Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации



 

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Статья 32 комментируемого закона посвящена порядку подачи заявления по вопросам гражданства РФ. Кроме комментируемого закона этот порядок регламентируют также Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, а также Административный регламент исполнения ФМС функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденный приказом ФМС от 19 марта 2008 г. N 64.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 32 заявление по вопросам гражданства подается по месту жительства заявителя.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Статья 3 Закона от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ. Регистрационный учет граждан РФ введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Место жительства определяется сведениями о регистрации заявителя, указанными в виде на жительство, паспорте гражданина РФ или иных документах.

3. В зависимости от места жительства лица (на территории РФ или за ее пределами) ч. 1 ст. 32 комментируемого закона установлен порядок подачи заявлений по вопросам гражданства.

Если лицо проживает на территории РФ, то на основании п. "а" ч. 1 ст. 32 заявление подается им в территориальный орган Федеральной миграционной службы.

Если лицо проживает за пределами РФ и не имеет места жительства на территории РФ, то в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 32 комментируемого закона заявление подается им в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за ее пределами.

Следует отметить, что полномочия органов ФМС и МИД во многом идентичны, и различие между ними проводится только в отношении круга лиц, заявления по вопросам гражданства, которых могут находиться в работе этих органов.

Соответствующие органы (ФМС или МИД) принимают заявления граждан по вопросам гражданства в пределах своей компетенции, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным комментируемым Законом и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства и составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке. Территориальные подразделения при этом направляют свои заключения в Федеральную миграционную службу, а дипломатические представительства и консульские учреждения - в Министерство иностранных дел РФ.

В порядке п. 35 Положения, ФМС и Министерство иностранных дел РФ составляют заключения на заявление и направляют его вместе с необходимыми документами и материалами в Федеральную службу безопасности РФ.

Федеральная служба безопасности, в свою очередь, осуществляет проверку представленных документов, материалов, а также содержащихся в них сведений в отношении лиц, достигших возраста 14 лет, и дает соответствующее заключение.

В дальнейшем заявление вместе с документами и материалами, включая заключения, направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ для предварительного рассмотрения и подготовки предложений Президенту РФ.

Срок рассмотрения заявлений при этом в Федеральной миграционной службе, ее территориальных органах, Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, Федеральной службе безопасности РФ и ее территориальных органах не должен превысить двух месяцев в каждом из указанных органов.

Решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке, в соответствии со ст. 14, ч. 2 и 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 комментируемого закона, принимаются территориальными органами ФМС по согласованию с территориальными органами Федеральной службы безопасности РФ, а дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ - по согласованию с ФМС и Федеральной службой безопасности РФ.

Решения по вопросам гражданства РФ должны приниматься по каждому заявлению отдельно. Полномочные органы в своих заключениях указывают основания принятия в гражданство РФ и восстановления в гражданстве РФ либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства РФ либо отказа в выходе из гражданства РФ. Решение оформляется на бланке, форма которого утверждается ФМС или Министерством иностранных дел РФ.

4. Часть 2 ст. 32 комментируемого закона устанавливает личный порядок подачи заявлений по вопросам гражданства. Это связано с требованием ст. 33 комментируемого закона об удостоверении личной подписи заявителя должностным лицом, принявшим документы. Кроме того, при приеме заявления необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, оригинал которого подлежит возврату заявителю.

Гражданка Украины, проживающая за пределами РФ, для приема ее в гражданство РФ отправила свои документы по почте в Консульский отдел Посольства России. В ответ на ее письмо в адрес заявителя из консульского отдела Посольства РФ на Украине (г. Киев) отправлено письмо, согласно которого ее заявление о приеме в российское гражданство принято к рассмотрению. В письме также сообщалось, что для получения справки о приеме документов к рассмотрению и последующего получения справки о приеме заявителя в российское гражданство, ей необходимо предоставить еще ряд документов. Получив данное уведомление, заявитель отправила письмо в адрес Консульского отдела РФ на Украине (г. Киев), в котором указала, что для внесения в кассу Консульства РФ консульского сбора приехать в город Киев по уважительным причинам не может. Заявитель попросила предоставить ей банковские реквизиты Консульского отдела Посольства РФ на Украине (г. Киев), для того, чтобы перечислить вышеуказанную сумму через банк. Ответ на свое письмо из Консульского отдела Посольства России на Украине (г. Киев) заявитель не получила и обратилась в суд.

Определением Московского городского суда от 10 августа 2011 г. по делу N 33-24873 было установлено, что заявление и сопутствующие ему материалы не могут быть отправлены по почте, поскольку для оформления приема заявления необходимо личное присутствие заявителя.

Оговорка, согласно которой заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте, содержится в ч. 3 ст. 32 комментируемого закона. Это допускается, если в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявитель не может лично подать заявление. К таким обстоятельствам можно отнести тяжкое заболевание, удостоверенное соответствующим медицинским учреждением, выезд в длительную служебную командировку, что удостоверяется справкой с места работы, и т.д.

