Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации



 

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

1. Основания приобретения гражданства являются отдельной нормой законодательства, регулирующего отношения, связанные с гражданством РФ.

Приобретение гражданства - обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве*(13).

Закон исходит из той предпосылки, что гражданство РФ приобретает либо иностранный гражданин, либо лицо без гражданства. Пункт "а" ст. 11 комментируемого закона допускает приобретение гражданства по рождению, то есть признания права на российское гражданство ребенка, родившегося от граждан РФ, который, также, по сути, является "лицом без гражданства".

2. Рождение является общепринятым основанием приобретения гражданства. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению. Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения

Процедуры приобретения гражданства по рождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других - на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Далии, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе - право почвы.

Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях "право почвы" не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Датой приобретения гражданства по российскому законодательству является дата рождения. Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению, закрепленных в ст. 12 комментируемого закона. Так, например, ребенок будет являться гражданином РФ, если оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ. Любой ребенок, который находится на территории РФ, если родители такого ребенка неизвестны - будет являться гражданином РФ после 6 месяцев после его обнаружения (более подробнее см. комментарий к ст. 14).

3. Прием в гражданство, на основании п. "б" ст. 11 комментируемого закона является одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства. Если основание приобретения гражданства по рождению основано только на факте рождения, то основание, предусмотренное п. "б" комментируемой статьи, предполагает наличие определенной процедуры и выполнение желающим получить гражданство ряда формальностей. Приобретение гражданства РФ в результате приема в гражданство не означает, что гражданином России может стать любое лицо, подавшее заявление в компетентный государственный орган. Предоставление гражданства по упомянутому основанию является правом государства, которое оно применяет, если лицо соответствует определенным специальным условиям. К таким условиям, в частности, относятся наличие определенного срока проживания на территории государства и владение русским языком, а также наличие источника средств к существованию.

Прием в гражданство РФ осуществляется в общем или упрощенном порядке в соответствии со ст. 13-14 комментируемого закона (см. комментарии к данным статьям). Сущность акта приема в гражданство состоит в предоставлении статуса гражданина РФ лицу, обратившемуся с заявлением о приеме в российское гражданство, если указанное лицо отвечает критериям, установленным для приема в гражданство (отказалось от гражданства иностранного государства, имеет легальный источник дохода, проживает на территории РФ на основании вида на жительство, обязуется соблюдать законы РФ).

4. Закон о гражданстве РФ 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства РФ (п. "в" ст. 11). В ст. 15 комментируемого закона указано: "иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство Российской Федерации". Необходимо отметить, что данное основание приобретения гражданства не распространяется на бывших граждан РСФСР - государства, которое входило в состав СССР.

Восстановление в гражданстве происходит в порядке, установленном для приема в гражданство РФ, но имеет более простую процедуру (в частности, срок непрерывного проживания на территории РФ в таких случаях сокращен до трех лет).

5. Помимо фактов рождения, приема в гражданство, его восстановления, появление у лица гражданства может связываться с наступлением иных обстоятельств, в частности заложенных в международных договорах (п. "г" ст. 11).

В комментируемом законе (ст. 17) прямо указана возможность приобретения гражданства при оптации - выборе гражданства при изменении территориальной границы РФ. Кроме того, возможно приобретение гражданства ребенком при приобретении гражданства РФ его родителями (ст. 24) либо при усыновлении его гражданами РФ или установлении над ним опеки или попечительства (ст. 25-26).

К основаниям, предусмотренным международным договором РФ, можно отнести, например, положение о приобретении гражданства РФ лицами, имеющими гражданство страны, с которой имеется соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства (в настоящее время такие правила предусмотрены договорами с Таджикистаном и Туркменистаном). Также Россия имеет обязательства об упрощенном порядке приобретения гражданства лицами, состоящими в гражданстве некоторых стран СНГ (на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.).

Так, например, ПВС ОВД Гвардейского района было обязано выдать Макарчуку Сергею Александровичу, 05.09.1985 г.р., паспорт гражданина РФ, на основании определения СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 18.06.2003 г. N 33-1281/2003. Ранее ПВС ОВД Гвардейского района отказывала в данном действии Макарчуку С.А., на основании того, что он является гражданином Республики Казахстан, должен там получить паспорт, а затем на общих основаниях получить гражданство РФ.

