 из 17 соглашений базового пакета ЕЭС, интеграционная скорость лидеров ТС вызывает все больше вопросов.
Белорусы довольны.\
С Беларусью все понятно: нужны беспошлинная нефть и нефтепродукты. Ей этот "пряник" был обещан, как только страна ратифицирует весь пакет документов по ЕЭП. И вполне понятно, почему Александр Лукашенко пообещал это сделать до 1 января 2011 года - "раньше, чем партнеры".
Наблюдатели не ждали "триумфального" подписания документов по ЕЭП 9 декабря по одной причине. Буквально за день до этого события все висело на волоске - премьеру Беларуси Сергею Сидорскому и российскому премьеру Владимиру Путину не удалось договориться по главной для Беларуси теме: условиям отмены пошлин на нефть и нефтепродукты при создании ЕЭП.
Свои предложения Россия озвучила давно: забирать на границе ТС все экспортные пошлины на нефтепродукты в свой бюджет. Минск в конце концов на это согласился, но отстаивал свое право на выручку от экспорта нефтепродуктов, выработанных из белорусской и венесуэльской нефти.
После полуторачасовых переговоров в формате один на один 9 декабря президентам Беларуси и РФ А. Лукашенко и Д. Медведеву удалось найти решение по этому вопросу. Это решение, как отмечает пресс-служба А. Лукашенко, принято в ходе двусторонней встречи президентов и закреплено в рамках встречи глав государств - участников Таможенного союза.
С 1 января 2011 года Беларусь будет получать нефть и нефтепродукты беспошлинно. "Газ мы получали беспошлинно, но всегда были какие-то сомнения. Отныне эта преференция постоянна в рамках Таможенного союза", - цитирует пресс-служба белорусского президента слова В. Семашко.
"Подписано бессрочное соглашение. Поставки нефти, нефтепродуктов и природного газа внутри Таможенного союза трех государств будут осуществляться без пошлин, квотирования и ограничений", - отметил он.
По его словам, согласованная Беларусью и Россией схема перечисления пошлин от нефтепродуктов будет действовать 3 года, пока три страны не выработают другой механизм раздела вывозных таможенных пошлин.
В. Семашко также пояснил механизм разделения экспортных пошлин: при экспорте в третьи страны нефти, добываемой в Беларуси, а это примерно 1,7 млн. т в год, вся вывозная таможенная пошлина будет оставаться в бюджете Беларуси. А все пошлины на нефтепродукты, несмотря на происхождение - то ли они из российской нефти, то ли из белорусской, - пойдут в бюджет России. "В этом состоит компромисс", - сказал В. Семашко.
Очень важный для Беларуси вопрос: а как быть с венесуэльской нефтью? В. Семашко пояснил, что "все третьи страны выведены за пределы этих соглашений". "Вне Таможенного союза такая нефть ввозится в режиме временной переработки. Все пошлины при вывозе этой продукции будут оставаться в бюджете Беларуси", - сообщил он.
Цена "нефтяного" компромисса.
Если еще недавно российские чиновники оценивали выгоду от новых нефтяных условий в ТС для своего бюджета в размере 14 млрд. USD, то сейчас (что более чем удивительно) безропотно согласились с миллиардными потерями.
Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина оценила "положительный эффект для экономики Беларуси" примерно в 3,9 млрд. USD.
Думается, что это не точные данные - скорее всего, российские эксперты в своих оценках исходят из объема российской нефти 21 млн. т, которые до недавнего времени поставлялись на белорусские НПЗ. Однако в следующем году Беларусь планирует 10 млн. т нефти закупить в Венесуэле.
Что же касается выгод от соглашений для России, "то, как сказала Э. Набиуллина, "для нас немедленного эффекта в этом нет, скорее речь идет об эффекте от расширения сбыта продукции". Что имела в виду российский министр, непонятно. "Российская экономика приобретет в среднесрочной перспективе больше, чем может потерять в краткосрочный период", - добавила она. Опять же, ничего конкретного из уст ключевого министра Правительства РФ не прозвучало.
Белорусские профильные чиновники оценивают достигнутые в Москве договоренности весьма позитивно. "Это даже лучше, чем мы предполагали", - сказал в беседе с корр. "БР" высокопоставленный чиновник.
