Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место временного содержания. Центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами. Фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (подп. 4 п. 1). 5 страница



На постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"*(44), на что прямо указано в его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ*(45)). Названный Закон согласно его преамбуле устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

11) право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами РФ в соответствии с комментируемым Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Согласно пункту 1 ст. 3 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ)*(46) законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, названный Закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования. Как предусмотрено в п. 1 ст. 16 названного Закона (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 310-ФЗ*(47)), порядок приема в образовательные учреждения, в т.ч. особенности проведения вступительных испытаний для иностранных граждан и лиц без гражданства, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ)*(48) правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется названным Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

12) право на содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).

В отношении данного права следует отметить лишь то, что нормативные правовые акты ФМС России, в т.ч. Административный регламент ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах, не содержат положении, обеспечивающих реализацию этого права;

13) право на обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. в территориальный орган ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории РФ данных лиц.

При этом установлено, что форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Соответствующим актом является Приказ ФМС России от 25 марта 2011 г. N 80 "О проездном документе, выдаваемом беженцу"*(49), которым утверждены Порядок оформления, выдачи и обмена проездного документа; форма бланка проездного документа; описание бланка проездного документа.

В прежней редакции данного пункта (т.е. до внесения Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ изменения) предусматривалось, что эти документы определяются Правительством РФ. Соответственно, ранее действовало Постановление Правительства РФ от 7 октября 1998 г. N 1162 "О проездном документе беженца"*(50), которым были утверждены: Порядок оформления, выдачи и обмена проездного документа беженца; образец бланка проездного документа беженца и описание бланка проездного документа беженца.

Указанное Постановление признано утратившим силу Постановлением от 18 октября 2011 г. N 849 "О некоторых вопросах, связанных со сроком действия проездных документов беженцев, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"*(51), которым также установлено, что: бланки проездного документа беженца, изготовленные до вступления в силу данного Постановления, используются для оформления проездных документов беженцев до их израсходования, но не позднее 1 июля 2013 г.; проездные документы беженцев, оформленные на указанных бланках проездного документа беженца до вступления в силу данного Постановления, действительны до истечения сроков их действия;

14) право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

Основания, условия и порядок приобретения гражданства РФ определены в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации", что и закреплено в его ст. 1. Названный Закона регламентирует прием в гражданство РФ в общем порядке (ст. 13) и прием в гражданство РФ в упрощенном порядке (ст. 14). Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации*(52).

Как отмечалось в справке ВС России "Справка по материалам изучения судебной практики в Российской Федерации, касающейся процедуры определения статуса беженца", рассматривая дела в порядке особого производства, в т.ч. об установлении фактов, имеющих юридическое значение, суды столкнулись со следующими фактами; беженцы, прибывшие с ними члены их семей и ищущие убежище лица, проживая в России в течение ряда лет, не могут зарегистрироваться в месте проживания, поскольку не являются владельцами (собственниками) жилой площади, либо в связи с тем, что владелец арендуемой ими жилой площади не желает подписывать с ними соглашение об аренде или зарегистрировать арендатора на данной жилой площади; в связи с указанным, одним из возможных путей выхода из данной ситуации для беженцев, членов их семей и ищущих убежище лиц является установление в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение (факта проживания);

15) право на участие в общественной деятельности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений являются предметом регулирования Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"*(53), что и закреплено в его ст. 1. Там же предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами РФ в сфере отношений, регулируемых названным Законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ;

16) право на добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 9 комментируемого Закона в случае, если лицо добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным положениям подп. 1 п. 1 ст. 1 данного Закона, то это лицо утрачивает статус беженца;

17) право на выезд на место жительства в иностранное государство.

Согласно части 6 ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 7-ФЗ)*(54) иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории РФ беженцами, могут выезжать из России и въезжать в Россию на основании проездного документа беженца;

18) право на пользование иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Соответственно, перечень прав лица, признанного беженцем, и прибывших с ним членов его семьи, сформулирован открытым. Рассматриваемый пункт согласуется с положением преамбулы к комментируемому Закону о том, что законодательство РФ о беженцах состоит из данного Закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (см. коммент. к преамбуле).