Поскольку в 2000 г. семья Макарчука С.А. переехала из Республики Казахстан на постоянное жительство в Калининградскую область, в 2001 г. мать Макарчука С.А. восстановила российское гражданство, впоследствии также получил гражданство РФ и отец Макарчука С.А.

В соответствии со ст. 11 комментируемого закона гражданство РФ может быть приобретено не только по рождению, в результате приема в гражданство РФ и восстановления в гражданстве РФ, как указал суд, но и по иным основаниям, предусмотренным комментируемым законом или международным договором РФ.

В соответствии со ст. 3 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией от 26 февраля 1999 г., вступившего в силу для России 4 ноября 2000 г., касающегося приобретения гражданства в упрощенном (регистрационном) порядке, при изменении гражданства родителей, вследствие которого оба родителя становятся гражданами другой стороны, изменяется соответственно и гражданство их несовершеннолетних детей.

 

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Приобретение гражданства РФ, закрепленное в комментируемой статье, является самым распространенным и наиболее простым способом стать гражданином РФ. Таким способом приобретается гражданство большинством лиц, проживающих на территории РФ.

Условие, при котором гражданство ребенка определяется гражданством его родителей, зачастую называют "правом крови". Также существует и "право почвы", применяемое в случаях приобретения гражданства лицом, родившимся на территории государства, хотя бы его родители и не имели гражданства этого государства. При этом соблюдается международные требования (Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Международного пакта о гражданских и политических правах). Так, в ч. 1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка закреплено правило, распространяющееся на всех государств участников данной Конвенции о том, что "ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства".

2. По российскому праву в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации рождения является:

- документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды;

- документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой (далее - частнопрактикующий врач), - при родах вне медицинской организации;

- заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи".

Также лицо, присутствовавшее во время родов, может сделать заявление о рождении ребенка устно или в письменной форме работнику органа записи актов гражданского состояния, производящему государственную регистрацию рождения.

Если же данные основания отсутствуют по каким-то причинам, то государственная регистрация рождения ребенка производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.

Государственная регистрация рождения производится на основании ст. 15 вышеназванного закона органом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей). При этом местом рождения ребенка является фактическое место рождения ребенка или наименование места, в котором ребенок был найден. В случае если ребенок родился на судне, в самолете, в поезде или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация рождения должна производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства родителей (одного из родителей) или любым другим органом записи актов гражданского состояния, расположенным по маршруту следования транспортного средства. Местом рождения ребенка при этом указывается место государственной регистрации рождения ребенка. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося в экспедиции, на полярной станции или в отдаленной местности, при которой органы записи актов гражданского состояния отсутствуют - производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства родителей (одного из родителей) или в ближайшем к фактическому месту рождения ребенка органе записи актов гражданского состояния.

На основании ст. 22 ФЗ "Об актах гражданского состояния" в запись акта о рождении вносятся следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, мертворожденный, живорожденный;

- количество родившихся детей (один, двойня или более детей);

- сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка;

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства родителей (одного из родителей);

- сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце;

- фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа или организации, заявивших о рождении ребенка;

- серия и номер выданного свидетельства о рождении.

На основании составленной записи акта о рождении ребенка органом ЗАГСа выписывается свидетельство о рождении, которое выдается лицу, сделавшему заявление о регистрации рождения. Свидетельство о рождении ребенка должно содержать среди прочих сведений о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка и пр.) - гражданство родителей (одного из родителей).

3. Пункт 46 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, устанавливает, что оформление наличия у ребенка гражданства РФ по рождению и при усыновлении (удочерении) осуществляется согласно резолюции руководителя полномочного органа о выдаче ребенку паспорта гражданина РФ, в том числе заграничного паспорта, или путем проставления на бланке свидетельства о рождении ребенка отметки, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации.