Суд, установив обстоятельства имеющие значение для разрешения заявления, с достаточной полнотой проанализировав их, правильно указал, что, как подача заявления о приеме в гражданство РФ, так и оплата госпошлины производятся заявителем лично, это объективно согласуется с требованиями закона регулирующего спорные правоотношения. Доводы о нецелесообразности ее личного присутствия, ввиду значительной удаленности консульского отдела от места ее жительства, не могут являться основанием для освобождения от выполнения законных требований о приеме в гражданство РФ.

Заявление по вопросам гражданства подлежит государственной регистрации. Регистрационный номер проставляется на бланке заявления.

При подаче заявления об изменении гражданства (приеме, восстановлении, выходе) заявителю выдается справка о принятии заявления к рассмотрению, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины или консульского сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) комментируемого закона, на основании которой подано заявление

В соответствии с п. 7 Положения заявление должно быть составлено на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью.

Таким образом, заявление и сопутствующие ему материалы не могут быть отправлены по почте, поскольку для оформления приема заявления необходимо личное присутствие заявителя.

5. Однако, ч. 3 ст. 32 комментируемого закона содержит оговорку, согласно которой заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. Это допускается, если в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявитель не может лично подать заявление. К таким обстоятельствам можно отнести тяжкое заболевание, удостоверенное соответствующим медицинским учреждением, выезд в длительную служебную командировку, что удостоверяется справкой с места работы, и т. д.

Данное заявление лица будет считаться принятым к рассмотрению, в порядке п. 8 Положения, со дня его получения полномочным органом при условии, что это заявление и прилагаемые к нему документы оформлены надлежащим образом.

Подача заявления по вопросам гражданства другим лицом в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 32, должна осуществляться на основании нотариально удостоверенной доверенности, которой представитель уполномочивается на совершение этих действий. При этом подлинность подписи лица, подписавшего заявление об изменении гражданства, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику, также должно быть удостоверено нотариально.

6. Часть 4 ст. 32 комментируемого закона предусматривает еще одно исключение из правил о личной подаче заявлений по вопросам гражданства. Оно касается изменения гражданства ребенка или недееспособного лица. Заявление об изменении гражданства, в таких случаях подается родителями либо другими законными представителями.

Решения по заявлениям об изменении гражданства детей в возрасте до 14 лет и недееспособных лиц в упрощенном порядке, в соответствии с п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, принимаются полномочными органами, при этом согласования с Федеральной службой безопасности РФ и ее территориальными органами не требуется. Также не требуется проведения обязательных проверок органами внутренних дел.

Пункт 44 Положения регулирует порядок хранения и учета дел о лицах, в том числе о детях, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства в упрощенном порядке. Они вносятся в соответствующие электронные базы данных по формам, установленным Федеральной миграционной службой и Министерством иностранных дел РФ. Данные сведения ежеквартально направляются структурными подразделениями, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ соответственно в Федеральную миграционную службу и Министерство иностранных дел РФ, которые также ежеквартально представляют эти сведения в Комиссию.

Министерство иностранных дел РФ направляет также полученные им сведения в Федеральную миграционную службу для ведения общего учета лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ.

Данные, внесенные в электронные базы, хранятся постоянно.

 

Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Статья 33 комментируемого закона регламентирует порядок оформления заявлений по вопросам гражданства. Подробный перечень требований к оформлению заявлений установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 заявление по вопросам гражданства составляется письменно по установленной форме определенной Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (Приложения N 1-7 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым. Ибо неверное прочтение текста заявления может, впоследствии, привести к ошибочным заключениям полномочных органов. Заявление должно быть составлено в двух экземплярах.

В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве, представляется копия свидетельства о перемене фамилии, имени или отчества.

Заявление составляется на русском языке, поскольку он является государственным языком РФ.

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" определяет официальный статус русского языка, как государственного. Часть 6 ст. 1 комментируемого закона устанавливает, что при использовании русского языка, как государственного языка РФ, не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Установление обязательности написания заявления на русском языке подчеркивается его значимость, как государственного языка РФ.

На государственном языке в РФ осуществляется законотворчество, ведутся стенограммы заседаний парламента, правительства, других органов законодательной, исполнительной и судебной власти, публикуются официальные документы, нормативные правовые акты; проводятся выборы и референдумы.

Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ устанавливает обязательное нотариальное удостоверение верности перевода или подлинности подписи переводчика.

Подпись самого заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом территориального органа ФМС или системы МИД РФ.

2. При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу следующие документы:

- документы, удостоверяющие его личность;

- документы, удостоверяющие гражданство;

- документы, удостоверяющие отсутствие гражданства;

- документы, подтверждающие место жительства заявителя.

При этом предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

Пункт 4 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ предусматривает, что заявление лица, удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным паспортом, дипломатическим паспортом или паспортом моряка, не принимается к рассмотрению.

Оригинал предъявляемого заявителем документа, удостоверяющего его личность (паспорт и / или вид на жительство), должен быть возвращен заявителю. К заявлению приобщается копия этого документа, соответствие которой оригиналу проверяется должностным лицом и заверяется его подписью и печатью полномочного органа.

Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (п. 8 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

3. Не всегда гражданин имеет возможность поставить свою подпись под документом. Поэтому комментируемый Закон в ч. 2 ст. 33, учитывая данное обстоятельство, предусмотрел возможность подписи заявления не лицом, его составляющим, а по его просьбе другим лицом. Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе заявление может подписать другой гражданин (такое лицо в гражданском праве называется рукоприкладчик). Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое засвидетельствование, с указанием причин, в силу которых заявитель не мог подписать ее собственноручно.

За пределами РФ запись об удостоверении подписи такого лица вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения РФ.

При этом само заявление заполняется не лицом, ходатайствующим о приобретении или прекращении гражданства, а лицом, которое его подписывает в интересах заявителя.

Приказом Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" установлена форма N 49, удостоверительной надписи на доверенности, выданной гражданином, не могущим подписаться лично вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности.

4. Часть 3 ст. 33 комментируемого закона устанавливает общие правила оформления согласия заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства. Под заинтересованными лицами следует понимать родителей, попечителей, опекунов.

Поскольку производство по делам о гражданстве ведется в письменной форме, такое согласие дается в письменном виде. При этом подлинность подписи лица, дающего согласие, удостоверяется нотариально (если он проживает на территории РФ). В нотариальной практике существует процедура оформления согласия родителя на вывоз другим родителем их общего ребенка за пределы РФ. По аналогии с ней урегулировано и оформление согласия лиц по вопросам приобретения или прекращения гражданства. Сам текст документа составляется в произвольной форме.

Если указанные лица проживают за пределами РФ, подлинность их подписи удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ.

5. В ч. 4 ст. 33 комментируемого закона отмечено, что форма заявления, перечень указываемых в нем сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Приложения N 1-7 к данному Положению содержат формы заявлений, подаваемых в территориальные органы ФМС или дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. При этом установлены специальные формы заявлений об изменении гражданства, в общем, и упрощенном порядке.

Объем сведений, указываемых в заявлениях по вопросам гражданства, охватывает биографические данные заявителя, его трудовую деятельность, семейное положение и наличие родственников (в том числе нетрудоспособных иждивенцев), данные об источниках средств к существованию, длительности проживания на территории РФ, наличии непогашенных судимостей и пр. Также, в конце заявления по вопросам гражданства, делается отметка о предупреждении лица о том, что в соответствии со ст. 22 комментируемого Закона, решение по вопросам гражданства РФ, принятое на основании подложных документов или заведомо ложных сведений подлежит отмене. Подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных подтверждается подписью заявителя или рукоприкладчика.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, варьируется в зависимости от того, какое основание приобретения (прекращения) гражданства используется заявителем, а также от того, в общем или упрощенном порядке будет рассмотрено заявление.

 

Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов

1. Статья 34 комментируемого закона устанавливает важнейшую обязанность заявителя уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В ст. 57 Конституции РФ уплата налогов и сборов провозглашена в качестве одной из основных обязанностей лиц.

Законодательным актом, устанавливающим общие принципы налогообложения, виды налогов и сборов является Налоговый кодекс РФ.

В ст. 8 НК РФ дает определение понятию налогов и сборов: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

2. Видом сборов является государственная пошлина, определение которой дается в ст. 333.16. НК РФ: государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ".

3. Часть 1 ст. 34 комментируемого закона устанавливает, что при подаче заявления по вопросам гражданства (прием, восстановление, выход из гражданства РФ, определение гражданства РФ) взимается государственная пошлина.

Так, согласно подп. 25 п. 1 ст. 333.28 НК РФ за прием в гражданство РФ, восстановление в гражданстве РФ, выход из гражданства РФ, за определение наличия гражданства РФ необходимо оплатить государственную пошлину в размере 2 000 рублей. При этом необходимо учитывать положения ст. 333.29 НК РФ, согласно которой в случае, если физическое лицо в заявлении о приеме (восстановлении) в гражданство (гражданстве) РФ одновременно просит принять (восстановить) в гражданство (гражданстве) РФ своих несовершеннолетних детей, подопечных, государственная пошлина уплачивается как за рассмотрение одного заявления, т.е. в размере 2 000 рублей. Безусловно, данная норма направлена на максимальную защиту прав и охрану интересов несовершеннолетних детей, подопечных. Для осуществления этих функций законными представителями наилучшим образом необходимо следование гражданства детей гражданству родителей с целью беспрепятственного совместного проживания при отсутствии прочих негативных факторов (лишение родительских прав, асоциальное поведение родителей и т.п.). Для государства приоритетным является защита детства, а не получение максимальных доходов в бюджет.

Также ч. 1 ст. 333.28 НК РФ регламентирует размеры государственной пошлины в некоторых других случаях, касающихся вопросов гражданства и связанных с его приобретением или выходом из гражданства РФ, а также въездом в РФ или выездом из РФ:

1) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, - 1 000 рублей (гражданину РФ в возрасте до 14 лет - 300 рублей); паспорта нового поколения - 2 500 рублей (гражданину РФ в возрасте до 14 лет - 1 200 рублей; паспорта моряка, удостоверения личности моряка - 800 рублей;

2) за внесение изменений в паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами территории РФ, паспорт моряка, удостоверение личности моряка - 200 рублей;

3) за выдачу проездного документа беженца или продление срока действия указанного документа - 200 рублей;