2. Положения п. 2 комментируемой статьи закрепляют следующие обязанности лица, признанного беженцем, и прибывших с ним членов его семьи:

1) соблюдать Конституцию РФ, комментируемый Закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Аналогично сказанному выше (см. коммент. к ст. 6 Закона) следует отметить, что данная обязанность следует непосредственно из норм ст. 15 Конституции РФ, согласно которым: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1); органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2). Равным образом на всех субъектов правоотношений распространяется обязанность соблюдать и иные нормативные правовые акты, нежели законы;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), либо его территориальным органом.

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 6 Закона), согласно п. 2 Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 679, место временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами, является федеральным государственным учреждением ФМС России и предназначено для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, подавших в пункте пропуска через государственную границу РФ ходатайства о признании беженцами на территории РФ, а также прибывших с ними членов семьи на период предварительного рассмотрения ходатайств;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения.

Аналогично сказанному выше (см. коммент. к ст. 6 Закона) следует отметить, что в соответствии с п. 11 Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 679 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 999), размещенные лица должны быть ознакомлены с правилами внутреннего распорядка учреждения и принять на себя обязательства по их соблюдению; правила внутреннего распорядка учреждения и форма обязательства по их соблюдению утверждаются директором учреждения на основании типовых правил внутреннего распорядка учреждения, утверждаемых ФМС России; в случае нарушения размещенными лицами правил внутреннего распорядка учреждения к ним применяются меры предупреждения вплоть до досрочного прекращения срока их временного пребывания в этом учреждении; решение о досрочном прекращении срока временного пребывания в учреждении принимается соответствующим территориальным органом ФМС России;

4) сообщить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. в территориальный орган ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории РФ.

В силу прямого указания в данном подпункте эти сведения должны быть сообщены в течение семи дней. Как предусмотрено в п. 62 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах, беженцы при прохождении переучета предъявляют оформленные в установленном порядке удостоверения беженца, а при изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо разрешения на постоянное проживание на территории РФ - оформленные в соответствии с законодательством РФ документы, подтверждающие эти изменения;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ.

Согласно определению, данному в п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 42-ФЗ)*(55), место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в России - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном названным Законом;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. в территориальном органе ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе ФМС России.

При этом подлежит применению Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", который согласно его ст. 1 регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Россию, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах России либо выездом из России. О понятии места пребывания говорилось выше. Место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в России согласно определению, данному в п. 3 ч. 1 ст. 2 названного Закона, - это жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном названным Законом;

7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. территориальным органом ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона).

Порядок проведения ежегодного переучета беженцев определен Административным регламентом ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах. Наряду с прочим данным документом предусмотрено следующее: территориальным органом ФМС России ежегодно проводится переучет состоящих на его учете беженцев в целях контроля за реализацией ими и прибывшими с ними членами их семей прав и исполнением обязанностей, предусмотренных комментируемым Законом, уточнения правового положения данных лиц на день переучета и наличия оснований для продления им срока признания беженцами; переучет производится одновременно в отношении беженца и членов его семьи (п. 59); сроки проведения переучета, дни и часы приема, а также сотрудники, ответственные за его проведение, устанавливаются руководителем территориального органа ФМС России (п. 60); территориальный орган ФМС России письменно уведомляет беженца о сроках и месте проведения переучета; копия уведомления вместе с квитанцией о его вручении приобщается к личному делу беженца; о проведении переучета может быть объявлено через местные средства массовой информации, при этом письменное уведомление беженца о конкретных сроках и месте проведения переучета осуществляется при его посещении территориального органа ФМС России (п. 61).

Следует также упомянуть о том, что статьей 18.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение беженцем правил пребывания (проживания) в России. Так, в соответствии с указанной статьей (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ*(56)) неисполнение беженцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по новому месту пребывания или месту жительства либо несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства РФ или гражданства (подданства) иного государства влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 500 рублей.

 

Статья 9. Утрата лицом статуса беженца и лишение лица статуса беженца

1. Положения п. 1 комментируемой статьи определяют исчерпывающий перечень оснований для утраты лицом статуса беженца. Эти положения продублированы в п. 71 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах, согласно которому иностранный гражданин утрачивает статус беженца при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 комментируемой статьи:

а) после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ;

б) если снова добровольно воспользовался защитой государства своей гражданской принадлежности;

в) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрел;

г) если приобрел гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

д) если добровольно вновь обосновался в государстве, которое покинул или вне пределов которого пребывал вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным положениями подп. 1 п. 1 ст. 1 комментируемого Закона;

е) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынужден был покинуть по обстоятельствам, предусмотренным положениями подп. 1 п. 1 ст. 1 комментируемого Закона, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;

ж) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные положениями подп. 1 п. 1 ст. 1 комментируемого Закона, в данном государстве более не существуют.

