Регион-часть территории со специфич природн,истор,демограф условиями
Региональная структура экономики рассматривается как:
• территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей
• система внутриреспубликанских регионов с их внутренней структурой экономики
Региональный социально-экономический комплекс – сложная динамично развивающаяся система, представл. собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих основу для формирования внутриреспубликанских регионов.
Специализацию, отрасл. стр-ру, уровень соц.-эк. развития региона определяют: природные, экономические и демографические условий, исторический фактор, государственная политика.
Основа рег. стр-ры – размещение производства. Эффективная стр-ра экономики региона формируется на основе рац. использ-я всех местных прир и соц-эк ресурсов.
В РБ регионы-Минск и области, кот. сущ-но разл-ся как по ур. соц.-экон. развит, так и по стр-ре хоз-ва.
О роли и месте регионов в экономике можно судить по их удельному весу в территории, численности населения, иважнейшим показателям социально-экономического развития.
В РБ наиболее крупными по территории являются Гомельская, Минская и Витебская области, площадь которых составляет 40,4, 40,2 и 40,1 тыс. км2.
В Минске в 2008 проживало 1829,1 тыс. чел, или 18,9 % населения. Наибольшая численность населения в Гомельской и Минской обл., а наименьшая — в Гродненской и Могилевской. Плотность населения в Витебской области почти на 1/3 меньше, чем в Гродненской.
Основой экон. потенциала внутриреспубл. регинов яв-ся промышленность. Наибольший удельных вес в пр-ве пром. продукции имеет Минск, Гомельская и Витебская области.
Отрасл. специализия. регионов
Брестская – пищ. пром-ть., машиностр. и металлообр., легкая, лесная и деревообр. пром-ть.
Гродн. и Минская- хим и нефтехим, пищевая пром-ть, машиностроение.
Могилевская – хим и нефтехим пром-ть, машиностроение, пищевая и легкая пром.
Особенности:
• во всех регионах одна из отраслей специализации – пищевая пром-ть, причем в Брестской и Гродненской областях она занимает 1 место;
• во всех областях, кроме Витебской, видное положение принадлежит машиностроению, а в Минске — это главная отрасль пром-ти;
• большинство регионов (кроме Брестской области и Минска) выделяются высоким уровнем развития хим. и нефтехим. пром-ти, а в Минской и Могилевской областях она значительно преобладает над другими отраслями;
• ведущие в Витебской и Гомельской обл. – отрасли топливно-энергетич. комплекса
• Для отрасл. структуры всех регионов характерно преобладание пр-ва средств производства
Территориальные пропорции с/х производства обусловлены различиями в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовыми ресурсами и основными фондами с/х назначения, почвенными, климатическими, экологическими и др. особенностями.
По производству с/х продукции наибольший удельный вес имеет Минская (24,2 %), Гродненская и Брестская области. С/х специализация регионов:
Зерно и картофель - Минской и Гродненской областей, овощи – Минской и Брестской областей, мясо – Минской, Гродненской и Брестской областей, молоко – Минской, Брестской и Гродненской обл., яица – Минской обл., сахарная свекла, плоды и ягоды – Гродненской, Минской и Брестской областях, льноволокно – Витебской, Гродненской и Минской областях.
Соц.-эк. развитие регионов во многом зависит от наличия производств. инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет ж\д и авто транспорт. Наибольшая плотность железных дорог в Брестской, Витебской и Могилевской обл. Плотность автодорог более высокая в Минской и Гродненской областях. Наименьшую плотность железных дорог имеет Минская обл., автомобильных — Гомельская.
Наблюдается рег. дифференциация обеспеченности учреждениями соц. инфраструктуры. Наиболее благопр. ситуация в Минске, Витебской, Гродненской и Могилевской областях.
Совершенствование рег. структуры определяется общей стратегией формирования хоз. комплекса РБ с учетом приоритетных направлений каждого региона. Гл. цель: достижение структурно-технологической сбалансированности производства, преодоление диспропорций в развитии межотраслевых и региональных хозяйственных комплексов, отдельных отраслей и территорий, эффективное использование имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ регионов.
35.Проблемы перехода от централизованно-планируемой к рыночной экономике
Переход к рынку осущ-ся по след. главным напр-ям: а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б) институц. Преобраз-я (измен-е отношений собственности, становл-е новых субъектов хоз. Деят-ти, создание новых формальных и неформальных правил хозяйств-я); в) структурные преобраз-я (перестройка структуры народного хоз-ва с целью удовл-я платежеспособного спроса); г) форм-е адекватной рын. Хоз-ву системы соц. защиты населения.
2 пути преобразования администр.-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенн создание рын институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действит-ти почти все страны с перех. Эк-кой исп-ют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути.
Переходный период включает три этапа:
• 1) — деформация старого эк-го порядка (ликвидация устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экон системы),
• 2) — становление нов. эк. порядка (созд-е необх усл-ий и нов. структур и механизмов),
• 3) — структурная перестройка (регулирующие возд-я гос-ва и рын механизмов на нац экономику, приводящие все его стуктуры в состояние, отвечающее новым целям).
Опыт стран с перех. Экон-кой показал, что не столько изменение формы собств-ти (приватизация), сколько изменение условий (создание конкурентной среды) определяет экономический рост и эффективность управления предприятиями.
Большое влияние на переходн. процессы оказ-т состояние кадров (кардинальные измен-я в содержаниии знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро).
Другая закономерность переходной экономики – зарождение и интенсивное развиттие новых форм и отношении. Но для этого необх-мо решить ряд проблем: – устранить негативные последствия экон кризиса на первом этапе перех-го периода, развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы, – обосновать перспективную модель нац экономики, – создать законод.-нормативную базу, правовые институты, обеспеч. работу рын отношений, - сформировать развитую систему рын. инфрастр-ры, многообразия финанс учрежд., – провести структурную перестройку экономики, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику, – использовать прямые иностр. инв-и и кредиты для развития экономики, – соверш-ть систему образования и переподготовки кадров, – разработать эффективную систему соц. защиты населения, – повысить эф-ть методов гос регулирования экон. деятельности.
Трансформация экономики Беларуси:
1) 1991-1995 – период глубокого затяжного экон. кризиса,
2) 1996 – 2000 – этап выхода эк-ки из кризисного состояния и углубления рын. отн-й,
3) 2001-2005 и следующие пятилетия – переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.
Проблемы: — слабая гос поддержка предприн. деят-ти, — низкий уровень инвест. привлекат-ти для зарубежных инв-й, — низкий уровнь эф-ти управл-я и экон ответственности собственников приватиз. предпр-й и персонала, — медленно формируется рыночная инфрастр-ра, особенно рынки ценных бумаг, капитала, — проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований.