Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Региональные социально-экономические комплексы.



Регион-часть территории со специфич природн,истор,демограф условиями

Региональная структура экономики рассматривается как:

• территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей

• система внутриреспубликанских регионов с их внутренней структурой экономики

Региональный социально-экономический комплекс – сложная динамично развивающаяся система, представл. собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих основу для формирования внутриреспубликанских регионов.

Специализацию, отрасл. стр-ру, уровень соц.-эк. развития региона определяют: природные, экономические и демографические условий, исторический фактор, государственная политика.

Основа рег. стр-ры – размещение производства. Эффективная стр-ра экономики региона формируется на основе рац. использ-я всех местных прир и соц-эк ресурсов.

В РБ регионы-Минск и области, кот. сущ-но разл-ся как по ур. соц.-экон. развит, так и по стр-ре хоз-ва.

О роли и месте регионов в экономике можно судить по их удельному весу в территории, численности населения, иважнейшим показателям социально-экономического развития.

В РБ наиболее крупными по территории являются Гомельская, Минская и Витебская области, площадь которых составляет 40,4, 40,2 и 40,1 тыс. км2.

В Минске в 2008 проживало 1829,1 тыс. чел, или 18,9 % населения. Наибольшая численность населения в Гомельской и Минской обл., а наименьшая — в Гродненской и Могилевской. Плотность населения в Витебской области почти на 1/3 меньше, чем в Гродненской.

Основой экон. потенциала внутриреспубл. регинов яв-ся промышленность. Наибольший удельных вес в пр-ве пром. продукции имеет Минск, Гомельская и Витебская области.

Отрасл. специализия. регионов

Брестская – пищ. пром-ть., машиностр. и металлообр., легкая, лесная и деревообр. пром-ть.

Витебская – топливная пром-ть. эктроэнергетика, пищевая, легкая, хим. и нефтехим. пом-ть.

Гомельская- топливная пром-ть, черная металлургия, пищевая пром-ть, машиностр., лесная, целлюл-бумажная пром-ть.

Гродн. и Минская- хим и нефтехим, пищевая пром-ть, машиностроение.

Могилевская – хим и нефтехим пром-ть, машиностроение, пищевая и легкая пром.

Особенности:

• во всех регионах одна из отраслей специализации – пищевая пром-ть, причем в Брестской и Гродненской областях она занимает 1 место;

• во всех областях, кроме Витебской, видное положение принадлежит машиностроению, а в Минске — это главная отрасль пром-ти;

• большинство регионов (кроме Брестской области и Минска) выделяются высоким уровнем развития хим. и нефтехим. пром-ти, а в Минской и Могилевской областях она значительно преобладает над другими отраслями;

• ведущие в Витебской и Гомельской обл. – отрасли топливно-энергетич. комплекса

• Для отрасл. структуры всех регионов характерно преобладание пр-ва средств производства

Территориальные пропорции с/х производства обусловлены различиями в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовыми ресурсами и основными фондами с/х назначения, почвенными, климатическими, экологическими и др. особенностями.

По производству с/х продукции наибольший удельный вес имеет Минская (24,2 %), Гродненская и Брестская области. С/х специализация регионов:

Зерно и картофель - Минской и Гродненской областей, овощи – Минской и Брестской областей, мясо – Минской, Гродненской и Брестской областей, молоко – Минской, Брестской и Гродненской обл., яица – Минской обл., сахарная свекла, плоды и ягоды – Гродненской, Минской и Брестской областях, льноволокно – Витебской, Гродненской и Минской областях.

Соц.-эк. развитие регионов во многом зависит от наличия производств. инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет ж\д и авто транспорт. Наибольшая плотность железных дорог в Брестской, Витебской и Могилевской обл. Плотность автодорог более высокая в Минской и Гродненской областях. Наименьшую плотность железных дорог имеет Минская обл., автомобильных — Гомельская.

Наблюдается рег. дифференциация обеспеченности учреждениями соц. инфраструктуры. Наиболее благопр. ситуация в Минске, Витебской, Гродненской и Могилевской областях.

Совершенствование рег. структуры определяется общей стратегией формирования хоз. комплекса РБ с учетом приоритетных направлений каждого региона. Гл. цель: достижение структурно-технологической сбалансированности производства, преодоление диспропорций в развитии межотраслевых и региональных хозяйственных комплексов, отдельных отраслей и территорий, эффективное использование имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ регионов.

35.Проблемы перехода от централизованно-планируемой к рыночной экономике

Переход к рынку осущ-ся по след. главным напр-ям: а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б) институц. Преобраз-я (измен-е отношений собственности, становл-е новых субъектов хоз. Деят-ти, создание новых формальных и неформальных правил хозяйств-я); в) структурные преобраз-я (перестройка структуры народного хоз-ва с целью удовл-я платежеспособного спроса); г) форм-е адекватной рын. Хоз-ву системы соц. защиты населения.

2 пути преобразования администр.-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенн создание рын институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действит-ти почти все страны с перех. Эк-кой исп-ют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути.

Переходный период включает три этапа:

• 1) — деформация старого эк-го порядка (ликвидация устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экон системы),

• 2) — становление нов. эк. порядка (созд-е необх усл-ий и нов. структур и механизмов),

• 3) — структурная перестройка (регулирующие возд-я гос-ва и рын механизмов на нац экономику, приводящие все его стуктуры в состояние, отвечающее новым целям).

Опыт стран с перех. Экон-кой показал, что не столько изменение формы собств-ти (приватизация), сколько изменение условий (создание конкурентной среды) определяет экономический рост и эффективность управления предприятиями.

Большое влияние на переходн. процессы оказ-т состояние кадров (кардинальные измен-я в содержаниии знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро).

Другая закономерность переходной экономики – зарождение и интенсивное развиттие новых форм и отношении. Но для этого необх-мо решить ряд проблем: – устранить негативные последствия экон кризиса на первом этапе перех-го периода, развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы, – обосновать перспективную модель нац экономики, – создать законод.-нормативную базу, правовые институты, обеспеч. работу рын отношений, - сформировать развитую систему рын. инфрастр-ры, многообразия финанс учрежд., – провести структурную перестройку экономики, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику, – использовать прямые иностр. инв-и и кредиты для развития экономики, – соверш-ть систему образования и переподготовки кадров, – разработать эффективную систему соц. защиты населения, – повысить эф-ть методов гос регулирования экон. деятельности.

Трансформация экономики Беларуси:

1) 1991-1995 – период глубокого затяжного экон. кризиса,

2) 1996 – 2000 – этап выхода эк-ки из кризисного состояния и углубления рын. отн-й,

3) 2001-2005 и следующие пятилетия – переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

Проблемы: — слабая гос поддержка предприн. деят-ти, — низкий уровень инвест. привлекат-ти для зарубежных инв-й, — низкий уровнь эф-ти управл-я и экон ответственности собственников приватиз. предпр-й и персонала, — медленно формируется рыночная инфрастр-ра, особенно рынки ценных бумаг, капитала, — проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.