4) за выдачу либо продление срока действия иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающему в РФ, визы для:

выезда из РФ - 600 рублей;

выезда из РФ и последующего въезда в РФ - 600 рублей;

многократного пересечения Государственной границы РФ - 1 000 рублей;

5) за предоставление федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, решения о выдаче обыкновенной однократной или двукратной визы, направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, - 400 рублей; решения о выдаче обыкновенной многократной визы, направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, - 600 рублей;

6) за внесение федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, изменений в решение о выдаче визы - 200 рублей;

7) за выдачу, продление срока действия и восстановление виз иностранным гражданам и лицам без гражданства представительствами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимися в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, - в размерах, установленных Правительством РФ (в зависимости от видов осуществляемых действий), но не более 9 000 рублей за выдачу, продление срока действия и восстановление каждой визы;

8) за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранным гражданам или лицам без гражданства - 500 рублей за каждого приглашенного;

9) за выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства - 2 000 рублей;

10) за регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в РФ - 200 рублей;

11) за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в РФ - 1 000 рублей;

12) за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников - 6 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника;

13) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства - 2 000 рублей;

14) за выдачу документов, необходимых для установления и (или) выплаты трудовой пенсии и (или) пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пенсионным законодательством РФ, - 20 рублей за каждый документ.

При этом в случае приема в гражданство РФ физических лиц, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств и остающихся в результате этого лицами без гражданства, государственная пошлина не уплачивается (ст. 333.29 НК РФ).

Также государственная пошлина не уплачивается:

- при приеме в гражданство РФ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- за выдачу гражданину РФ, местом жительства которого является Калининградская область, документов по вопросам гражданства.

За регистрацию по месту жительства в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей, совместно переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, государственная пошлина не уплачивается.

4. Часть 2. ст. 3 НК РФ устанавливает правило, согласно которому налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Также НК РФ не допускает устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

5. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ в п. 24 предусматривает представление лицом, выходящим из гражданства РФ в общем порядке на основании ч. 1 ст. 19 комментируемого закона, вместе с заявлением о выходе из гражданства представления документа налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Такой документ в соответствии с Порядком выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства РФ, утвержденным приказом МНС РФ от 12 марта 2004 г. N БГ-3-23/192@, выдается налоговым органом РФ по последнему месту жительства физического лица на территории РФ (РСФСР) на основании письменного заявления физического лица в произвольной форме и копий документов, удостоверяющих личность физического лица и подтверждающих последнее место жительства данного физического лица на территории РФ (РСФСР) по месту нахождения соответствующего налогового органа.

В течение десяти дней налоговые органы рассматривают представленные заявителем документы и принимают решение о выдаче справки об отсутствии задолженности по уплате налогов.

В случае отсутствия у физического лица задолженности по уплате налогов налоговым органом заявителю выдается справка об отсутствии задолженности по уплате налогов следующего содержания:

"(Наименование налогового органа) сообщает, что сведения о наличии задолженности гражданина (фамилия, имя, отчество полностью, серия, номер, дата и место выдачи паспорта или иного документа, его заменяющего), проживавшего по адресу (указывается адрес), по уплате налогов отсутствуют".

Данная справка выдается заявителю или его представителю, действующему на основании доверенности, либо направляется заявителю по почте.

6. В случае неуплаты налогов их взыскание производится в судебном порядке. В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств физического лица (ст. 45 НК РФ).

7. Статья 39 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) устанавливает общие положения о консульском сборе. В соответствии с ней консульское учреждение может взимать за совершение консульских актов на территории государства пребывания сборы и пошлины, предусматриваемые законами и правилами представляемого государства. При этом суммы, собираемые в форме сборов и пошлин, и квитанции о получении таких сборов и пошлин освобождаются в государстве пребывания от всех налогов, сборов и пошлин.

8. Часть 2 ст. 34 комментируемого закона устанавливает случаи, в которых не возвращаются госпошлина и консульский сбор:

а) при отклонении заявлений по вопросам гражданства РФ по основаниям ст. 16 комментируемого закона;

б) при отказе в выходе из гражданства РФ по основаниям ст. 20 комментируемого закона.

 

Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Статья 35 комментируемого закона регламентирует порядок принятия решений по вопросам гражданства РФ, в зависимости от того, в общем или упрощенном порядке рассматриваются соответствующие заявления, а также кем, каким исполнительным органом рассматривается заявление (полномочными органами ФМС или МИД) предусмотрен разный порядок производства по делам о гражданстве.

2. Часть 1 ст. 35 комментируемого закона устанавливает, что решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке, такие, как прием в гражданство, предусмотренные ст. 13 комментируемого закона, восстановление в гражданстве (ст. 15), и выход из гражданства РФ (ст. 19 и ч. 1 ст. 26), принимаются Президентом РФ.

Прием в гражданство РФ в соответствии с ч. 3 ст. 13 комментируемого закона осуществляется на основании обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица субъекта РФ и при наличии заявления лица, имеющего особые заслуги перед Российской Федерацией.

Перед представлением Президенту РФ, обращение и заявление о приеме в гражданство направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, а затем в Федеральную службу безопасности РФ для получения заключения.