Заявление об оформлении наличия у ребенка гражданства РФ по рождению подается родителями, одним из родителей или единственным родителем в полномочный орган*(14) по месту жительства родителей, одного из родителей или единственного родителя либо по месту рождении ребенка. Вместе с заявлением представляются:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- документы, удостоверяющие личность и гражданство родителей или единственного родителя. Если один из родителей является лицом без гражданства, - документ этого родителя, удостоверяющий статус лица без гражданства;

- решение суда о признании одного из родителей безвестно отсутствующим или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения другого родителя (при оформлении наличия гражданства РФ на основании п. "б" ч. 1 ст. 12);

- документ полномочного органа иностранного государства, гражданином которого является один из родителей, подтверждающий отсутствие оснований для предоставления ребенку гражданства этого иностранного государства по рождению. Если ребенок родился на территории иностранного государства, гражданами которого его родители не являются, - также документ полномочного органа этого иностранного государства, подтверждающий отсутствие оснований для предоставления ребенку гражданства этого иностранного государства по рождению (при оформлении наличия гражданства РФ на основании п. "в" ч. 1 ст. 12 в отношении ребенка, родившегося за ее пределами);

- документ полномочного органа иностранного государства (государств), гражданами которого (которых) являются родители или единственный родитель, подтверждающий отсутствие оснований для предоставления ребенку иного гражданства по рождению (при оформлении наличия гражданства РФ на основании п. "г" ч. 1 ст. 12 в отношении ребенка, родившегося на ее территории).

4. Отметка, подтверждающая наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, проставляется на бланке свидетельства о рождении, согласно приказу ФМС РФ от 19 марта 2008 г. N 64 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации".

5. На основании п. 1 ч. 1 ст. 37 комментируемого закона датой приобретения гражданства РФ считается день рождения ребенка.

В соответствии с п. "а" ч. 1 комментируемой статьи ребенок становится гражданином РФ по рождению, если оба его родителя на момент его рождения состояли в гражданстве России. При этом место рождения ребенка значения не имеет. Положения этого пункта корреспондируются с ч. 1 ст. 24 закона, в которой установлено, что ребенок приобретает российское гражданство при приобретении такового его родителями.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. N 118-О "По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав п. "а" ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", действие данного пункта распространяется не только на ребенка (как лица, не достигшего возраста восемнадцати лет), но и на лицо, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами РФ по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно являлось гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы РФ. То есть п. "а" ст. 12 комментируемого закона подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства РФ, и с учетом следующей правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в сохраняющем свою силу постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 комментируемого закона наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Ребенок также приобретет гражданство РФ в случае, когда у него на момент его рождения был только единственный родитель, состоящий в российском гражданстве. Например, ребенок родился у матери-одиночки, и биологический отец ребенка в установленном законом порядке не признал отцовство. В этом случае действует принцип "права крови". Поэтому необходимо устанавливать гражданство обоих родителей или единственного родителя. О принадлежности лица к российскому гражданству, как правило, свидетельствует паспорт гражданина РФ. Но на практике бывают обстоятельства, когда у человека по каким-либо причинам отсутствует паспорт или имеется паспорт гражданина СССР. В таких случаях, опять же наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР в соответствии с ч. 7 ст. 4 комментируемого закона определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Гражданами РФ на основании ст. 5 комментируемого закона признаются лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона, а также лица, которые приобрели гражданство в соответствии с этим Федеральным законом. Поэтому при определении принадлежности к российскому гражданству следует исходить из того, что комментируемый Закон базируется на положениях предшествующего Закона "О гражданстве РФ" 1991 г., по которому гражданами РФ "автоматически" признавались граждане бывшего СССР, имевшие постоянную регистрацию по месту жительства в РФ на 6 февраля 1992 г.

6. В соответствии с п. "б" комментируемой статьи ребенок приобретает российское гражданство по рождению (независимо от места рождения), если на день рождения один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно. Таким образом, здесь определяющую роль играет наличие гражданства РФ у одного из родителей ребенка. Данная норма основана на принципе "права крови". Наличие у ребенка гражданства РФ по рождению оформляется полномочным органом по заявлению родителя - гражданина РФ. В том случае, когда один из родителей является лицом без гражданства, должен быть представлен документ этого родителя, удостоверяющий статус лица без гражданства. В соответствии со ст. 42 ГК РФ признание лица безвестно отсутствующим может быть произведено только судом в порядке особого производства, когда к рассмотрению принимается не иск, а заявление гражданина. Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц. Возможность признания гражданина безвестно отсутствующим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников. Так, например, решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием для расторжения брака в органах ЗАГСа по заявлению второго супруга (ст. 19 СК РФ).

