Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава IX. Заключительные положения



 

Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации

1. Назначение гл. IX комментируемого закона состоит в том, чтобы определить основные начала, на которых происходит переход от прежнего Закона о гражданстве 1991 г. и созданных на его основе правовых и государственных институтов к реализации положений нового комментируемого закона.

2. Многие отношения, регулируемые комментируемым законом, носят длящийся характер. Вследствие этого, введение в действие комментируемого закона могло привести к ситуации, когда отношения, возникшие в период действия прежнего Закона о гражданстве 1991 г., не были завершены до 1 июля 2002 г. В связи с этим, ст. 43 устанавливает, что поскольку положения комментируемого закона применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, то по таким отношениям, которые возникли до введения в действие комментируемого закона, его положения применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения.

3. В соответствии со ст. 42 комментируемого закона документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве, считаются действительными на день вступления в силу комментируемого закона (1 июля 2002 г). Это связано с тем, что до 1 июля 2002 г. на территории РФ действовал Закон о гражданстве 1991 г, на основании которого осуществлялось приобретение, прекращение и оформление гражданства РФ.

Для сохранения юридической силы этих документов необходимо, чтобы они были оформлены надлежащим образом.

4. Так, наличие у ребенка, родившегося до вступления в силу Федерального закона, гражданства РФ по рождению, а также наличие у ребенка, усыновленного (удочеренного) до вступления в силу Федерального закона, гражданства РФ оформляется полномочным органом по заявлению соответственно родителя или усыновителя также с учетом комментируемой статьи.

 

Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Часть 1 ст. 43 определяет порядок так называемой обратной силы, т.е. комментируемый Закон распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

Принцип обратной силы означает, что закон, каким-либо образом улучшающий положение лица, имеет обратную силу, т.е. распространяется на действия лиц, совершавшихся до вступления такого закона в силу. Этот принцип является конституционным, так как вытекает из ст. 54 Конституции РФ.

2. В соответствии с существующей правовой практикой рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с комментируемым Федеральным законом, за одним исключением.

В случае если прежним Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации" был установлен более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства РФ, рассмотрение заявлений и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном указанным Законом РФ.

3. Поскольку переходный период для комментируемого закона, вступившего в силу 1 июля 2002 г., закончился, то нормы комментируемой статьи свою актуальность утратили.

 

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Принятие нового закона неизбежно влечет за собой упразднение положений ранее действовавшего Закона о гражданстве 1991 г., поэтому в комментируемой статье юридически определен момент времени, с которого он утрачивает свою силу, - день вступления в силу комментируемого закона (1 июля 2002 г.).

В ч. 1 ст. 44 комментируемого закона содержится перечень нормативных актов, утративших силу с 1 июля 2002 г. Включение в тексты законов таких норм является традиционным для законодательства России.

Применяя п. 1 ст. 44, нужно учесть, что:

1) с 1 июля 2002 г.:

а) вступает в силу комментируемый закон (см. комментарий к ст. 45 комментируемого закона);

б) утрачивает силу Закон 1991 г.;

в) продолжают действовать нормы гл. II Закона 1991 г. (т.е. ст.18, ч. 3 ст. 19, ст. 20, ст. 41). Они будут действовать до дня вступления в силу специального федерального закона;

2) с этой же даты утрачивают силу правовые акты, прямо перечисленные в п. 1 ст. 44.

Законодательные акты РФ, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень законодательных актов, признаваемых утратившими силу в соответствии с п. 1 ст. 44 комментируемого закона действуют в части, не противоречащей Закону о гражданстве 2002 г.

2. Часть 2 ст. 44 комментируемого закона содержит положение о том, чтобы предложить Президенту и Правительству РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу (до 1 января 2003 г.).

За время, прошедшее со дня вступления в силу комментируемого закона, Президентом утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (14 ноября 2002 г.), Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ и ее составе (14 ноября 2002 г.), а Правительством - Правила расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ при невозможности установления приглашающей стороны (Постановление от 24 октября 2002 г. N 769), постановление Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации".

 

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" был подписан Президентом РФ 31 мая 2002 г., а опубликован в N 22 "Собрания законодательства Российской Федерации" за 2002 г. Ст. 2031 (3 июня).

Комментируемая статья устанавливает порядок вступления в силу данного закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Официальное опубликование (обнародование) законов и других актов общего действия имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что абсолютно необходимо для их реализации. При этом именно официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т.е. тому тексту, который был принят компетентным органом или референдумом и подписан компетентным должностным лицом.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законодательных актов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Данный Закон устанавливает, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства РФ.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

В комментируемый закон были внесены изменения следующими документами:

- Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ;

- Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 301-ФЗ;

- Федеральным законом от 1 октября 2008 г. N 163-ФЗ;

- Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ;

- Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 296-ФЗ;

- Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ;

- Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ;

- Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ;

- Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ.

 

Леонова Н.В.,

 

Пелишенко А.А.,

 

Унтерберг Е.С.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. - М.: Городец, 2006.

*(2) См.: Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. - М., 1995. С. 28.

*(3) См.: Конституционное право России. Екатеринбург, 2001. С. 159-161.

*(4) Договор о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 786.

*(5) См.: Чичерин Г.В. Бюллетень 2-й сессии ЦИК СССР. 1924. N 13. С. 472-474; Кишкин С.С. Указ. соч. С. 19-21; Гайдуков Д. Гражданство СССР. М., 1940. С. 3-6, 33-34; Трайнин И. К вопросу о гражданстве // Советское государство. 1938. N5. С. 63-65 и др.

*(6) См.: Златопольский Д.Л. Указ. соч. С. 244, 246; Русинова С.И. Государственное устройство социалистически стран Европы. М., 1966. С. 116-117.

*(7) См.: Ильинский И.П., Щетинин Б.В. Государственное право стран народной демократии. М., 1964. С. 187-189.

*(8) См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 55-57.

*(9) См.: Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М., 1986. С. 18, 19.

*(10) Комментарий к Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации" / Под общ. ред. Шкатуллы В.И. - М.: Юстицинформ, 2006.

*(11) Розенберг Е. Проект КЗоБСО // Еженедельник советской юстиции. 1925. N 4849. С. 1484.

*(12) Приказ ФМС РФ от 7 декабря 2009 г. N 339 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации".

*(13) Кокотов А.Н. Конституционное право России. Учебник. Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юрист, 2004. С. 166

*(14) Об органах, наделенных компетенцией по вопросам гражданства, см. комментарий к гл. VI и VII настоящего Закона.

*(15) Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

*(16) См.: Свод законов Российской империи. Т. IX. Законы о состоянии. Ст. 1026.

*(17) Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В. Лазарев), 2003.

*(18) Приказ МНС РФ от 12 марта 2004 г. N БГ-3-23/192@ "Об утверждении порядка выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации" // Российская газета. 2004. N 74.

*(19) Положение об Администрации Президента РФ (утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490)

*(20) Указ Президента РФ от 22 мая 2004 г. N 662 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан" // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2025.

*(21) Указ Президента РФ от 22 мая 2004 г. N 662 "Об утверждении Положения об Управлении Президента РФ Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан".

*(22) См. Гражданское процессуальное право России / Под ред. М.С. Шакарян. М., 1998. С. 110.

*(23) См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

*(24) См. Там же.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.