Президент РФ в пределах своей компетенции решает вопросы приема в гражданство РФ, восстановления в гражданстве РФ, выхода из гражданства РФ в общем порядке, а также отмены решений по вопросам гражданства РФ. Также Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов в связи с исполнением Федерального закона.

3. Часть 2 ст. 35 комментируемого закона устанавливает срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства и принятия решений о приеме в гражданство и о выходе из гражданства РФ в общем порядке. Эти процедуры должны быть закончены в течение одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Это не говорит о том, что принятие в гражданство происходит по истечении одного года. Этот срок устанавливается для рассмотрения заявлений и не должен превышать один год. Поэтому можно сделать вывод, что заявление может быть рассмотрено и за месяц, и за два месяца.

При этом в п. 35 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ предусмотрено, что срок рассмотрения заявлений в ФСБ России и ее территориальных органах, ПВУ, ГУВДРО СОБ МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ в ФМС и ее территориальных органах не должен превышать двух месяцев в каждом из указанных органов.

Дата приема документов проставляется должностным лицом, осуществившим прием, для чего на бланках заявлений по вопросам гражданства заготовлены соответствующие параметры. Кроме даты приема указывается занимаемая должность, специальное звание и фамилия должностного лица. Бланки заявлений подписываются начальником органа внутренних дел и заверяются гербовой печатью.

О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, заявитель уведомляется полномочным органом в течение месяца со дня издания Президентом РФ соответствующего указа.

4. Часть 3 ст. 35 комментируемого закона регулирует порядок принятия решений о приеме и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке федеральными органами исполнительной власти.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" ч. 3 ст. 35 изложена в новой редакции, в которой более четко прописаны случаи, в каких решения о приеме в гражданство РФ и выходе из гражданства РФ принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами, а в каких - федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами России.

На территории РФ решения о приеме в гражданство и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке принимаются Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами.

Заявления по вопросам гражданства принимаются в соответствии со ст. 32 комментируемого закона, Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ и Административным регламентом исполнения ФМС функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ.

В соответствии с п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке принимаются территориальными органами ФМС по согласованию с территориальными органами ФСБ РФ. Решения по заявлениям об изменении гражданства детей в возрасте до 14 лет и недееспособных лиц в упрощенном порядке принимаются полномочными органами без согласования с ФСБ и ее территориальными органами и без проведения проверок органами внутренних дел.

5. За пределами РФ решение о приеме в гражданство и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, которым является Министерство иностранных дел РФ, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

На данные органы возложены полномочия принятия решений о приеме в гражданство, на основании ч. 1 и 6 ст. 14, а также ч. 3 ст. 26 комментируемого закона:

1) иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста восемнадцати лет, обладающих дееспособностью, если они:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 г.

2) детей и недееспособных лиц, которые являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, если:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.

3) ребенка, усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство.

Также система органов, ведающих вопросами иностранных дел, вправе принимать решения о выходе из гражданства, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 19 комментируемого закона:

1) лица, проживающего на территории иностранного государства;

2) ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином.

6. Порядок исполнения решений по вопросам гражданства установлен разделом V Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, он является общим как для территориальных органов ФМС, так и для органов системы МИД при условии, что исполнение решений осуществляется органами ФМС в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями - в отношении лиц, проживающих за пределами РФ.

7. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства и принятие по ним решений органами системы МИД также как и органами ФМС осуществляется, на основании ч. 4 ст. 35 комментируемого закона, в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех документов.

В соответствии с п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, решения по вопросам гражданства принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство и восстановления в гражданстве либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства либо отказа в выходе из гражданства. Решение оформляется на бланке, форма которого утверждается ФМС или МИД РФ. Решения утверждаются (подписываются) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.

Сокращенный срок рассмотрения заявлений связан с меньшим объемом проверочных мероприятий и перечнем инстанций, через которые проходит дело об изменении гражданства. В этот срок входит рассмотрение материалов в определенных законодательством полномочных органов не свыше двух месяцев в каждом.

8. В ч. 5 ст. 35 комментируемого закона закреплены общие требования к оформлению решений по вопросам гражданства РФ:

а) в письменном виде;

б) с указанием оснований их принятия.

В решении указываются подтвержденные документально обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований и выполнении условий приобретения гражданства РФ, предусмотренных комментируемым Законом.

9. Заявитель уведомляется о решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в упрощенном порядке полномочным органом в течение месяца со дня принятия решения.

В подтверждении о приеме в гражданство РФ лицу, достигшему возраста 14 лет, выдается паспорт гражданина РФ.

Сведения о приобретении гражданства РФ ребенком в возрасте до 14 лет, проживающем за пределами РФ, вносятся в заграничный паспорт родителя (паспорта родителей), состоящего (состоящих) в гражданстве РФ. По просьбе родителя такому ребенку может быть также оформлен паспорт гражданина РФ.