В случае, когда место нахождения другого родителя неизвестно, должно быть представлено заявление одного из родителей, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения другого родителя (п. 19 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

7. В соответствии с п. "в" ст. 12 комментируемого закона ребенок становится гражданином РФ по рождению, в случае, если один из его родителей состоит в гражданстве РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, но при условии, что этот ребенок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. Данной нормой законодатель закрепляет право ребенка на защиту его со стороны государства, а также не допускает возникновения случаев без гражданства. При этом определяющим принципом приобретения гражданства будет являться "право почвы".

Ребенку, один из родителей которого является гражданином РФ, а другой родитель - иностранный гражданин, родившемуся за пределами РФ, на территории иностранного государства, гражданином которого является один из родителей, может быть оформлено российское гражданство в том случае, если будет представлен документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий отсутствие основания для предоставления ребенку гражданства этого иностранного государства по рождению.

Если ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой родитель - иностранный гражданин, родился на территории иностранного государства, гражданами которого его родители не являются, может стать гражданином РФ при условии, если будет представлен документ полномочного органа этого иностранного государства, подтверждающий отсутствие основания для предоставления ребенку гражданства этого иностранного государства по рождению (п. 47 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

Комментируемый закон не предусматривает приобретения гражданства ребенком, если его родители, один из которых является гражданином иностранного государства, на момент его рождения имели постоянное место жительства на территории РФ. Категория постоянного места жительства не задействована в комментируемом законе, что является правильным, поскольку приобретение гражданства не должно быть связано с субъективными понятиями. Кроме того, постоянное место жительства родителей далеко не во всех случаях предполагает постоянное место жительства ребенка.

8. В соответствии с п. "г" комментируемой статьи ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. Ребенок приобретает гражданство при соблюдении следующих условий:

- оба его родителя или единственный его родитель проживают на территории РФ;

- ребенок рожден на территории РФ;

- государства гражданства его родителей или единственного родителя не предоставляют ему свое гражданство.

Определяющее значение здесь имеет "принцип почвы" - факт рождения ребенка на территории России. Тем не менее необходимо доказать обстоятельства того, что государства гражданства родителей (или единственного родителя) отказали в предоставлении гражданства ребенку. Проживание родителей иностранцев или лиц без гражданства - на территории РФ должно бы удостоверено документами: видом на жительство или миграционной картой.

В соответствии с п. 45.5 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, в органы, ведающие вопросами гражданства, необходимо предоставить документ полномочного органа иностранного государства (государств), гражданами которого (которых) являются родители или единственный родитель, подтверждающий отсутствие оснований для предоставления ребенку иного гражданства по рождению. Применяя данную правовую норму, законодатель использует принцип "права почвы".

Следует заметить, что приобретение ребенком впоследствии (например, к моменту установления отцовства) гражданства другого государства не влияет на подлежащее применению законодательство. Им и в этом случае остается законодательство государства, гражданином которого ребенок был по рождению.

9. Часть 2 ст. 12 комментируемого закона дополняет правила о приобретении гражданства по рождению положением о предоставлении гражданства РФ ребенку, находящемуся на ее территории, если его родители неизвестны. Гражданство приобретается, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Если они объявляются, вопрос его о гражданстве решается в порядке ч. 1 ст. 12 или иных положений закона. Данная норма включена в Закон как дополнительная гарантия прав детей, в силу тех или иных обстоятельств оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 48 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ заявление об оформлении наличия гражданства РФ по рождению у ребенка, находящегося на территории РФ, родители которого неизвестны и по истечению шести месяцев со дня обнаружения ребенка не объявились, подается руководителем воспитательного или лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения либо иного аналогичного учреждения, в котором ребенок находится на полном государственном попечении. Указанное заявление подается в полномочный орган по месту нахождения соответствующего учреждения. Вместе с указанным заявлением также должна быть представлена копия свидетельства о рождении ребенка.

 

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство. Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.

В соответствии со ст. 13 комментируемого закона устанавливается общий порядок приема в гражданство РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закон предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают определенным требованиям закона.

Следует напомнить, что в соответствии со ст. 3 комментируемого закона иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; а лицом без гражданства считается лицо, не являющиеся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

При соблюдении правила о достижении восемнадцатилетнего возраста следует обратить внимание, что в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, автоматически приобретает дееспособность в полном объеме с момента регистрации брака, что гарантирует обоим супругам равные правовые возможности. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Дееспособность также можно получить до достижения 18 лет в случае объявления несовершеннолетнего эмансипированным на основании ст. 27 ГК РФ. В соответствии с этой нормой несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (в том числе по контракту), или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

2. Пункт "а" ч. 1 ст. 13 комментируемого закона предусматривает в качестве обязательного условия для обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ - проживание на территории РФ в течение 5 лет непрерывно со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ.