Белорусский бюджет может получить 1,1-1,2 млрд. USD только лишь благодаря тому, что российские экспортные пошлины на нефтепродукты пока значительно отстают от экспортных пошлин на нефть.
Отметим, что еще недавно чиновники Минфина РФ, не желая субсидировать белорусскую нефтепереработку, заявляли о необходимости резкого повышения пошлин на нефтепродукты вплоть до 90% от нефтяной (сейчас в среднем она составляет около 50%). Однако пойти на столь радикальные для своей нефтяной отрасли меры российские чиновники не решились. Минфин и Минэнерго РФ согласовали весьма щадящую шкалу ставок в 2011-2012 годах: на темные нефтепродукты - 46,7 и 52,9% от нефтяной, на светлые - 67 и 64%. В 2013 году они достигнут уровня 60%.
Кроме того, одна только возможность экспорта белорусской нефти (около 1,7 млн. т) при хорошей конъюнктуре может принести в бюджет страны около 500 млн. USD. Отметим, что в этом году Беларуси в соответствии с соглашениями с РФ экспорт своей нефти был запрещен.
И все же формальный статус "нефтяных" договоренностей пока неясен. Очень много вопросов возникает относительно механизма их реализации. Ибо непонятен механизм определения происхождения экспортируемых за пределы ТС нефтепродуктов, также не определен и порядок расчетов между странами при администрировании пошлин.
Однако профильные белорусские чиновники считают, что "положить на бумагу" достигнутые в Москве договоренности при желании двух сторон будет несложно. "Объем выработки российских нефтепродуктов можно отследить исходя из таможенной статистики - там есть вся нужная информация", - отметил в беседе с корр. "БР" чиновник профильного ведомства. Не видит он никаких проблем и в отношении венесуэльской нефти. По его словам, это сырье поставляется в режиме таможенной территории, поэтому его поставки и переработка будут регулироваться отдельными процедурами.
ЕЭП - это совсем не то, что вы думаете.
Президент РФ Д. Медведев после подписания документов по ЕЭП эмоционально заметил: на старте ТС он был уверен, что на ЕЭП "должны уйти годы", но "в результате титанической работы" нормативную базу удалось сформировать гораздо раньше.
Он не сказал, что стало жертвой стремительного движения к ЕЭП, - изъятие из базовых соглашений любой мало-мальски серьезной конкретики, вызывавшей взаимные вопросы и претензии.
К примеру, в соглашении о торговле услугами и инвестициях на начальном этапе речь шла о графике поэтапного сокращения доли государства в определенных секторах экономики. Но в результате спешной ревизии в конечном документе говорится лишь о том, что каждая из стран "будет стремиться" к тому, чтобы число компаний с госучастием сокращалось.
Соглашение о макроэкономической политике, предполагавшее жесткие ограничения на дефициты бюджетов стран - участниц ЕЭП, тоже превратилось, скорее, в декларацию сторон о намерениях. Аналогично и соглашение о координации валютной политики - оно также не предусматривает каких-либо принципиальных изменений в сравнении с тем, что есть сегодня.
К тому же во многих документах теперь предусмотрено, что страны таможенной "тройки" могут оговаривать исключения из общих правил или же применять национальное законодательство.
Очевидно, что инициаторы ТС очень торопились, чтобы на финише года продемонстрировать позитив для новых возможных партнеров.
Не случайно президенты ТС выразили уверенность, что Кыргызстан и Таджикистан "в скором времени присоединятся к ТС и ЕЭП". Но их амбиции гораздо масштабнее. В подписанной президентами декларации говорится, что "Таможенный союз и ЕЭП открыты для других стран". А. Лукашенко выразил готовность рассмотреть заявку на вступление в ЕЭП любой из стран ЕС, а Д. Медведев - вообще всего ЕС.
Кроме того, в подписанной 9 декабря декларации говорится, что, развивая ЕЭП, ТС движется "к созданию Евразийского экономического союза".
А. Лукашенко уже заявил, что Евразийский экономический союз может быть сформирован за полгода.
Напомним между тем, что решение ускорить запуск ЕЭП с 1 января 2011 года, а не с 1 января 2012 года, как задумывалось раньше, - это тоже инициатива белорусской стороны. "Беларусь настаивает, чтобы сделать все за один год", - заявил А. Лукашенко на неформальном саммите государств - участников СНГ в пригороде Алматы 19 декабря 2009 года.