Отметка, подтверждающая наличие у ребенка гражданства РФ, проставляется в верхней левой четверти оборотной стороны свидетельства о рождении ребенка или на свободном поле нотариально заверенного перевода на русский язык свидетельства о рождении, выданного полномочным органом иностранного государства. Если на территории субъекта РФ оформление свидетельства о рождении осуществляется на двух государственных языках, должностное лицо производит заверенную отметку в том же порядке на чистом листе бумаги формата А5, скрепленном со свидетельством о рождении. Над отметкой производится запись о серии и номере свидетельства о рождении.

В случае прекращения гражданства РФ, лицу, которому разрешен выход из гражданства РФ, в том числе ребенку, выдается справка.

При этом подлежат изъятию паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт. Сведения о ребенке, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, содержащиеся в паспорте его родителей, сохраняющих гражданство РФ, аннулируются в соответствии с п. 41 Положения путем внесения записи "сведения о (ФИО ребенка) аннулированы" на свободном поле страниц, содержащих сведения о детях, заверенной подписью сотрудника и печатью полномочного органа. Отметка на бланке свидетельства о рождении, подтверждающая наличие гражданства РФ, аннулируется путем проставления штампа установленного образца.

Лицу, проживающему на территории РФ, у которого прекращено гражданство РФ, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства (п. 42 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

Пункт 44 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ регулирует порядок внесения сведений о лицах, в том числе о детях, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства в упрощенном порядке в соответствующие электронные базы данных. Они вносятся по формам, установленным Федеральной миграционной службой и Министерством иностранных дел РФ. Указанные сведения ежеквартально направляются территориальными органами ФМС, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ соответственно в Федеральную миграционную службу и Министерство иностранных дел РФ, которые также ежеквартально представляют эти сведения в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

 

Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Статья 36 комментируемого закона устанавливает порядок принятия к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства.

Следует отметить, что Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" 1991 г. специальных положений о повторной подаче заявлений по вопросам гражданства не предусматривал.

Считаем важным напомнить случаи отклонений заявления лица по вопросам гражданства. Так, в соответствии со ст. 16 комментируемого закона заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ могут быть отклонены. В частности, отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности РФ;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с Федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания)".

В ст. 20 комментируемого закона содержатся основания отказа в выходе из гражданства РФ. Так, выход из гражданства РФ не будет допущен, если гражданин РФ:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом (уплата налогов, несение военной службы);

б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

2. Заявления по вопросам гражданства могут отклоняться и в тех случаях, когда представленные заявителем сведения и документы не подтверждают обстоятельств, при наличии которых допустимо изменение гражданства. Произвольного, безосновательного отклонения заявлений по вопросам гражданства Закон не предусматривает; более того, ст. 39 комментируемого закона предоставляет возможность судебного обжалования решений об отклонении заявлений по вопросам гражданства.

Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется указом Президента РФ или оформляется заключением иного полномочного органа, принявшего указанное решение, либо заключением вышестоящего полномочного органа.

3. Часть 1 ст. 36 комментируемого закона гарантирует, что лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства, имеет право вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

Таким образом, всякое лицо имеет возможность повторно обращаться с заявлением об изменении гражданства по тому же основанию, повторно ходатайствовать о приеме, восстановлении, выходе из гражданства РФ.

Возможность повторного обращения с заявлением по вопросам гражданства связывается с истечением определенного периода времени, что влечет изменение обстоятельств, послуживших основанием для отклонения ранее поданного заявления. Например, лицу было отказано в приеме в гражданство по п. "д" ст. 16 (наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленное преступление), но в течение года эта судимость была снята в порядке, установленном УПК РФ. Таким образом, основание для отклонения заявления отпало, и лицо может подавать новое заявление о приеме в гражданство.

При этом повторное заявление по вопросам гражданства подается в том же порядке с учетом изменений тех обстоятельств, которые ранее послужили основанием для отклонения прошлого заявления. Ранее подданное заявление и обстоятельства, по которым оно было в свое время отменено, при новом рассмотрении заявления не должно учитываться.

Закон о гражданстве не предусматривает количество поданных заявлений по вопросам гражданства в полномочные органы.

4. Часть 2 ст. 36 комментируемого закона устанавливает исключение из правил о повторной подаче заявлений по вопросам гражданства по прошествии года со дня принятия предыдущего решения. Это связывается с наличием обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю. Таким образом, законодатель считает заявителя невиновным в тех обстоятельствах, о которых он не мог знать, они не отвечают общему принципу законодательства: "Незнание закона не освобождает от ответственности". Следовательно, данному заявителю не нужно ждать годичного срока. Повторное заявление от такого лица может быть принято к рассмотрению без соблюдения какого-либо срока. Он имеет право подать заявление по вопросам гражданства сразу же после отпадения неизвестных ему ранее обстоятельств, в любое удобное для него время.

 

Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации

1. Часть 1 ст. 37 комментируемого закона регламентирует порядок установления даты приобретения гражданства РФ в зависимости от оснований приобретения гражданства.

В соответствии со статьей 12 комментируемого закона ребенок приобретает гражданство РФ со дня его рождения, при наличии соответствующих обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 12 (см. комментарий к ст. 12). Таким образом, дата приобретения гражданства ребенка совпадает с датой его рождения.