Следует обратить внимание, что именно это обязательное условие для обращения о приеме в гражданство (проживание в течение 5 лет после получения вида на жительство) не распространяется на лиц, перечисленных в п. "б" ч. 1 ст. 14 (при приеме в гражданство в упрощенном (льготном) порядке.

Непрерывность проживания имеет место, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Для подтверждения данного обстоятельства в бланке заявления о приеме в гражданство РФ в общем, упрощенном порядке или восстановлении в гражданстве РФ (п. 21) указывается дата выдачи вида на жительство и перечень выездов за пределы РФ (в том числе страна пребывания, цель поездки, место пересечения границы, вид транспорта и дата).

Согласно ст. 3 комментируемого закона вид на жительство - это документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из РФ и возвращение в Российскую Федерацию.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет по его заявлению и при наличии законных оснований. Заявление о выдаче вида на жительство подается дееспособным иностранным гражданином или лицом без гражданства, достигшим 18-летнего возраста, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявления о выдаче вида на жительство лицу, не достигшему 18-летнего возраста или являющемуся недееспособным, подаются одним из родителей или законным представителем. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения компетентных органов на временное проживание.

В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет. Вид на жительство лицу без гражданства выдается на 5 лет, поскольку является документом, удостоверяющим его личность. Порядок выдачи вида на жительство территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту проживания иностранного гражданина (лица без гражданства) установлен Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, который определяет сроки и последовательность действий ФМС, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ.

Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган Федеральной миграционной службы одним из родителей или законным представителем. Заявление подается иностранным гражданином лично или в электронной форме с использованием единого портала.

Бланк заявления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера) на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, сокращения слов (кроме общепринятых), пропуск обязательных для заполнения реквизитов.

При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет четыре фотографии размером 35/45 мм и следующие документы:

а) документы, удостоверяющие его личность и гражданство;

б) оформленное в установленном порядке разрешение на временное проживание;

в) документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в РФ прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

г) свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт - при его наличии);

д) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в РФ. Подпись ребенка на заявлении должна быть заверена нотариусом;

е) документ, подтверждающий наличие жилого помещения по месту проживания на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;

ж) сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции;

з) документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения РФ, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

При наличии у заявителя и его родственников разных фамилий родственные отношения доказываются соответствующими дополнительно представляемыми документами.

Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, представляется их нотариально заверенный перевод на русский язык.

Заявление не принимается к рассмотрению, если предъявляемый при его подаче документ, удостоверяющий личность, имеет срок действия менее 6 месяцев.

Территориальный орган Федеральной миграционной службы рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче вида на жительство.

По результатам рассмотрения территориальный орган Федеральной миграционной службы принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство. По каждому заявлению принимается отдельное решение.

По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного иностранным гражданином (лицом без гражданства) в территориальный орган Федеральной миграционной службы либо в электронной форме с использованием единого портала. Заявление о продлении вида на жительство должно быть подано не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.

3. Пункт "б" ч. 1 ст. 13 комментируемого закона называет среди условий приема в российское гражданство дачу обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. Это условие реализуется посредством того, что в заявление о приеме в гражданство включена специальная подписка следующего содержания:

"В случае принятия меня в гражданство Российской Федерации обязуюсь быть верным России и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации".

Следует отметить, что данное положение является новым для российского законодательства: ст. 19 Закона 1991 г., регламентировавшая прием в гражданство, такого условия не предусматривала.

Принесение публичной присяги следует положительно оценить с позиций уважения национального самосознания, суверенитета государства и его институтов.

4. По п. "в" ч. 1 ст. 13 комментируемого закона условием приема в гражданство является наличие законного источника средств к существованию. Однако понятие законного источника средств к существованию на уровне закона не раскрыто. В п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ указано, что вместе с заявлением о приеме в гражданство лицо должно представить также один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию.