2. В положениях п. 2 комментируемой статьи предусмотрены три основания лишения лица федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), либо его территориальным органом статуса беженца:

1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ.

Вступление приговора в законную силу регламентировано нормами ст. 390 УК РФ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ*(57), действующей с 1 января 2013 г.): приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами (ч. 1); приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть пересмотрен лишь в порядке, установленном главами 47.1, 48.1 и 49 данного Кодекса (ч. 2); в случае подачи жалобы, представления в апелляционном порядке приговор вступает в законную силу в день вынесения решения судом апелляционной инстанции, если он не отменяется судом апелляционной инстанции с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство либо с возвращением уголовного дела прокурору (ч. 3);

2) лицо сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений комментируемого Закона.

Как видно, в данном подпункте определен открытый перечень нарушений положений комментируемого Закона, каждое из которых может являться основанием для лишения лица статуса беженца, что представляется не вполне удачным;

3) лицо привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Данный подпункт введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ, принятым в целях совершенствования законодательства РФ в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Административными правонарушениями, о которых идет речь, являются административные правонарушения, предусмотренные следующими статьями КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ): 6.8 "Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества", 6.9 "Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача", 6.13 "Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры", 6.15 "Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ", 6.16 "Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры", 6.16.1 "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ", 10.4 "Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры", 10.5 "Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры", 10.5.1 "Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры", 20.20 "Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах", 20.22 "Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах".

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. в ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), либо его территориальный орган вручают или направляют уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца данному лицу.

Согласно данному пункту уведомление вручается или направляется в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. В уведомлении должны быть указаны причины принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также порядок обжалования принятого решения. Порядку обжалования соответствующего решения посвящены нормы п. 2 и 3 ст. 10 комментируемого Закона.

4. В пункте 4 комментируемой статьи установлено, что в случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение беженца подлежит сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. в ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), либо в его территориальный орган. При этом предусмотрено, что удостоверение беженца признается данным федеральным органом исполнительной власти недействительным.

Представляется уместным упомянуть, что в соответствии с п. 15 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2011 г. N 356 "Об удостоверении беженца" (о названном документе см. коммент. к ст. 7 Закона), удостоверение беженца также является недействительным в случае:

а) наличия исправлений, подчисток;

б) отсутствия или переклейки фотографии владельца удостоверения;

в) отсутствия записей о продлении срока действия удостоверения при истечении срока его действия, печатей;

г) наличия отметок и записей, не предусмотренных названным Положением.

5-51. Пункт 5 комментируемой статьи закрепляет обязанность лица, утратившего статус беженца или лишенного статуса беженца, и не использующего в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона права на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также не имеющего иных законных оснований для пребывания на территории РФ, по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. территориального органа ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

Данное правило не касается лица, лишенного статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным положением подп. 1 п. 2 данной статьи, т.е. лица, осужденного по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ. В этом случае подлежит применению норма п. 3 ст. 13 комментируемого Закона, согласно которой лицо, лишенное временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории РФ, подлежит выдворению (депортации) за пределы территории РФ после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами РФ.

Кстати говоря, ранее в отношении лица, лишенного временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным положением подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, действовал введенный Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ пункт 5.1 данной статьи, устанавливавший, что такое лицо, не использующее в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона право на обжалование решения о лишении статуса беженца, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ, обязано покинуть территорию РФ совместно с членами его семьи на основании постановления об административном выдворении указанного лица за пределы России в порядке, установленном законодательством РФ. Пункт 5.1 комментируемой статьи признан утратившим силу Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ, которым внесено соответствующее изменение в п. 5 данной статьи.

Согласно пункту 5 ст. 10 комментируемого Закона лицо, получившее уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным положениями п. 1 и подп. 2 п. 2 комментируемой статьи, и использовавшее право на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца в соответствии с указанной ст. 10, обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории РФ.

Как предусмотрено статьей 13 комментируемого Закона:

лицо, получившее уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории РФ в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ (п. 1);

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.