В тех случаях, когда приобретение гражданства осуществляется в отношении ребенка, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны (ч. 2 ст. 12), необходимо соблюдение шестимесячного срока со дня его обнаружения, но дата приобретения им гражданства приравнивается к дате его рождения, так как правила ч. 1 ст. 37 распространяются на все случаи приобретения гражданства по рождению.

2. Если гражданство РФ приобретается на основании ч. 2 или ч. 4 ст. 26 (при усыновлении (удочерении) ребенка лицами, имеющими гражданство РФ или иное гражданство), датой приобретения гражданства ребенка считается день его усыновления (удочерения). Законодатель не придает значения, где проживает усыновленный ребенок: в России или за ее пределами. При этом ст. 26 комментируемого закона ставит лишь одно условие приобретения гражданства РФ усыновленного (удочеренного) ребенка - это заявление усыновителя, являющегося гражданином РФ. Заявление пишется по форме, предусмотренной в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. В данном заявлении также необходимо указывать сведения о другом родителе (усыновителе) ребенка, который не является гражданином РФ. Заявление должно быть подписано обоими усыновителями.

Вместе с заявлением в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ должны быть представлены следующие документы:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- вид на жительство или иной документ, подтверждающий проживание ребенка на территории РФ (при его наличии);

- свидетельство об усыновлении;

- документы, удостоверяющие личность и гражданство усыновителей или единственного усыновителя. Если один из усыновителей является лицом без гражданства, - также документ этого усыновителя, удостоверяющий статус лица без гражданства.

3. В соответствии с ч. 4 ст. 26 комментируемого закона, если в течение одного года со дня усыновления ребенка супружеской парой, где один из супругов имеет гражданство РФ, а другой - гражданство иностранного государства, от усыновителей не поступит заявления о приобретении гражданства ребенком, он приобретает гражданство РФ в том случае, если он и усыновители проживают на ее территории.

Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 37 комментируемого закона вне зависимости, когда будет подписано заявление об оформлении наличия гражданства РФ при усыновлении (удочерении), датой приобретения гражданства РФ является день усыновления (удочерения) ребенка. Процедура подписания заявления об оформлении наличия гражданства РФ при усыновлении (удочерении) ребенка является лишь простой, но необходимой формальностью.

4. Приобретение гражданства по иным основаниям (прием в общем или упрощенном порядке, восстановление в гражданстве) возможно со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве, решения о приобретении гражданства. Приобретение гражданства в порядке оптации должно соотноситься со сроками, предусмотренными международным договором, по которому происходит изменение государственной принадлежности территории.

В соответствии с п.п. 16.11. и 17.8. Административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ лицу, в отношении которого состоялся Указ Президента РФ или территориального органа ФМС о приеме (восстановлении) в гражданство Российской Федерации, выдается паспорт гражданина РФ в установленные миграционной службой сроки, (см. Административный регламентом ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ), либо сведения о ребенке вносятся в паспорт (паспорта) родителя - гражданина РФ, а также в свидетельство о рождении в порядке, установленном упомянутом выше "Административным регламентом по учету паспортов".

5. Часть 2 ст. 37 определяет дату прекращения гражданства РФ, соотнося ее с днем принятия решения о прекращении гражданства органом, уполномоченным на рассмотрение таких вопросов.

Следует отметить, что ст. 42 Закона 1991 г. содержала более простую норму об определении дат приобретения или прекращения гражданства, во всех случаях приравнивая их ко дню выдачи полномочным органом соответствующего документа заявителю.

При отмене гражданства в соответствии с п. 9.14, 19.18. и 19.19. "Административного регламента по исполнению ФМС государственной функции" территориальный орган извещает заявителя о принятом решении и направляет в случае необходимости уведомление в военный комиссариат по месту жительства заявителя в отношении лица, подлежащего снятию с воинского учета. Лицу, в отношении которого состоялось решение о выходе из гражданства РФ, выдается справка установленного образца, а паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный паспорт, вкладыш в свидетельство о рождении (при их наличии) изымаются, и производится оформление соответствующего вида на жительство. Справка о прекращении гражданства РФ выдается заявителю лично в месячный срок со дня принятия решения по делу.

Лицу, проживающему на территории РФ, у которого прекращено гражданство РФ, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства в порядке, установленном законодательством РФ, куда также могут быть внесены сведения о ребенке, которому оформлен выход из гражданства РФ.

 

Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Комментируемый Закон в ч. 2 ст. 7 прямо предписывает всем государственным органам России, всячески содействовать тому, чтобы "гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации". Им вменяется в обязанность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Статья 38 конкретизирует полномочия органов, ведающих делами о гражданстве, устанавливая порядок исполнения ими решений по вопросам гражданства РФ. В настоящее время принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ и Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве, содержащие нормы об исполнении принятых решений.

2. Часть 1 ст. 38 предусматривает обязанность органов, ведающих делами о гражданстве, сообщать заинтересованным лицам о принятых ими решениях.

При этом под полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ ч. 1 ст. 28 комментируемого закона понимается:

а) Президент РФ;

б) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

в) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Таким образом, исполнение решений по вопросам гражданства возложено на те органы, к полномочиям которых относится соответствующая категория дел по вопросам гражданства. Определение круга дел по вопросам гражданства, относящихся к полномочным органам определены ст. 29-31 комментируемого закона (см. комментарии к данным статьям).