Документами, подтверждающими наличие такого источника средств к существованию, могут служить:

- справка о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица за 200__ год" по форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС РФ от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников";

- декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа;

- справка с места работы;

- трудовая книжка;

- пенсионное удостоверение;

- справка органа социальной защиты о получении пособия;

- подтверждение получения алиментов;

- справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета;

- свидетельство о праве на наследство;

- справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель;

- иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности.

Кроме того, в самом заявлении (п. 15 заявления) отражается трудовая деятельность за последние пять лет, предшествовавших дате обращения с заявлением (включая учебу в высших, средних, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, военную службу). Если заявитель является предпринимателем без образования юридического лица, то указываются номер свидетельства о регистрации, наименование регистрирующего органа и место выдачи. В случае прохождения военной службы следует указать должность, номер воинской части (учреждения), ее (его) местонахождение.

Пункт 16 заявления требует указания источника средств к существованию, для чего следует назвать все имевшиеся виды доходов за период проживания на территории РФ. Если заявителю назначена пенсия, следует указать вид пенсии, номер удостоверения (свидетельства), кем и когда оно выдано.

В п. 17 заявления указываются источники средств к существованию за период проживания на территории РФ с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением. Сюда вносятся виды доходов и их величина (в рублях или иностранной валюте). При этом в заявлении названы следующие виды доходов: доход по основному месту работы, доход от иной деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, пенсии, стипендии, иные социальные выплаты.

Подтверждение законного источника средств к существованию возможно при условии оформления иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, общие положения о котором установлены в ст. 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

В соответствии п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Вместе с тем закон делает исключение из правила для: постоянно проживающих в РФ, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц, являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; являющихся журналистами, аккредитованными в РФ; обучающихся в России в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; иных категорий иностранных граждан (лиц без гражданства).

Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ утверждены приказом ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11 января 2008 г. "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" и устанавливают порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Россию в порядке, требующем получения визы, и в порядке, не требующем получения визы.

Разрешение на работу выдается территориальным органом Федеральной миграционной службы в пределах квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ (см., например, постановление Правительства РФ от 12 ноября 2010 г. N 895 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год").

Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, осуществляющую в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан, или через своего представителя. И для такой категории работников количество выдаваемых разрешений на работу также ограничивается квотой, которую ежегодно устанавливает Правительство РФ (см., например, постановление Правительства РФ от 12 ноября 2010 г. N 895 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год").

Работодатель, заказчик работ (услуг) или уполномоченное ими лицо подает заявление с приложением необходимых документов и получает оформленные разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, лично при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

Решение о выдаче работодателю, заказчику работ (услуг) или отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимается в течение 30 календарных дней со дня приема документов.

В случае, если для принятия решения о выдаче такого разрешения требуется проведение экспертизы документов, поданных работодателями, заказчиками работ (услуг), такое решение принимается в течение 15 календарных дней со дня получения экспертного заключения, но не позднее 45 календарных дней со дня подачи документов.

Решение о выдаче разрешения на работу либо об отказе в выдаче данного разрешения иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, принимается ФМС России или ее территориальным органом не позднее 10 рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных Административным регламентом.

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

- Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина;

- Цветную фотографию иностранного гражданина размером 30/40 мм;

- Копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника;

- Копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;

- Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

- Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника;

- Копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Для получения разрешений на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, или уполномоченные им по доверенности лица представляют в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

- Заявление о выдаче ему разрешения на работу;

- Документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

- Миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или отметкой территориального органа ФМС России о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

- Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу;

- Трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ (при наличии).

Оформленные разрешения на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, выдаются работодателю, заказчику работ (услуг) или уполномоченному ими лицу. Работодатель, заказчик работ (услуг) или уполномоченное ими лицо расписывается в получении разрешения в журнале выдачи разрешений на работу.

Оформленное разрешение на работу выдается иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, расписывается в получении разрешения в журнале выдачи разрешений на работу.

Привлечение к трудовой деятельности лиц - иностранных работников, у которых отсутствует разрешение на работу, карается действующим законодательством. Так, общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 600 000 рублей за нарушение ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Согласно указанной норме привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Общество обжаловало вынесенное постановление. При его пересмотре судами было установлено, что лицо без гражданства осуществляло трудовую деятельность в обществе, разрешение на работу при этом не выдавалось.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2010 г. оспариваемое постановление изменено в части назначенного административного наказания, размер штрафа уменьшен до 250 000 рублей. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 2010 г. N КА-А40/15778-10 по делу N А40-38887/10-17-221 судебные акты оставлены без изменения.

Необходимо отметить, что законодательно установленный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в России не применяется в отношении граждан Республики Беларусь (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий").

5. Пункт "г" ч. 1 ст. 13 требует для приема в гражданство РФ оформления отказа от имеющегося у лица иного гражданства. Данное положение полностью отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Если лицо является гражданином иностранного государства, с которым Россия заключила соответствующий международный договор, то такой отказ не нужен, лицо сохраняет имеющееся гражданство и одновременно приобретает гражданство России. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется от ветеранов Великой Отечественной войны - граждан бывшего СССР, а также от лиц, имеющих особые заслуги перед Россией.

В п. 7 заявления о приеме в гражданство указываются сведения (и документ, который их подтверждает) либо обязательство об отказе от имеющегося гражданства.

Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ (например, договором об урегулировании вопросов двойного гражданства) или Законом "О гражданстве Российской Федерации" либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Представления указанного документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории РФ, и лиц, имеющих статус беженца на территории РФ.

В соответствии с п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ к заявлению о приеме в гражданство в общем порядке необходимо приложить документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства (или невозможность отказа). Это может быть документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в РФ, копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. Если обращение об отказе от имеющегося гражданства было направлено в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте, то допускается представление квитанции о заказном почтовом отправлении.

6. Последним условием для приема в гражданство в общем порядке является владение русским языком (п. "д" ч. 1 ст. 13), уровень знаний которого устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. Согласно этому Положению необходимо предоставить документ, подтверждающий владение русским языком на уровне достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

а) документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией):

- до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР;

- после 1 сентября 1991 г. - на территории РФ;

б) сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком). Форма сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 15 августа 2008 г. N 237. Порядок выдачи такого сертификата утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. N 765 "Об утверждении порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования".

Сертификат выдается организацией гражданам иностранных государств и лицам без гражданства, успешно прошедшим государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку в порядке, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. N 207 "Об утверждении порядка государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному языку". В соответствии с указанным Приказом тестирование иностранных граждан заключается в объективной оценке уровня владения и степени сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному языку иностранными гражданами в соответствии с федеральными государственными требованиями по русскому языку как иностранному языку, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 463.

Для проведения тестирования создается комиссия по проведению тестирования и конфликтная комиссия. Комиссия по проведению тестирования в составе председателя и членов комиссии формируется из числа профессорско-преподавательского состава, имеющего соответствующее образование, осуществляющего подготовку по дополнительной образовательной программе "Русский язык как иностранный" и опыт работы по проведению тестирования.

Сертификат выдается иностранному гражданину организацией на основании решения комиссии по проведению тестирования, созданной организацией. Сертификат выдается организацией не позднее десяти дней со дня проведения тестирования под личную подпись иностранного гражданина при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, либо иному лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

Перечень образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство РФ, утвержден соответствующим приказом Минобразования РФ от 18 февраля 2004 г. N 735.

в) документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании.

От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются:

- мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет;

- недееспособные лица;

- инвалиды I группы.

Думается, что документальное подтверждение знания основ государственного языка, исторических и культурных традиций страны - достаточно необходимое условие для приема в гражданство.

7. Часть 2 ст. 13 комментируемой статьи облегчает прием в гражданство РФ в общем порядке для некоторых категорий лиц. Это выражается в том, что для них значительно (до одного года) сокращается срок проживания на территории РФ, необходимый для приема в гражданство в общем порядке. Основания такого сокращения строго персонифицированы, для применения сокращенного срока проживания достаточно хотя бы одного из них: если лицо имеет высокие достижения в области науки, техники и культуры, обладает профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ; в случае предоставления лицу политического убежища на территории РФ; в случае признания лица в установленном законом порядке беженцем. При наличии хотя бы одного из перечисленных оснований заявителями должны быть представлены следующие документы:

1) мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или руководителя высшего исполнительного органа государственной власти - губернатора субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ - для тех, кто имеют высокие достижения в области науки, техники и культуры, либо обладают профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ;

2) свидетельство о предоставлении политического убежища - для лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории РФ;

3) удостоверение беженца либо иной документ, подтверждающий признание беженцем - для иностранцев и лиц без гражданства, признанных беженцами в соответствии с законодательством РФ.