3. Первый этап исполнения решения по вопросам гражданства подразумевает сообщение полномочным органом о принятии заявления к рассмотрению заинтересованным лицам. К кругу заинтересованных лиц относятся непосредственно заявитель, законные представители несовершеннолетних (родители, усыновители, опекуны или попечители, администрация детского воспитательного учреждения), законные представители недееспособных лиц (опекуны, попечители).

При приобретении гражданства РФ ребенком, один из родителей которого приобретает гражданство РФ, а другой имеет иное гражданство, заинтересованным лицом следует признавать не только родителя, подающего заявление о приеме ребенка в гражданство одновременно с ним, но и второго родителя.

Административный регламент исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ предполагает (п. 16.10. и 17.6.), что должностное лицо территориального органа извещает заявителя о принятом решении.

При принятии решения по заявлению о приобретении гражданства РФ лица, имеющего иное гражданство, полномочный орган, исполняющий такое решение, должен проинформировать соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ либо полномочный орган соответствующего иностранного государства. Такая информация направляется путем уведомления полномочного органа в произвольной форме, содержащего основания принятия решения.

При принятии решения по заявлению родителя, проживающего на территории РФ, о приобретении гражданства РФ его ребенком, проживающим за пределами РФ, территориальный орган ФМС, принявший такое решение, должен проинформировать Министерство иностранных дел РФ. Он направляет в МИД РФ уведомление в произвольной форме, содержащее основания принятия решения и сведения о месте проживания ребенка, для выдачи ребенку паспорта гражданина РФ.

4. Вторым этапом исполнения решений по вопросам гражданства является выдача лицам, в отношении которых принято решение об изменении гражданства, соответствующих документов. При приобретении гражданства должен быть выдан паспорт гражданина РФ (или проставление отметки в виде штампа в бланке свидетельства о рождении ребенка).

Сведения о ребенке в возрасте до 14 лет, приобретшем гражданство РФ и проживающем за пределами РФ, вносятся в заграничный паспорт родителя (паспорта родителей), состоящего (состоящих) в гражданстве РФ. По просьбе родителя такому ребенку может быть также оформлен паспорт гражданина РФ.

При этом о выдаче ребенку паспорта гражданина РФ дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ информирует территориальный орган ФМС, принявший решение о приеме ребенка в гражданство РФ. При обращении в указанный территориальный орган родителя, проживающего на территории РФ, с заявлением о выдаче его ребенку паспорта гражданина РФ, в случае если ребенок пребывает на территории РФ на законных основаниях, паспорт гражданина РФ выдается ребенку этим территориальным органом.

При прекращении гражданства лицу выдается справка о выходе из гражданства РФ. Справка оформляется на бланке полномочного органа, исполняющего решение по заявлению о выходе из гражданства РФ, и подписывается руководителем или иным должностным лицом этого полномочного органа (с указанием своей должности). На справке проставляется гербовая печать полномочного органа. Паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт и вкладыш в свидетельство о рождении (при их наличии) лица, которому разрешен выход из гражданства РФ, подлежат изъятию. Сведения о ребенке, которому разрешен выход из гражданства РФ, содержащиеся в паспорте его родителя, сохраняющего гражданство РФ, аннулируются (п. 41 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ). Лицу, проживающему на территории РФ, у которого прекращено гражданство РФ, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 38 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ в случае изменения места жительства заявителя в период рассмотрения его заявления, информация о принятом по его заявлению решении направляется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению, в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для исполнения решения.

5. Часть 2 ст. 38 возлагает контроль за исполнением решений по вопросам гражданства на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД РФ).

Данный контроль имеет ведомственный характер, поскольку непосредственное исполнение решений осуществляется их структурными подразделениями низшего звена. Осуществление контроля выражается, в частности, в праве вышестоящих органов проверять и отменять решения, вынесенные нижестоящими органами. Кроме того, ФМС и МИД РФ обязаны информировать Президента о ходе исполнения решений и контролирующих мероприятиях. Ежеквартальное представление необходимой информации предусмотрено Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Сведения о лицах, в том числе о детях, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства в упрощенном порядке, ежеквартально направляются территориальными органами ФМС, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ соответственно в ФМС и МИД РФ, которые также ежеквартально представляют эти сведения в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

МИД РФ также направляет полученные им сведения в ФМС для ведения общего учета лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ.

Кроме ведомственного контроля за исполнением решений по вопросам гражданства РФ комментируемым Законом предусмотрено судебное обжалование принятых решений (см. комментарии к гл. VIII).

 

Глава VIII. Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации

 

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Глава VIII комментируемого закона предусматривает возможность обжалования как решений по вопросам гражданства РФ, так и действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

2. Конституция РФ в ст. 46 гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину РФ, иностранному гражданину и лицу без гражданства в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Речь в данном случае идет о судебной защите всех прав и свобод человека и гражданина, независимо от гражданства, закрепленных как в Конституции, так и в других нормативных актах РФ. На это прямо указывается в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура". В этом постановлении сказано: Право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.

Гарантия судебной защиты означает, во-первых, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, во-вторых, обязанность последнего рассмотреть эту жал

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.