Определение понятия "беженец" дано в ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах": "беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений". Для выезда беженца из РФ, передвижения за пределами РФ и возвращения (въезда) в РФ необходимо получить проездной документ. Проездной документ выдается беженцу, а также прибывшим с ним членам его семьи и лицам, в отношении которых беженец осуществляет опеку или попечительство, на срок до трех лет, но не более чем на срок признания иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем. За выдачу проездного документа взимается государственная пошлина. Проездной документ признанному беженцем иностранному гражданину или лицу без гражданства, пребывающему вне пределов РФ, оформляется уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата ФМС России с последующим направлением в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ по месту обращения иностранного гражданина или лица без гражданства с ходатайством о признании беженцем в целях оформления документов для въезда на территорию РФ.

Срок действия проездного документа продлевается на срок, не превышающий срок признания иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем, на основании его письменного заявления, поданного в территориальный орган ФМС России по месту постановки на учет не позднее одного месяца до даты истечения срока действия проездного документа. Это регламентировано приказом ФМС РФ от 25 марта 2011 г. N 80 "О проездном документе, выдаваемом беженцу".

8. В соответствии с ч. 3 ст. 13 комментируемого закона от соблюдения всех условий, установленных для приема в гражданство в общем порядке, освобождается лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.

Особыми заслугами перед Российской Федерацией являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности РФ и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России (п. 12 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ). Следует отметить, что ч. 1 ст. 8 Закона о гражданстве 1991 г. устанавливала, что лицу, не являющемуся гражданином РФ, имеющему выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, в знак признания этих заслуг может быть с его согласия предоставлено почетное гражданство РФ.

Прием в гражданство РФ по ч. 3 ст. 13 осуществляется на основании обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. В обращении указываются особые заслуги лица перед Российской Федерацией, а также обосновывается целесообразность его принятия в гражданство. Для объективной оценки заслуг при решении вопроса о приеме такого лица в гражданство могут быть запрошены дополнительные сведения и заключения от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов РФ. Решение о предоставлении гражданства лицу, имеющему особые заслуги перед Российской Федерацией, принимается Президентом РФ при наличии волеизъявления этого лица.

Отличие положений ч. 3 ст. 13 от п. "а" ч. 2 ст. 13 состоит в разном объеме достижений, имеющихся у лица, обращающегося с заявлением о приеме в гражданство. Пункт "а" ч. 2 ст. 13 подразумевает главным образом профессиональную квалификацию лица, чей научный или иной потенциал может быть полезен для государства. Часть 3 ст. 13 имеет в виду лиц, уже способствовавших повышению международного престижа государства.

9. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет гражданам государств бывшего СССР, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ (а также в других войсках или воинских формированиях) право обращаться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных п. "а" ч. 1 настоящей статьи, т.е. без соблюдения срока постоянного проживания на территории РФ, и без представления вида на жительство.

При приеме в гражданство военнослужащие вместе с заявлением установленного образца должны представить:

- ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

- документ, подтверждающий владение русским языком;

- обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части.

Военнослужащие, проходящие военную службу на территории РФ, подают указанные документы в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту прохождения военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу за пределами РФ, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ. Если военнослужащий по независящим от него обстоятельствам не может лично подать заявление и указанные документы, они могут быть переданы в полномочные органы через другое лицо, либо направлены по почте. При этом подлинность подписи военнослужащего в заявлении и соответствие прилагаемых к заявлению копий документов подлинникам должны быть удостоверены командиром воинской части.

 

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Статья 14 комментируемого закона определяет упрощенный (льготный) порядок приема в гражданство РФ. Сущность упрощенного порядка состоит в том, что он не предусматривает соблюдение пятилетнего срока постоянного проживания на территории России, предусмотренного ч. 1 ст. 13. Данное положение имеет сходство с нормой ч. 2 ст. 13, но оно только сокращает (хотя и значительно) этот срок некоторым категориям лиц. Прием в упрощенном порядке также подразумевает, что лицо, желающее приобрести гражданство, в отдельных случаях может вообще не проживать в России на момент подачи заявления. Таким образом, в соответствии со ст. 14 в гражданство РФ может быть принято лицо, въехавше

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.